сударства в различных масштабных проектах также маловероятно: «для этого должны быть более прозрачная регуляторная среда и низкий уровень коррупции». По его мнению, основу экономической деятельности в стране в большей степени будет составлять «игра» в санкции и контрсанкции (2, с. 2).
Список литературы
1. «Эксперт РА» предрек в 2018 году отзыв лицензий у 60 банков. - 2018. - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/publications/rbc_expertra/
2. Соловьева О. Банковская система РФ возвращается к советской модели // Независимая газета. - 2018. - 18.04. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/ 2018-04-18/4_7214_banks.html
3. Bershidsky L. Putin's creeping nationalization of banks // www.bloomberg.com. -2018. - 07.06. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2018-06-07/putin-s-under-the-radar-nationalization-of-russia-s-private-banks
4. Meyer H., Arnold L., Tanas O. All about the U.S. sanctions aimed at Putin's Russia // www.bloomberg.com. - 2018. - 24.08. - Mode of access: https://www.washington post.com/business/all-about-the-us-sanctions-aimed-at-putins-russia/2018/08/24/931 4f146-a7a2-11e8-ad6f-080770dcddc2_story .html?noredirect=on&utm_term=.70fde 21d2084
5. Doff N. Here's one measure that shows sanctions on Russia are working // www.bloomberg.com. - 2018. - 16.11. - Mode of access: https://www.bloomberg. com/news/articles/2018-11-16/here-s-one-measure-that-shows-sanctions-on-russia-are-working
2019.02.020. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. ПЕРЕНАСТРОЙКА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ США: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ. (Обзор).
Ключевые слова: экономика США; монетарная политика; Федеральная резервная система; нетрадиционная монетарная политика; ключевая ставка процента.
В обзоре анализируются монетарная политика Федеральной резервной системы (ФРС) США в условиях стабилизации экономического роста и проблемы, связанные с отказом от нетрадиционных антикризисных методов регулирования.
В декабре 2018 г. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) ФРС США принял решение о повышении ключевой процентной ставки на 0,25 процентных пункта (п.п.). Теперь она находится в диапазоне от 2,25 до 2,5%. Это было четвер-
тое за истекший год повышение, причем БОМС намерен увеличить ставку еще на 0,5 п.п. в течение 2019 г.
Данное событие послужило толчком для дискуссии в американских деловых кругах и научном сообществе по поводу необходимости перенастройки монетарной политики с целью перехода от нетрадиционных, антикризисных мер регулирования к мерам, совместимым с устойчивым экономическим ростом и ценовой стабильностью. В лагере сторонников действий ФРС - в основном аналитики из академической среды, в лагере оппонентов - участники фондового рынка, руководители финансовых компаний.
Критически настроенные по отношению к ФРС аналитики отмечают противоречие между недавними действиями регулятора и ранее провозглашенным принципом формирования процентной ставки в зависимости от изменения экономической ситуации. В конце 2018 г. темпы экономического роста в США замедлились, инфляция немного уменьшилась. Более обоснованным в этих условиях представлялось бы смягчение, а не ужесточение монетарной политики.
В последние годы американская экономика развивалась уверенными темпами (в среднем 3% в год). 2018 г. в целом был также успешным - ВВП вырос на 3,1%, а инфляция оставалась на стабильном уровне в 2%. Однако в конце года появились признаки снижения темпов роста, а некоторые показатели оказались ниже ожидаемых, возросла волатильность финансовых рынков. Таможенные тарифы и высокий уровень задолженности - две наиболее важные проблемы американской экономики. Значительный рост тарифов в 2018 г. явился следствием торговых войн США, в первую очередь с Китаем. Высокий уровень задолженности нефинансовых корпораций, особенно корпораций со слабыми балансами и низкими кредитными рейтингами, в основном является наследием финансового кризиса 2008-2009 гг. По-прежнему высокий уровень левериджа делает экономику более уязвимой по отношению к потенциальному кредитному сжатию. К другим важным проблемам относятся низкая активность на рынке жилья и рост издержек производства и цен на потребительские товары, что может вызвать нежелательный рост инфляции.
Однако все эти факторы не изменили прогнозы относительно экономического роста. По прогнозам БОМС и других правительст-
венных агентств, в 2019 г. в США продолжится «здоровый» рост (2,3%), уровень безработицы несколько снизится - до 3,5%, а инфляции - сохранится на уровне 2%. Замедление темпов роста будет происходить по мере ослабления действия фискальных стимулов для корпораций (в размере 1,5 трлн долл.), принятых по инициативе Д. Трампа. По этой причине, полагают некоторые члены FOMC, среднегодовой темп роста ВВП может сократиться даже до 2%. Кроме того, некоторый пессимизм связан с умеренной коррекцией и ослаблением активности фондового, жилищного и автомобильного рынков (2, с. 2; 4, с. 3).
Участники фондового рынка опасаются, что повышение процентных ставок может подорвать повышательные тенденции в экономике и ухудшить перспективы роста компаний. По мнению руководителей компаний, «более высокие процентные ставки в сочетании с растущей инфляцией и падающим доверием к корпорациям - это первые признаки начинающейся рецессии». Президент Д. Трамп обвинил председателя ФРС Дж. Пауэлла в «удушении» роста экономики с помощью повышения процентных ставок, тем самым нарушив сложившуюся в последние десятилетия традицию невмешательства администрации в монетарную политику ФРС (1, с. 3; 2, с. 2).
Дж. Пауэлл отмечает, что с 2015 г. ФРС начала осуществлять стратегию повышения ключевой процентной ставки до нормального уровня, соответствующего «здоровой» экономике (после семилетнего периода рецессии и стагнации, когда ставка находилась на нулевом уровне). По его мнению, низкая ключевая процентная ставка способствовала оживлению экономики, но в период значительного экономического роста более целесообразна стратегия ее повышения, поскольку это препятствует перегреву экономики. Даже после последнего повышения до 2,25% ключевая ставка все еще существенно ниже нормального долгосрочного уровня (по оценке FOMC - 3,5%). Поскольку в 2019 г. ожидается продолжение экономического роста, вполне оправданы планы FOMC по дальнейшему повышению ключевой ставки (4, с. 3).
Профессор Гарвардского университета М. Фелдстейн (M. Feldstein) оправдывает действия ФРС следующими соображениями.
1. В 2018 г. реальная процентная ставка оставалась на чрезвычайно низком уровне. Нулевая реальная ставка процента вполне
приемлема в депрессивной экономике, но в условиях, когда экономический рост в 2018 г. составлял 3% (прогноз на 2019 г. - 2,32,5%), а уровень безработицы - всего лишь 3,7%, низкий уровень процентной ставки порождает целый ряд проблем. Невысокая стоимость заемного капитала способствует быстрому росту уровня задолженности компаний и домохозяйств. Банки и другие кредиторы в погоне за прибылью увеличивают объемы кредитования низкокачественных заемщиков и смягчают условия представления займов. Правительства, стимулируемые относительно низкой стоимостью обслуживания госдолга, не испытывают ограничений в наращивании бюджетных дефицитов.
2. В настоящее время возникла необходимость в повышении процентной ставки, с тем чтобы увеличить потенциал использования этого инструмента монетарной политики в период очередного экономического спада, когда потребуется сократить процентную ставку в целях стимулирования спроса. Текущая экономическая экспансия - наиболее продолжительная со времен Второй мировой войны (с июня 2009 по декабрь 2018 г. - 114 месяцев). И хотя глобальная экономика еще продолжает расти, отмечаются некоторые признаки близкой рецессии: падение курсов акций, снижение активности в жилищном секторе, экономические трудности в крупных странах ЕС, неопределенность в сфере экспорта США.
3. Повышение ключевой процентной ставки продиктовано целевой установкой ФРС - достичь «нейтрального» уровня реальной процентной ставки. Традиционно считается, что нейтральная процентная ставка в США должна быть на уровне 2%, хотя конкретная ее величина, как отмечают руководители ФРС, должна определяться на основе комплексной экономической модели.
По мнению Фелдстейна, ФРС запоздала с изменением своей стратегии в направлении повышения ключевой ставки и ее действия недостаточно активны (2, с. 1-3). Исследователь из Йельского университета С. Роуч (S. Roach), напротив, приветствует действия ФРС по нормализации монетарной политики и резко критикует регулятора за его политику поощрения «пузырей финансовых активов» (3). Он дает краткое описание нетрадиционной монетарной политики США.
Руководители ФРС всегда провозглашали свою приверженность мандату - обеспечивать стабильность цен (т.е. поддерживать
инфляцию на уровне не ниже 2%). В последние десятилетия темп инфляции в США не превышал данного целевого показателя, что давало ФРС возможность использовать любые стимулы для роста экономики. В соответствии с принципом «пут-опцион Гринспена», ФРС в течение 30 лет обеспечивала асимметричную поддержку финансовых рынков путем резкого смягчения мер монетарного контроля в периоды спадов и поощрения роста цен на активы в периоды подъемов. В результате возникла цепочка: рост цен на активы - финансовый пузырь - крах экономики.
Такая «ловушка» впервые была использована в период, когда ФРС возглавлял А. Гринспен (1987-2006). Воодушевившись тактическим успехом в преодолении биржевого краха 1987 г., он умножил свои усилия в конце 1990-х годов, оправдывая возникновение пузыря интернет-компаний «новой парадигмой» экономического роста, основанного на повышении производительности. В начале 2000-х годов была сделана еще более грубая ошибка. Гринспен утверждал, что возникший в результате кредитного бума и подстегнутый «инновационными» финансовыми продуктами пузырь на рынке жилья не представляет угрозы для американской экономики. Таким образом, одна ошибка породила другую. Экономика, базисом которой является стоимость финансовых активов, стала жить по своим собственным законам.
С приходом к руководству ФРС Б. Бернанке в 2006 г. начался «более смелый период» монетарной политики. Продолжение курса на смягчение монетарной политики традиционным способом (т.е. за счет снижения процентных ставок) в этот период было невозможно - процентные ставки были на очень низком уровне. Именно тогда был изобретен новый инструмент ФРС - вливание ликвидности в крупные компании и банки путем беспрецедентных по масштабам покупок активов. Эксперимент, получивший название «количественное смягчение» (quantitative easing, QE), казался весьма успешным. Политика количественного смягчения породила «эффект богатства» не только благодаря увеличению стоимости активов, но также благодаря резко возросшим доходам от торговли производными финансовыми инструментами. Деньги ФРС способствовали развитию кредитного пузыря за счет роста низкокачественных ипотечных займов. Однако Бернанке ошибался, полагая, что покупка активов как средство спасения финансовых рынков
может служить стимулом для оживления реальной экономики. Лопнувший пузырь на рынке жилья стал спусковым крючком финансового кризиса и последующей экономической рецессии, по многим признакам схожей с кризисом 1930-х годов.
На протяжении 2010-2017 гг. темп роста ВВП оставался на уровне 2%, что вдвое ниже, чем во время предшествующих оживлений. ФРС упорно продолжала придерживаться аккомодационной политики и в период посткризисной экспансии. Когда наконец регулятор приступил к нормализации политики, он делал это крайне медленно (3, с. 4).
Политика Трампа поставила перед ФРС новые вопросы. Хотя Пауэлл подчеркнул, что FOMC будет следовать независимым курсом (ФРС подотчетна Конгрессу, а не президенту), он все же был вынужден сделать некоторые шаги навстречу примирению. Так, осенью 2018 г. FOMC объявил, что, с учетом ослабления темпов роста экономики в конце 2018 г., меняются планы относительно изменения ключевой процентной ставки в 2019 г. - планируется повышение только на 0,5 п.п. Некоторые члены FOMC склоняются к тому, что в проведении стратегии повышения ключевой ставки необходимо взять паузу для более тщательной оценки данных о развитии экономики. Окончательное решение FOMC относительно изменения ключевой процентной ставки выносится с учетом позиции всех членов этого комитета. При разработке монетарной политики FOMC придерживается гибкого подхода к новой информации и учитывает изменяющуюся экономическую ситуацию, прогнозы и риски (1, с. 3, 6).
Список литературы
1. Appelbaum B. Two words from Fed chairman Jerome Powell sent markets soaring // New York times. - 2018. - 28.11. - Mode of access: http:// www.nytimes.com/ 2018/11/28/business/federal-reserve-rate-jerome-powell.html
2. Feldstein M. Why is the Fed still raising interest rates? // Project syndicate. - 2018. -27.12. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/three-reasons-for-fed-interest-rate-increases-by-martin-feldstein
3. Roach S.S. In defense of the Fed // Project syndicate. - 2018. - 24.12. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/federal-reserve-right-to-raise-interest-rates-by-stephen-s--roach-2018-12
4. Transcript of chaiman Powell's press conference. - 2018. - 19.12. - 22 р. - Mode of access: https://www.federalreserve.gov/mediacenter/files/F0MCpresconf20181219. pdf
2019.02.021. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
A decade after the global financial crisis: What has (and hasn't) changed?: McKinsey Global institute briefing note / McKinsey Global institute. - 2018. - 16 p.
Ключевые слова: финансовый кризис; долговой кризис; задолженность; экономический рост; рынок недвижимости; риски.
Дорога к восстановлению после глобального финансового кризиса была длинной, указывают эксперты McKinsey Global Institute, аналитического подразделения международной аудитор-ско-консалтинговой компании McKinsey & Company. Странам потребовалось в среднем восемь лет, чтобы прийти в себя. Мировая экономика недавно обрела позитивную динамику, однако слабый и неравномерный рост в последнем десятилетии свидетельствует о том, что последствия кризиса полностью не преодолены.
Поскольку Великая рецессия отступила, многие ожидали, что начнется процесс делевериджа (сокращения доли заемных средств). Но этого не произошло. Начиная с конца 2007 г. совокупный долг правительств, нефинансовых корпораций и домашних хозяйств вырос на 72 трлн долл.1 В процентах от ВВП он вырос не так сильно: с 207% ВВП в 2007 до 236% в 2017 г. (с. 2)
Госзадолженность увеличивалась в большинстве развитых стран после 2008 г., поскольку рецессия потребовала повышения налогов и социальных взносов. С 2008 по 2017 г. совокупный долг правительств более чем удвоился. В Японии, Греции, Италии, Португалии, Бельгии, Франции, Испании и Великобритании, по данным ОЭСР, отношение госдолга к ВВП превысило 100% (с. 3).
В странах с формирующейся рыночной экономикой рост суверенного долга отражает высокую потребность в инвестициях, необходимых для индустриализации и урбанизации. Несмотря на
1 Использованы данные Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) по 43 странам и данные по восьми странам из базы данных McKinsey. - Прим. реф.