обрезать деревья в саду, размещать крупную бытовую электротехнику и WiFi-оборудование на верхнем этаже (чердаке) дома и т.д. (030). Кроме того, всем клиентам (физическим лицам и предприятиям) рассылаются специальные метеооповещения (по SMS, электронной почте) в случае опасности резких климатических изменений.
С целью изменить образ жизни людей специалисты АХА разрабатывают продукты, адаптированные к запросам клиентов, которые хотят быть экологически ответственными, и продукты, которые побуждают страхователей быть экологически ответственными. В частности, в 2015 г. была запущена программа гражданского страхования «Assurance citoyenne». Ее страховые продукты должны помочь страхователям легче преодолеть энергетический переход (страховые пакеты, поддерживающие использование ВИЭ, замену бытовой техники на энергоэффективные модели, замену автомобиля с бензиновым двигателем на автомобиль с гибридным или электрическим двигателем и т.д.).
Г. В. Семеко
2016.02.032. ЭЙЕР Э. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ВО ФРАНЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. HEYER É. Fiscalité des entreprises en France: Un état des lieux et quatre propositions // Rev. de l'OFCE. - P., 2015. - N 139. - P. 89-127.
Ключевые слова: Франция; налогообложение; обязательные отчисления; налог на прибыль; взносы в систему социального страхования; издержки предприятий; конкурентоспособность.
Автор, директор департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры (L'Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE), рассматривает проблемы современной системы налогообложения предприятий и дает рекомендации по ее совершенствованию.
По уровню обязательных отчислений (налогов и взносов в систему социального страхования) Франция находится в числе лидеров среди стран ОЭСР. По оценкам Казначейства, в 2012 г. сумма обязательных отчислений, выплачиваемых предприятиями, составила 14,1% ВВП, что выше среднего показателя по странам ОЭСР, равного 9,4% ВВП. У Германии соответствующий показатель ниже 9% ВВП (с. 94). По оценкам автора, на предприятия при-
ходится примерно 1/3 общей суммы всех обязательных отчислений (с. 92).
Позитивным моментом является то, что высокий уровень обязательных отчислений предприятий во Франции оставался относительно стабильным с 1978 г. (в диапазоне от 13,8 до 14,7% ВВП) (с. 91). В отличие от этого в некоторых промышленно развитых странах (ПРС) этот уровень сильно колебался (например, в Испании, Великобритании, Японии).
Сравнительно высокое бремя обязательных отчислений, которое несут французские предприятия, обусловлено главным образом значительными социальными взносами. Именно этим обстоятельством, по мнению экспертов, вызваны ослабление конкурентоспособности промышленности в последние 20 лет, дефицит торгового баланса, снижение нормы прибыли компаний и т.д. В соответствии с таким обоснованием президент Франции Ф. Олланд предложил в 2014 г. план экономических реформ на ближайшие три года: так называемый Пакт ответственности. В нем предусмотрены меры по сокращению обязательных отчислений предприятий на 40 млрд евро в период до 2017 г. (на 2% ВВП), в том числе на 30 млрд евро за счет уменьшения отчислений с зарплаты и на 10 млрд. за счет отмены налога «социальный взнос солидарности» (contribution sociale de solidarité) и сверхналога на прибыль (surtaxe de l'impot sur les société)
Уровень налогового бремени, которое несут французские предприятия (5% ВВП), несколько выше среднего по странам ОЭСР - 3,9% ВВП в 2012 г. и соответствующего показателя Германии - 2% ВВП (с. 95).
Высокие налоговые отчисления предприятий, однако, не имеют высокого коэффициента полезного действия. Хотя во Франции номинальные ставки по налогу на прибыль самые высокие в Евросоюзе и среди стран ОЭСР, по сумме поступлений по данному налогу страна находится на уровне ниже среднего. В 2012 г. сумма соответствующих налоговых поступлений составила всего 2,5% ВВП - это 11-е место в ЕС (с. 96). Такой разрыв между номинальными ставками налога на прибыль и налоговыми поступлениями, указывает автор, является следствием использования (с целью стимулирования) огромного числа исключений из общих правил налогообложения - налоговых вычетов, налоговых кредитов, механиз-
мов освобождения от налога или сокращения его суммы. Все они уменьшают налогооблагаемую базу и соответственно сумму налоговых поступлений. Низкая отдача от налога на прибыль во Франции объясняется также более низким уровнем прибыльности французских предприятий по сравнению с предприятиями других развитых стран.
Что касается обязательных отчислений на социальное страхование, которые переводят работодатели и наемные работники во Франции, то их доля в ВВП в 2012 г. достигала 17%, что существенно выше, чем в других ПРС (в среднем 9,1% ВВП). При этом разрыв с США и Великобританией достигает 10 проц. пунктов ВВП, по сравнению с другими европейскими странами разрыв меньше: с Испанией - 5 п.п., с Италией - 3,5 п.п. и с Германией -2,5 п.п. (с. 98).
Во Франции, в отличие от многих ПРС (кроме Дании), почти половина социальных взносов приходится на предприятия. Однако разрыв с другими ПРС по доле в ВВП социальных отчислений, оплачиваемых работодателями, менее существенный, чем по доле всех социальных отчислений в ВВП. Так, разница со странами зоны евро составляет 2,5 п.п. ВВП, а с США и Великобританией -6 п.п. (с. 99).
Высокий уровень социальных отчислений хотя и влияет на трудовые издержки, сам по себе не может объяснить снижение конкурентоспособности Франции и деградацию ее торгового баланса с конца 1990-х годов. Автор делает этот вывод исходя из анализа динамики трудовых издержек в расчете на единицу продукции во Франции и странах-конкурентах в период до кризиса 2008 г. и в период после кризиса. В первый период (1999-2007) конкурентоспособность Франции, оцененная с помощью трудовых издержек на единицу продукции, снизилась только относительно Германии и даже несколько повысилась относительно отдельных стран зоны евро. Между тем сальдо торгового баланса Франции уменьшилось от профицита в 1,5% ВВП до дефицита в 1% ВВП (с. 101).
Что касается социальных отчислений, оплачиваемых предприятиями, то различия в динамике их доли в ВВП Франции и других ПРС были очень незначительными и поэтому не могут в полной мере объяснить снижение конкурентоспособности Франции.
Главная причина утраты конкурентных позиций Франции относительно Германии не связана с различием в динамике социальных взносов предприятий. Она, считает автор, состоит в умеренном росте зарплаты в Германии в начале 2000-х годов.
В докризисный период французские экспортные цены росли примерно теми же темпами, что и германские, и немного медленнее, чем экспортные цены других стран зоны евро. Одним из объяснений такой динамики, по мнению автора, является то, что французские компании выравнивали свои экспортные цены относительно германских с целью ограничить потери в ценовой конкурентоспособности, обусловленные дезинфляционной стратегией Германии. В итоге имело место замедление роста экспортных цен, которое в контексте неблагоприятной эволюции трудовых издержек на единицу продукции оказало негативное влияние на уровень прибыльности французских предприятий.
Кризис 2008 г. изменил конкурентную стратегию стран зоны евро. Германия отказалась от стратегии конкурентной дезинфля-ции, а Испания и Португалия, напротив, использовали ее для укрепления своей конкурентоспособности. В результате за пять лет им удалось снизить показатель трудовых издержек на единицу продукции относительно ВВП: в 2014 г. он был соответственно на 6 и 14% ниже среднего по зоне евро уровня (с. 103).
Для укрепления конкурентоспособности Франции первое правительство президента Фр. Олланда взяло курс на сокращение издержек предприятий, связанных с высокими обязательными отчислениями. Наиболее ярким проявление этого курса стали введение так называемого «налогового кредита конкурентоспособности и занятости» (crédit d'impôt compétitivité emploi, CICE) и меры Пакта ответственности по сокращению налогового бремени и взносов по социальному страхованию. По мнению автора, они создают «шок предложения», по своему масштабу не имеющий себе равных в экономической истории Франции.
Пакт ответственности обеспечивает в краткосрочном периоде трансферт доходов от домашних хозяйств к предприятиям. CICE действует в том же направлении, но косвенным образом. Теоретически снижение издержек предприятий должно отразиться на ценах, в частности экспортных, и привести к укреплению конкурентоспособности, росту экспорта и ограничению импорта. Конечной
целью Пакта ответственности является создание условий для долгосрочного роста производства и занятости. В целом предполагается, что до 2018 г. будет создано 210-230 тыс. рабочих мест, что позволит снизить безработицу (с. 110).
Автор считает маловероятным, что реальные события будут развиваться по такому сценарию в силу сложившихся во французской экономике и в экономике стран-партнеров ситуации. Для его реализации необходимы следующие условия: 1) достаточно высокий экономический рост в странах-партнерах должен стимулировать их внешний спрос на французскую продукцию, что даст возможность Франции компенсировать сокращение внутреннего спроса из-за трансферта доходов от домашних хозяйств к предприятиям; 2) страны-партнеры Франции не должны использовать аналогичную французской политику стимулирования конкурентоспособности; 3) сокращение бремени обязательных отчислений предприятий должно привести к снижению цен на продукцию, а не к повышению нормы прибыли предприятий.
На сегодняшний день эти три условия не выполняются. Германия вновь начала проводить политику конкурентной дезинфля-ции, темпы роста в мире остаются низкими, жесткая бюджетная политика в странах зоны евро способствует сокращению покупательной способности домашних хозяйств и т.д.
В этой связи автор формулирует четыре предложения по реформированию налогообложения предприятий: 1) налоговая база налога на прибыль должна быть более широкой, а номинальные ставки - более низкими; 2) финансирование общих семейных пособий должно осуществляться за счет специального налога (он именуется «contribution sociale généralisée», CSG), а не за счет взносов на социальное страхование; за счет последних допускает финансирование только пособий людям, которые платили социальные взносы (пенсии по старости, пособия по безработице, пособия в случае болезни или утраты трудоспособности и т.д.); 3) желательно отменить разграничение социальных взносов на те, которые платят работодатели и наемные работники: они имеют общую природу и основаны на оплате рабочей силы; это сделает модель финансирования социальных отчислений более прозрачной, понятной и стимулирующей; 4) следует скорректировать CICE и Пакт ответственности, чтобы ограничить их негативное влияние на спрос, а также
определить единую цель, на решение которой направлен Пакт, вместо нынешних двух - максимизация занятости и повышение конкурентоспособности предприятий.
Г. В. Семеко
2016.02.033. ШЁБЕРЛЬ-ФЛОМАЙЛ К., ШТАДЛЕР М., ШМОЛЛ А. ФОРМИРУЕМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ.
SCHÖBERL-FLOMAIL C., STADLER M., SCHMOLL A. Zukunft gemeinsam gestalten // Die Bank. - Köln, 2015, - N 6. - S. 52-54.
Ключевые слова: опрос клиентов; общность; краудсорсинг; внедрение на рынок; банковские инновации; инновационный менеджмент..
В современных условиях инновации играют центральную роль в обеспечении выживания и роста любого предприятия, указывают немецкие специалисты. Так, в условиях все более жесткого конкурентного окружения преимущество в области банковских инноваций является важным фактором успешной работы на рынке. Последовательный и непрерывный поиск новых идей является постоянной целью банков и составляет основу их стратегии, направленной на удовлетворение потребностей клиентов. Руководствуясь этой целью, банки стали все чаще привлекать своих клиентов к активной разработке новых продуктов.
Инновационный процесс, конечно, предполагает немалые расходы, и при этом не всегда удается правильно оценить риски, связанные с внедрением инноваций. Опыт показывает, что вероятность провала новых идей чрезвычайно велика, и лишь незначительная часть этих идей реализуется на рынке в виде новых продуктов. При этом часто оказывается, что почти половина новых продуктов не принимается потребителями и впоследствии изымается с рынка. Это свидетельствует о том, что для целенаправленного инновационного процесса в банке требуется профессиональный инновационный менеджмент.
Всякий инновационный процесс начинается с этапа получения и обработки информации. Сам процесс проходит три стадии: поиск идеи, ее испытание и реализация. Специалисты считают, что при поиске новых продуктивных идей в банке должны вестись специальные исследования в соответствующих маркетинговых от-