ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 3
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
В.А. Смирнов, канд. полит. наук, зав. кафедрой философии ФГОУ ВПО Костромская государственная сельскохозяйственная академия*
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОЛОДОСТИ В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
В статье рассматриваются основные концепции молодости, представленные в западной социологии. Выделяются четыре группы концепций, в той или иной степени присутствующие как в научном, так и в общественно-политическом дискурсе. Особое внимание уделяется рассмотрению молодости в контексте современных транзитных теорий.
Ключевые слова: молодежь, теории молодости, поколение, молодежная субкультура, молодежный транзит.
In the article the basic conceptions of youth presented in the western sociology are considered. Four groups of conceptions which presents both in scientific, and in political discourse are allocated. The special attention is given to consideration of youth in the context of contemporary transit theories.
Key words: youth, theories of youth, generation, youth subculture, youth transit.
Сегодня в России продолжается процесс социальной трансформации. Затронул он и российскую молодежь, что не может не отразиться на особенностях ее социализации. Современное российское общество характеризуется ростом интереса к молодому поколению в первую очередь с утилитарной, потребительской точки зрения. Государство в лице Правительства, Государственной Думы, Администрации Президента РФ, напуганное чередой "цветных" революций на постсоветском пространстве, вынуждено пересмотреть основы государственной молодежной политики и оптимизировать ее. Политические партии и крупные общероссийские общественные объединения видят в молодежи ресурс для своего общественно-политического развития, продвижения своих идей, завоевания политической власти. Российский бизнес посредством рекламы, акций, теле- и интернет-проектов формирует в молодежной среде ценности консюмеризма, новые модели и образцы поведения. Сегодняшняя российская молодежь становится важным стратегическим ресурсом для самых разных общественных и политических сил. В отличие от И.М. Ильинского1, считающего молодежь стра-
* Смирнов Владимир Алексеевич, e-mail: [email protected]
1 См.: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001.
тегическим ресурсом нации, сегодня, скорее, стоит говорить о молодом поколении как ресурсе конкурирующих между собой социальных и политических институтов. И если раньше их действия носили стохастический, несистемный характер, то сегодня они приобретают форму целенаправленной молодежной политики. В этой ситуации Российское государство должно пересмотреть основы молодежной политики, что в свою очередь требует четкой постановки вопроса о сущности молодости, ее границах, механизмах социокультурного включения и взаимоотношений с обществом. В рамках данной статьи предлагается краткий анализ основных концепций молодости, существовавших и существующих в западной гуманитарной науке, предпринимается попытка их систематизации и типологизации.
В самом общем виде сущность взаимоотношений молодежи и общества может быть выражена в традициях знаменитого мангей-мовского вопроса: "Что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь?"2 Действительно, суть отношений общества с молодежью сводится к реализации этих двух взаимосвязанных процессов — поддержки и сопровождения взросления и постоянной мобилизации интеллектуального и физического потенциала молодости. Кажущаяся простота такого подхода при более углубленном проникновении в сущность явления наталкивается на сложность, вызванную множественностью и многомерностью такого явления, как молодежь. В мировом научном и общественно-политическом дискурсе до сих пор нет согласия относительно базовых идентификационных характеристик молодежи. Так, например, возрастные границы молодости в отечественной социологии определяются в рамках 14 (16)—25 (29) лет3, законодательно молодежь определяется в рамках 14—30 лет4, при этом верхняя возрастная граница пролонгирована для отдельных групп молодежи до 35 лет (например, молодые ученые). В то же время в ряде европейских стран объектом молодежной политики выступают граждане в возрасте от 0 до 25 лет5 или же граждане от 30 до 35 лет6. При этом необходимо понимать, что четких критериев идентификации молодежи, основанных на возрастных особенностях, не существует. Вряд ли имеется значимая разница между человеком в возрасте 27 и 30 лет. Сущность молодежи как социального явления во многом
2 Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 2.
3 Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008. С. 267.
4 Федеральный закон № 98-ФЗ от 25 июня 2005 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
5 What does politics do for young people in Europe? // Youth in Europe. Bulletin of German Youth Institute. Special English edition, 2008. Р. 19.
6 A European framework for youth policy // Directorate of Youth and Sport Council of Europe Publishing, 2008. Р. 57.
можно уподобить "классам на бумаге" в том смысле, который вкладывал в это понятие П. Бурдье7. Молодежь не существует как отдельная социальная группа с четко артикулированными интересами. Молодой человек, в отличие от ребенка и пожилого, может быть опознан сторонним наблюдателем с высокой долей условности, при этом идентификация по возрастному критерию может иметь разброс до 10 лет. В разных социокультурных условиях молодежь определяется по-разному, в частности, меняются возрастные рамки молодости, ее социальные роли, смысл и общественное предназначение8.
По всей видимости, феномен молодости стоит рассматривать как дискурс, как определенный конструкт, сформированный в массовом, научном и политическом общественном сознании. Содержание этого дискурса определяется историческими и социокультурными условиями существования общества. Молодежь — это исторический феномен, возникший в индустриальных обществах как особая форма перехода из состояния детскости к взрослости, явившаяся результатом усложнения социальной структуры общества. В то же время конкретное отношение общества и государства к молодости — это процесс социального конструирования, основанный на интеграции научных и обыденных представлений. Теории, создаваемые учеными, со временем становятся элементами массового общественного сознания, а также сознания политиков, чиновников, педагогов, социальных работников, разрабатывающих и реализующих молодежную политику. Более того, процесс "перетекания" научных представлений о молодежи в повседневное профессиональное сознание зачастую носит запаздывающий характер, что ведет к воспроизводству в практической работе неадекватных современности установок и взглядов. Так, например, К. Гриффин, исследуя особенности влияния научных теорий молодежи на молодежную политику в Великобритании и США, приходит к заключению, что в современной практике работы с молодежью по-прежнему доминируют психологические теории молодости, созданные еще в конце XIX в.9
Мы считаем возможным выделить два измерения молодости, присутствующие в любой научной концепции. Во-первых, это содержательное измерение, включающее в себя основные концепты, периодизацию, границы молодости, модели взаимоотношения
7 См.: Бурдье П. Социальное пространство и генезис "классов" // Социология социального пространства. М.; СПб., 2005.
8 См., например: Williamson H. Supporting young people in Europe: principles, policy and practice // The Council of Europe International Reviews of National Youth Policy 1997—2001. Asynthesis Report. Strasbourg, 2002.
9 Griffin С. Representations of youth: the study of youth and adolescence in Britain and America. Cambridge, 1993.
с обществом и т.д. Во-вторых, аксиологические характеристики, явно или имплицитно присутствующие в любом теоретическом исследовании феномена молодости. В данном случае выделяются две системы диспозиций, существующих в научном, общественно-политическом и обыденном дискурсах, определяющих молодежь как проблему и как ресурс. По всей видимости, преобладающим ценностным восприятием молодежи во всем мире и России в частности является понимание молодежи как проблемы для взрослого сообщества, что подтверждается исследованиями отечественных и западных социологов10.
Главной сущностной характеристикой молодости является воспроизводимое из поколения в поколение духовное, эмоциональное, социальное напряжение между представителями разных возрастных групп. Именно эта особенность общественного воспроизводства является отправной точкой для исследователей молодежи, и именно она становится ключевым пунктом (явно или имплицитно) любой молодежной теории. Независимо от исторической эпохи, общественного и государственного устройства это напряжение между поколениями, выражаемое как отрицание ценностей, жизненных смыслов, повседневных практик друг друга, является непрекращающимся циклическим социальным процессом. При этом в любом обществе существовали и существуют механизмы снятия, смягчения этого напряжения и обеспечения социокультурной преемственности поколений. Исторически первые современные концепции молодости начали развиваться в начале XX в. в русле психологической науки. Именно в это время в общественном сознании возникает вопрос о юности, подростковости, молодости. Это связано с процессами индустриализации и модернизации большинства европейских государств. Ряд западных историков и социологов связывают появление в общественном сознании понятия "юность" с развитием капитализма и потребностью в новой дешевой рабочей силе, а также с актуализацией в индустриальных обществах проблем пола, сексуальности, расы11.
Психолого-биологические теории молодости
Открытие феномена подростковости приписывается американскому психологу Г. Холлу, издавшему в 1905 г. книгу "Юность"12. Он определял подростковость как особый период — период второго
10 См.: Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004; Griffin С. Op. cit.; Williamson H. Ybuth work and citizenship // Youth, Citizenship and Social Change in a European Context / Ed. by J. Bynner, L. Chisholm, A. Furlong. Gateshead, 1997. P. 196—213; Youth in society. Contemporary theory, policy and practice. L., 1997.
11 Springhall J. Coming of age: adolescence in Britain. Dublin, 1986.
12 Hall G.S. Adolescence. Its psychology and its relation to psychology. N.Y., 1904.
рождения, который наступает с началом полового созревания и которому сопутствует духовная перестройка юной личности. Источники этой перестройки связаны с половым взрослением — пробуждением сексуальных желаний и переходом к нормальной взрослой генитальной гетеросексуальности. В своих работах Холл доказывал, что развитие индивида повторяет развитие общества, оба процесса являются эволюцией из состояния примитивной дикости к цивилизованной зрелости. Холл впервые охарактеризовал юношеский возраст как период "бури и натиска". Эта метафора сохраняла свое влияние и воспроизводилась многими исследователями молодежи практически до конца 70-х гг. XX в.13
Особое место в контексте психологических теорий молодежи занимает психоанализ и в особенности работы Э. Эриксона14. Для Эриксона молодость — это период "психосоциального ожидания, когда путем свободного ролевого экспериментирования человек ищет свое место в каком-либо секторе общества, свою собственную нишу, предназначенную только для него"15. Важным элементом теории Эриксона является то, что он видит в юношеском возрасте становление новой идентичности, формирование новой личности через систему жизненных планов, целей, осознанного отношения к миру. Современным продолжением теорий Эриксона можно считать психологическую концепцию молодости, разрабатываемую американским профессором Дж. Арнетом16. Теория появилась как новая концепция развития молодых людей, фокусирующаяся главным образом на возрасте 18—25 лет. К концу этого периода большинство людей самоопределяется по поводу своей жизни. Изменения в современном мире привели к тому, что этот период стал не просто переходом к взрослости, а этапом в жизни человека, характеризующимся особым психологическим состоянием личности. Для него характерна частичная зависимость детства и в то же время свобода взрослости. Это время экспериментов, поиска, уходов и возвращений. Этот период можно обозначить как время исследования жизни. На первое место выходит процесс и результат осознания себя взрослым, конструирование своей взрослости в сознании каждого отдельного человека. Период молодости, по мнению Ар-нета, — это время неопределенной идентичности, время, когда человек еще не осознает себя взрослым. Молодость рассматривается
13 Olson W.S. Entwicklung und Erziehung. Weinheim; Basel, 1972.
14 Erikson E.H. Identity: youth and crisis. N.Y., 1968.
15 Ibid. P. 277.
16 Arnett J.J. Youth, cultures and societies in transition // Youth in Transition: The Challenges of Generational Change in Asia / Ed. by F. Gale. Adelaide, 2007; Idem. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. N 55. P. 469—480.
14 ВМУ, социология и политология, № 3
209
как психологический период подготовки к взрослости, формирования особых личностных свойств, позволяющих идентифицировать себя со взрослостью. Таким образом, в процессе социального экспериментирования молодой человек через систему социальных проб конструирует свою взрослую идентичность.
В рамках данного исследовательского направления на первое место в качестве идентификационного признака выходит возраст, который как бы нивелирует все остальные различия между детством, юностью и взрослостью. Стоит отметить, что психолого-биологический подход к молодости имплицитно сохраняется в общественном сознании как устойчивый архетип, определяющий отношение к подростковости и юности. Об этом свидетельствует сохранение в российском ментальном поле такого устойчивого ярлыка, как "трудный подросток", который зачастую можно встретить в нормативных и программных документах государственных и общественных институтов, реализующих молодежную политику.
Молодежь в контексте поколенческих теорий
Понятие "поколение" имеет несколько значений в современной науке. Наибольший интерес представляет понимание поколения как социально-возрастной когорты, т.е. тех, кто в результате близости дат их рождения следует параллельно схожими этапами собственного биологического развития и социально очерченного жизненного пути в рамках истории определенных обществ17. Классиком современных поколенческих теорий можно считать К. Мангейма18. Он рассматривал понятие "поколение" в качестве социального конструкта, формируемого под влиянием исторически сложившихся обстоятельств. Он считал, что поколенческое сознание — энтелехия — играет очень важную роль, особенно в периоды резких социальных изменений или нестабильности. С помощью этого понятия ученый подчеркивал, что социальные изменения не только отражаются в действиях молодых людей, но и производятся ими, а также то, что различные сегменты поколения (поколенче-ские формации) могут по-разному переживать одни и те же конкретные исторические проблемы. Смысл молодости, по Мангей-му, заключается не в подростковости, а в поколении — понятии, которое помогает отделить друг от друга значимые культурные символы, коды и пространства, не связанные напрямую с природной заданностью. Поколения, следуя его трактовке, — это соци-
17 См.: Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М., 2005. С. 20.
18 См.: Мангейм К. Указ. соч.
альные группы, которые идентифицируются самими участниками как принадлежность к общему для них движению истории и которые формируются через разделяемые схожие обстоятельства. Непреодолимая сила идей и символов, с помощью которых новое поколение определяет свою идентичность, содержит в себе категорическое отрицание старого идеологического "набора", характеризовавшего предшествующее поколение.
Наиболее ценным в рассмотрении молодежи как поколения является понятие "межпоколенческая трансмиссия культуры", введенное в оборот С.Н. Айзенштадтом19. Межпоколенческая трансмиссия культуры рассматривалась ученым как механизм передачи культурного опыта, ценностных ориентаций из поколения в поколение. Фактически речь идет о процессе социализации, получившем широкое освещение в отечественной социологии молодежи. Социализация (межпоколенческая трансмиссия культуры) рассматривается как главный путь сохранения функциональной стабильности общества. Вход каждого человека в ролевую структуру общества проходит через процесс, связанный с усвоением основных социокультурных, когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих образцов.
Обратной стороной социализации новых поколений является вопрос девиантности, т.е. "выпадения" некоторых членов общества из социализационного процесса. Проблема молодежной девиантности занимает значительное место в социологических исследованиях как в западной, так и в отечественной науке. Отклоняющееся поведение молодого поколения исследуется как в рамках поколен-ческих теорий, так и в контексте молодежных субкультур и неформальных движений. В контексте исследования девиаций в молодежной среде социологами был введен и в дальнейшем активно использовался и используется по сей день термин "аномия". Э. Дюркгейм20 употреблял его для описания социально дезориентированной среды, в которой действия людей не подчиняются общественным нормам. Р. Мертон21 развил идею Дюркгейма, рассматривая девиантное поведение как следствие разрыва между притязаниями личности и наличными возможностями для их реализации. Девиантное поведение характерно, на его взгляд, для молодежи бедных кварталов больших городов, которая не может достичь своих целей легитимным путем, в то время как криминальная активность открывает для нее путь личной карьеры в контексте доступных каналов социализации.
19 Eisenstadt S.N. From generation to generation. L., 1956.
20 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1998.
21 См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.
Молодежь как субкультура
Теории девиантности положили начало субкультурным теориям, основоположником которых можно считать Т. Парсонса22. В структурно-функциональной теории Парсонса молодой человек рассматривается как маргинал, который не может найти место в социальной структуре общества и вынужден объединяться с такими же, как он. Отсюда возникает ключевое понятие большинства субкультурных теорий молодежи "peer group" (дословно можно перевести как "ровесники": от англ. peer — "ровня" и group — "группа". — Прим ред.). Суть его определяется несколькими базо-
23
выми положениями23:
— в подростковом и молодом возрасте люди стремятся к объединению со своими сверстниками, создавая так называемые "peer group";
— "peer group" могут иметь статус как неформального объединения, создаваемого самой молодежью спонтанно, независимо от взрослых, так и формального, создаваемого взрослыми людьми специально для молодежи;
— "peer group" выполняют функцию транспортировки молодежи из детства во взрослое общество, создавая возможность для усвоения социальных ролей, позиций и статусов;
— "peer group" может нести в себе как деструктивный, так и общественно одобряемый заряд;
— "peer group" — это в первую очередь функция свободного времени, другими словами, подростки и молодежь создают объединения как форму организации своего досуга.
Х. Кройтц24 в своей работе указывает на то, что молодежная субкультура, организационно реализованная в "peer group", является важнейшим фактором социализации молодых людей. Согласно концепции "peer group", в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество. Однако в современном обществе она не может полностью реализовывать эту функцию. Родители неспособны понять те перемены, которые произошли в обществе с момента их собственной молодости, и потому не могут поставить себя на место своих детей25. В связи с этим на первое место выходят подростковые группы и объединения, где юноша или девушка, примеряя разнообразные социальные роли, становится более адекватным современному ему обществу. Эти группы
22 Parsons T. Youth in the context of American society // The Challenge of Youth / Ed. by E.H. Erikson. N.Y., 1965.
23 См., например: TenbruckF.N. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1962.
24 Kreutz H. Soziologie der Jugend. München, 1974.
25 Ibid. P. 145.
представляют собой особый социальный институт, возникший в ответ на потребность общества в реализации преемственности поколений, которую не могут выполнить традиционные институты и государство. В соответствии с этим молодежная культура понимается как механизм, который регулирует процесс отделения ребенка от семьи, подготовку молодежи к занятию своей статусной позиции во взрослой социальной системе.
"Peer group" выполняют следующие функции:
— позитивной адаптации к обществу;
— присвоения молодому человеку первичного статуса;
— облегчения ухода из родительского дома;
— передачи специфических для данного слоя ценностных представлений;
— удовлетворение потребностей в сексуальных контактах26.
В исследовании молодежных субкультурных объединений традиционно выделяются два направления. Первое, означенное выше, рассматривает "peer group" как социальный ресурс, как механизм социализации молодого поколения в условиях динамично меняющегося мира. Второе направление ориентировано на рассмотрение молодежных объединений как одной из форм отклоняющегося поведения молодежи27. Именно эта интеллектуальная традиция стала основанием современных концепций — так называемых "моральных паник". Эта концепция объединила в себе идеи трансакционизма, социологии права, социологии социальных проблем и социологии коллективного поведения. Внимание в ней уделялось детальному описанию случаев массовой истерии, иллюзий и паник, исследованиям того, как общество справляется с неожиданной опасностью или беспорядком, вызванными физическими катастрофами и бедствиями, анализу толпы и бунта как социальных типов, помещенных в поле коллективного поведения. Смысл этих теорий заключается в том, что девиантное поведение есть не некая психологическая предрасположенность отдельных индивидов, а процесс "обучающей" социализации. Как только на человека навешивается ярлык преступника, он сразу начинает оцениваться в соответствии с ним. Концепция моральных паник становится важным теоретическим ресурсом государственных органов, реализующих молодежную политику, поскольку многие сегодняшние молодежные проблемы являются не чем иным, как результатом деятельности чиновников, общественности, ученых.
26 Ausurbel D.P. Das Jugendalter: Fakten, Probleme, Theorie. München, 1968.
27 Cohen S. Folk devils and moral panics. The creation of the mods and rockers. Oxford, 1987.
Молодежь как транзит
Особым этапом в развитии социологии молодежи стали европейские события 60-х гг. XX в., получившие в истории название "молодежных революций". Именно в этот период появились первые научные концепции транзита молодежи, рассматривающие молодость не с позиций социально-демографических характеристик, а как феномен перехода от детства и юности к взрослости. Теории транзита развивались параллельно с субкультурными теориями и во многом дополняли их. В транзитивных концепциях субкультурные объединения рассматриваются как один из механизмов перехода человека от детства и юности к взрослости.
Основоположниками этих концепций можно считать немецких ученых Г. Шельски и Ф. Тенбрука. В их работах молодежь рассматривается как переходная ступень от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого, характеризующаяся нормативной несостоятельностью и промежуточным положением28. Причины промежуточного положения видятся в противоречии между семьей и обществом. Шельски полагает, что между интимными отношениями микрогруппы (семьи) и конкретными отношениями макроструктуры (общества) лежит глубокая пропасть. Выходя из семейного союза, подросток должен приспособиться к анонимному обществу, а сделать это в современном индустриальном обществе намного сложнее, чем в патриархальном. Таким образом, социальные проблемы молодежи выводятся из противоречия между микро- и макроструктурами общества. В таком же направлении определяет молодежь и Ф. Тенбрук. Молодость в его понимании является промежуточной стадией, переходом, подготовкой к исполнению ролей взрослых, введением в культуру. Причина появления феномена молодежи — увеличивающийся разрыв между группами семьи и общины по месту жительства, с одной стороны, и обществом — с другой. Задача школы, семьи, молодежных союзов, профессионального обучения и других общественных организаций состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить и регулировать транспортировку молодежи в общество и культуру29. Работы указанных авторов можно рассматривать как первый этап в развитии концепций транзита молодежи в социологической науке. Исследования транзита молодежи на данном этапе носят в большей степени теоретический, нежели эмпирический характер. Исследователей интересуют, скорее, философские основания молодости как перехода от традиционного семейного сообщества к анонимному индустриальному обществу.
28 Schelsky H. Die skeptische Generation. Dusseldorf, 1963. S. 17.
29 TenbruckF.N. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1965. S. 181.
Второй этап в исследовании молодежного транзита начинается в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Можно выделить два исследовательских направления, касающихся развития концепции транзита. Одно из них лежит в русле работ французского социолога П. Бур-дье. В ряде своих исследований Бурдье обращается к анализу особенностей перехода (транзита) молодого поколения от юности к взрослости и "завоеванию" им мест в физическом и социальном пространстве. Он полагает, что наиболее престижные места в физическом и социальном пространстве занимают представители старшего поколения и вновь появляющееся молодое поколение вынуждено конкурировать за эти ограниченные ресурсы. Содержание транзита молодежи, по Бурдье, — это борьба нового поколения за разнообразные виды капитала, а также физическое и социальное пространство30. Второе научное направление представлено разнообразными исследованиями молодежного транзита, выполненными, скорее, в традиции мертоновских теорий среднего уровня, удачно сочетающих в себе эмпирические исследования молодежи с их концептуализацией и обобщением. В большинстве случаев эти исследования посвящены определению содержания транзита, основным траекториям и механизмам перехода молодежи от юности к взрослости, а также проблемам определения окончания транзита.
Большинство социологов определяли период молодости в соответствии с тремя видами транзита: транзит проживания как переход из родительского дома в собственное жилье; профессиональный транзит как переход от школы (ссуза, вуза) к работе; транзит отношений как переход от индивидуальной жизни к жизни в семье или в гражданском браке31. Эта теория получила название "линейного транзита"32. Практически до конца 80-х гг. XX в. большинство социологов рассматривали все три перехода как синхронизированные, взаимосвязанные и стандартизированные, соответственно и вхождение во взрослую жизнь не представляло серьезной социальной и научной проблемы. Типичный сценарий молодежного транзита выглядел следующим образом: молодой человек заканчивал школу, покидал родительский дом с целью обрести независимость, начинал работать (получать образование), создавал постоянную пару или семью, вскоре появлялся первый ребенок — все это позволяло социологам говорить об окончании молодости, обретении
30 См.: Бурдье П. Указ. соч.
31 См., например: Molgat M. Do transitions and social structures matter? How 'emerging adults' define themselves as adults // Journal of Youth Studies. 2007. Nov. Vol. 10. N 5. P. 495.
32 Biggart A., Walther A. Coping with yo-yo transitions. Young adults' struggle for support, between family and state in comparative perspective // A New Youth? Young People, Generations and Family Life / Ed. by C. Leccardi, E. Ruspini. Aldershot, 2006.
нового социального статуса и включении в социальную структуру общества. Таким образом, достижение взрослости осуществлялось в институционально принятых традиционных рамках и маркировалось социологами посредством обретения молодым человеком нового социального статуса — самостоятельного, проживающего отдельно от родителей, имеющего постоянную работу и семью члена общества. Единственным исключением из этой схемы могли быть жизненные пути молодежи из социально не обеспеченных слоев, чья взрослость наступала раньше, чем у сверстников, и чей транзит был либо сокращен, либо отсутствовал вовсе ввиду единовременного перехода от юности к взрослым социальным практикам33.
Однако общемировые процессы глобализации и эскалации риска привели к изменениям жизненных траекторий молодых людей во всем мире, что не могло не отразиться на особенностях их перехода к взрослости. Сегодня в большинстве случаев переходы молодежи становятся все более дестандартизированными и нестабильными. Это связано с увеличением сроков получения высшего (и второго высшего) образования, отсутствием высокооплачиваемой и престижной работы для молодых людей и слабой государственной политикой в этой сфере, изменением социальной роли женщин, которые в большей степени ориентированы на получение образования и построение карьеры, а также с трансформацией сексуальных отношений и широким распространением новых интимных практик, не предполагающих долговременных отношений. Все это ведет к разрушению традиционной схемы молодежных транзитов, меняя ее последовательность и делая их не столь необратимыми, как ранее. Сегодня западные социологи все чаще отказываются от концепции линейного транзита, предпочитая рассматривать молодежные переходы как стохастический и нелинейный процесс. В то же время большинство из них указывают на тот факт, что особенности молодежного транзита во многом определяются аскриптивным статусом молодого человека, социально-экономической ситуацией в стране, а также государственной молодежной политикой, ориентированной на ту или иную схему транзита. В целом сегодня в западной науке выделяются три схемы молодежного транзита34, выступающие своеобразными моделями интерпретации феномена молодости. Во-первых, уже упоминаемый выше линейный транзит как достижение взрослости через ряд последовательных переходов: из родительского дома в собственный; от обучения к работе; от индивидуального существования к созданию долговременной пары или семьи. Во-вторых, переход как
33 Molgat M. Op. cit.
34 European group for integrated social research "Misleading trajectories: transition dilemmas of young adults in Europe" // Journal of Youth Studies. 2006. Vol. 4. N 1.
длительная и разнообразная фаза жизни. В данном случае транзит представляет собой достаточно длительный процесс движения от юности к взрослости через определенные социально и культурно обусловленные этапы. В большинстве случаев эти этапы определяются социокультурными традициями и/или государственной политикой в области молодежи. В-третьих, обратимый, фрагменти-рованный и дестандартизированный «"ё—ё"-транзит» (от англ. yo-yo). Современную ситуацию молодежных транзитов во многих странах можно уподобить известной английской игрушке "ё-ё"35. Смысл данной модели заключается в том, что движение не носит линейного и направленного характера. Многие молодые люди вовсе не стремятся к достижению социально обусловленных целей и значений взрослости. Их жизненный путь напоминает движение шарика на резинке. Отъезд из родительского дома и начало самостоятельной жизни может смениться возвращением к родителям, начало работы на новом месте может закончиться желанием получить дополнительное образование, созданная пара может распасться и на ее месте образоваться новая и т.д. Сегодня «"ё-ё"-транзит» становится самой распространенной моделью и жизненной стратегией молодых людей во всем мире, в том числе и в России. Еще одной удачной метафорой данной модели является полет бабочки, которая не имеет никакого определенного места для приземления, никакого определенного маршрута, зачастую двигаясь в направлении движения воздушных потоков36. Думается, что модель «"ё-ё"-транзита» достаточно продуктивно описывает современные жизненные траектории молодежи во всем западном мире (включая Россию).
Подведем итоги проведенного нами анализа. Транзитивные концепции молодости (недостаточно представленные в отечественной социологии молодежи) имеют наибольший потенциал с позиции реализации функций социального управления. При этом модель «"ё-ё"-транзита», отражающая особенности межпоколен-ческой трансмиссии на современном этапе, позволяет оптимизировать деятельность государства и общества в отношении молодого поколения. В частности, опора на эту концепцию позволяет, сохраняя традиционные маркеры окончания взрослости (начало трудовой деятельности, самостоятельное проживание, наличие собственной семьи), стратифицировать молодежь, выделив разные группы молодых людей в соответствии с особенностями их тран-
35 Misleading trajectories. Integration policies for young adults in Europe? / Ed. by A. Walther, B. Stauber, A. Biggar et al. Leske-Budrich; Opladen, 2002.
36 Peters E, Bois-Reymond M. du. Zwischen Anpassung und Widerstand: Junge Frauen im Modernisierungsprozeß. Nachrichten aus den Niederlanden // Junge Erwachsene in Europa / Ed. by A. Walther. Opladen; Leske-Budrich, 1996.
зита. Это в свою очередь создает условия для точечного, целенаправленного управляющего воздействия на особенности протекания транзита разных групп и категорий молодежи.
Описание наиболее значимых теорий молодости, циркулирующих в общественном, политическом, научном полях, видится важным шагом на пути систематизации и концептуализации представлений о феномене молодости. Их обобщение, выделение из них элементов, способных стать своеобразными эвристическими инструментами социального управления межпоколенческой трансмиссией, являются одной из главных задач современной российской социологии молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бурдье П. Социальное пространство и генезис "классов" // Социология социального пространства. М.; СПб., 2005.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1998.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001.
Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.
Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004.
Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
Федеральный закон № 98-ФЗ от 25 июня 2005 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М., 2005.
A European framework for youth policy // Directorate of Youth and Sport Council of Europe Publishing. L., 2008.
Arnett J.J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. N 55.
Arnett J.J. Youth, cultures and societies in transition // Youth in Transition: The Challenges of Generational Change in Asia / Ed. by F. Gale. Adelaide, 2007.
Ausurbel D.P. Das Jugendalter: Fakten, Probleme, Theorie. München, 1968.
Biggart A, Walther A. Coping with yo-yo transitions. Young adults' struggle for support, between family and state in comparative perspective // A New Youth? Young People, Generations and Family Life / Ed. by C. Leccardi, E. Ruspini. Aldershot, 2006.
Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. The creation of the mods and rockers. Oxford, 1987.
Eisenstadt S.N. From generation to generation. L., 1956.
Erikson E.H. Identity: youth and crisis. N.Y, 1968.
European group for integrated social research "Misleading trajectories: transition dilemmas of young adults in Europe" // Journal of Youth Studies. 2006. Vol. 4. N 1.
Griffin С. Representations of youth: the study of youth and adolescence in Britain and America. Cambridge, 1993.
Hall G.S. Adolescence. Its psychology and its relation to psychology. N.Y., 1904.
Kreutz, H. Soziologie der Jugend. München, 1974.
Molgat M. Do transitions and social structures matter? How 'emerging adults' define themselves as adults // Journal of Youth Studies. 2007. Nov. Vol. 10. N 5.
Olson W.S. Entwicklung und Erziehung. Weinheim; Basel, 1972.
Parsons T. Youth in the context of American society // The Challenge of Youth / Ed. by E.H. Erikson. N.Y., 1965.
Peters E, Bois-Reymond M. du. Zwischen Anpassung und Widerstand: Junge Frauen im Modernisierungsprozeß. Nachrichten aus den Niederlanden // Junge Erwachsene in Europa / Ed. by A. Walther. Opladen; Leske-Budrich, 1996.
Schelsky H. Die skeptische Generation. Dusseldorf, 1963.
Springhall J. Coming of age: adolescence in Britain. Dublin, 1986.
Tenbruck F.N. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1962, 1965.
Misleading trajectories. Integration plicies for young adults in Europe? / Ed. by A. Walther, B. Stauber, A. Biggart et al. Leske-Budrich; Opladen, 2002.
What does politics do for young people in Europe? // Youth in Europe. Bulletin of German Youth Institute. Special English Edition. L., 2008.
Williamson H. Youth work and citizenship // Youth, Citizenship and Social Change in a European Context / Ed by J. Bynner, L. Chisholm, A. Furlong. Gateshead; Asgate, 1997.
Williamson H. Supporting young people in Europe: principles, policy and practice // The Council of Europe International Reviews of National Youth Policy 1997—2001. Asynthesis Report. Strasbourg, 2002.
Youth in society. Contemporary theory, policy and practice. L., 1997.