создание учения о месторазвитии, основной признак которого -автаркия, т.е. самодостаточность и замкнутость в географических пределах, утверждают авторы.
Н.С. Трубецкой сформулировал понятие «особого мира» как «совокупности народов, населяющих хозяйственно самодовлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства» (цит. по: с. 86). Благо такого «особого мира» как раз и составляло сущность идеи-правительницы.
В современных условиях, заключают авторы, реформирование государства в соответствии с проектом евразийской идеокра-тии представляется опасным, учитывая недавнее тоталитарное прошлое и слабость демократических институтов в России. Однако полностью отказываться от евразийского наследия не следует: в нем правильно сформулированы задачи, стоящие перед отечественной культурой и государственной элитой в ХХ1 в.
К.Ф. Загоруйко
2012.02.009. ЖЕЛДЫБИНА ТА. ДОКТРИНА Г.Ф. ШЕРШЕНЕ-ВИЧА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. - М.: Юрлитинформ, 2011. -221 с. - (Теория и история государства и права). - Библиогр.: с. 195-219.
В работе освещаются биография, становление и эволюция взглядов одной из выдающихся фигур государственно-правовой и политической мысли конца Х1Х - начала ХХ в. - теоретика, историка права и цивилиста Габриэля Феликсовича Шершеневича (1863-1912). Автор исследует место его учения в системе государственно-правовой мысли дореволюционной России.
Работа состоит из трех глав, в которых рассматриваются формирование взглядов ученого на философию права (гл. I), характеристика правовых воззрений (гл. 2) и место проблем государства в его доктрине (гл. 3).
Научное становление, творческая самореализация, раскрытие потенциальных возможностей Г.Ф. Шершеневича связаны с Казанским университетом - он один из основателей казанской школы права. Ученый внес немалый вклад в развитие партийно-политической системы в начале ХХ в., был депутатом первой Го-
сударственной думы от партии конституционных демократов, являлся одним из наиболее ярких и деятельных членов фракции.
Творчество Г.Ф. Шершеневича, отмечает автор, можно поделить на два периода: первый, до революционных событий 1905 г.; тогда различные идейные течения разрабатывали проекты будущих преобразований России и происходило наслоение и смешение разнообразных теорий. Открытие второго, послереволюционного периода предопределило развитие юриспруденции, что не могло не повлиять на взгляды ученого. Этот этап связан с его политической деятельностью, он значительное место уделял вопросам конституционной монархии, народному представительству, перспективам развития России.
Формирование государственно-правовых воззрений Г.Ф. Шер-шеневича, отмечает автор, обусловлено спецификой политического и социального развития России в конце Х1Х - начале ХХ в., влиянием различных, сменявших друг друга направлений, поэтому невозможно рассмотрение его учения без анализа эволюции фило-софско-правовой мысли Х1Х в.
Систему взглядов ученого можно охарактеризовать как модифицированную позитивистскую доктрину о праве и государстве. Внимание сконцентрировано в сфере положительного права, где на первое место поставлены его формально-юридические свойства в противовес естественному праву с его ценностями справедливости, свободы, морали и т.д. Вместе с тем правовед признавал важность науки социологии, но только как возможность для исследования правовых явлений.
Концепция взаимоотношений государства и права в учении Г.Ф. Шершеневича складывается из ряда идей. Право, отождествляемое с нормой, производно от государства. Государственная власть господствует над всеми другими разновидностями социальной власти. Особое значение придается идее правовой организации системы государственной власти.
Г. Ф. Шершеневич отдавал предпочтение конституционной монархии. Верховная власть должна принадлежать царю и народным представителям. Ученый придерживался общественной теории самоуправления и отстаивал право местных учреждений заниматься собственными хозяйственными и общественными делами независимо от государства. Значительное внимание было сосредо-
точено на роли земского самоуправления, на необходимости организации Земского собора.
Курсы гражданского, торгового, авторского права ученого построены по общепринятой в германской юриспруденции пан-дектной системе, при которой материал излагается по принципу от «от общего к частному». Основное деление права у Шершеневича -это деление на публичное и частное. На последнем и сосредоточивается внимание ученого.
Определяя место института авторского права в общей системе частного права, он называет авторские права исключительными и отводит им место в имущественном праве, между вещным и обязательственным, в Особенной части. Авторские права отнесены к группе основных правоотношений.
Г. Ф. Шершеневич выступал за единство частного права и необходимость унификации гражданского и торгового права в единой отрасли частного права. Он обосновал необходимость изучения процесса кодификации в разных странах и пришел к выводу о взаимном влиянии систем права. Им сформулирован один из принципов кодификации - своевременность, от которого зависит эффективность ее проведения; установлены факторы, влияющие на развитие кодификационных работ; обозначена специфика юридических явлений, подлежащих исследованию; изложены концептуальные обоснования при решении отдельных проблем кодификации.
Анализ и оценка законодательства стран Западной Европы дается ученым в аспекте сравнительного правоведения, что позволило сформулировать основные понятия и дефиниции, служащие средством познания государственно-правовых явлений.
Глубокий интерес к достижениям мировой цивилизации в области права, стремление рассмотреть первоосновы правовых явлений, предложения по систематизации законодательства - все это свидетельствует о значительном вкладе Г.Ф. Шершеневича в развитие российской юриспруденции.
К. Ф. Загоруйко