МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2016.02.006. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЗОНЫ ЕВРО В 2015-2017 гг.
Perspectives 2015-2017 pour l'économie mondiale et la zone euro // Rev. de l'OFCE. - Р., 2015. - N 144. - P. 7-85. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/documents/prev/prev1015/inter-2015-10.pdf
Ключевые слова: мировая экономика; зона евро; страны с формирующейся рыночной экономикой; цена нефти; бюджетная политика; валютные курсы.
В работе, подготовленной в департаменте анализа и пронози-рования Французского центра экономической конъюнктуры (Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE), анализируются перспективы развития мировой экономики, а также зоны евро в 2015-2017 гг.
В целом тенденция к возобновлению экономического роста в 2015 г. подтвердилась, указывают авторы. По их прогнозу, темпы роста мировой экономики в 2015 г. возрастут до 2,7%, а в 20162017 гг. - до 3,2 и 3,3% соответственно, но не достигнут среднегодового докризисного уровня (3,7% в 2003-2007 гг.). При этом в ближайшие годы темпы роста в промышленно развитых странах (ПРС) и особенно в странах зоны евро несколько увеличатся, а в странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) снизятся (с. 10).
Ускорению роста с конца 2014 г. способствовали такие факторы, как снижение нефтяных цен, уровень валютных курсов, некоторое смягчение финансовой и бюджетной политики. Однако темпы инфляции останутся ниже целевых показателей из-за падения нефтяных цен и скрытой инфляции. В то же время в результате усиления неопределенности, вызванной замедлением роста китайской экономики, растет волатильность на финансовых рынках.
По прогнозам авторов, масштабное и длительное снижение нефтяных цен обеспечит повышение реальной покупательной способности населения. Рост валового располагаемого дохода домашних хозяйств в основных странах зоны евро (кроме Италии) и в Великобритании, наблюдаемый с 2014 г., связан также с улучшением состояния рынка труда и/или повышением реальной зарплаты в некоторых странах.
Падение нефтяных цен, стимулируя спрос, оказывает как прямое (через спрос домашних хозяйств и предложение предприятий), так и косвенное (через торговый баланс) влияние на экономический рост и приведет к значительному сокращению нефтяных расходов стран-импортеров. Так, расходы Франции снизятся в 2014-2015 гг. на 14 млрд евро, Германии - на 23, Италии - на 14 млрд евро, Великобритании - на 13 млрд ф. ст. В Японии и Китае они сократятся почти вдвое (с. 12-13).
В условиях низкой инфляции центральные банки (ЦБ) ПРС проводили политику стимулирования экономической активности. Так, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии продолжили использовать нетрадиционные меры монетарной политики. Федеральная резервная система (ФРС) и Банк Англии отказались от политики покупки ценных бумаг, но не вышли из программ количественного смягчения. Сальдо их балансов остается стабильным в национальной валюте, но постепенно снижается в процентах к ВВП. ЦБ этих четырех стран поддерживали учетную ставку на почти нулевом уровне.
Похожая ситуация наблюдается и в большинстве других ПРС и СФРЭ. Исключениями являются Бразилия, где с марта 2012 г. центральный банк 9 раз поднимал учетную ставку, и Россия, где Центробанк РФ значительно повысил учетную ставку в 2014 г. для нейтрализации падения рубля (с. 18-19). В целом ЦБ большинства стран проводили и в ближайшие месяцы намерены продолжить
экспансионистскую монетарную политику. Смена курса произойдет только в США и Великобритании. По прогнозам авторов, ФРС поднимет учетную ставку до 1,25% в 2016 г. и до 2,25% в конце 2017 г. Банк Англии перейдет к политике повышения учетной ставки во втором квартале 2016 г. (с. 20). В целом изменение условий финансирования окажет положительное влияние на ВВП ПРС. Однако повышение учетных ставок в США и Великобритании приведет к рассогласованию монетарной политики основных ЦБ, поскольку в связи с неустойчивостью роста ЕЦБ и Банк Японии продолжат экспансионистский курс.
Ужесточение монетарной политики ФРС приведет к новому обесценению евро, который стабилизируется на уровне 1,05 долл. во втором квартале 2016 г. (с. 22), что повысит конкурентоспособность стран зоны евро по отношению к остальному миру. Однако их выигрыш может уменьшиться из-за более сильного обесценения других валют (в частности СФРЭ) по отношению к доллару.
Авторы полагают, что повышение ценовой конкурентоспособности экономики четырех ведущих стран зоны евро, наблюдающееся с 2014 г., обеспечит им в 2016 г. дополнительный рост: по прогнозу он составит от 0,3 процентных пунктов (далее - п.п.) во Франции до 0,8 в Испании (с. 24). В основном влияние роста ценовой конкурентоспособности будет связано с торговлей со странами, не входящими в зону евро. В то же время повышение курса доллара и фунта стерлингов окажут негативное воздействие на ВВП США и Великобритании.
Политика бюджетной консолидации, проводившаяся последние пять лет в ведущих ПРС, несмотря на некоторое ее смягчение, будет по-прежнему оказывать негативное воздействие на экономический рост в отдельных странах, особенно в зоне евро. Причем установлено, что бюджетная политика не только национальных властей, но и стран - торговых партнеров вносит свой «вклад» в замедление роста: в среднем на 0,1 п.п. в год в крупных ПРС. В целом в 2015 г. из-за решений в бюджетной сфере стран-партнеров по торговле Франция и Великобритания потеряют 0,6 п.п. роста, Испания - 0,5, США - 0,2 п.п. Только в Германии и Италии бюджетная политика будет стимулировать рост (+0,1 и +0,2 п.п. соответственно). В 2016 г. наиболее сильным влияние бюджетной политики останется в Великобритании и Франции (-0,8 и -0,7 п.п. соответст-
венно). В 2017 г. бюджетная политика окажет отрицательное воздействие на рост во всех странах, кроме США (с. 27-28).
Сильным шоком для мировой экономики является замедление роста китайской экономики, соответствующее новой фазе экономического и социального развития страны (табл. 1).
Таблица 1
Влияние замедления роста китайской экономики на ВВП основных ПРС через канал внешней торговли (в процентных пунктах ВВП) (с. 32)
Страна 2014 г. 2015 г.* 2016 г.* 2017 г.* Кумулятивный эффект 2014-2017 гг.
Германия -0,4 -0,8 -0,5 -0,4 -2,1
Франция -0,1 -0,3 -0,2 -0,2 -0,8
Италия -0,2 -,4 -0,2 -0,2 -0,9
Испания -0,1 -0,2 -0,1 -0,1 -0,4
Великобритания -0,2 -0,4 -0,2 -,2 -1,1
США -0,1 -0,2 -0,1 -0,1 -0,6
Япония -0,4 -0,9 -0,5 -0,4 -2,2
Примечание: * прогноз.
Данные табл. 1 свидетельствуют о разной степени чувствительности экономики отдельных ПРС к замедлению китайской экономики, что отражает степень их открытости и зависимости от торговли с Китаем.
В целом шоки, с которыми столкнутся ПРС в 2015-2017 гг., не так сильно повлияют на их экономику, как шоки 2011-2014 гг. Смягчение бюджетной политики после погашения долгов частными и государственными агентами, использование таких благоприятных факторов, как снижение цены нефти и выгодный для зоны евро курс доллара, будут стимулировать рост (табл. 2).
В США после среднегодового темпа роста в 2,1% в 20102014 гг. ожидается его повышение до 2,7% в 2015 г., 3,1 - в 2016 г. и 2,8% в 2017 г. Таким образом, реальный темп роста значительно превысит потенциальный (оцениваемый в 2%); в результате разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства (output gap) к 2017 г. станет нулевым (против -3,4% в 2014 г.). Двигателями экономического подъема в рассматриваемый период станут расширение потребления и инвестиций домашних хозяйств,
сокращение безработицы, смягчение бюджетной политики в 20152016 гг. и переход к экспансионистской бюджетной политике в 2017 г. (с. 34). Низкий уровень инфляции носит кратковременный характер, и цены начнут расти в середине 2016 г. с окончанием действия эффекта снижения нефтяных цен и повышения стоимости доллара. К концу 2017 г. инфляция достигнет 1,7% (с. 35).
Таблица 2
Суммарное влияние шоков (цены нефти, условий кредитования, конкурентоспособности, бюджетной политики, замедления роста китайской экономики) на экономику ПРС (в процентных пунктах ВВП) (с. 33).
Страна 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Германия -1,4 -2,3 -2,3 -0,8 0,0 0,2 -0,3
Франция -1,4 -2,0 -1,5 -0,9 -0,1 -0,1 -0,3
Италия -1,0 -4,0 -1,5 -0,5 0,9 0,3 -0,3
Испания -2,0 -4,9 -2,6 -1,4 0,9 0,6 -,5
Великобритания -2,8 -,2 -,9 -0,7 -,8 -0,7 -1,2
США -1,6 -1,7 -2,2 -1,1 -0,3 -0,6 -0,2
В зоне евро после пика безработицы в мае 2013 г. (12,1%) в середине 2015 г. она сократилась до 11,1%. Ожидается ее снижение до 9,7% в конце 2017 г. и 7,2% в начале 2018 г. Тем не менее в странах зоны евро (за исключением Германии, где исторически сложился низкий уровень безработицы) он останется довольно высоким.
Под воздействием благоприятных финансовых условий и ожидаемого роста спроса, а также мер экономической политики в зоне евро продолжится рост инвестиций. В результате к концу 2017 г. норма инвестиций достигнет пикового значения, отмеченного в середине 2008 г. Однако в Италии и Германии норма инвестиций останется ниже пикового уровня, что свидетельствует о низкой инвестиционной активности в этих странах.
Положительное влияние на экономику зоны евро окажет внешняя торговля (+0,2 п.п. в 2016 и 2017 гг.). Темпы роста спроса на товары из зоны евро составят 4% в год (с. 37). В 2016-2017 гг. немецкие предприятия будут терять доли рынка внутри зоны евро, но обесценение евро позволит им и дальше экспортировать свою продукцию за ее границы (63% экспорта).
В 2016-2017 гг. темпы роста в зоне евро составят 1,8% в год (с. 38); в Великобритании - 2,2% в 2016 г. и 1,8% в 2017 г. Прогноз развития экономики Великобритании предполагает медленное «рассасывание» макроэкономических диспропорций, усилившихся с начала глобального финансового кризиса. Хотя уже сейчас заметны позитивные сдвиги в области инвестиций предприятий и погашения задолженности домашних хозяйств, а также роста производительности труда, устранение основных диспропорций (внешнеторговый дефицит и высокий уровень цен на недвижимость) начнется не ранее 2017 г. (с. 41).
Хотя замедление роста экономики Китая в наибольшей степени отразилось на азиатских странах, оно привело также к значительному ухудшению экономического положения в странах - производителях нефти и сырьевых товаров, в частности в России и Бразилии, где к замедлению роста китайской экономики добавляются внутренние проблемы. В этих условиях на фоне постоянной геополитической напряженности России грозит рецессия. Экономика СФРЭ Восточной Европы продолжит расти относительно высокими темпами, опираясь на экономическое оживление в зоне евро.
В азиатском регионе темпы роста экономики в целом замедлятся и составят 6% в 2015 г. и 6,1% в 2016-2017 гг. (с. 43). Несмотря на замедление внутрирегиональной торговли, рост будет поддерживаться внутренним спросом. Темпы роста китайской экономики снизятся с 7,4% в 2014 г. до 6,8 в 2015 г. и 6,6% в 2016 г. Китай избежит рецессии, но вступит в сложный период смены модели роста. В других странах региона темпы роста вырастут до 5,7% в 2017 г. (с. 44). Индии удастся избежать застоя и в будущем обогнать Китай по темпам роста (с. 45).
Ускорение темпов роста ПРС с 1,6% в 2014 г. до 1,9 в 2015 г. и 2,2% в 2016-2017 гг. свидетельствует о консолидации процесса оживления экономики (с. 45). Однако по сравнению с предшествующими периодами подъема темпы роста останутся скромными. Так, после рецессии 2008-2009 гг. в 2010 г. темпы роста ПРС превысили 3%, тогда как на 2016-2017 гг. прогнозируется менее чем 2%-ный рост. Сравнение темпов роста в фазе выхода из кризиса США и зоны евро лишний раз подтверждает, что экономическому подъему в зоне евро не хватает динамичности (с. 46).
И.Ю. Жилина