вреда?.. будут ли неравное распределение богатства и неравное распределение рисков усиливать друг друга в порочном круге и тем самым порождать еще один риск, помимо риска, связанного с питанием и здоровьем?» (с. 724). Теория «общества риска», возможно, не готова ответить на эти вопросы в китайском случае из-за различий в социальных условиях и смешения разных типов рисков.
В более раннем исследовании процесса индивидуализации китайского общества1 автор пришел к выводу, что тезис об индивидуализации (он является частью теории «второй современности» (second modernity), которую разделяют Бек и другие) основан на трех социальных предпосылках - государстве всеобщего благосостояния, демократической культуре и классическом индивидуализме. В Китае ни одна из этих предпосылок не существует, поэтому там процесс индивидуализации пошел по совершенно другому пути, породив уникальные черты и проблемы. Тем не менее тезис об индивидуализации в теории «второй современности» весьма важен и полезен для изучения Китая. То же справедливо, если применить теорию «общества риска» к изучению проблем продовольственной безопасности и связанных с ними рисков в Китае.
К.А. Фурсов
2013.02.024. ЛЮ ЦЗЯНЦЗЮНЬ, ГО БИНШЭН. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЛИЯНИЯ РАССЛОЕНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ.
ЛЮ ЦЗЯНЦЗЮНЬ, ГО БИНШЭН. Нунминь фэнхуа дуй чжэнчжи фачжань дэ инсян цзичжи яньцзю // Цюши. - Цзянси, 2012. - № 1. -С. 84-88. - Кит. яз.
Уровень урбанизации в Китае, пишут Лю Цзянцзюнь (Институт государственного управления им. Чжоу Эньлая Нанькайского университета, г. Тяньцзинь) и Го Биншэн (председатель городского комитета экономики и информации г. Люпаньшун, пров. Гуйчжоу) с 36,2% в 2000 г. вырос до 46,6% в 2009 г. (с. 84).
Начиная с 1978 г. около 15 млн. сельских жителей ежегодно превращаются в горожан (с. 84). Высокие темпы расслоения кре-
1 Yan Y. The Chinese path to individualization // British journal of sociology. -Vol. 61, N 3. - P. 489-512. Описание по реф. источнику. - Прим. реф.
стьянства стимулируют быструю трансформацию китайского общества и влияют на политическое развитие КНР.
В истории миграции сельского населения в город выделяются четыре этапа. На первом этапе (1958-1981) государство держало этот процесс под строгим контролем, издавались соответствующие законы и постановления. На втором этапе (1981-1992) проведение экономических реформ вызвало в городах рост спроса на дешевую рабочую силу, что повлекло за собой некоторое смягчение требований регистрации по постоянному месту жительства. На третьем этапе (1993-2002) с укреплением курса реформ на построение социалистической рыночной экономики несмотря на то, что на государственном уровне не были созданы благоприятные условия для сельской миграции, начался стихийный, массовый приток крестьян в города для работы или занятий торговлей.
На четвертом этапе начиная с 2003 г. происходит некоторое смягчение требований в системе регистрации по месту постоянного места жительства (прописки), крестьяне массово приезжают в города и участвуют в городском строительстве.
Расслоение крестьянства показывает, что идет процесс перехода сельского населения из сферы сельскохозяйственного производства в несельскохозяйственные отрасли, переселение из деревни в город сопровождается изменениями в идеологии, сознании, культуре, квалификации и образе жизни мигрантов.
Расслоение в социальной группе сельских мигрантов происходит при наличии трех условий: повышение квалификации, обладание востребуемой в городе специальностью и способностью устанавливать социальные связи; смена места жительства и, главное, переезд в город для устройства на работу; признание на законодательном уровне перехода сельского населения в городское.
С 1949 г. главными путями ухода крестьян из деревни были: уход в армию; повышение по службе и, как поощрение, перемена рода занятий; приезд в город на учебу (до 1997 г. существовало государственное распределение выпускников высших учебных заведений, позже они получили возможность самостоятельного выбора трудоустройства на рынке труда); вербовка на работу в городе; работа на районных, волостных, поселковых коллективных предприятиях; заключение молодежью браков и переезд пожилых родителей к детям в городе. В городах сельские мигранты трудились в
основном на промышленных предприятиях, в сфере услуг, преподавателями, медицинскими и торговыми работниками, индивиду -альными предпринимателями.
В процессе индустриализации, урбанизации, расширения рынка возник составляющий около 200 млн. человек (с. 85) новый социальный слой, основной частью которого являются сельские мигранты. Сельские мигранты составляют 57,6% занятых во вторичным секторе, главным образом в строительстве, в перерабатывающей промышленности, на транспорте; 52% занятых в третичном секторе с тяжелыми условиями труда и низкими доходами. В перерабатывающей промышленности они занимают около 68% рабочих мест, в строительстве - 85% (с. 85). Основную часть сельских мигрантов составляет молодежь, но миграция сельских жителей носит маятниковый характер, расслоение крестьянства происходит одновременно с расслоением внутри рабочего класса, и эти два процесса взаимно влияют друг на друга.
Участие крестьян в индустриализации и урбанизации сопровождается повышением уровня знания крестьянами рынков, информации и демократического правопорядка, идет процесс трансформации традиционного китайского сельского общества в современное индустриальное. Массовый приток рабочей силы из деревни в города, возникновение слоя «новых горожан» усиливает конкуренцию в обществе, способствует более эффективному использованию человеческих ресурсов.
Однако случаи злонамеренного уменьшения зарплаты сельским мигрантам рабочим, сокрытие тяжелых условий их труда на шахтах и рудниках, конфликты по поводу вычетов из зарплаты, социальной защиты и выяснение вопросов о социальной ответственности местной администрации вызывают возникновение требований сельских мигрантов осуществлять реальные меры по установлению ответственности хозяев предприятий и должностных лиц и улучшению системы контроля за безопасностью на производстве.
В городе сельские мигранты-рабочие ощущают негативное отношение к ним местной власти, трудности с получением медицинской помощи, при поступлении детей в школу и дороговизной обучения, видят явное противоречие между потребностями сельских жителей в оказании социальных услуг и уровнем их предоставления при различных системах социального управления в горо-
де и деревне. Все это является стимулятором для развития одинаковой системы управления в городе и в деревне. Защита прав сельских мигрантов и их трудоустройства на новом месте способствует усовершенствованию административного управления на местном уровне и усилению контроля над действиями местных властей.
Стихийное расслоение крестьянства разрушило создаваемые прежней системой препятствия, дало шанс людям из низшего социального слоя, используя различные легальные пути, изменить свое положение в обществе. Конкуренция со стороны формирующегося социального слоя «новых горожан» с более благополучным по сравнению с ними городским населением в сфере занятости, в разделе использования ресурсов окружающей среды и пространства неизбежно ведет к возникновению конфликтов в обществе. В то же время разрешение этих конфликтов сопровождается мирным разрешением конфликтов между разными социальными группами и сплочением их.
Сельская миграция оказывает свое влияние на остающихся в деревне крестьян. Покидающие деревню крестьяне различными способами передают землю, на которую они имеют право пользования для «взаимного хозяйствования», это становится стимулом укрупнения крестьянских хозяйств и увеличения среднего дохода занятых в нем. При прекращении миграции масса избыточной рабочей силы останется в деревне, и будут сохраняться по-прежнему мелкие крестьянские хозяйства, что означает существование огромных трудностей на пути повышения эффективности в сельскохозяйственном производстве.
Сельские мигранты оказывают влияние на остающихся в деревне крестьян и в духовном плане, показывая пример своими действиями и личностными качествами.
В Китае расслоение крестьянства является и процессом урбанизации. Продолжающаяся в больших масштабах сельская миграция это имеющий знаковое значение результат реформ и открытости, и в то же время свидетельство того, что реформы еще не завершены. Миграция крестьян не только меняет их личную судьбу и образ жизни. Она служит стимулом улучшения работы административных органов государственной власти. «Вызванные сельской миграцией концентрация населения в городах и его разделение в сфере занятости оказывают влияние на все стороны развития горо-
да и даже всей страны, значение которого в настоящее время по-прежнему невозможно оценить» (с. 86). Повышается способность крестьян-единоличников к участию в политической жизни, стимулируя развитие гражданского общества. Сельские мигранты-рабочие открыли главный путь к обеспечению занятости крестьян и росту их доходов на современном этапе, особенно в бедных, отсталых регионах.
Процесс миграции и жизнь в городе воспитывают крестьян в современном духе. Трудящиеся в городе сельские мигранты повышают уровень своей организованности и участия в социальной жизни, приобретают профессиональные навыки и навыки установления социальных контактов, расширяют свой кругозор и повышают уровень знаний о внешнем мире, правовую культуру.
Сельская миграция наносит удар по установившейся модели функционирования административных органов государственной власти и подталкивает процесс перестройки их работы. Слабые крестьянские массы в случаях реквизиции земли, требования выплаты жалованья способом разрешения возникающих конфликтов и противоречий вначале обычно избирают насильственные действия, вплоть до совершения террористических актов. Обращения сельских мигрантов-рабочих к властям носят коллективный характер, оказывают давление на партийные организации и местные органы власти, заставляют местных руководителей отходить от позиции невмешательства в происходящее на производстве и в торговле, брать на себя инициативу по примирению сторон и разрешению конфликтов.
«Новые горожане» участвуют в выборах районных и уличных комитетов, влияют на деятельность органов административного управления низшего уровня. Этой социальной группе, особенно входящей в нее молодежи, необходимо, исходя из собственных интересов, активно интересоваться политикой, участвовать в общественной жизни и в разработке планов социального развития, используя Интернет контролировать деятельность местных органов власти. Под влиянием таких действий происходят изменения в содержании и стиле работы органов власти, меняются возможности чиновников оказывать влияние на общество и степень бесконтрольности их действий. Постепенно происходит разрушение двойной системы управления в городе и сельской местности, сти-
мулируется постепенное введение унифицированных стандартов социальной защиты и оказания социальных услуг в городе и в сельской местности.
К концу 2008 г. уже в 13 провинциях и городах Китая, включая провинции Хэбэй, Ляонин, Цзянсу, Шаньдун, Сычуань, город Чунцин (с. 86), было отменено разделение жителей на занятых в сельскохозяйственном производстве и в несельскохозяйственных отраслях. С 1 января 2012 г. в г. Чэнду были отменены система выдачи временных удостоверений о проживании, всем имевшим их были выданы постоянные удостоверения. Свыше трех миллионов проживающих в Чэнду сельских мигрантов перестали быть «временно проживающими», получили равные с горожанами права по 12 позициям, в том числе право на трудовую занятость, получение медицинских услуг, обучение (с. 86).
Необходимо продолжать последовательно добиваться для проживающих в городе в течение определенного срока сельских мигрантов-рабочих, имеющих постоянное место жительства, стабильную занятость и доход, а также для их жен и детей права стать горожанами, создать им равные условия и права с проживающим в городе населением, включить их в местную систему социальной защиты, обеспечить социальной группе «новых горожан» обучение, занятость, социальную защиту, стабильность жизни в городе.
Необходимо также создать в городе и в сельской местности унифицированную систему механизмов для работы над политическим курсом и переспективными планами развития. При едином планировании социально-экономического развития города и деревни исходной точкой должна стать научная разработка планов, основой - развитие промышленности, стимулом - творческое обновление системы и механизмов работы в этом направлении. Необходимо также обратить особое внимание на урбанизацию и строительство «новой деревни».
И. С. Ермаченко