ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
2014.02.016. КАРФИКОВА Л. БЛАГОДАТЬ И ВОЛЯ СОГЛАСНО АВГУСТИНУ.
KARFiKOVA L. Grace and the Will according to Augustine. - Leiden; Boston: Brill, 2012. - XIV + 428 p.
В 2012 г. Известным академическим издательством Brill была издана книга Ленки Карфиковой «Благодать и воля согласно Августину». Ленка Карфикова - известная исследовательница патриотической и средневековой философской литературы, профессор философии Карлова университета в Праге (Чехия), автор монографий о Григории Нисском, Августине, Гуго Сен-Викторском.
Основу реферируемой книги составляет монография того же автора с аналогичным названием1, которая была доработана в связи с ее изданием на английском языке. В этой, новой, версии своей книги Карфикова предлагает читателю захватывающее и критическое исследование идей Августина о благодати и свободе воли. Цель ее работы - представить постепенное выкристаллизовывание учения Агустина о благодати, начиная с ранних полемических работ, заканчивая понятием самодовлеющей благодати, обнаруживаемым в антипелагианских сочинениях позднего периода. Связь темы благодати с темой свободы воли объясняется тем простым фактом, что для Августина понятие благодати всегда соотносилось с понятием воли, а возможно, даже и наоборот: понятие воли определило его учение о благодати, во всяком случае, именно в этом нас порой пытается убедить автор. Эта задача-максимум обосновывает для читателя и актуальность исследования, ведь литература по указанным двум темам колоссальна. Однако, как кажется, это первое систематическое представление развития учения Августина о благодати в его эволюционистском аспекте и его связи с учением
1 Karflkova L. Milost a vüle podle Augustina. - Praha: Oikumene, 2006. - 384 s.
о человеческой воле. Из этого вытекает и структура книги. Работа Карфиковой выстроена в хронологическом порядке, и соответственно хронологии анализируются произведения Августина. Текстологическая основа монографии предельно широка: это почти все значимые трактаты, письма и проповеди Августина, правда, посланиям и проповедям уделена явно второстепенная роль: как правило, автор указывает в них лишь параллельные места из трактатов.
В первой части книги анализируются работы 386-395 гг., темы которых - Бог как гарант мироустройства, происхождение зла в воле (полемика против манихеев), разработка Августином темы благодати из посланий ап. Павла. В этих ранних произведениях Августин, в противоположность манихеям, подчеркивает, что человеческая воля является источником и зла и благосовершенство-вания, а также то, что вера, проявляемая человеческой волей, - это «заслуга», решающая человеческую участь. Как хорошо известно, в своих поздних работах, нацеленных против пелагиан (они рассматриваются в третьей части), Августин утверждает, что воля порабощена первородным и индивидуальными грехами, затемнена ими, а потому она может обратиться к благу только при содействии благодати. Эти два подхода диаметрально противоположны, и автор задается логичным вопросом: каким образом Августин обратился от первоначальной позиции в ее крайнюю противоположность, как он прошел этот путь? Этот вопрос и составил центральную проблему книги.
Вторая часть (работы 395-411 гг.) начинается с ответа Сим-плициану по поводу послания ап. Павла Римлянам, в котором он впервые формулирует свое учение о благодати. Однако эта работа отделена от пелагианской полемики 15 годами. Анализ ответа Симплициану сопровождается анализом соответствующих выдержек из «Исповеди». Наконец, в конце главы Карфикова обращается к антидонатистским и антиманихейским произведениям Августина, задаваясь вопросом, связаны ли они с тем, что побудило Августина уже в антипелагианской полемике разрабатывать многими не принимаемые следствия из его нового учения о благодати: двойное предопределение, наследуемая из первородного греха врожденная виновность человека, достойная вечного наказания, ее передача через деторождение.
В третьей части (работы 411-430 гг.) автор сосредоточивается на полемике Августина с пелагианами (Пелагием, Юлианом Эк-ланским), его анализе понятия греха, диалектике воли и благодати. Автор специально не разбирает учения оппонентов Августина, ограничиваясь тем, что о них говорил сам Августин. Однако это не означает, что она полностью соглашается с ним, напротив, во многих отношениях их богословие ей симпатично.
Рецензируемая книга оставляет исключительно положительное впечатление. Представленный автором эволюционный анализ представляется вполне оригинальным, а его интерпретация вполне убедительной в силу ее текстологической обоснованности. Ответы Карфиковой на некоторые сложные вопросы (например, о влиянии антидонатистской полемики на окончательное оформление учения о благодати с сопутствующими выводами) могут показаться не совсем точными, однако у ее монографии нельзя отнять того, что она проясняет логику развития учения Августина, открывает те сложнейшие вопросы, на которые ему приходилось отвечать. В этом смысле данная книга может быть полезной и студентам, которые найдут в ней прекрасный справочник и образчик исследовательской литературы, и уже сформировавшимся ученым, поскольку в ней поднимается и решается масштабная задача.
К.В. Карпов
2014.02.017. ПОМА А. НЕВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ТЕОДИЦЕИ. «ОПЫТЫ» ЛЕЙБНИЦА. POMA А. The impossibility and necessity of theodicy. The «Essais» of Leibniz. - Dordrecht: Springer, 2013. - 318 p.
В издательстве «Springer» в серии «Исследования по немецкому идеализму» вышла новая книга итальянского философа, известного своими работами в области неокантианства марбургской школы, профессора Туринского университета Андреа Помы1 «Невозможность и необходимость теодицеи. "Опыты" Лейбница». Уже самим названием автор монографии попытался обратить внимание на главную апорию, с которой неизбежно сталкивается любой мыслитель, размышляющий над темой теодицеи.
1 На русском языке есть публикация этого автора: Пома А. Критическая философия Германа Когена / Пер. с ит. О. А. Поповой. - М.: Академический проект, 2012. - 319 с.