Научная статья на тему '2011. 03. 024. Бернанке Б. C. перспективы экономического роста и монетарная и фискальная политика США. Bernanke B. S. The economic outlook and monetary and fiscal policy. Testimony before the Committee on the Budget, U. S. Senate, Washington, D. C. - Wash. , 2011. - Jan.. 7. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20110107a. Htm'

2011. 03. 024. Бернанке Б. C. перспективы экономического роста и монетарная и фискальная политика США. Bernanke B. S. The economic outlook and monetary and fiscal policy. Testimony before the Committee on the Budget, U. S. Senate, Washington, D. C. - Wash. , 2011. - Jan.. 7. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20110107a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луцкая Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 024. Бернанке Б. C. перспективы экономического роста и монетарная и фискальная политика США. Bernanke B. S. The economic outlook and monetary and fiscal policy. Testimony before the Committee on the Budget, U. S. Senate, Washington, D. C. - Wash. , 2011. - Jan.. 7. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20110107a. Htm»

дарственных расходов не на финансы, а на реальную экономику, в частности, на такие переменные, как занятость, выпуск продукции, распределение дохода и т.п. Разрабатывая рецепты макроэкономической стабилизации, Б. Бернанке попадает в старую ловушку кредитного мультипликатора - чем больше будет закачено резервов в банковскую систему, тем выше кредитный потенциал банков и тем больше кредитов они будут предоставлять бизнесу и домашним хозяйствам. Данная точка зрения уже давно была развенчана по-сткейнсианцами, которые доказали, что переменная «объем резервов в банковской системе» не является ограничителем активности кредиторов и заемщиков. Главными виновниками невысокого уровня заимствований для инвестиций являются: низкая норма ожидаемой прибыли, высокий уровень безработицы и обременительная задолженность. Неудивительно, пишет автор, что «агрессивная политика ФРС по закачиванию резервов в банковскую систему не привела до сих пор к заметному росту кредитования, потребления и занятости» (с. 26).

Е.Е. Луцкая

2011.03.024. БЕРНАНКЕ Б.С. ПЕРСПЕКТИВЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И МОНЕТАРНАЯ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА США.

BERNANKE B.S. The economic outlook and monetary and fiscal policy. Testimony before the Committee on the Budget, U.S. Senate, Washington, D.C. - Wash., 2011. - Jan. 7. - Mode of access: http://www. federalreserve.gov/newsevents/testimony/bernanke20110107a.htm

В реферате изложены основные положения ежегодного выступления председателя Федеральной резервной системы (ФРС) Б. Бернанке перед Комитетом по бюджету Сената США в январе 2011 г. по вопросам экономического развития и монетарной политики.

Экономические перспективы. Экономическое оживление, начавшееся в США с середины 2009 г., продолжалось и в начале 2011 г., однако явно недостаточными темпами для существенного сокращения безработицы. Правительственные меры по стабилизации финансовой системы, экспансионистская денежная и фискальная политика, пополнение запасов были основными двигателями оживления во второй половине 2009 и в начале 2010 г. Однако

темпы роста сократились весной 2010 г., в связи с исчерпанием налоговых стимулов в США и возникновением проблем с европейскими суверенными долгами, приведшими к росту волатильности финансовых рынков.

Экономический рост оживился во второй половине 2010 г. под воздействием роста потребительских расходов и частных инвестиций в основной капитал. Однако сектор жилья все еще остается в депрессивном состоянии, поскольку «навес» непроданных домов продолжает оказывать негативное влияние как на цены на жилье, так и на новое строительство. В целом темп экономического роста в 2011 г. ожидается несколько более высоким, чем в 2010 г.

На рынке труда достижения весьма скромные. После того как в 2008-2009 гг. было потеряно примерно 8,5 млн. рабочих мест, их количество возрастало в течение 2010 г. в среднем лишь на 100 тыс. в месяц, что недостаточно для заметного сокращения безработицы. В последние месяцы 2010 г. наметились обнадеживающие признаки увеличения новых рабочих мест и сокращения заявлений на пособия по безработице. Как считает Б. Бернанке, понадобится еще значительное время для того, чтобы уровень безработицы вернулся к приемлемой величине. Безработица оказывает негативное влияние на темп и устойчивость экономического оживления. В США положение усугубляется тем, что безработица носит долговременный характер - примерно 40% незанятых работников были вне рынка труда в течение шести месяцев и более (фактор, отрицательно влияющий на перспективы их занятости и уровень зарплаты) (с. 2).

Проблемы инфляции и дефляции. Инфляция, измеряемая индексом цен на потребительские товары, характеризуется в США тенденцией к падению. За 12 месяцев - по ноябрь 2010 г. включительно - потребительские цены выросли на 1%, а показатель базовой инфляции составил 0,8, что существенно ниже, чем соответствующий показатель год назад - 1,7 и в 2007 г. - 2,5%. По мнению Б. Бернанке, понижательная тенденция в развитии инфляции в США закономерна и является результатом низкого уровня использования производственных и трудовых ресурсов. Как следствие слабого рынка труда, рост ставок заработной платы был незначителен. За истекший год среднечасовая зарплата увеличилась лишь на 1,6% (с. 2). Что касается долгосрочных инфляционных ожиданий (на следующие 5-10 лет), то они остаются стабильными.

Учитывая эти моменты, можно сделать вывод, что инфляция в США в ближайшие несколько лет, по всей видимости, будет сохраняться на исторически низком уровне. Такое положение чревато серьезными рисками. Во-первых, возрастает риск развития дефляции, т.е. продолжительного экономического застоя, сопровождающегося падением цен, сокращением инвестиций и новых рабочих мест. Во-вторых, при номинальных процентных ставках, теперь уже близких к нулю, падение темпов фактической и ожидаемой инфляции увеличивает соответственно реальную стоимость обслуживания долга и ожидаемую реальную стоимость новых заимствований (как для государства, так и для домашних хозяйств). Более высокие издержки заимствований и возрастающее долговое бремя создают дополнительное препятствие для экономического роста. В-третьих, для периодов низкой инфляции, как правило, характерны низкие темпы роста номинальных зарплат и доходов. Этот фактор не только не способствует какому-либо росту покупательской способности населения, но, напротив, скорее ведет к падению стандартов жизни.

Монетарная политика правительства. В ситуациях, когда фактическая и ожидаемая безработица остаются на высоком уровне, а темп роста инфляции - на необычно низком, первым шагом ФРС обычно является снижение учетной ставки. Однако в последние два года - начиная с декабря 2008 г. - учетная ставка находится на отметке, близкой к нулю. Сейчас ФРС не располагает резервом для ее дальнейшего сокращения, а потому вынуждена обращаться к другим инструментам монетарной политики. К числу последних относятся, например, операции Комитета по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC) по приобретению долгосрочных правительственных ценных бумаг и других активов. За период с декабря 2008 по март 2010 г. было закуплено ценных бумаг на сумму 1,7 трлн. долл. Доходы от этих операций в конечном счете оказались в распоряжении банков, которые в настоящее время обладают значительными резервными счетами в ФРС.

Хотя метод покупки долгосрочных ценных бумаг, как орудие монетарной политики, несколько отличается от стандартного регулирования краткосрочных кредитов (кредитов овернайт), цели и механизмы передачи воздействия обеих мер на финансово-экономическое положение страны одинаковы. Единственное отличие, возможно,

заключается в том, что закупки ФРС долгосрочных ценных бумаг оказывает непосредственное и более значительное воздействие на кредитные условия (через механизм снижения долгосрочных ставок процента и повышения цен на акции и другие активы).

Учитывая тот факт, что экономические перспективы США остаются все еще неблагоприятными, FOMC заявил в ноябре 2010 г. о своем намерении продолжить стратегию приобретения активов. В частности, было объявлено о покупке казначейских ценных бумаг на сумму 600 млрд. долл. в период до конца второго квартала 2011 г., что составляет примерно 1/3 суммы ценных бумаг, закупленных по предыдущим программам. Комитет будет продолжать также политику реинвестирования номинальных сумм (principal) приобретенных им активов (с. 4).

В полномочия FOMC входит регулярный пересмотр программы покупки активов с учетом поступающей информации для поддержки стабильности цен и уровня инфляции, совместимого с полученным от Конгресса мандатом ФРС. Как отмечает Б. Бернанке, ФРС обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы «в соответствующее время мягко и эффективно выйти из программы» (с. 4). К числу таких инструментов относится, в частности, способность ФРС платить проценты по резервным счетам, хранящимся на балансах резервных банков, что дает возможность оказывать давление на рыночные краткосрочные процентные ставки в сторону повышения и таким образом ужесточать монетарную политику. ФРС разрабатывает также новые методы для изъятия или иммобилизации резервов. Кроме того, в случае необходимости монетарная политика может быть ужесточена путем погашения или продажи ценных бумаг на открытом рынке.

Бюджетно-налоговая политика. С момента начала финансового кризиса и в период рецессии состояние национального бюджета значительно ухудшилось. Однако, считает Б. Бернанке, значительную часть прироста дефицита бюджета следует отнести в большей мере на счет структурных, нежели циклических факторов. Дефицит, по всей видимости, останется неоправданно высоким, даже после того как экономика полностью восстановится до нормального уровня. Так, согласно разработанному Бюджетным управлением при конгрессе (Congressional Budget Office, СВО) альтернативному прогнозу, основная часть налоговых скидок, сделан-

ных в 2001 и 2003 гг., останется постоянной, и расходы бюджета будут расти тем же темпом, что и ВВП. При этом динамика дефицита будет следующей: с теперешнего уровня в 9% ВВП он упадет до 5% к 2015 г., но затем снова возрастет до 6,5% к концу десятилетия. В последующие годы бюджетные трудности будут возрастать еще более быстрыми темпами, в связи со старением населения и продолжающимся ростом федеральных ассигнований на здравоохранение в соответствии с основными статьями бюджета. Согласно этому сценарию, государственный долг возрастет с 60% ВВП в конце 2010 фин. г. до 185% в 2035 г. (с. 5).

Как считает Б. Бернанке, экономические и финансовые последствия роста госдолга и бюджетного дефицита по сценарию CBO могут быть весьма суровыми. В частности, возможно, резко возрастут ставки процентов по государственным долговым обязательствам и государственным заимствованиям, что приведет к сокращению возможностей финансирования частного бизнеса и росту задолженности США иностранным инвесторам. В долгосрочном плане такой ход событий неблагоприятно скажется на американском ВВП и уровне жизни населения.

В заключение своей речи Б. Бернанке отметил, что экономический рост зависит не только от уровня бюджетных доходов и расходов, но и от их структуры. Он высказал надежду, что Конгресс разработает такие реформы в сфере бюджетной политики, которые позволят не только сократить дефицит, но также и повысить потенциал экономики США - путем, например, поощрения инвестиций в материальный и человеческий капитал, содействия НИОКР, сокращения факторов, оказывающих дестимулирующее действие на трудовую деятельность и сбережения.

Е.Е. Луцкая

2011.03.025. КИНГ М. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ОТ БЕДЖЕХОТА ДО БАЗЕЛЯ И ОБРАТНО.

KING M. Banking: from Bagehot to Basel, and back again. The Second Bagehot Lecture. - Buttonwood Gathering, New York City. Speech 25 October 2010. - Mode of access: http://www.bankofengland.co.uk

Глава Банка Англии анализирует теоретические аспекты реформирования финансовой системы с учетом уроков последнего финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.