МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2011.02.006. ДОРОГА К ДЕФЛЯЦИИ? ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2010-2011 гг. La route vers la dеflation? Perspectives 2010-2011 pour 1'еоопош1е mondiale // Lettre de l'OFCE. - P., 2010. - 22 oct., N 324. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/1ettres/324.pdf
В основу очередного прогноза развития мировой экономики на 2010-2011 гг., составленного группой сотрудников департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры под руководством К. Тембо, положены данные по состоянию на 15 октября 2010 г.
В течение последнего года мировая экономика вступила на путь оживления после беспрецедентной рецессии, связанной с глобальным финансовым кризисом. Бюджетные трудности в некоторых странах зоны евро развязали весной 2010 г. новый финансовый кризис, который, однако, не захватил всю зону евро. 2009 г. в экономическом отношении стал наихудшим со времени Великой депрессии 1930-х годов. Лишь немногие районы мира смогли избежать катастрофы; экономика продолжала расти только в странах Азии (исключая Японию), Африки и Среднего Востока. Начавшееся в 2009 г. и продолжившееся в первой половине 2010 г. оживление было не столь значительным, чтобы темпы роста достигли докризисного уровня. Политика государственной поддержки экономического роста привела к сильной деградации государственных финансов, что заставило правительства разрабатывать планы оздоровления. После подъема в 2010 г. рост мировой экономики дол-
жен замедлиться с 4,5 до 3,7% в 2011 г., что связано с падением темпов в промышленно развитых странах (ПРС) с 2,2 до 1,8% и в странах с формирующимся рынком с 3,1 до 2,8% (см. табл.).
Таблица
Перспективы роста мировой экономики
Доля в мировом ВВП (%) (2007)* Темпы роста ВВП (%)
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Германия 4,4 -4,7 3,4 2,5
Франция 3,2 -3,2 1,7 1,6
Италия 2,8 -5,1 1,1 1,2
Испания 2,1 -3,7 -0,2 0,4
Нидерланды 1,0 -3,9 1,9 1,8
Бельгия 0,6 -2,7 2,0 1,8
Австрия 0,5 -8,1 2,2 2,1
Финляндия 0,6 -3,8 1,4 1,6
Португалия 0,4 -2,6 1,5 0,7
Греция 0,3 -2,0 -3,6 -2,4
Ирландия 0,3 -7,6 -0,5 1,1
Зона евро 16,4 -4,0 1,7 1,7
Великобритания 5,4 -5,1 1,7 1,4
12 новых стран - членов ЕС 2,7 -3,4 1,31 2,8
ЕС-27 23,3 -4,1 1,7 1,7
Швейцария 0,5 -1,5 2,6 1,8
США 21,8 -2,6 2,6 1,7
Япония 6,7 -5,2 3,1 1,8
Промышленно развитые страны 56,3 -3,5 2,2 1,7
Россия 3,2 -7,9 4,5 4,6
Другие страны СНГ 1,3 -4,7 4,7 5,2
Китай 11,0 9,1 10,0 9,2
Другие страны Азии 13,2 2,8 8,1 6,7
Страны Латинской Америки 7,9 -2,3 6,2 3,7
Страны Африки 3,4 2,6 5,0 5,5
Страны Среднего Востока 2,3 2,0 4,1 5,1
МИР в целом 100,0 -1,0 4,5 3,7
* ВВП рассчитан МВФ по паритету покупательной способности валют.
Возобновление экономического роста в 2009 г. в основном под влиянием сокращения запасов не должно создавать иллюзию того, что кризис благополучно закончился. В большинстве стран мира через год после окончания падения ВВП его объем не достиг
докризисного уровня. Во Франции потери составляют 2,2% ВВП и в США 1,1% ВВП, тогда как в Японии, Великобритании, Испании и Италии - от 4,3 до 5,6% ВВП. Что касается показателя ВВП на душу населения, то наименьшие потери были в Германии.
Принятые в конце 2008 и в начале 2009 г. во многих странах меры поддержки финансового сектора и межбанковского рынка позволили не допустить или ограничить действие депрессивных механизмов. В то же время реализация этих мер привела к росту бюджетных расходов и государственного долга. В 2007-2010 гг. в зоне евро отношение бюджетного дефицита к ВВП возросло на 5,7 процентных пунктов (пп), а отношение государственного долга к ВВП - с 66 до 85%, или почти на 20 пп. В рассматриваемый период в США соответствующие показатели возросли на 8 пп и почти на 25 пп.
Экономика в отдельных странах зоны евро восстанавливается по-разному. Франция занимает в этом отношении среднее положение, опережая Италию, в которой почти не было принято никаких бюджетных мер. Германия наиболее успешна в основном благодаря мерам по распространению частичной занятости, что позволило предприятиям снизить издержки, а домашним хозяйствам не лишиться всех доходов из-за безработицы. Когда возобновились заказы, работники вновь стали работать в течение полного рабочего дня.
Среди развитых стран США оказались в наибольшей степени затронутыми кризисом на рынке недвижимости, что парализовало банковский сектор и привело к банкротству ряда банков. Падение цен на недвижимость вызвало снижение стоимости имущества до-мохозяйств. К этому добавились потери, связанные с ростом уровня безработицы. Сегодня американские банки проводят осторожную политику, предпочитая помещать свою ликвидность в резервы центрального банка, а не предоставлять кредиты. Кажется, американская «машина для потребления» сломалась.
Успехи стран с формирующимся рынком также различны. Кризис в наибольшей степени затронул страны, у которых в докризисный период наблюдались наибольшие макроэкономические диспропорции, - Венгрию, Россию и страны Балтии, а также страны, в наибольшей степени интегрированные с соседними странами в области торговли, - Мексику и некоторые страны Азии. В луч-
шем положении оказались страны с емким внутренним рынком -Китай, Индия, Индонезия и Бразилия, а также страны, разработавшие программы поддержки экономики.
В 2008-2011 гг. во всех странах отношение бюджетного дефицита к ВВП увеличится на 3 пп, в том числе, например, в Испании на 10 пп. Борьба за оздоровление государственных финансов требует международной координации соответствующих национальных политик, поскольку невозможно эффективно локально бороться с последствиями глобального финансового кризиса. Если в конце 2008 и в начале 2009 г. все страны были единодушны в анализе финансово-банковского кризиса и по вопросам борьбы с ним, то сегодня такого единодушия уже нет. Так, все или почти все ПРС согласны с необходимостью оздоровления государственных финансов. Однако синхронное оздоровление финансовых систем может иметь обратный эффект, т. е. ухудшит экономическое положение. Замедляя экономический рост, ограничительная бюджетная политика не приведет к улучшению состояния государственных финансов. Конечно, она способствует уменьшению бюджетного дефицита, но вместе с тем тормозит развитие экономической активности.
Сегодня экономическое положение многих ПРС весьма сложное. Многочисленные показатели позволяют диагностировать так называемую ловушку ликвидности, которая свидетельствует о неэффективности денежно-кредитной политики. Выход из ловушки ликвидности предполагает уменьшение макроэкономической неопределенности путем стабилизации валютных курсов и предотвращения суверенного дефолта с помощью нетрадиционных механизмов поддержки экономики в каждой из ПРС. Как только опасность попадания в ловушку ликвидности будет устранена, станет возможным приступить к консолидации государственного бюджета. Учитывая неэффективность нынешней денежно-кредитной политики, для сокращения государственного дефицита и усиления контроля над государственным долгом следовало бы начать с уменьшения бюджетного дефицита прежде всего с помощью политики подъема экономики. Обратная стратегия рискует высвободить неконтролируемые депрессивные силы.
Л.А. Зубченко