лелеяли идею распространения среди крестьян государственных запасов этого металла как эффективного средства борьбы с голодом» (с. 387). Таким образом, мировая торговая динамика, сделавшая возможным столь значительный приток серебра сначала из Японии, а позднее - из Южной Америки, прошла мимо внимания администрации.
Династия Цин (1644-1911), на короткое время (до 1661) возобновив выпуск бумажных денег, вернулась к медной монете. Следующий опыт печатания бумажных денег приходится на середину Х1Х в., когда восстание тайпинов вызвало серьезные финансовые осложнения.
Обозревая историю денежного обращения в Западной Европе, Ли Шицяо подчеркивает различие подходов к монетарной политике в Китае и на Западе, хотя «многие дебаты... имели отдаленные параллели в Китае» (с. 374).
К.Б. Демидов
2015.04.048. ЮАНЬ ЦЗЯДУН. ВТОРЖЕНИЕ ЯПОНСКОГО КНЯЖЕСТВА САЦУМА НА РЮКЮ И ИЗМЕНЕНИЯ В ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ.
YUAN JIADONG. The Japanese Satsuma invasion of Ryukyu and the changes in East Asian geopolitics // Social science in China. - Beijing, 2013. - Vol. 34, N 4. - P. 118-138.
Ключевые слова: Япония; Китай; Рюкю; Сацума.
Юань Цзядун (Северо-восточный педагогический университет, Гирин) исследует изменения, которые на рубеже XVI-XVII вв. происходили в региональной геополитике в Восточной Азии. Мощь империи Мин сокращалась по ряду внутренних и внешних причин, в то же время наблюдался подъем Японии после ее объединения Тоётоми Хидэёси. Чтобы достичь влияния на материке, Хидэёси развязал две наступательные войны против Кореи в 1592 и 1597 гг. После его смерти при Токугава Иэясу Япония осуществила нападение на другого вассала минского двора - Королевство Рюкю.
К моменту объединения Японии княжество Сацума (правящий дом Симадзу) управляло не только южной частью Кюсю (современные префектуры Кагосима и Миядзаки), но и начало распространять свое влияние на центральную и северную часть
острова. Перед угрозой поглощения князья северной части Кюсю обратились к Хидэёси за помощью. Тот потребовал от князя Си-мадзу прекратить экспансию, а после отказа военной силой поставил Кюсю под свой контроль. После разгрома княжество Сацума значительно сократилось в размерах и утратило большую часть доходов. Экспедиция на Рюкю, посредничество в отношениях сё-гуната с которым к этому моменту стало монополией княжества, таким образом, должна была отвлечь воинов клана от неблагоприятной внутренней обстановки в княжестве и упрочить единство самураев клана. Помимо этого, в начале XVII в. Иэясу ненадолго возложил обязанности посредника в общении с Рюкю на правителя Хирадо Мацуура Сигэнобу, и Симадзу Иэхиса, правитель Сацума с 1602 г., должен был опасаться за монополию в посредничестве с Рюкю.
В 1372 г. король Рюкю Тю Дзан стал вассалом минского двора. С 1508 г. Сацума также начинает претендовать на частичный контроль над Рюкю и требует, чтобы местные суда плавали только при наличии лицензии, выдаваемой княжеством. В течение последующих десятилетий правители Рюкю не спешили выполнять это требование, что послужило одним из поводов к будущему военному конфликту. В 1575 г. Рюкю направило в Сацума посланцев с поздравлениями по случаю вступления во владение нового князя, однако послы были подвергнуты жесткой критике за опоздание, а также недостаточность даров.
В 1588 г. во время встречи князя Сацума, Симадзу Ёсихиро, с Тоётоми Хидэёси последний высказал пожелание, чтобы силами княжества Королевство Рюкю было поставлено под контроль Японии, а в 1590 г. - сам направил послание королю Сё Нэй с требованием уплаты дани, угрожая военным вторжением. Во время первой экспедиции на Корейский полуостров от короля потребовали поставить запас риса для армии на десять месяцев, и Сё Нэй подчинился, однако не располагая таким количеством риса, вынужден был половину взять в долг у князя Сацума. Неуплата долга стала дополнительным поводом для карательной экспедиции.
После смены власти в Японии Токугава Иэясу также потребовал от короля Рюкю уплаты дани и, получив отказ, повелел Си-мадзу Ёсихиро направить на архипелаг войско. Помимо повышения престижа Японии и земельных приобретений, Иэясу, по
мнению Юань, стремился также через Рюкю восстановить торговые отношения с Китаем.
В 1606 г. Симадзу Иэхиса начал обсуждать со своими вассалами план нападения на острова Амами. В том же году план нападения одобрил и Иэясу. В начале 1609 г. 3 тыс. солдат Сацума на 100 кораблях отправились в сторону островов Амами. Силы Рюкю превосходили армию Сацума на 1 тыс. человек, однако воины княжества были лучше вооружены (включая огнестрельное оружие) и имели большой боевой опыт в войнах эпохи Сэнгоку. После падения замка Сюри на о. Окинава король и его приближенные были вынуждены сдаться. В том же году сегунат подтвердил право Са-цума на контроль над Рюкю. Король Сё Нэй был доставлен в Эдо для встречи с сегуном, который сообщил, что королевство будет сохранено.
Князь Сацума предъявил королю 15 требований, среди которых было ограничение внешнеторговых связей королевства, контроль за назначениями административного аппарата, выплата ежегодной дани Сацума. Требования были приняты. В 1624 г. Княжество Сацума решило ослабить контроль над назначениями, и королевству удалось несколько усилить свои позиции серией реформ аппарата внутреннего управления. Однако окончательно выйти из-под контроля Японии ему не удалось.
Рюкю продолжало выплачивать Сацума дань в объеме 123 700 коку риса в год, что сделало совокупный доход княжества вторым в Японии (после Кага) (с. 132). Вскоре княжество Сацума вновь решило взять контроль над королевством и стало назначать своих представителей-управляющих. В 1629 г. эта должность была учреждена на о-вах Мияко, в 1631 г. - на Окинава, в 1632 г. - на Яэяма. В 1634 г. сегунат повелел королю Рюкю отказаться от титула и именоваться кокуси (губернатор).
Таким образом, королевство оказалось в двойной вассальной зависимости - от Минского двора и Японии одновременно. Однако существовала, по мнению Юань, существенная разница в отношениях данничества с династией Мин и с княжеством Сацума. Отношения Китая с соседями были неравными только на первый взгляд. На самом деле это была только особенная культурная форма поддержания добрососедских отношений, а также процедура для разрешения торговых отношений. Даже дань можно назвать таковой
только условно, поскольку ответные дары со стороны китайского двора многократно превосходили по стоимости. Вмешательства во внутренние дела стран при этом со стороны Китая не происходило.
По мнению Юань Цзядуна, Япония использовала Рюкю, чтобы создать новую геополитическую структуру в Восточной Азии. Эта структура фактически копировала систему отношений «Китай - варвары», но в качестве центра выступала бы сама Япония. Обмен послами с Кореей также воспринимался в этом ключе. Юань Цзядун утверждает, что уже в начале эпохи Токугава властители Японии вынашивали планы внешней экспансии, и экспедиция на острова Рюкю служит тому наглядным подтверждением, поскольку кроме признания вассалитета от королевства потребовали выплаты существенной дани и стали вмешиваться во внутренние дела управления (с. 134-135).
А.А. Новикова
2015.04.049. ФАМ СУАН НАМ. БИТВА ПРИ ДЬЕНБЬЕНФУ. ПОБЕДА ВЬЕТНАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
PHAM XUAN NAM. Battle of dien bien phu. Victory of Vietnam culture // Vietnam social sciences. - Hanoi, 2014. - N 3. - P. 74-84.
Ключевые слова: Вьетнам; Юго-Восточная Азия; Дьенбьенфу.
Автор (Академия общественных наук, Вьетнам) анализирует предпосылки победы в битве при Дьенбьенфу (1954), обращая внимание на национальные традиции Вьетнама.
В широком смысле культура - кристаллизация и сохранение наиболее важных и ценных достижений исторического процесса. Это касается как материальных, так и духовных ценностей. Они передаются от поколения к поколению, помогают национальной самоидентификации, а также способствуют дальнейшему развитию государства и общества. На протяжении всей истории Вьетнама его народы боролись не только с тяжелыми природно-климатическими условиями, но и с постоянными вторжениями завоевателей. Борьба выработала чувство коллективной сплоченности и ответственности за судьбу родины. Подобные качества помогали вьетнамцам в мирное время развивать народное хозяйство, а в военное - побеждать агрессоров. Со временем это помогло выработать особенную вьетнамскую военную теорию и искусство. Все, что связано с во-