Аргументом в пользу инвестиций в какую-либо пороговую или развивающуюся страну могут также быть экономическое процветание и политическая стабильность. При оценке экономической мощи страны следует обращать внимание на уровень доходов населения и темпы роста. Для оценки политической стабильности страны учитывается ее характеристика со стороны различных независимых институтов.
Названные критерии позволяют различать среди развивающихся рынков страны «высокого» (high-quality) и «низкого качества» (low-quality). В прошедшие годы только в странах «высокого качества» наблюдался экономический рост, а темпы инфляции были значительно ниже, чем в странах «низкого качества». Странами «высокого качества» являются, например, Бразилия, Россия, ЮАР и Китай. Динамика экономики этих стран была в последние годы достаточно хорошей, а потому инвесторы должны принимать их во внимание как альтернативный вариант для размещения капитала.
В.И. Шабаева
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2012.02.019. ХАЙЗЕ М. РАЗВИТИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ЕВРОПРОСТРАНСТВЕ.
HEISE M. Notwendigkeit und Ausgestaltung makrookonomischer Überwachung im Euroraum // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2011. -Jg. 91, N 1. - S. 22-30.
Автор, профессор Университета Гёте во Франкфурте (Johann Wolfgang Göethe-Universität) пишет, что кризис задолженности в ЕС еще раз показал необходимость системы мониторинга для выявления на ранних стадиях возникающих диспропорций и проблем в отдельных экономиках.
После 11 лет существования Европейский валютный союз (ЕВС) оказался в тяжелой ситуации. Ни стремление к консолидации госфинансов в странах-членах с высокой задолженностью, ни акции по спасению на европейском уровне до сих пор не могут остановить кризис в Европе. Доверие к евро со стороны населения снижается, при этом часто не учитывается, что введение евро принесло с собой много благ. В частности, было создано почти 13 млн.
рабочих мест, что косвенным образом содействует росту занятости в других промышленных странах, включая США. Правда, кризис задолженности в ряде стран ЕВС повысил уязвимость всего валютного пространства, а высокий рост в некоторых странах увеличил и без того значительный макроэкономический дисбаланс. Увеличение спроса, зарплат и нарушение ценовой конкурентоспособности обусловило высокий дефицит платежного баланса в периферийных странах европространства.
Внешнеэкономические дисбалансы в значительной степени обусловлены трудностями внутриэкономического развития. Страны ЕВС не смогли использовать для реформ и консолидации госфинансов период низких издержек финансирования, возрастающей конвергенции и высокого роста. Напротив, низкие затраты на финансирование подтолкнули рост задолженности в частном секторе и неправильное распределение ресурсов в пользу низкопроизводительных отраслей. Следствием стали низкий уровень потребления, пузыри на рынке недвижимости и рост внутренних и внешних долгов. Во время финансовых и экономических кризисов правительства рассматриваемых стран были вынуждены обращаться за помощью к европейским финансовым структурам, что вызвало дополнительные расходы и дальнейший резкий рост задолженности. Особенно ухудшилась ситуация с бюджетом в странах, где уже до этого отмечалось неудовлетворительное положение с государственными финансами.
Сначала бюджетные трудности рассматривались как частная проблема отдельных стран, но довольно быстро стало понятно, что она является источником опасности для других стран - членов ЕВС и тем самым для всего валютного пространства. После Греции напряженность с рефинансированием долгов появилась в Ирландии, Португалии и Испании. Страны - члены ЕВС не имеют в своем распоряжении такого хотя бы временно действующего средства, как изменение обменных курсов для снижения дефицита платежных балансов. Следовательно, задачей этих государств является решение внутриэкономических проблем, лежащих в основе внешнеэкономических дисбалансов.
Масштаб опасности для ЕВС, исходящей от макроэкономических дисбалансов, длительное время недооценивался. Однако негативное воздействие специфических для стран-членов проблем
на все валютное пространство потребовало реформирования валютного союза с целью изменения институциональных рамочных условий в ЕС и зоне евро. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) осенью 2010 г. предложила пакет из шести законов, четыре из которых касались финансовой политики, а два - предупреждения и корректировки макроэкономических диспропорций. Система макроэкономического мониторинга и раннего предупреждения нацеливает на своевременное выявление в будущем существующих и вновь появляющихся отклонений в экономическом развитии, которые приводят к кризису задолженности в европространстве. Взвешенная концепция оценки макроэкономических диспропорций включает показатели, которые подразделяются на четыре группы:
- состояние государственных финансов;
- конкурентоспособность и внутренний спрос;
- занятость, производительность и эффективность использования ресурсов;
- частная задолженность и активы, находящиеся за границей.
Состояние государственных финансов. Здесь обсуждаются
следующие фискальные показатели:
- сальдо государственного финансирования и размер долга как наиболее важные для финансовых рынков индикаторы;
- доля процентных платежей по государственной задолженности в государственном бюджете;
- дополнительные бюджетные «нагрузки», которые в долгосрочном плане могут привести к повышению государственной задолженности.
Конкурентоспособность и внутренний спрос. При определении внешней конкурентоспособности за основу берутся следующие показатели:
- главный внешнеэкономический показатель - сальдо текущего платежного баланса. Значительный дефицит текущего платежного баланса часто интерпретируется как выражение недостаточной конкурентоспособности, хотя он не всегда свидетельствует о неправильном развитии. С другой стороны, положительное сальдо тоже не обязательно является отражением высокой конкурентоспособности; оно может быть следствием слабого внутреннего спроса и спроса на импорт;
- динамика расходов. Неблагоприятная динамика расходов является, как правило, главной причиной снижения конкурентоспособности. Например, разная динамика в уровне зарплаты в отдельных странах ЕВС является важнейшей причиной различий в конкурентоспособности стран и внешнеэкономических диспропорций в европространстве;
- доля страны в мировой торговле. Недостаточная конкурентоспособность обусловлена также недостаточными инновациями в производстве и недостаточно привлекательной номенклатурой производства.
Занятость, производительность и эффективность использования ресурсов. Поскольку экономическая мощь страны зависит от роста занятости и производительности труда, в число показателей мониторинга предлагается включить долю экономически активного населения и производительность его труда; следующими важными показателями являются доля безработицы и энергоемкость производства.
Частная задолженность и активы, находящиеся за границей. Для создания основ для роста народного хозяйства в будущем не только необходим умеренный уровень задолженности государства, но также важно, чтобы не возникало излишней частной задолженности.
Предложенная система индикаторов для раннего предупреждения сложных ситуаций помогает оценить вклад, который может внести отдельная страна в стабильное развитие европространства и его валюты.
Помимо отслеживания появляющихся тенденций с помощью системы индикаторов важной задачей является оценка диспропорций, которые имеют целый ряд сложных аспектов:
- на диспропорции могут влиять (и порой скрывать их) конъюнктурные циклы. Причем они могут быть обнаружены слишком поздно для своевременного исправления. В системе мониторинга имеется широкий выбор индикаторов для отслеживания диспропорций;
- нужно определить объективные предельные величины для показателей, характеризующих диспропорции; установить, в каких ситуациях должна вводиться в действие система мониторинга;
- нельзя исключать того, что будущие диспропорции будут иметь другой характер и не смогут быть выявлены с помощью имеющихся индикаторов, поэтому следует подумать о возможных экономически взвешенных индивидуальных показателях.
По мнению автора, меры, используемые в настоящее время в европейской экономической политике, идут в правильном направлении и в долгосрочном плане усилят евро. Но нужно иметь в виду, что новые источники роста для долговременного выживания зоны евро тоже чрезвычайно важны. Нельзя исходить из того, что новая улучшенная структура управления является единственным решением современного кризиса. Существующие диспропорции требуют решительных мер, сильного политического руководства и воли к принятию совместных решений.
В.И. Шабаева
2012.02.020. ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕХАНИЗМ СТАБИЛЬНОСТИ. The European stability mechanism // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2011. - N 7. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/ mobu/mb201107en.pdf
Глобальный финансовый кризис выявил фундаментальные слабости концепции экономического управления в ЕС и зоне евро. Бюджетные требования и правила, определенные в Пакте стабильности и роста (ПСР), со временем стали нарушаться, а процедуры и меры по координации экономической политики стран зоны евро не осуществлялись. В марте 2011 г. Совет ЕС одобрил обширную программу мер, направленных на преодоление последствий нынешнего финансового кризиса и на недопущение будущих кризисов. Эти меры сводятся к усилению превентивных и корректирующих механизмов, направленных против формирования внутренних и внешних диспропорций (дисбалансов), особенно против бюджетных дефицитов и снижения конкурентоспособности стран-членов, и включают создание Европейского механизма стабильности (European stability mechanism, ESM), который вступит в силу 1 июля 2013 г. после внесения изменений в текст Договора о функционировании Европейского союза и подписания странами зоны евро договора о ESM.
Действие ESM направлено на то, чтобы побудить страны -члены зоны евро к проведению пруденциальной экономической и