Научная статья на тему '2013. 04. 021. Фигерас-мас М. , Маури де ЛОС Риос М. , Родригес-Мартинес Р. Образ молодежи в каталонских СМИ. Figueraz-maz M. , Mauri de los Rios M. , Rodriguez-Martinez R. invisible, stereotyped and filtered by adults: the image of young people in the Catalan news media // young. – L. , 2013. – Vol. 21, n 1. – p. 77–93'

2013. 04. 021. Фигерас-мас М. , Маури де ЛОС Риос М. , Родригес-Мартинес Р. Образ молодежи в каталонских СМИ. Figueraz-maz M. , Mauri de los Rios M. , Rodriguez-Martinez R. invisible, stereotyped and filtered by adults: the image of young people in the Catalan news media // young. – L. , 2013. – Vol. 21, n 1. – p. 77–93 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ядова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 021. Фигерас-мас М. , Маури де ЛОС Риос М. , Родригес-Мартинес Р. Образ молодежи в каталонских СМИ. Figueraz-maz M. , Mauri de los Rios M. , Rodriguez-Martinez R. invisible, stereotyped and filtered by adults: the image of young people in the Catalan news media // young. – L. , 2013. – Vol. 21, n 1. – p. 77–93»

что признание со стороны родителей оказалось относительно непроблематичным, автор ставит вопрос: почему такая обыденная практика является релевантной для понимания взрослости? Сегодня процесс вступления во взрослую жизнь представляется в популярной литературе как свидетельство растущего разделения между поколениями. Но достижение взрослой идентичности молодыми людьми должно предостеречь социологов от переоценки этой популярной гиперболы. Безусловно, сегодня молодые люди сталкиваются с многочисленными препятствиями на пути взросления. Однако автор солидаризируется с позицией Блатерера: «Новые взрослые сегодня оказываются без поддержки, но они остаются непревзойденными акторами во времена неопределенности»1. Рассмотрение взрослости как достигаемой идентичности, как того, что признается или нет в определенных обстоятельствах различными группами социальных акторов, остается целью будущих исследований. Эти исследования могут принимать форму изучения достижения идентичности в более естественных условиях, таких как интервью на работе. Подобным образом необходимо изучать, как возрастные идентичности пересекаются с другими видами иден-тичностей - гендерной, этнической или классовой - в различных специфических контекстах, что означает необходимость исследовать, как эти идентичности возникают в «разговоре-как-взаимо-действии», а не определять их заранее [с. 121-122].

О.А. Симонова

2013.04.021. ФИГЕРАС-МАС М., МАУРИ ДЕ ЛОС РИОС М., РОД-РИГЕС-МАРТИНЕС Р. ОБРАЗ МОЛОДЕЖИ В КАТАЛОНСКИХ СМИ.

FIGUERAZ-MAZ M., MAURI DE LOS RIOS M., RODRIGUEZ-MARTINEZ R. Invisible, stereotyped and filtered by adults: The image of young people in the Catalan news media // Young. - L., 2013. -Vol. 21, N 1. - P. 77-93.

Очевидна социализирующая сила средств массовой информации в современном обществе: именно от них зависит создание позитивного или негативного образа той или иной социальной

1 Blatterer H. Coming of age in times of uncertainty. - Oxford: Berghahn books, 2007. - Р. 118.

группы. Цель исследования, проведенного учеными Университета Помпеу Фабра (г. Барселона) Моникой Фигерас-Мас, Марселем Маури и Рут Родригес-Мартинес, - проанализировать образ молодежи, формируемый каталонскими СМИ.

По словам авторов статьи, достижение исследовательских задач затрудняется тем, что сегодняшняя молодежь не является однородной группой. Традиционное «транзитологическое» видение молодых как не совсем полноценных людей, находящихся в состоянии перехода от незрелости к самостоятельной взрослой жизни, давно признано устаревшим: в современном мире молодость ценна сама по себе. Отношение СМИ к молодежи, как замечают авторы, носит двойственный характер. С одной стороны, юноши и девушки - одна из наиболее привлекательных для медиарынка аудиторий, а с другой - они могут представлять опасность как потенциальные возмутители спокойствия и попиратели моральных устоев общества1. В настоящее время в Испании намечается тенденция расширения возрастных границ молодости из-за позднего включения испанцев в трудовые отношения. В данном исследовании авторы, опираясь на принятую в официальных источниках Каталонии возрастную периодизацию, под молодежью понимают лиц в возрасте 15-29 лет [с. 77-78].

Известно, что молодежь от других возрастных групп отличают присущие только ей нормы, ценности, правила и модели поведения. В 1960-е годы исследователи А. Бандура и Р. Уолтерс заметили, что человек склонен подражать привлекательным для него моделям поведения и игнорировать, вплоть до отвержения, те, которые ему малосимпатичны. Поэтому транслируемые в СМИ социальные стереотипы и поведенческие паттерны, в том числе имеющие отношение к молодежи, становятся образцом для зрителей / читателей / слушателей. Напомним, что впервые термин «стереотип» был употреблен У. Липпманом в 1922 г. и означал упрощенную культурно детерминированную «картину мира», сложившуюся в сознании человека2. Влияние социальных стереотипов на самоопределение личности сложно переоценить. Так, согласно концепции

1 James A., James A.L. Constructing childhood: Theory, policy and social practice. - L.: Palgrave, 2003.

2

Lippmann W. Stereotypes, public opinion and the press. - N.Y.: McMillan,

1922.

самосбывающегося пророчества Р. Мертона, многократно повторенные ложные стереотипы рискуют в конечном итоге превратиться в реальность1.

Как показывают исследования британской прессы, молодые люди в печатных СМИ чаще всего предстают в двух диаметрально противоположных образах - преступников или жертв2. По данным другого исследования, посвященного образу молодежи на ирландском радио, для современной журналистики характерны «пробле-матизированный» взгляд на молодежь, а также представление о молодых как об исключительно «энергичных», «веселых» и т.п.3 Очевидно, что эти характеристики не исчерпывают всего многообразия сторон личности молодого человека [с. 78-79].

В статье затрагивается и деликатный вопрос, связанный с соблюдением норм журналистской этики. Известно, что принципы журналистской этики предписывают справедливое и особо благожелательное отношение к представителям так называемых социально уязвимых групп, к каковым обычно относят женщин, иммигрантов, гомосексуалистов и пр. По мнению авторов, молодежь также нуждается в подобной поддержке со стороны СМИ, однако в массовом сознании молодые люди не воспринимаются как социальная группа, находящаяся в опасности или нуждающаяся в защите [с. 80].

Методология и методика. Исследование авторов статьи базируется на результатах контент-анализа молодежных образов, представленных в каталонских СМИ. Участники проекта стремились выяснить распределение материалов о молодежи по темам и рубрикам, а также изучить ведущие ролевые позиции героев новостных сюжетов. Помимо метода качественно-количественного ана-

1 Merton R. Social theory and social structure. - Glencoe (IL): Free press, 1957.

См.: Falchikov N. Images of adolescence: An investigation into the accuracy of the image of adolescence constructed by the British newspapers // J. of adolescence. -Amsterdam, 1986. - Vol. 9, N 2. - P. 167-80; Porteous M.A., Colston N.J. How adolescents are reported in the British press // J. of adolescence. - Amsterdam, 1980. - Vol. 3, N 3. - P. 197-207.

Devlin M. Teenage traumas: The discursive construction of young people as a «problem» in an Irish radio documentary // Young. - L., 2005. - Vol. 13, N 2. - P. 167184.

лиза содержания материалов массмедиа был применен метод глубинного интервью.

В ходе исследования отбирались юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет, чья возрастная принадлежность определялась на основании данной в тексте / радио- / телепрограмме информации или по фото- / видеоизображению. При анализе молодежных образов использовалась следующая типология:

1) молодежь как субъект действия;

2) молодые люди как субъекты состояния, т.е. пассивные акторы, косвенно присутствующие при неких событиях; здесь образ молодежи, как правило, обобщенный;

3) молодые люди как объект, цель конечных действий взрослых или сверстников.

Изучались центральные газеты Каталонии - «Вангуардия» (La Vanguardia) и «Периодико» (El Periódico,), самые читаемые бесплатные газеты (AND и 20 Minutos), ведущие цифровые веб-сайты (Vilaweb.cat и 3 cat24. cat), наиболее популярные местные газеты (El Punt, Més Tarragona) и цифровой лидер в том же секторе (Osona.com). Также были проанализированы главные каталонские радио- и телевизионная станции (Catalunya Radio и Televisió de Catalunya).

Исследование проводилось с 2008 по 2009 г. Для достижения поставленных целей случайным образом были выбраны три недели, новостные сюжеты которых стали единицами исследования: 29 сентября - 5 октября 2008 г., 2-8 февраля 2009 г. и 20-26 июля 2009 г. Всего анализу подверглись 20 121 новость, из которых 1399 можно отнести к молодежным. Во втором случае анализировались лишь две новости на молодежную тематику - вступительные экзамены в университет (9-11 июня 2009 г.) и студенческие протесты в Барселоне против Болонской реформы высшего образования (1821 марта 2009 г.). Данные обрабатывались с помощью статистической программы SPSS, каждой новости соответствовала определенная запись в базе данных. Дополнительно были проведены четыре глубинных полуструктурированных интервью с журналистами и специалистами по работе с молодежью [с. 80-83].

Результаты исследования. Напомним, из всего массива сюжетов (20 121) были проанализированы лишь 7% (1399) новостей, касающихся молодежи. Авторы отмечают поразительную скудость

и однородность представленных образов молодых людей. Большую часть новостей занимают спортивные сюжеты (58,6%), остальные (41,4% = 579) - посвящены другим аспектам молодежной жизни.

Без учета информации о спорте число неанонимных участников новостей невелико, всего 12%. Однако есть и исключения: например, в бесплатной газете «20 Minutos» довольно часто рассказывается об известных молодых людях (27%).

У анализируемых сюжетов, как правило, «мужское» лицо (41 vs. 16; в 43% случаях сложно определить пол участника или же мужчины и женщины представлены вместе). По мнению авторов статьи, такая ситуация не отражает реальности: статистика за 2008 г. свидетельствует, что девушки 15-29 лет составляют 49% в данной возрастной группе Каталонии [с. 83-84]1.

Авторы статьи изучали, в каких тематических разделах СМИ, как правило, располагаются материалы о молодежи (см. табл. 1). Так, без учета спортивной информации большая часть новостей о молодежи находится в рубрике, посвященной социальной тематике (34%). Материалы о молодежи достаточно широко представлены в разделах публицистики (16%), происшествий и криминальной хроники (19%), в то же время разделы культуры (5%), экономики (2%) и науки (0,1%) практически лишены сюжетов о новом поколении.

Таблица 1

Разделы, в которых располагаются материалы каталонских СМИ, посвященные молодежи (2008-2009)

Разделы Количество материалов %

Общество 178 34

Происшествия, криминальная хроника 96 19

Публицистика 81 16

Национальные (в т. ч. местные) новости 77 15

Международные новости 42 7,9

Культура 27 5

Экономика 9 2

Наука 2 0,1

Другое 7 1

1 Данные Института статистики Каталонии (Statistical institute of Catalonia) за 2008 г. - Mode of access: www.idescat.cat

Что же касается тематики материалов о молодежи в каталонских СМИ, то наибольшей популярностью пользуются темы насилия (18%) и образования (12%; см. табл. 2). На третьем по распространенности месте располагаются сообщения и программы, посвященные текущим бедствиям и несчастным случаям (8%). Дальнейшая классификация представляется затруднительной из-за широчайшего тематического разброса сюжетов молодежной направленности [с. 84-86].

Таблица 2

Тематика материалов о молодежи в каталонских медиа

(2008-2009)

Темы Количество материалов %

Насилие 113 18

Образование 77 12

Бедствия или несчастные случаи 52 8

Другое 213 62

В соответствии с разработанной классификацией исследователи рассмотрели набор ролей, присущих молодым героям новостей. Авторы статьи отмечают, что в некоторых материалах представлены несколько ролевых позиций, в таких случаях они старались выбрать ведущую роль. Так, большинство участников новостей являются героями событий (43%) либо простыми наблюдателями (37%); пассивными объектами действия других людей можно считать немногих (17%; см. табл. 3).

Таблица 3

Ролевые позиции молодежи в каталонских СМИ (2008-2009)

Роли Уникальное значение %

Объект 106 17

Субъект состояния 227 37

Субъект действия 261 43

Неопределенная Роль 21 3

При обращении к специально отобранным новостям о вступительных экзаменах и «болонских» протестах видно, что здесь журналисты в большей степени воспринимают молодое поколение как активно действующих субъектов (см. табл. 4). Впрочем, это

кажется закономерным, учитывая, что главное действующее лицо «специализированных» новостей - исключительно молодежь. В то же время настораживает значительное число «наблюдателей» среди героев новостных материалов данной группы. Как замечают авторы, журналистам удобнее рассказывать о молодежи, чем говорить с ней [с. 86-89].

Таблица 4

Ролевые позиции молодежи в новостях о вступительных экзаменах и «болонских» протестах, % и уникальные значения

Роли Субъект действия Субъект состояния Объект Неопределенная роль

Новости о вступительных экзаменах 61% (58) 38% (36) 1% (1) -

Новости о «болонских» протестах 51% (73) 45% (64) 2% (3) 2% (2)

Выводы. В заключение Фегарас-Мас, Маури и Родригес-Мартинес отмечают возросший в последнее время интерес со стороны научного сообщества Испании к теме присутствия молодежи в средствах массовой информации1. Настоящее исследование, подытоживают авторы, показывает недостаточное присутствие молодых людей в каталонских СМИ. Молодежь наиболее широко представлена в спортивных новостях, также весьма популярно упоминание молодых в сообщениях о насилии и в криминальном разделе. К сожалению, современных журналистов интересуют прежде всего исключительные, выбивающиеся из рамок повседневности, случаи, что может породить намеренное противопоставление молодых людей взрослым, а значит, и непонимание между поколениями «отцов» и «детей». Эту тенденцию усиливает однобокое, часто негативное, представление молодежи в СМИ.

Что касается ролевых позиций героев новостных сюжетов, то, как правило, у журналистов популярно представление о юно-

1 См., например: Alcoceba J.A., Cadilla M. La imagen de los jóvenes en los medios de comunicación: Un análisis mediacional de las noticias sobre juventud publicadas en prensa, radio y televisión durante los meses de octubre y noviembre de 2006 (The youth's image in the media: An analysis of information about youth in the press, radio and television during October and November of 2006). - Madrid: Instituto de la Juventud, 2007.

шах и девушках как пассивных субъектах, находящихся под воздействием тех или иных обстоятельств. Даже в новостях, непосредственно посвященных молодежи, молодые люди зачастую показаны как еще один элемент новостного ряда. Эти выводы подтверждаются результатами других исследований, согласно которым представители молодого поколения выступают в СМИ в роли жертв ситуаций, которые они не в состоянии контролировать1. Журналисты в сотрудничестве с другими специалистами сферы массмедиа должны быть вовлечены в работу по изменению этой тенденции, уверены авторы статьи [с. 89-90].

М.А. Ядова

1 Подробнее см.: Kunkel D. The news media's picture of children: A five-year update and a focus on diversity. - Oakland: Children now, 1999; Ponte C., Bruna A., Pacheco R. Crianzas e jovens em noticiários de horário nobre: Um estudo exploratorio de noticiários televisivos emitidos (Youth in prime time news: An analysis of news programmes). - Braga: Centro de estudos de comunicado e sociedade, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.