Научная статья на тему '2012. 04. 029. Го Хун. Объединение городского и сельского планирования в социальном управлении и интеграция сельских мигрантов в городскую среду. Го Хун. Чэн сян тунчоу юй нунминьгун ДЭ чэнши жунжу // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Cычуань, 2011. - № 6. - C. 83-85. - кит. Яз'

2012. 04. 029. Го Хун. Объединение городского и сельского планирования в социальном управлении и интеграция сельских мигрантов в городскую среду. Го Хун. Чэн сян тунчоу юй нунминьгун ДЭ чэнши жунжу // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Cычуань, 2011. - № 6. - C. 83-85. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО КНР / МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ КНР / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 029. Го Хун. Объединение городского и сельского планирования в социальном управлении и интеграция сельских мигрантов в городскую среду. Го Хун. Чэн сян тунчоу юй нунминьгун ДЭ чэнши жунжу // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Cычуань, 2011. - № 6. - C. 83-85. - кит. Яз»

СМИ предпринимателями. Так возникают предпосылки для широких протестных движений. Но... приведет ли это к настоящему протестному движению, будет зависеть от исхода противостояния внутри существующей системы между государством, девелоперами и бизнесменами, инициаторами протеста» (с. 926).

Л. Ф. Блохин

2012.04.029. ГО ХУН. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ИНТЕГРАЦИЯ СЕЛЬСКИХ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ.

ГО ХУН. Чэн сян тунчоу юй нунминьгун дэ чэнши жунжу // Шэхуй кэсюэ яньцзю. - Сычуань, 2011. - № 6. - С. 83-85. - Кит. яз.

Автор, научный сотрудник Института социологии Сычуань-ской академии общественных наук, рассматривает проблему сельских мигрантов (СМ), трудящихся в городе («нунминь гун»), но не имеющих регистрации, и их интеграции в городскую среду. Эта новая социальная группа, насчитывающая сотни миллионов человек, возникла в ходе реформ, когда произошло резкое сокращение количества занятых в первичном секторе экономики, но не было роста городского населения.

Существование двойной системы социального управления в городе и в деревне приводило к тому, что отсутствие у СМ регистрации в городе стало препятствием для изменения социального статуса граждан, сменивших род занятий.

Хотя после 2006 г. в политике государства трудящиеся в городе СМ рассматриваются как «составная часть рабочего класса», но в этой социальной группе существует большое расслоение. По таким критериям, как род занятий, способности, доходы, условия жизни, СМ в городе можно разделить на предпринимателей; единоличников и на имеющих наемных работников; работников по договору во вторичном и третичном секторах экономики; приступивших к работе и находящихся в ее поиске. Статус «важной составной части рабочего класса» может относиться лишь к заключившим при поступлении на работу трудовой договор. Определение социального статуса представителей рабочего класса исходит из перемен в современной обстановке в Китае, и в связи с этим определение СМ как части рабочего класса еще более неяс-

ное. Это - одна из причин того, что многое в политике государства по отношению к СМ трудновыполнимо.

Отставание темпов урбанизации от индустриализации вызвало спрос на рабочую силу из деревни, но в условиях двойной, раздельной системы социального управления в городе и деревне крестьяне после миграции в город не имеют доступа к социальным услугам. Они не включены в систему городского управления; им отведена роль самой дешевой рабочей силы для осуществления индустриализации и урбанизации.

В настоящее время процесс урбанизации в Китае все же ускоряется, что по-прежнему создает высокий спрос на рабочую силу, слой СМ будет существовать еще долгое время. Одновременно с этим может ускоряться расслоение внутри этой группы.

В связи с реформой системы социального управления необходимость ликвидации созданной раздельной системы, социального управления в городе и деревне, приводящей к дискриминации граждан, находит общее понимание во всех сферах общества. Проблема защиты гражданских прав СМ и отношения городского населения к ним чем далее, тем более входит в повестку дня работы городских властей.

В 2006 г. в документе Госсовета КНР о проблемах сельских мигрантов в городе указывалось, что решение проблемы СМ в городе является стратегической задачей построения в Китае социализма с китайской спецификой. Поскольку проблема СМ вобрала в себя множество различных проблем и противоречий, она уже приобрела характер общей стратегической проблемы, влияющей на гармоничное развитие регионов, на продолжение экономического и технического развития страны, на общую социальную справедливость и на стабильность в городе и деревне.

В настоящее время условия жизни и труда СМ в городе далеко не соответствуют общему уровню развития страны и тому вкладу, который вносят в ее экономику СМ. Если государственная политика в отношении СМ в городе не будет регулироваться с учетом новых условий, то принимаемые сегодня меры могут однажды оказаться негодными или ошибочными и вызвать в будущем противоречия и конфликты, о которых трудно предполагать в настоящем.

Появление сельской миграции стало началом прорыва китайскими крестьянами преград, созданных системой социального

управления, исчезновение СМ как социальной группы должно стать результатом глубокой реформы существующей системы. В настоящее время социальная политика государства не выходит за рамки начального обсуждения гарантии права СМ на труд. Очень трудно избавиться от привычного хода мыслей и заложенных в двойной системе социального управления методов дискриминации граждан, но легко приклеивать сельским мигрантам ярлыки, неблагоприятные для их интеграции в городское общество.

Как показывают результаты обследований, не все приехавшие в город СМ думают и желают остаться в нем на жительство. Если будет принято политическое решение о снятии преград на пути получения городской регистрации, количество проявивших желание остаться на жительство в городе будет намного больше. Интеграция сельских мигрантов в городскую среду означает, что эта группа граждан могут, согласно установленному властями порядку, изменить свой социальный статус, окончательно превратиться в городских жителей. Создание в городе системы приема сельских жителей, пожелавших в него переселиться, является важным предварительным условием для интеграции СМ. Для осуществления интеграции необходимо: на правительственном уровне установить определенный порядок для СМ, желающих войти в городскую среду и гарантировать охрану их гражданских прав; на районном уровне - желание горожан принять в свою среду новых членов и помочь им адаптироваться к ней. Для действительной интеграции мигрантам необходимо пройти длинный путь и удовлетворять трем условиям: иметь подходящее занятие, круг социальных контактов в городской среде и постоянное жилье в городе. Удовлетворение первого условия дает мигранту основу для обеспечения существования и реального спроса на его труд. Второго -необходимый «социальный капитал» и возможности его поддерживать. Третьего - социальную поддержку и возможность доступа к социальным услугам. Отсутствие соответствия этим трем условиям лишает сельских мигрантов возможности получать социальные услуги и является главной причиной их бедности в городе, а трудности в обращении в местные органы власти и в общественные организации - главной причиной превращения их в городских маргиналов.

Вслед за наблюдающимся в последние годы ростом цен на землю в селе и в городе реформа системы регистрации по месту жительства, на которую возлагаются большие надежды, уже не стала столь актуальной и даже не столь необходимой. Чем далее, тем большее количество СМ начало рассматривать регистрацию в деревне как «капитал, имеющий характер сезонного товара». Для них сохранение земельного подряда по месту регистрации уже не служит «страховкой в старости», это некий капитал, от которого они не желают легко отказываться. Результаты обследований показывают, что некоторые уже купившие в городе жилье и занятые своим делом СМ делают городскую регистрацию только для своих детей, а среди взрослых очень немногие проявляют инициативу в вопросе получении регистрации в городе. Эта новая тенденция заслуживает особого внимания.

Город Чэнду - одна из площадок проводимого в общенациональном масштабе эксперимента по реформированию двойной системы социального управления в городе и деревне, целью которого является создание условий для обеспечения СМ и членов их семей равных прав с горожанами. В апреле 2008 г. в совместном заявлении городского комитета КПК и народного правительства г. Чэнду были обнародованы мнения о том, как способствовать делу превращения приехавших в город сельских тружеников в горожан, тем самым городские власти отказались от прежней государственной политики создания трудностей для регистрации СМ. Возможность получения городской регистрации была распространена на всех трудящихся в городе мигрантов, кто до сих пор ее не имел. Этим должны заниматься соответствующие городские ведомства разного уровня, создавая для всех работающих в городе СМ условия для того, чтобы они могли спокойно жить, трудиться и становиться горожанами.

На территории экспериментального района в ситуации с интеграцией сельских мигрантов в городскую среду именно сейчас происходят коренные перемены. В обсуждении в городе и на селе реформы, касающейся положения СМ, затрагиваются не только вопросы их занятости, условий проживания и перспектив развития в городе, но и вопросы обеспечения их прав на труд и гражданских прав. В 2004 г. в докладе Госсовета КНР отмечалось, что тяжелое положение с сельской миграцией будет сохраняться еще долгое

время. Однако практика реформирования в Чэнду показывает, что это время может сократиться. Для этого решение вопроса о социальном статусе СМ в будущем должно постепенно перейти в ведение органов социального управления на подведомственной городу территории и осуществляться на профессиональном уровне. Все жители объединенной территории города и подведомственных ему городских поселков и деревень, независимо от места их проживания и нахождения там на постоянном или временном месте жительства, являются жителями объединенной территории и могут пользоваться в основном равными социальными услугами. Это будет способствовать уменьшению в будущем различий между городом и деревней.

Город Чэнду на практике ищет пути к «превращению крестьян в горожан», начинает активно заниматься такими болезненными для мигрантов вопросами, как обучение детей, комплексное страхование негородского населения, защита права на жилье и политических прав. Город начинает обновлять систему социального управления, своей деятельностью раскрывая перспективу интеграции СМ в городскую среду.

И. С. Ермаченко

2012.04.030. АЙ-ЛУНЬ ЦАИ, ХО МИН-ШО. ИНСТИТУЦИОННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ТАЙВАНЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ: ОТ МОДЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ.

I-LUN, MING-SHO HO. An institutionalist explanation of the evolution of Taiwan disability movement: From the charity model to the social model // J. of current Chinese affairs. - Hamburg, 2010. - Vol. 39, N 3. -P. 87-123.

Авторы, тайваньские ученые, подчеркивают роль общественных движений в создании социально ориентированного общества. Одной из первых организаций, с которыми связан наметившийся поворот, стало тайваньское движение инвалидов (ТДИ). Это движение возникло в середине 1980-х годов, когда инвалиды и их семьи дружно выступили в защиту своих прав в области образования, занятости, врачебной помощи и пр. Хотя Закон о благополучии инвалидов был издан еще в 1980 г., круг предусмотренных им мер защиты был очень узок, что отражало культурную традицию. Счи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.