Научная статья на тему '2017. 03. 024. Предварительный итог пятилетнего правления Ф. Олланда / дюкудр Б. , мадек П. , пелеро Э. , план М. , сампоняро Р. Le bilan preliminaire du quinquennat de F. Hollande / Ducoudre B. , Madec p. , Peleraux H. , plane M. , Sampognaro R. // document de travail de l’ofce-sciences po. - p. , 2016. - n 26. - 31 p'

2017. 03. 024. Предварительный итог пятилетнего правления Ф. Олланда / дюкудр Б. , мадек П. , пелеро Э. , план М. , сампоняро Р. Le bilan preliminaire du quinquennat de F. Hollande / Ducoudre B. , Madec p. , Peleraux H. , plane M. , Sampognaro R. // document de travail de l’ofce-sciences po. - p. , 2016. - n 26. - 31 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 024. Предварительный итог пятилетнего правления Ф. Олланда / дюкудр Б. , мадек П. , пелеро Э. , план М. , сампоняро Р. Le bilan preliminaire du quinquennat de F. Hollande / Ducoudre B. , Madec p. , Peleraux H. , plane M. , Sampognaro R. // document de travail de l’ofce-sciences po. - p. , 2016. - n 26. - 31 p»

2017.03.024. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ ПЯТИЛЕТНЕГО ПРАВЛЕНИЯ Ф. ОЛЛАНДА / ДЮКУДР Б., МАДЕК П., ПЕЛЕРО Э., ПЛАН М., САМПОНЯРО Р.

Le bilan préliminaire du quinquennat de F. Hollande / Ducoudre B., Madec P., Peleraux H., Plane M., Sampognaro R. // Document de travail de l'OFCE - Sciences PO. - P., 2016. - N 26. - 31 p.

Ключевые слова: Франция; экономический рост; экономическая политика; безработица; занятость; государственные финансы.

Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE) анализируют итоги пятилетнего президентства Ф. Олланда в области экономической политики.

В момент прихода к власти Ф. Олланда (май 2012 г.) экономика страны находилась в плачевном состоянии (высокая безработица, кризис государственных финансов, падение темпов роста и т.д.), но с конца 2015 г. многие эксперты отмечают улучшение экономической конъюнктуры. Рост ВВП Франции за период с 2012 г. по первый квартал 2016 г. составил 3,8%. Примерно половина этого роста была обеспечена расходами домашних хозяйств, на которые приходится 60% ВВП. Вклад в рост ВВП инвестиций предприятий (валового накопления основного капитала), составляющих 13% ВВП, оценивается в 1,1 п.п. (с. 5). Вклад расходов государственных администраций и внешней торговли равен соответственно +0,8 и -1,6 п.п. (с. 6). Анализ динамики производства по отраслям показывает сильный спад в строительстве (сокращение на 5,3% с середины 2012 г.) и рост в промышленности (+4,0%) и сфере рыночных услуг (+4,9%) (с. 7), что соответствует тенденциям в европейской экономике.

Авторы выделяют четыре фактора, влиявшие на экономический рост: бюджетная политика, ценовая конкурентоспособность, денежно-кредитные условия и цена на нефть. Бюджетная консолидация во Франции и Европе в 2012-2016 гг. имела негативный эффект, замедлив рост в среднем на 0,8 п.п. в год (с. 9). Одновременно политика бюджетной экономии, уменьшая спрос, усиливала рецессивные процессы. Замедление роста в странах с развивающимся рынком и ограничение доступа к кредитам также затрудняли выход Франции из спада. В противоположном направлении дей-

ствовали такие факторы, как снижение цены на нефть, введение налогового кредита (crédit d'impôt pour la compétitivité et l'emploi, CICE) и первые шаги по реализации Пакта ответственности и солидарности (Pacte de responsabilité et de solidarité)1.

Экономическая политика, направленная на снижение затрат предприятий на рабочую силу, способствовала сокращению доли заработной платы в ВВП на 1 п. п. за период со второго квартала 2012 г. до начала 2016 г. (с. 11). Это отразилось на покупательной способности домохозяйств, которая в 2016 г. (в расчете на одно домохозяйство) оставалась ниже уровня 2010 г. на 350 евро (с. 13). Вместе с тем усилия по поддержке предприятий позволили остановить снижение прибыли и обеспечили ее рост в промышленности до исторического уровня начала 2000-х годов. Кроме того, с конца 2015 г. промышленные предприятия начали расширять инвестиции, хотя в строительстве они продолжают сокращаться. Девальвация евро по отношению к доллару США, наряду с фискальными мерами, позволила улучшить ценовую конкурентоспособность французских промышленных предприятий.

В начале пятилетия Олланда основной акцент в политике правительства был сделан на повышении обязательных отчислений (налогов и социальных взносов). По оценкам, за счет введения в действие в 2012-2013 гг. ряда правительственных решений, в том числе принятых при Н. Саркози, обязательные отчисления предприятий и домашних хозяйств выросли на 52,3 млрд евро (16 млрд евро приходится на рост налогов на предприятия и 32 млрд - налогов на домашние хозяйства, в основном подоходного налога, налога на имущество и социальных взносов) (с. 22). По мнению авторов, политика по укреплению конкурентоспособности и поддержке предприятий имела слабый краткосрочный и достаточно сильный долгосрочный (пятилетний) эффект, в то время как результат повышения налогов был краткосрочным.

В результате Великой рецессии и действия автоматических стабилизаторов резко увеличился дефицит государственного бюджета (за 2007-2011 гг. с 2,5 до 5,1% ВВП) и государственный долг Франции (в 2011 г. на 20,8 п.п., т.е. до 85,2% ВВП), что превышало

1 Принят в 2013 г. и нацелен на восстановление конкурентоспособности предприятий и снижение безработицы. - Прим. реф.

требования Маастрихтского договора (с. 18). В этих условиях одной из целей политики Олланда стало восстановление равновесия государственных финансов. Программа бюджетной стабильности на 2016-2019 гг. предусматривает снижение бюджетного дефицита на 2,4% ВВП за пятилетие и уровень госдолга в размере 96,5% ВВП в 2017 г., что означает его повышение на 6,9 п.п. за 20122017 гг. (с. 19)

В 2014 г. при урегулировании государственных расходов правительство сосредоточилось на поддержке предприятий с целью восстановления их конкурентоспособности и прибыли. Повышение бремени обязательных отчислений предприятий в предшествующие годы с лихвой компенсировалось за счет С1СЕ и мер, предусмотренных в Пакте ответственности и солидарности. Однако налоговое давление на домашние хозяйства продолжало расти, в частности из-за увеличения налога на добавленную стоимость в 2014 г. (за 2014-2017 гг. рост налогов составил почти 15 млрд евро) (с. 21). В целом за 2012-2017 гг. рост обязательных отчислений оценивается в 42,6 млрд евро, в том числе связанный с решениями правительства Олланда - в 27,1 млрд. При этом за годы правления Олланда обязательные отчисления предприятий уменьшились на 20,6 млрд евро, а домашних хозяйств, напротив, выросли на 35 млрд евро (с. 22).

Правительственная стратегия в отношении обязательных отчислений сказалась на динамике их доли в ВВП: за 2009-2013 гг. этот показатель достиг исторического максимума (44,8% ВВП), а затем стабилизировался и стал медленно снижаться (с. 21). Курс на урегулирование государственных расходов привел к сокращению темпов их роста в 2013-2017 гг. до 0,5% в год против 2,0% в среднем в год в 2000-2011 гг. (с. 22).

Ситуация в области государственных финансов представляется довольно благоприятной для Франции по сравнению с другими странами ЕС. Хотя госдолг в 2015 г. достиг 96,1% ВВП, он сопоставим с госдолгом других европейских стран: средний показатель по ЕС составил 93%, а в отдельных странах он гораздо выше (например, в Италии - 132,7% ВВП, в Бельгии - 106% ВВП). Госдолг быстро уменьшается только в одной европейской стране -Германии. Если в 2010 г. госдолг Франции был примерно таким же,

как у Германии (около 81% ВВП), то в последующие годы у Франции он вырос на 15 п.п. ВВП, а у Германии снизился на 10 п.п. ВВП.

Главным вызовом в пятилетие Олланда была высокая безработица. С начала 2008 г. и до второй половины 2012 г. из-за финансово-экономического кризиса и роста численности экономически активного населения численность безработных достигла 2,65 млн человек, увеличившись на 751 тыс. человек (на 2,5 п.п.). В дальнейшем (до начала 2016 г.) рост численности безработных замедлился. Достигнув максимума (10%) в начале 2013 г., уровень безработицы стабилизировался (c. 23).

Наибольшее сокращение рабочих мест наблюдалось в промышленности и строительстве. При этом создание рабочих мест в секторе самозанятости и некоммерческом секторе не компенсировало разрушение рабочих мест в ведущих отраслях. Лишь с начала 2015 г. (с повышением темпов роста экономики) наметилась тенденция к росту рабочих мест в сфере услуг и стабилизация ситуации в промышленности и строительстве.

Чтобы стимулировать экономический рост и исполнить предвыборные общения Олланда, с начала 2012 г. правительство приняло ряд фискальных мер (введение CICE и принятие Пакта ответственности и солидарности), направленных на снижение затрат предприятий на рабочую силу, что, по оценкам экспертов, должно способствовать созданию или сохранению примерно 230 тыс. рабочих мест в период до 2017 г. Кроме того, были утверждены механизмы поддержки работодателей, создающих рабочие места для безработных, в частности временная премия малым и средним предприятиям за создание рабочих мест (prime temporaire à l'embauche). Однако премия имела очень слабый позитивный эффект, если оценивать его по количеству трудоустроенных безработных (от 20 до 40 тыс. человек). Итоги введения в действие так называемого «контракта поколения» (contrat de génération)1 оказались разочаровывающими: с января 2013 по апрель 2016 г. было

1 Трудовой контракт предусматривает заключение коллективных трудовых соглашений на предприятиях с численностью занятых более 50 человек и финансовую помощь предприятиям (с численностью занятых менее 300 человек), которые берут на работу молодежь по бессрочному трудовому соглашению, а также сохраняют квалифицированных работников старших возрастов и нанимают таких работников. - Прим. реф.

заключено всего 57 тыс. контрактов, хотя первоначальная цель составляла 500 тыс. В то же время отмечался значительный рост занятых по «контракту с поддержкой» (contrat aidé)1 (+113 тыс. человек со второго квартала 2012 г. до начала 2016 г.) (с. 28). В начале 2016 г. правительство объявило об утверждении плана профобуче-ния 500 тыс. безработных с низким уровнем квалификации. Но, по мнению авторов, он вряд ли спасет положение. Хотя профобучение позволяет повысить индивидуальные шансы на трудоустройство, макроэкономический эффект от плана, скорее всего, будет несущественным и кратковременным.

В целом за пятилетие численность безработных (по определению МОТ), по оценкам, выросла на 100 тыс. человек, несмотря на создание 720 тыс. рабочих мест (с. 25). Однако при расчетах безработицы по определению МОТ не учитываются люди, работающие на условиях неполной занятости, отчаявшиеся найти работу безработные и другие категории населения с неблагоприятными условиями занятости. По состоянию на первый квартал 2016 г. численность таких людей достигла 6 млн человек, что на 8% больше, чем четыре года назад (с. 29-30).

Оценивая перспективы развития экономики Франции в 2017 г., авторы указывают на негативное влияние мировой конъюнктуры, которая остается крайне неопределенной из-за выхода Великобритании из ЕС и проблем в банковском секторе стран зоны евро (особенно Италии). Тем не менее во Франции ожидается более благоприятная, чем в предшествующие годы, позитивная экономическая динамика.

Г.В. Семеко

2017.03.025. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ: ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ. Décentralisation: Sortons de la confusion. Repenser l'action publique dans les territoires. Rapport de l'Institut Montaigne. - P.: Institut Mon-

1 Трудовой контракт, по которому работодатель получает помощь в прямой или косвенной форме (в форме субсидий, освобождения от социальных взносов, помощи на профподготовку и т.д.). Его главная цель - сократить издержки на наем безработных в особо трудном положении и молодежи и на их профобучение. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.