Научная статья на тему 'Королевство Рюкю в XVII В. После вторжения клана Сацума'

Королевство Рюкю в XVII В. После вторжения клана Сацума Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
580
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пустовойт Евгений Валерьевич

Статья описывает развитие королевства Рюкю в XVII в. после вторжения клана Сацума. Японское вторжение клана сильно повлияло на политическое и экономическое развитие королевства Рюко. "Японский возраст" истории Рюко начался с этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пустовойт Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kingdom Ryukyu in the 17th century after Satsuma Clan attack

The article describes the development of Ryukyu Kingdom in 17th c. after a Shimazu clan invasion. The Japanese clan invasion made an important influence on political and economic development of Ryukyu Kingdom. A "Japanese age" of Ryukyuan history has started from this period.

Текст научной работы на тему «Королевство Рюкю в XVII В. После вторжения клана Сацума»

КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ В XVII в. ПОСЛЕ ВТОРЖЕНИЯ КЛАНА САЦУМА

Евгений Валерьевич ПУСТОВОЙТ,

старший лаборант Института истории ДВО РАН

На протяжении многих лет королевство Рюкю развивалось за счёт морской торговли. После объединения Рюкю в начале XV в. стали активно развиваться торговые отношения с Китаем и странами Юго-Восточной Азии (Сиам, Палем-банг, Ява, Малакка, Аннам и др.). Начиная со второй половины XVI в. экономическая мощь Рюкю падает. Постепенно увядает торговля, растущая конкуренция среди азиатских стран и европейских торговцев уже не позволяла королевству быть монополистом в Юго-Восточной Азии. Частые нападения японских пиратов вако на корабли рюкюских купцов сильно подорвали торговое сотрудничество королевства с материковым Китаем. Неспособность защитить свой торговый флот привела к тому, что правительству Рюкю пришлось прекратить посылку торговых миссий в далёкие страны. Прекращение торговых отношений вылилось в затяжной экономический кризис и обнищание страны на долгие десятилетия.

Переломным моментом в истории Рюкю явилось вторжение японского клана Сацума, который оказал значительное влияние на ход исторических событий королевства. Основное влияние японского правительства и самого клана пришлось на XVII в. Преобразования коснулись внутриполитического устройства королевства, социальной сферы, сельского хозяйства, дипломатических отношений Рюкю с Китаем, культуры и других сфер жизни. С этого момента уже можно говорить о «японской эре» влияния на историю королевства. С начала XV в. (со времени объединения о-ва Окинава под властью династии Сё) и до вторжения клана Сацума в 1609 г., когда было сильно китайское влияние, называли «китайской эрой» в истории Рюкю.

Японские военные лидеры задолго до вторжения Сацума строили планы по подчинению королевства. Так, в 1582 г. Тоётоми Хидэёси (один из первых объединителей Японии в период междоусобных войн) послал на Рюкю своего представителя Камэи Корэнори, который передал послание Хидэёси с требованием признать власть Японии. Однако рюкюсцы ответили отказом1.

После смерти Хидэёси власть в Японии перешла к Токугава Иэясу, основателю третьего военного правительства бакуфу. Новый правитель Японии предложил королевству выступить посредником в переговорах Японии с Китаем для восстановления отношений, которые ухудшились после Корейского похода под руководством Тоётоми Хидэёси (1592—1598). Однако Рюкю не ответило на просьбу Токугава.

В дальнейшем ведение переговоров было поручено клану Сацума, находившемуся на юге Японии. После междоусобных войн клан, которым руководили князья Симадзу, испытывал тяжёлый экономический кризис. Симадзу понима-

ли, какую выгоду они могли бы получать, если бы контролировали рюкюско-ки-тайскую торговлю. Видя, что дипломатическим путём успеха добиться нельзя, они разработали план по вторжению на архипелаг2. Вначале бакуфу воздерживалось от применения вооружённой силы, однако долго ждать ответа от Рюкю не могло и одобрило план Симадзу.

4 марта 1609 г. армия Симадзу вторглась на Рюкю через острова Амами. Армия Симадзу из 3 тыс. чел. имела 100 кораблей и 730 ружей3. Армия Рюкю, у которой не было постоянной и хорошо вооружённой армии, без сопротивления сдала Сюри, столицу королевства Рюкю. После падения Сюри рюкюский король Сё Нэй и его министры были взяты в заложники и доставлены в Сацума, где их держали до октября 1611 г. С разрешения бакуфу клан Сацума аннексировал северные о-ва королевства—Осима, Токуносима, Ёрон, Кикай, Окиноэрабу, которые составляют группу о-в Амами4.

После захвата королевства кланом Сацума контроль над его управлением перешёл к японцам. Рюкю обложили ежегодной данью размером в 89 086 коку риса (коку—традиционная японская мера объёма, равная примерно 180,39 литрам). В 1611г. короля Сё Нэй и высших чиновников заставили подписать письменную клятву (кисёмон), в которой они заверяли о верности князю Симадзу: «Рюкю было покорено кланом Сацума из-за неисполнения долга перед Симадзу и бакуфу. Поэтому Рюкю потерпело поражение. Однако благодаря великодушию князя Симадзу о-ва Окинавы и остальные южные острова, за исключением Амами, возвращаются Рюкю. Мы и наши потомки никогда не забудем благодарности князя Симадзу и будем ему всегда верны»5. После подписания этой письменной клятвы Амами становились частью территории клана Сацума. До сих пор Амами являются южной частью префектуры Кагосима, наследницей клана Сацума.

В 1611 г. княжество Сацума выдвинуло так называемые «Пятнадцать правил» «Дзюго-окитэ».

1. Запрещается ввоз товаров из Китая без разрешения Сацума.

2. Запрещается управление наделами (тигё) лицам, которые не состоят на государственной службе в данное время.

3. Запрещается управление наделами (тигё) женщинам.

4. Запрещается иметь личных слуг.

5. Запрещается строительство большого количества буддийских и синтоис-ких храмов.

6. Запрещается без соответствующего разрешения Сацума купцам заниматься внешней торговой деятельностью внутри Рюкю и за его пределами.

7. Запрещается продавать жителей Рюкю в рабство в Японию.

8. По согласованию с должностными лицами жители Рюкю обязаны платить ежегодную дань и преподносить другие дары.

9. Запрещается занимать общественные и руководящие посты кроме как чиновникам Сансикан.

10. Запрещается осуществлять принудительные продажи и покупки.

11. Запрещены ссоры и драки.

12. Мелкие преступления торговцев и крестьян должны разбирать местные чиновники, а крупные направлять властям в Кагосима.

13. Запрещается отправлять торговые суда из Рюкю в другие страны.

14. Обязательно использование только японской измерительной системы.

15. Запрещаются азартные и другие безнравственные игры6.

В результате «Пятнадцать правил» практически устанавливали контроль Сацума над всеми сферами жизни королевства. Эти статьи касались главным образом экономических вопросов. Уже в первой говорилось об установлении кланом Сацума монопольного контроля над торговлей с Китаем, которая приносила большие прибыли. Статьями № 6 и № 7 запрещалась всякая иностранная торговля внутри и за пределами Рюкю без одобрения Сацума7. Управление в социальноэкономической сфере (налогообложение, институт сервитута, принудительные продажи) затрагивалось в статьях № 4, 7, 8, 10 и 12. Запрет на чрезмерное строительство храмов, возможно, был введён для того, чтобы препятствовать созданию религиозных организаций, которые не были в почёте у правительства Японии. Статьи № 2 и 3 ограничивали влияние чиновников с помощью выгодных браков среди госслужащих. Общественный порядок и мораль в соответствии со статьями № 11 и 15 запрещали ссоры, драки и азартные игры. Согласно девятой статье король мог делегировать полномочия только членам Сансикан, однако ничего не было сказано о роли и полномочиях представителей Сацума8.

С этого времени начинается период так называемого двойного вассалитета. Официально королевство Рюкю находилось в вассальных отношениях с Китаем. Приняв «Пятнадцать правил», Рюкю юридически подчинялось сразу двум государствам—Японии и Китаю. Почему же Сюри не разорвало отношений с Китаем? Это не было сделано по нескольким причинам. Во-первых, вассальные отношения с Поднебесной уже стали традицией для королевства, поэтому просто разорвать многовековую связь Сюри не могло, так как это противоречило их менталитету и образу жизни, к тому же они больше не смогли бы торговать с Китаем. Во-вторых, Японии было выгодно иметь под рукой вассальное государство, через которое можно торговать с Китаем, получать новые знания и т.д. Поэтому японцы не намеревались прекращать отношения. Видимо, они сделали верный шаг, поскольку в условиях закрытой страны через послов Рюкю знали всё, что происходило на материке.

Почему Китай не помог Рюкю как своему верному вассалу? Вероятно, здесь сыграл внутриполитический фактор в самом Китае. В начале XVII в. в Поднебесную вторглись маньчжурские племена. К 1644 г. они захватили весь Китай, который был политически нестабилен, в стране бушевали крестьянские восстания, и властям было не до Рюкю. Чтобы сохранить отношения с Поднебесной, рюкюсцам приказывали скрывать их отношения с Японией. Китайцам запрещалось поселяться на Окинаве. Когда прибывали китайские послы или купцы, японцы, проживавшие на острове, покидали Сюри и Наха (второй крупный город королевства Рюкю, современная региональная столица префектуры Окинава). Все японские предметы, которые могли привлечь внимание, прятали. Рю-кюсцы должны были делать вид, что не знают японского языка. Для торговцев и дипломатов, направлявшихся в Китай, были приготовлены специальные памятки с возможными вопросами и ответами, чтобы скрыть события на Рюкю9.

В 1620 г. умер король Сё Нэй. В следующем году на трон вступил король Сё Хо. Несмотря на введение «Пятнадцати правил», японцы некоторое время не обращали внимания на вассальную торговлю Рюкю с Китаем. По-настоящему клан вмешался в торговлю в 30-х гг. XVII в. Когда необходимо было отправлять очередную миссию в Китай, у правительства Сюри просто не нашлось денег для столь дорогостоящего мероприятия. Сацума решил предоставить заём правительству Сюри с расчётом получить прибыль. С этой целью в 1631 г. на Рюкю послали первого дзайбанбугё (наместник Сацума на Рюкю) Кавака-

ми Тадамити10. Он предоставил правительству Рюкю тотогин (заём серебром) и расширил ассортимент вассальной торговли.

В дальнейшем правительство Сюри пришлось закупать товар для вассальной дани Китаю у Сацума. Благодаря этой торговле бакуфу стремилось возместить недостаток китайских товаров, которые привозили португальские корабли, когда прекратились отношения с португальцами11. Кроме выплаты ежегодной дани бакуфу и обязательства покупать японские товары Рюкю должно было совершать эдо-нобори («подъём в Эдо»), т.е. посылать дипломатические миссии в Эдо (столица Японии при правительстве Токугава). Существовали две миссии: кэйга-си и сяонси. Когда происходило назначение нового сёгуна, то посылали миссию кэйгаси. При вступлении на трон нового короля совершали сяонси12. Первая миссия состоялась в 1644 г., последняя — в 1850 г. За 200 лет было отправлено в общей сложности 17 миссий13. Каждая миссия состояла примерно из 100 чел., во главе её были: официальный посол сэйси (как правило, наследный принц), заместитель посла фукуси (аристократ), сёканси (секретарь) и гакудодзи (придворные музыканты). Миссию сопровождали самураи из клана Сацума14.

Одна из главных целей эдо-нобори—демонстрация того, что королевство Рюкю является вассалом Японии и подчиняется бакуфу. Причём во время самого ритуала в замке сёгуна послов с Рюкю представляли не просто как вассалов, а как представителей иностранного государства. В самом королевстве не употребляли слово «эдо-нобори». Его заменили на эдо-тати («стояние в Эдо»), которое выражало равенство и независимое положение перед сёгунатом15.

После вторжения Симадзу в Рюкю происходил экономический спад. Резко сократились поступления денег в казну, членам правительства приходилось исполнять сразу несколько обязанностей, что также истощало казну. Это посылка дани китайскому императору, ежегодная дань бакуфу и периодические совершения эдо-нобори. Пополнение казны в течение нескольких веков шло за счёт торговли с зарубежными странами. Но сильная конкуренция, снятие запрета Китаем на торговлю в своих портах для других стран, ограничение свободной торговли для Рюкю привело к разрушению торговой системы, на которой держалось благосостояние королевства. Государство нуждалось в реформах и обновлениях.

В 1666 г. регентом короля (сэссэй) становится Ханэдзи Тёсю (1617—1675) (китаизированное имя —Сё Дзёкэн или Сё Сёкэн). За годы своего регентства (1666 —1673) он издал свод законов, которые известны как «Ханэдзи Сиоки» («Указы Ханэдзи»). Суть их состояла в проведении политических и социальноэкономических реформ16.

Первым преобразованием явилась реформа административной системы. Центральный аппарат правительства назвали Хёдзёсё. Его разделили на Санси-кан (три высших министра), сэссэй или сисси (регент короля), Монобугё (министерство финансов) и Мосигути (министерство внутренних и иностранных дел). Хёдзёсё был высшей властью, своего рода Высшим советом, который ведал всеми делами государства. Его разделили на Уина-удза («Верхние места»), управляемый регентом и министрами Сансикан и Симуну-удза («Нижние места»), который состоял из 15 членов Монобугё и Мосигути. Все важные вопросы решались в Хёдзёсё, затем для окончательного решения выносились рекомендации королю17.

Главы и заместители глав отделов Монобугё и Мосигути были членами Хёдзёсё, принимали прямое участие в управлении страной. Финансы находились под управлением четырёх административных секций Тихоякусёку (Управление региональной политикой), Ёихо-монобугё (Управление торговлей сахарного тростника

и укон), Кютихо-монобугё(Управление по контролю за землями и имуществом), Сётайхо-монобугё (Управление за выплатами клану Сацума и финансами королевства). Мосигути ведали дипломатией и внутренними делами. Этот орган был разделён на четыре управления: Сасунусуба (Управление делами деревни Кумэ-мура, города Наха и внешней политикой), Сосикури (Управление по работе правительства), Томари-дзито (Управление по контролю над буддийскими и синто-искими храмами, учёту населения на о-ве Иоторидзима и над портом Томари) и Хирадзё (Управление по судам и полицейскому надзору)18.

Ханэдзи расширил полномочия чиновников, но вместе с этим обязал каждого служащего знать арифметику, письмо, пение, медицину, основы чайной церемонии, икэбана и др. Необходимым условием для чиновников стало знание не только практических наук, применяемых в управлении государством, но и классических китайских и японских наук19. Другим преобразованием Ханэдзи стало реформирование финансов королевства. Ханэдзи монополизировал торговлю сахаром и укон (лекарство, получаемое из куркумы, род однодольных травянистых растений из семейства имбирных), которые продавались в Японии20. Кроме этого, регент усилил контроль над деревнями, способствовал налаживанию сельскохозяйственного производства. Так, он запретил свободное использование земли старостами деревень и управляющими районами магири, установил чёткую систему налогообложения, ликвидировал для крестьян барщину фуяку.

В XVII в. сельское хозяйство королевства Рюкю получило новый толчок к развитию. В 1605 г. Ногуни Сокан, чиновник, состоявший в дипмиссии, привёз из Китая плоды сладкого картофеля батата (тоимо — китайский картофель), затем при помощи исследований Гима Синдзё эта сельскохозяйственная культура распространилась по всем островам Рюкю. При короле Сё Хо батат попадает в Сацума, а затем завоёвывает популярность и во всей Японии. С этого времени батат стал известен под названием сацумаимо, так как в Японию он попал именно через Сацума. На Рюкю, где часты были тайфуны, которые уничтожали урожаи, батат в прямом смысле помогал людям пережить голод и неурожаи21.

В 1623 г. рюкюская миссия завозила из Китая сахарный тростник, который быстро завоевал популярность среди жителей островов Рюкю. Благодаря выращиванию сахарного тростника королевство могло получать большие прибыли от его продажи. В 1662 г. создали специальное министерство по производству сахара, которое жёстко контролировало весь процесс от выращивания до производства. Другой крупной реформой в XVII в. стало введение системы сиакэ. Слово «сиакэ», заимствованное у Сацума, означало освоение земель, поднятие целины. Земельная система Рюкю базировалась на системе дзивари (деление земли и последующее её распределение между членами сельской общины), согласно которой на о-ве Окинава и окружающих островах крестьяне поочерёдно обрабатывали земельные участки одной общины22. Кроме крестьянских земель объектами дзивари были земли норокумой (выдававшиеся жрицам норо), земли оэка (чиновников в деревнях и районах-магири), дзитоти (принадлежавшие главам деревень и магири). Эти земли исключались из купли-продажи. Однако земли системы сиакэ были в свободном обращении, поэтому площадь осваиваемых земель увеличилась23.

Указы «Ханэдзи Сиоки» установили запрет на роскошь для всех классов, включая королевскую семью. Это делалось для поощрения бережливости в обнищавшем государстве. Запрещалась проституция, устанавливалось строгое соблюдение моральных норм и правил.

Таким образом, в XVII в. на Рюкю произошли значительные изменения, которые кардинальным образом повлияли на историю королевства Рюкю. Вторжение клана Сацума показало беззащитность и полную недееспособность воинов Рюкю защищать своё государство. Отсутствие военного опыта, постоянной мощной армии стали основными причинами поражения Сюри, пленения короля и отторжения части территории королевства. Покорение Рюкю, обложение налогами, введение «Пятнадцати правил» поставили точку в политической и экономической независимости Рюкю, которая была потеряна навсегда. Началась «японская эра» в истории Окинавы. Уникальность этого явления состоит в том, что на протяжении многих веков маленькое островное государство было подвержено культурному влиянию двух великих азиатских держав —Китая и Японии. В результате ассимиляции двух культур родилась новая своеобразная культура со своими традициями, обычаями и правилами.

В истории Рюкю король Сё Нэй был последним независимым королём, который мог самостоятельно руководить государством. Все последующие короли (начиная с Сё Хо) имели чисто номинальную власть, от их решений в государстве уже ничего не зависело. Полноценная власть в королевстве перешла к клану Сацума, который диктовал свою волю через министров Сансикан и сэссэй. Такая система продолжалась вплоть до преобразования Рюкю в префектуру Окинава в 1879 г.

1 Синрюкюси кинсэйхэн дзё (Новая история Рюкю. Новое время. Т 1). Наха, 1989. С. 36 -37.

2 Там же. С. 46.

3 Окинава рэкиси тидзу (Исторический атлас по Окинаве). Токио, 1982. С.21.

4 Накахара Дзэнтю. Рюкю но рэкиси (История Рюкю). Наха, 1978. С. 59.

5 Синрюкюси кинсэйхэн дзё... С. 61.

6 Там же. С. 64.

7 Kerr G.H. Okinawa: The History of an Island People. Boston: Tuttle Publishing, 2000. P 164.

8 Там же.

9 Камия Ацуно. Сацума то Рюкю (Сацума и Рюкю). Токио, 2002. С. 29.

10 Синрюкюси кинсэйхэн дзё. С. 101.

11 Окинавакэн но рэкиси (История префектуры Окинава). Токио, 2004. С. 137.

12 Камия Ацуно. Сацума то Рюкю (Сацума и Рюкю). Токио, 2002. С. 41.

13 Накаяма Морисигэ. Рюкюсидзитэн (Словарь по истории Рюкю). Наха, 1969. С. 61.

14 Окинава рэкиси тидзу.. С. 25.

15 Окинавакэн но рэкиси. С. 146.

16 Такара Кураёси, Дана Масаюки. Рюкю ококу (Королевство Рюкю). Токио, 1993. С. 90.

17 Синрюкюси кинсэйхэн дзё. С. 192.

18 Мадзикина Анко. Окинава иссэн си (Тысячелетняя история Окинавы). Наха, 1975. С. 451-452.

19 Такара Кураёси, Дана Масаюки. Рюкю ококу.. С. 91.

20 Окинавакэн но рэкиси. С. 152.

21 Kerr G.H. Okinawa: The History of an Island People. Boston: Tuttle Publishing, 2000. P 183-184.

22 Окинавакэн но рэкиси. С. 154.

23 Синрюкюси кинсэйхэн дзё. С. 199.

SUMMARY: The article by E.V. Pustovoit “The Kingdom Ryukyu in the 17th century after Satsuma Clan attack” describes the development of Ryukyu Kingdom in 17th c. after a Shimazu clan invasion. The Japanese clan invasion made an important influence on political and economic development of Ryukyu Kingdom. A “Japanese age” of Ryukyuan history has started from this period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.