образ жизни, наиболее благоприятствующий современным рыночным отношениям. Это обеспечивает им достаточный уровень социального признания, но при этом постоянно возникающая неудовлетворенность обуславливает бесконечный поиск социального признания. Таким образом, подтверждается утверждение Д. Ленд-зена о том, что «молодость... становится характерной чертой всей культурной системы»1, т.е. изменяется основной механизм социального признания взрослости, он семантически связан с юностью, а именно с мобильностью во всех сферах жизни. Поэтому понятие взрослости становится фундаментально неопределенным, нормативный базис взрослости разрушается. Молодые взрослые вступают в борьбу за признание, характеризующуюся противостоянием новых социальных практик и сохранившихся нормативных идеалов. Это не просто коллективная борьба за социальное признание, а противостояние существующим представлениям о взрослости со стороны тех, кто «откладывает» и «отказывается» от взросления (с. 75).
О.А. Симонова,
Ю.С. Королёва
2011.03.014. ТУЛЛИ К.Й., КРУГ В., ЗАНДЕР Э. МОЛОДЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ И ИСПАНСКОМ ЯЗЫКАХ). TULLY C.J., KRUG W., SANDER E. Common differences: Youth research in Europe: An analysis based on published English and Spanish journal articles // Revista de sociología. - Barcelona, 2008. - Vol. 90. -P. 105-126.
Статья Клауса Й. Тулли, Вольфганга Круга и Эккехарда Зан-дера из Немецкого института молодежи (Мюнхен) представляет собой сравнительный обзор результатов исследований молодежи в европейских странах. Анализ основан на англо- и испаноязычных публикациях в специализированных научных журналах Европы. Авторы подчеркивают, что их обзор не претендует на всеохват-ность, а скорее, дает представление о ведущих темах молодежных
1 Lenzen D. Moderne Jugendforschung und postmoderne Jugend: Was leistet noch das Identitätskonzept? // Jugend zwischen Moderne und Postmoderne / Hrsg. von W. Helsper - Opladen: Leske + Budrich, 1991. - P. 41-56.
исследований Европы. Цель анализа - выяснить, существует ли в разных европейских странах единый взгляд на молодежь или каждой стране присущ свой, что называется, «молодежный дискурс» (с. 105).
1. Как интерпретировать состояние молодежных исследований в европейских странах? Авторы статьи отмечают, что следует различать просто европейские молодежные исследования и молодежные исследования, проводимые в рамках программ Евросоюза. Для анализа были выбраны статьи, опубликованные в трех англоязычных журналах, - «Young», «Journal of youth and adolescence», «Journal of youth studies», а также публикации о молодежи из нескольких испанских научных журналов (с. 106).
Кроме того, авторы посчитали необходимым кратко обрисовать перспективы развития молодежных исследований в Германии. Более 40 лет функционирует Немецкий институт молодежи (Deutsches Jugendinstitut, DJI), являющийся ведущей в стране научно-исследовательской организацией, которая занимается изучением проблем молодежи. Регулярно проводящиеся крупномасштабные обследования молодежи свидетельствуют о серьезном внимании немецкого общества к молодежным темам. По результатам проведенных исследований Институт публикует периодические издания, в том числе «Shell Jugendstudie» и «Jugendsurvey». В настоящее время спрос на молодежные исследования в Германии во многом вызван исследованиями в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for international student assessment), которые зафиксировали определенные недостатки в немецкой системе образования. В частности, опасения исследователей вызывает чрезмерное использование в образовательном процессе компьютера и Интернета. Особо популярны в немецких молодежных исследованиях темы следующего характера: переход от школы к трудовой деятельности, участие молодежи в политической жизни страны, а также вопросы интеграции молодых людей в общество (с. 107).
2. Молодежные исследования, инициируемые ЕС (EU Youth Research). К.Й. Тулли, В. Круг и Э. Зандер замечают, что при изучении молодежи популярны две исследовательские парадигмы. В основе первого - «проблематизированного» - подхода лежит представление о молодежи «как проблеме», второй подход подра-
зумевает изучение собственно проблем, с которыми приходится сталкиваться молодым людям. Растущие с каждым годом различия в социальных, экономических, культурных и этнических условиях жизни граждан разных стран не дают возможности говорить о молодежи как об однородной социальной группе. Таким образом, перед современными ювентологами стоит задача переопределения понятия «молодежь». Вызовы времени стимулируют развитие молодежных исследований в двух направлениях. С одной стороны, проводятся крупные социальные обследования молодежи, а с другой - наблюдается значительное расширение тем исследований (от школы - к рынку труда, молодежная культура, СМИ и новые коммуникационные технологии, межэтнические отношения, молодежь и политика и др.).
Особую роль играют исследования, проводимые по инициативе Евросоюза в отдельных государствах - членах ЕС и дающие комплексное представление о социальном положении молодых европейцев. Проанализировав научные публикации о молодежи, авторы выделяют следующие шесть основных тематических областей:
1) риски в повседневной жизни молодых людей;
2) политические взгляды и участие в политической жизни;
3) социальные перспективы молодежи;
4) повседневная жизнь молодых людей (мобильность, медиа-технологии, досуг);
5) молодежная культура;
6) социальные группы и освоение социального пространства (takingpossession of space).
Эти темы могут быть проиллюстрированы на примере следующих крупных европейских исследований молодежи. (1) Так, риски рассматривались в исследовании, посвященном расстройствам пищевого поведения и «Я-концепции». В ходе опроса было проинтервьюировано 5287 девочек из Нидерландов в трех возрастных группах: 12-13, 14-16 и 17-19 лет1. Связь между эмоциональными нарушениями и правонарушениями была исследована в ходе опроса 1302 молодых людей в Нидерландах в возрасте от
1 Kans J., Wichstrom L., Bergman L.R. Eating problems and the self-concept // J. of youth and adolescence. - B., 2003. - Vol. 32, N 5. - P. 325-336.
12 до 24 лет\ (2) Политическим установкам молодежи было посвящено международное обследование, в ходе которого опрашивалось 7430 подростков (13-18 лет)2. (3) Социальные перспективы и ожидания молодежи обычно изучаются на основе биографических исследований. (4) Доклад о молодежи Испании 2006 г. является хорошим примером исследования повседневной жизни молодых людей3. (5) В шведском опросе под названием «Навсегда молодые? Представления молодежи о взрослой жизни» («Forever Young? Young People's Conception of Adulthood») 3200 человек в возрасте 16-29 лет высказывали свои взгляды о взрослой жизни4. (6) Проблема статусного перехода от школы к трудовой деятельности является предметом многих европейских исследований. В Швеции на большой выборке (основанной на лицах, родившихся между 1969 и 1973 гг.) была исследована проблема воздействия на молодых взрослых долгого периода безработицы5. В другом международном исследовании переход от юности к зрелости изучался на основе данных вторичного анализа и в парадигме биографической методологии, о чем можно прочесть в статье Дж. Байннера6 (с. 110).
Необходимо упомянуть «Доклад о положении европейской молодежи-2001» (European Youth Report-2001), в котором рассматриваются четыре основных вопроса: жизненные обстоятельства и
1 Course, co-occurrence, and longitudinal associations of emotional disturbance and delinquency from adolescence to young adulthood: A six-year three-wave study / Overbeek G., Vollebergh W., Meeus W., Engels R., Luijpers E. // J. of youth and adolescence. - B., 2001. - Vol. 30, N 4. - P. 401-426.
Breadth and intensity of youth activity involvement as contexts for positive development / Rose-Krasnor L., Busseri M.A., Willoughby T., Chalmers H. // J. of youth & adolescence. - B., 2006. - Vol. 35, N 3. - P. 385-400.
3 В ходе национального опроса было опрошено 1433 молодых испанца в возрасте 15-29 лет. Подробнее см.: Juventud en cifras. - Mode of access: http://www.injuve.mtas.es/injuve/contenidos.type.action?type=1296440931&menuId=1 296440931 &mimenu=Estadisticas
4 Westberg A. Forever young? Young people's conception of adulthood: The Swedish case // J. of youth studies. - Abingdon, 2004. - Vol. 7, N 1. - P. 35-53.
5 Franzen E.M., Kassman A. Longer-term labour-market consequences of economic inactivity during young adulthood: A Swedish national cohort study // J. of youth studies. - Abingdon, 2005. - Vol. 8, N 4. - P. 403-424.
6 Bynner J. Rethinking the youth phase of the life-course: The case for emerging adulthood? // Ibid. - P. 367-384.
ценности молодежи, молодежная политика, проблема образования и занятости молодых, анализ данных как основа для дальнейших рекомендаций в области молодежной политики Европы. В целом, эмпирические данные о положении европейской молодежи говорят о том, что внимание исследователей сосредоточено, прежде всего, на региональных и национальных особенностях мировоззрения молодежи различных стран Европы, изучении ее обычаев и образа жизни. Любопытны различия в отношении молодых европейцев к Евросоюзу: молодые люди из Центральной и Северной Европы более скептически отзываются о значимости ЕС, чем юноши и девушки из Южной Европы и Ирландии. Существуют различия и в отношении социальной мобильности. Согласно докладу, готовность быть мобильным зависит от знания иностранных языков, опыта путешествий и заинтересованности в поездке за границу. Наиболее мобильной выглядит молодежь из Северной Европы, Бельгии, Нидерландов и Германии. Вместе с тем «мобильные» взгляды не слишком распространены в Англии и Южной Европе. Число людей, говорящих только на своем родном языке, там гораздо больше. Многие молодые англичане, например, ожидая от других знания английского языка, сами не чувствуют никакой необходимости в изучении иностранных языков.
Важным типом исследований, инициированных Европейским союзом, являются сравнительные исследования (с. 111). Прежде всего, ЕС содействуют проведению параллельных исследований в ряде стран - участников Евросоюза. Примером межкультурного параллельного исследования может служить известный международный проект «Еиуоирай», посвященный изучению политических установок молодежи восьми государств - членов ЕС (Германии, Эстонии, Финляндии, Франции, Италии, Австрии, Словакии и Великобритании) 1. В общей сложности в опросе приняли участие 8030 молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Согласно этому исследованию, европейская молодежь, как правило, не имеет интереса к политике. В то же время большинство молодых людей полагают, что электоральная активность является наиболее эффектив-
1 Wächter F. National report on survey results. - Mode of access: www.sora. at/wahlen/EUYOUPART; Wächter F. Schwierigkeiten mit der europäischen Identität. -Mode of access: www.das-parlament.de/2005/44/Thema/031.html
ным способом участия в политике, и поэтому пользуются предоставленным им правом голоса.
К другому типу относятся исследования, основанные на данных официальной статистики европейского сообщества относительно социального положения молодежи. В качестве примера таких исследований приведем следующие крупные проекты: «European community households panel survey»1, «European labour force survey», «European social survey», «Eurobarometer 47.2: The young Europeans» и «European value survey» (с. 112)2.
По мнению специалистов, главной проблемой при проведении сравнительных межкультурных исследований является достижение сопоставимости. Например, в подобных исследованиях нередко возникают языковые и когнитивные трудности при переводе опросного инструментария.
3. Основные темы молодежных исследований Европы: Анализ научных публикаций. Данный раздел посвящен основным темам, поднимаемым в европейских специализированных научных журналах о молодежи. Во-первых, рассматриваются публикации следующих ведущих англоязычных журналов - «Young», «Journal of youth & adolescence», «Journal of youth studies». Во-вторых, авторы статьи обращаются к научным статьям на молодежные темы в Испании.
Интересно, что в европейском научном сообществе англоговорящие исследователи и специалисты, пишущие на испанском языке, представляют как бы два относительно автономных и слабо пересекающихся «мира». В журналах на английском языке обычны статьи ювентологов Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Англии, иногда авторов из немецкоговорящих стран. Однако здесь практически не встретишь работ ученых Южной Европы. Издания же на испанском языке в большинстве своем ориентированы на читателей Испании и стран Латинской Америки.
Созданный в 1990 г. по инициативе скандинавских ученых журнал «Young» в настоящее время превратился в ведущее европейское издание, которое публикует результаты молодежных ис-
1 Bendit R., Gaiser W., Marbach J.H. Youth and housing in Germany and the
European Union. - Opladen: Leske + Budrich, 1999.
2
Bendit R. Youth sociology and comparative analysis in the European Union member states // Revista de sociología. - Barcelona, 2006. - Vol. 79. - P. 67.
следований. Он сумел привлечь к себе авторов не только из Скандинавских стран, но и из Франции, США, Великобритании, Германии и новых государств ЕС. Проанализировав публикации журнала за период с 2000 до 2006 г., Тулли, Круг и Зандер отмечают, что наибольшее распространение в журнале получили темы рисков в повседневной жизни молодежи (прежде всего угрозы здоровью, правонарушения и наркомания) и «отвоевание» молодыми «своего» социального пространства. Также популярны статьи о социальных перспективах и молодежной субкультуре (подробнее см.: табл. 1).
Таблица 1
Тематика публикаций журнала «Young»
Темы Число публикаций
Разное 9
Социальное положение и освоение социального пространства 21
Социальные перспективы молодежи 18
Повседневная жизни молодых людей (досуг, медиа-технологии, мобильность) 10
Риски в повседневной жизни молодых людей 24
Политические взгляды и участие в политической жизни общества 8
Молодежная культура 17
Всего 107
База публикаций: 2000-2006 гг. (с. 114).
Помимо этого, были проанализированы 42 статьи из «Journal of youth & adolescence» и 76 - из «Journal of youth studies». «Journal of youth & adolescence» публикует работы социологической, психологической и педагогической направленности. Особой популярностью в журнале пользуется тема рисков в жизни юношей и девушек (см.: табл. 2). Вопросы о будущем молодежи и связанных с этим социокультурных трансформациях занимают второе место по популярности.
«Journal of youth studies» также посвящен распространению и обсуждению результатов молодежных исследований. Помимо «классических» тем о социальных и культурных условиях жизни молодых, журнал привлекает внимание к вопросам социальной по-
литики в отношении молодежи. Достаточно интенсивно исследуются всевозможные риски, связанные с наркотиками, преступностью и угрозой здоровью. Часть исследований данной тематической группы связана с телесными практиками и посвящена проблемам спорта, моды, расстройствам пищевого поведения (анорексии, бу-лимии).
Обратившись к табл. 2, можно увидеть, что из шести рассматриваемых Тулли, Кругом и Зандером тематических областей первое по популярности место разделяют темы, связанные с обсуждением социального положения и перспектив молодежи. Помимо этого, авторов данного журнала в значительной степени интересуют риски и вопросы, касающиеся времяпрепровождения. Вместе с тем обнаруживается относительная непопулярность в англоязычных научных журналах о молодежи темы политики.
Таблица 2
Тематика публикаций «Journal of youth & adolescence» и «Journal of youth studies»
Темы «Journal of youth & adolescence» (число публикаций) «Journal of youth studies» (число публикаций)
Разное 2 2
Социальное положение и освоение социального пространства 3 19
Социальные перспективы молодежи 7 19
Повседневная жизнь молодых людей (досуг, медиатехнологии, мобильность) 4 10
Риски в повседневной жизни молодых людей 21 13
Политические взгляды и участие в политической жизни общества 1 7
Молодежная культура 4 6
Всего 42 76
База публикаций: 2000-2005 гг. (с. 116).
Что касается молодежных исследований в Испании, то они, как правило, имеют институциональную поддержку. Ведущей организацией, занимающейся проблемами молодежи в Испании, является Институт по делам молодежи (Instituto de la juventud, INJUVE), который был основан Министерством труда и социаль-
ных дел страны. Наиболее серьезную информацию о молодежных исследованиях, проводимых по инициативе INJUVE, можно почерпнуть из различных институтских изданий. Крупная коллекция данных содержится в регулярно издаваемом по результатам опросов молодежи сборнике «Informe juventud en España» («Доклад о молодежи Испании»). Здесь приводятся статистические данные о семейных взаимоотношениях респондентов, их ценностях, участии в жизни общества, а также о проблемах эмансипации, экономики, потребления, использования современных технологий. Интересную информацию об испанской молодежи предоставляет сборник «Juventud en cifras» («Молодежь в цифрах»), выпускаемый INJUVE при поддержке независимого Центра социологических исследований (Centro de investigaciones sociologicas, CIS; с. 119).
Для анализа авторы статьи отобрали несколько педагогических и социологических изданий о молодежи, выходящих под эгидой INJUVE (изучались статьи с 2000 по осень 2006 г.). Рассмотренные публикации были разделены на следующие группы:
1) публикации по проблемам молодежи в социологических журналах (26 статей);
2) публикации в «Revista de estudios de juventud», посвященные различным обстоятельствам жизни молодых людей (наиболее популярные здесь темы: жизнь молодых людей в обществе, ген-дерные проблемы, здоровье, миграция, переход от школы к профессиональной деятельности) (64 статьи);
3) публикации, имеющие отношение к исследованиям проблем образования (история образования, теория общения и т.д.; проанализировано 13 статей).
Обращает на себя внимание высокий процент статей в рецензируемых социологических журналах, что говорит о популярности социологии молодежи в Испании (с. 120). Наиболее популярны в испанских журналах о молодежи темы молодежной культуры, участия в политической жизни и рисков (см.: табл. 3). Необходимо отметить значительнейший интерес к политическим вопросам, не свойственный авторам англоязычных научных журналов. Видимо, это связано с «местными», в том числе этнополитическими, проблемами испанского общества. Среди поднимаемых политических тем особенно выделяются следующие: столкновение молодежи и общества, «демонстрация солидарности с молодежью», политиче-
ская социализация, молодость в условиях диктатуры и демократии, поведение на выборах, европейская идентичность и др.
Таблица 3
Тематика научных публикаций о молодежи в Испании
Темы Число публикаций
Разное 2
Социальное положение и освоение социального пространства 6
Представления о молодежи (view on youth) 9
Повседневная жизни молодых людей (досуг, медиатехноло-гии, мобильность) 17
Риски в повседневной жизни молодых людей 20
Политические взгляды и участие в политической жизни общества 24
Молодежная культура 25
Всего 103
База публикаций: 2000-2006 гг. (с. 121)
4. Выводы. Молодежные исследования в европейских странах затрагивают широкий круг тем и дают представления об актуальных социальных проблемах европейского сообщества. Эмпирические исследования молодежи, по мнению авторов статьи, можно разделить на три типа.
1. Социально-политическое широкомасштабное обследование молодежи. Этот тип исследований подразумевает получение репрезентативных данных о положении молодежи как социальной группы.
2. В основе регионального исследования лежит представление о том, что возможности и проблемы молодых людей детерминированы местом их проживания.
3. Локально-ориентированный тип молодежных исследований связан с изучением отдельных молодежных подгрупп (с. 123).
Ни один из этих типов исследований не является «самодостаточным», т.е. дающим полную картину о молодежи, поэтому всегда будет необходимость обмена между «локальными» и широкомасштабными исследованиями.
Очевидно, что развитие молодежных исследований зависит от внимания общества и СМИ к проблемам молодежи. Таким обра-
зом, спрос на молодежные исследования во многом создает публичный дискурс. К сожалению, языковые препятствия не позволяют в достаточной мере отслеживать молодежные исследования, проводимые в различных регионах Европы.
М.А. Ядова