сируются, что возможно при условии существования гибкой системы изменения заработной платы и/или высокой мобильности рабочей силы. Этот механизм успешно действует в США, тогда как в Европе существуют препятствия для его эффективного функционирования. Так, во многих странах ЕС очень высоки пособия по безработице, которые равняются нижнему уровню возможной зарплаты, а также высока финансовая нагрузка на компании при увольнении работника из-за выплаты значительного выходного пособия. В результате европейские компании предпочитают использовать сверхурочный труд своего персонала, а не создавать новые рабочие места.
Хотя ЕС и обеспечивает свободу передвижения и возможности работать в разных странах, мобильность рабочей силы остается низкой. Причиной этого могут быть как культурные и языковые барьеры, так и трудовое законодательство, особенно система щедрых социальных выплат, которая снижает мотивацию мигрировать в поисках работы. Сложившаяся практика регулирования рынка труда лишает экономику ЕС способности адекватно приспосабливаться к структурным изменениям мировой экономики. Как следствие во многих странах зоны евро сохранится высокая безработица, что, в свою очередь, будет способствовать росту бюджетного дефицита.
По мнению автора, для выхода из кризиса странам - членам ЕС необходимо как сокращать бюджетный дефицит, так и дерегу-лировать рынок рабочей силы, а именно - пересмотреть законодательство по защите занятости, сократить или отменить обязательный уровень минимальной зарплаты. И хотя процесс преобразований будет болезненным в краткосрочном периоде, он необходим для устойчивого восстановления экономики, сокращения безработицы и сохранения евро.
О.Н. Пряжникова
2011.04.024. ПРАЙСЛ Б. КОНКУРЕНЦИЯ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ЕС.
PREISSL B. Wettbewerb im EU-Binnenmarkt: Wer treibt wen? // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2010. - Jg. 90, Sonderheft 2010. - S. 2-4.
Главный редактор журналов «Wirtschaftsdienst» и «Intereconomics» пишет, что европейский внутренний рынок (ЕВР)
в корне изменил конкурентную ситуацию на национальных рынках товаров и услуг. Одной из главных целей ЕВР было выявление потенциалов эффективности путем открытия рынков и усиления конкуренции. У более крупных рынков появилась возможность лучшего использования эффекта масштаба и устранения неэффективных производств. Параллельно с развитием ЕВР продолжается дискуссия о том, в какой мере реализуется прогнозируемое развитие и как это отражается на рынках Германии. Автор анализирует материалы конференции на тему «Европейский внутренний рынок и развитие конкуренции в Германии», состоявшейся в ноябре 2009 г. в Гамбурге.
Как отмечалось на конференции, изменения, вызванные созданием ЕВР, часто воздействуют на конкурентную ситуацию в странах-членах не напрямую, а через такие процессы, как ликвидация государственных монополий и других скрытых барьеров для доступа на рынок.
Ю. Хаукап в своем докладе указывает на преимущества, которые открывает создание ЕВР для усиления конкуренции, подчеркивая, что эти преимущества принесут пользу лишь в случае проведения единой европейской конкурентной политики. В противном случае национальные правительства станут защищать от конкуренции собственную промышленность. Создание ЕВР влечет за собой сложные институциональные изменения, в том числе создание органов регулирования рынков на национальных уровнях и на уровне ЕС.
Я. Пелкманс выделил различные стадии рыночной интеграции: за ценовой конкуренцией следует дифференциация продуктов, а затем конкуренция инноваций. И так до тех пор, пока «европеизированные» фирмы не утвердятся во всей Европе. При дальнейшем развитии ЕВР будут наблюдаться расширение сферы конкуренции и ее обострение (например, из-за устранения технических предписаний). Следует отметить, что в начальной стадии функционирования ЕВР Германия выступала как решительный защитник строгого регулирования на национальном уровне. На более поздней стадии ведущую роль взяли на себя органы ЕС.
В области телекоммуникаций создание ЕВР потребовало открытия национальных рынков, на которых преобладали государственные монополии. Только приватизация, либерализация и дерегулирование сетей и услуг позволили ввести конкуренцию на
отдельных рынках. Решающий импульс для этого процесса исходил от директив Европейской комиссии (ЕК). И. Хензелер-Унгер анализирует вклад различных рекомендаций органов ЕС по развитию рынка.
ЕВР формируется не только путем открытия рынков товаров и услуг, но и путем гармонизации национальных правил регулирования рынков факторов производства. Г. Бош описывает изменения немецкого рынка рабочей силы в ходе «европеизации» регулирования. Он указывает на то, что конкуренция на европейских рынках рабочей силы изменялась не только в результате предпринятых Брюсселем реформ, но и под влиянием дерегулирования рынков товаров и услуг. Еще одной широко обсуждаемой темой является миграция рабочей силы, стимулируемая открытием рынков. Здесь решающие меры принимались с помощью европейских директив по услугам.
Пауль и Уде анализируют уровень интеграции европейского финансового рынка и проблемы его регулирования. Они указывают на то, что финансовая интеграция не может быть направлена на создание «равных» отношений, поскольку в этом случае игнорировались бы различия в спросе экономических субъектов. На примере предоставления банковских услуг населению рассматриваются отдельные проблемы интеграции. Авторы приходят к выводу, что банковский сектор Германии отличается сравнительно высокой интенсивностью конкуренции, что объясняется, прежде всего, структурой рынка в немецком банковском секторе. К тому же маневры по спасению от нынешнего кризиса указывают на сильную ориентацию банков на национальный рынок.
Далее анализируются отдельные рынки товаров и услуг. При анализе положения на европейских ремесленных рынках отмечается, что для этого рынка особое значение имеет расширение ЕС на Восток и ожидаемая в связи с этим миграция. Расширение ЕС до 27 стран-членов вызвало в отрасли опасение в отношении структурных изменений. Особая проблема заключалась в больших различиях между старыми и новыми странами ЕС в уровнях производительности и вознаграждений. Анализ воздействия конкуренции затрудняют большие различия ремесел, в которых малые предприятия часто конкурируют с промышленными, а также с малыми локально ориентированными семейными предприятиями. В целом
расширение рынка не наносит ущерб этой отрасли, так как открытие рынка помогает немецким ремесленным предприятиям получать доступ к новым рынкам в соседних странах.
Транспорт является отраслью, в которой в прошлом господствовала государственная монополия, что оправдывалось созданием единой системы. Создание ЕВР привело к глубоким изменениям. При этом речь идет не только об усилении конкуренции между отдельными субъектами транспортной системы, но и о разделе транспортных доходов между различными видами транспорта. В конечном счете ЕС снова показал себя как важный двигатель изменений. Его вмешательство привело к усилению конкуренции в области перевозки грузов на дальние расстояния.
Я. Бунгеншток анализирует развитие и особенности внутреннего рынка лекарств, на котором сложилась сложная ситуация, в том числе из-за расхождения интересов потребителей услуг здравоохранения. Между поставщиками и потребителями лекарств стоят больничные кассы, что дополнительно осложняет конкуренцию. В Германии, например, несмотря на ограничение расходов на лекарства, к которому стремится правительство, обороты фармацевтической промышленности в последнее десятилетие росли внушительными темпами. Хотя влияние решений европейского уровня на немецкий рынок здравоохранения определить трудно, в целом оно незначительно.
Во многих заявлениях ЕК подчеркивается, что конкуренция на ЕВР в конечном счете идет на пользу потребителям. Ф. Ришковски показывает, как постепенно в рамках ЕВР формировались отдельные элементы защиты потребителей и стимулировалось укрепление доверия потребителей к общему рынку, трансграничным сделкам и иностранным поставщикам. Речь идет об унификации прав потребителей и о механизмах их изменений. Потребители должны иметь больше информации о предлагаемых продуктах и услугах.
Областью, в которой создание ЕВР особенно затруднительно, является розничная торговля. М. Вортман объясняет это принципиально разным регулированием рынков в странах - членах ЕС. Примечательно, что европейские инициативы по снижению барьеров для вхождения на рынок не играют большой роли в розничной торговле. Стратегию европеизации торговых предпри-
ятий можно скорее назвать интернационализацией, основанной на повышении эффективности и экспансии рынка, которые лишь косвенно зависят от ЕВР.
Представленные доклады показывают, что воздействие ЕВР на разные виды рынков различно - от сравнительно независимого от ЕВР развития (розничная торговля) до высокой степени интеграции национальных структур (финансовые рынки). Бесспорно то, что создание ЕВР влияет на условия конкуренции и требует постоянного наблюдения за этими условиями.
В.И. Шабаева
2011.04.025. ХАЙЗЕ А., ХАЙЗЕ О.Г. ЕВРОПЕЙСКОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЕВС ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?
HEISE A., HEISE O.G. Europaische Wirtschaftsregierung - Notwendige Erganzung der EWU oder unrealistische Illusion? // Wirtschaft u. Ges. - Wien, 2010. - Jg. 36, H. 3. - S. 325-347.
При подписании в начале 1990-х годов Маастрихтского договора о создании Европейского валютного союза (ЕВС) стремление к углублению европейского единства сопровождалась экономическим скепсисом по отношению к функционированию валютного союза. Слишком разными были тогда 15 стран - членов ЕС по экономической мощи, институциональным условиям и экономико-политической культуре, чтобы из этого могло возникнуть оптимальное экономическое пространство. Высказывались опасения по поводу того, что ЕВС не сможет обеспечить стабильность цен, в результате чего евро может оказаться мягкой и нестабильной валютой, либо это приведет к длительным диспропорциям платежных балансов стран - членов ЕВС.
С помощью ЕВС ЕС стремился стать самым конкурентоспособным интеграционным пространством в глобализированной мировой экономике. Но с наступлением финансового кризиса ситуация значительно ухудшилась. Начались спекуляции по поводу дальнейшего существования ЕВС. С одной стороны, некоторые страны могли бы попытаться путем возврата к собственной валюте предотвратить банкротство и путем выпуска бумажных денег ликвидировать задолженность. С другой стороны, страны, испытывающие проблемы с бюджетом, могли бы оказаться под угрозой