МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2011.01.006. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2010-2011 гг.
Perspectives 2010-2011 pour l'économie mondiale // Lettre de l'OFCE. -P., 2010. - N 317. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/lettres/317.pdf
В апреле 2010 г. Французская обсерватория экономической конъюнктуры (Observatoire française de la conjoncture économique, OFCE) опубликовала очередной прогноз развития мировой экономики на 2010-2011 гг., подготовленный группой сотрудников отдела анализа и прогнозирования (Département d'analyse et prévision) под руководством К. Тембо (X. Timbeau). В прогнозе использованы данные МВФ и ОЭСР на середину апреля 2010 г.
Финансовый кризис, обострившийся после краха американского инвестиционного банка «Lehman Brothers» в сентябре 2008 г., еще не завершился. Рост, прогнозируемый на 2010-2011 гг., не позволит достичь уровня экономической активности 2008 г. в ведущих промышленно развитых странах (ПРС) (табл. 1). Безработица продолжает расти, что приводит к замедлению с 2010 г. темпов роста доходов домашних хозяйств, особенно из-за прекращения действия механизмов увеличения пособий по безработице и чрезвычайной поддержки рынка труда. Одним из вызовов 2010-2011 гг., с которым столкнулись все страны, является рост государственного долга.
Ухудшение балансов банков. После краха «Lehman Brothers» только быстрая и согласованная реакция центральных банков по-
зволила избежать массового банкротства банков. Вместе с тем полного восстановления банковских балансов пока не произошло.
Шок «негативного спроса» был вызван падением мировой торговли и дополненный действием таких факторов, как рост безработицы, уменьшение вознаграждений и снижение объема инвестиций в производство и жилищное строительство. С октября 2007 г. по март 2009 г. мировая биржевая капитализация снизилась на 57% мирового ВВП.
Со второго квартала 2009 г. мировая экономика начала преодолевать рецессию под влиянием стран Азии и Латинской Америки. США и зона евро последовали за ними в третьем квартале 2009 г. Но в целом в 2009 г. мировой ВВП снизился на 1% впервые за весь период после Второй мировой войны. В ПРС спад составил 3,4%, в том числе в США - 2,4, в зоне евро - 4, в Германии, Италии, Великобритании и Японии - около 5%.
Наиболее явным признаком возврата к росту является подъем мировой торговли. С октября 2008 г. по март 2009 г. мировой импорт снизился на 16,6%. Со второго полугодия 2009 г. торговля стала расти в основном в развивающихся странах (РС), вклад которых в рост мировой торговли превышает вклад США и ЕС-15. По прогнозам ОБСЕ, в первом квартале 2011 г. объем мирового импорта достигнет уровня 2008 г.
Неиспользованные производственные мощности тормозят инвестиции. В 2004-2007 гг. валовые вложения в основной капитал во всех ПРС росли весьма динамично. С конца 2007 г. они стали сокращаться, в том числе и под влиянием уменьшения левериджа, связанного со снижением объемов кредитования. Уменьшение кредитов и объема производства привело к отказу от многих инвестиционных проектов. Между тем снижение премий за риск и улучшение условий банковского кредитования могут изменить ситуацию к лучшему. Несмотря на резкое сокращение инвестиций, уровень использования производственных мощностей остается очень низким. В условиях вялого роста 2010-2011 гг. наличие излишних производственных мощностей будет главным тормозом увеличения инвестиций.
Рост безработицы. Хотя замедление экономической активности началось со второго квартала 2008 г., урегулирование рынка труда стало осуществляться только в четвертом квартале 2008 г.
В 2009 г. безработица непрерывно возрастала: численность безработных в мире достигла 212 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 г. на 34 млн. В странах Юго-Восточной Азии (включая Японию) уровень безработицы на конец 2009 г. составлял 4% (наиболее низкий уровень), тогда как в США он приблизился к 10%. Уровень безработицы повысился с 5,2% до 7,8%. В зоне евро численность безработных увеличилась на 4,4 млн., в том числе в Испании - на 2 млн. Страны ЕС различаются между собой по масштабам сокращения занятости. Так, Германии, благодаря механизму частичной занятости, удалось удержать занятость на уровне 2008 г. Франция, Италия и Великобритания также смогли ограничить уменьшение занятости. В то же время в Испании в 2009 г. занятость сократилась на 6%, при этом треть сокращения пришлась на долю строительства.
Таблица 1
Прогноз темпов роста объема ВВП в 2010-2011 гг. (в %)
Удельный вес в мировом ВВП* (%) 2009 г. 2010 г. 2011 г.
США 21,8 -2,4 2,5 2,0
Япония 6,7 -5,2 2,2 2,2
Зона евро, в том числе: 16,4 -4,0 0,9 1,6
Германия Франция Италия 4,4 3,2 2,8 -4,9 -2,2 -5,1 1,8 0,9 0,5 1,7 1,4 1,1
Великобритания 3,4 -4,9 0,8 1,6
ЕС-27 23,3 -4,1 0,9 1,8
Промышленно развитые страны 56,3 -3,4 1,7 1,8
Россия 3,2 -7,9 3,9 4,6
Другие страны СНГ 1,3 -4,3 3,4 5,0
Китай 11,0 8,7 10,0 9,0
Другие страны Азии 13,2 2,8 6,1 6,3
Латинская Америка 7,9 -2,3 4,4 3,8
Африка 3,4 1,9 4,3 5,3
Средний Восток 2,5 2,2 4,5 4,8
Мир в целом 100,0 -1,0 3,6 3,7
* Данные за 2007 г., рассчитанные по паритету покупательной способности валют.
Планы подъема экономики позволили амортизировать влияние кризиса на занятость. Некоторые страны отдали приоритет конъюнктурной политике, в рамках которой создается механизм частичной занятости. Так поступили Германия и Япония, что позволило им сохранить в 2009 г. занятость соответственно в размере 12 млн. и 2 млн. человек. Другие страны - Великобритания и Франция - предпочли режим спонтанного саморегулирования рынка труда.
Положение домашних хозяйств. Кризис повлиял на положение домашних хозяйств, в первую очередь тех, которые неосмотрительно инвестировали средства в приобретение недвижимости, привлеченные благоприятными условиями кредитования. Домохозяйства, обремененные высокими долгами, пострадали от безработицы. Ухудшение финансового положения домохозяйств вызвало снижение спроса и падение цен на жилье. На собственников жилья также оказало влияние обесценения их имущества. К потере стоимости недвижимого имущества добавлялись финансовые потери, связанные с падением биржевой капитализации. Особенно велики были такие потери в США. В зоне евро эти потери были ниже, поскольку численность владельцев акций здесь была меньшей, чем в США; кроме того, влияние этого фактора было более слабым, поскольку в странах зоны евро существуют более развитые системы социальной защиты и пенсионные режимы основаны на принципе распределения.
Растущие трудности государственных финансов. Обратной стороной реализации планов подъема экономики, рекапитализации, т.е. увеличения собственных капиталов, банков в условиях замедления экономической активности явился быстрый рост бюджетных дефицитов (табл. 2). Ни одной из крупных стран зоны евро не удалось удержать его на уровне 3% ВВП - порога, установленного Пактом стабильности и роста.
Ухудшение положения государственных финансов и снижение рейтинговых оценок ведущими рейтинговыми агентствами особенно коснулось четырех стран ЕС - Португалии, Испании, Ирландии и Греции. Быстрый рост бюджетного дефицита способствовал повышению премии за риск, которую требуют инвесторы, и сумм обслуживания госдолга, т.е. вызвал эффект «снежного кома», поскольку проценты по долгу способствуют увеличению долга.
Таблица 2
Чистый государственный долг и бюджетный дефицит в 2009 г.
(в % к ВВП)
Чистый государственный долг Бюджетный дефицит
Зона евро 51,7 -6,2
Германия 50,2 -4,7
Бельгия 81,3 -5,9
Испания 33,2 -11,4
Франция 53,1 -7,5
Греция 86,1 -12,7
Ирландия 24,9 -11,7
Италия 97,4 -5,3
Португалия 55,6 -6,7
Великобритания 46,9 -11,4
США 56,4 -11,0
Япония 96,5 -8,3
В 2010 г. все страны столкнулись с одной и той же дилеммой: необходимо вернуться к низкому бюджетному дефициту, но при этом нельзя затормозить начало подъема экономики. Некоторые страны выбрали режим жесткой экономии. Это в первую очередь наиболее обремененные долгами страны зоны евро - Греция, Италия, Испания, Бельгия, Ирландия и Франция, а также Великобритания. Другие страны - Германия, США и Япония - продолжили меры бюджетного стимулирования. Так, в Германии на 2010 г. предусмотрены налоговые льготы для домохозяйств и предприятий на сумму в 24 млрд. евро. В 2011 г. меры жесткой экономии распространятся на все ПРС. Однако если такая политика будет проводиться одновременно во всех странах, это приведет к тому, что домохозяйства и предприятия уже не смогут рассчитывать на меры по поддержке потребления и инвестиций, а также к тому, что внешняя торговля не станет двигателем экономического роста, поскольку все страны будут ограничивать импорт.
Дефляция на марше. В большинстве ПРС с середины 2008 г. по середину 2009 г. инфляция выражалась отрицательными показателями, т.е. наблюдалась дезинфляция. Затем цены вновь стали повышаться под влиянием роста цен на нефть, хотя уровень инфляции оставался весьма низким: с середины 2008 г. до начала 2010 г.
она снизилась с 2,5 до 1,5%, а в зоне евро - с 2 до 1%. Подобная эволюция свидетельствует о беспрецедентной рецессии. Огромные неиспользованные производственные мощности и высокий уровень безработицы оказывают значительное давление на динамику цен и заработной платы: с одной стороны, снижение издержек производства позволяет предпринимателям снижать продажные цены, а с другой - рост безработицы тормозит выдвижение требований о повышении зарплаты, что также приводит к снижению издержек производства. Сохранение такого положения способствует продолжению движения к дезинфляции, что создает риск попадания в ловушку дефляции.
Л.А. Зубченко
2011.01.007. КОТТЕ Д.Й. РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЛЮ? KOTTE DJ. Entwicklung durch Handel? // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2010. - N 10. - S. 10-22.
Вопрос о том, насколько и при каких условиях экономический прогресс в развивающихся странах (РС) может быть ускорен с помощью стратегии развития внешней торговли, возникает в связи с дискуссией о значении рынка и государства. Автор рассматривает взаимосвязь между торговлей и развитием с учетом того, что ключом к повышению производительности и продолжительному росту ВВП в типичной РС является расширение промышленного сектора и увеличение инвестиций в производственный капитал. Во внешней торговле РС экспорт и импорт в большой степени взаимообусловлены: валютная выручка от экспорта нужна для финансирования импорта, а производство товаров на экспорт часто требует импорта средств производства и полуфабрикатов. Увеличение экспорта может увеличить ВВП в РС в том объеме, в котором возрастает создание стоимости. Более важный эффект для экономического развития связан с ростом валютных поступлений, которыми оплачивается дополнительный импорт. Экспортная выручка, используемая на оплату импорта потребительских товаров, не дает эффекта развития в плане улучшения национальных возможностей для создания стоимости.
Чтобы иметь возможность осуществлять инвестиции в повышение производительности в сырьевом секторе и в производство промышленных товаров, нужно импортировать средства производ-