также снижение барьеров входа в инновационные процессы. С этой целью «Nokia» делает инвестиции в разработку инструментов программирования, обеспечивает доступ к программным кодам, поддерживает развитие творческих сообществ (например, Garage).
Отмечая важность сохранения баланса стимулов и контроля, авторы выделяют примеры «Nokia» (которая обеспечивает технически обратную связь со сторонними разработчиками) и BMW (которая создала сеть сообществ квалифицированных покупателей, чьи предложения учитываются в последующих разработках). Использование пятишаговой модели и четырех интеграционных механизмов должно обеспечить успех инновационным стратегиям.
С.М. Пястолов
2011.01.025. ДЖЕЙМС Э.Д. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДИНАМИКА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: РЕФОРМА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОБОРОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
JAMES A.D. Organisational change and innovation system dynamics: The reform of the UK government defence establishments // Journal of technology transfer. - 2009. - Vol. 34, N 5. - P. 505-523. - D0I:10. 1007/s10961-008-9104-0
Ключевые слова: оборонные ИР; правительственные лаборатории; динамика инновационной системы.
Автор - сотрудник Университета Манчестера (Великобритания) - рассматривает воздействие организационных изменений, начавшихся по окончании «холодной войны», в сфере государственных учреждений, занимающихся оборонными исследованиями (Government Defence Research Establishments - GDRE), на динамику инновационной системы. В качестве объекта исследования автор выбрал реформу и последовавшую приватизацию GDRE в Великобритании с позиций теории инновационных систем.
С начала 90-х годов ХХ в. GDRE прошли сложный процесс реформ, завершившийся приватизацией большей части государственных оборонных лабораторий. Причиной такого пересмотра роли и структуры GDRE послужили несколько факторов. Во-первых, государственные расходы на оборонные ИР уменьшились в связи с окончанием «холодной войны» и продолжают снижаться. Во-вто-
рых, часть исследователей полагают, что большая часть проводимых государственными оборонными лабораториями ИР может и должна осуществляться в частном секторе. В-третьих, военные технологические инновации стали все больше зависеть от развития гражданских технологий и технологий двойного назначения, что ведет к более открытой системе оборонных инноваций.
Изменения в организации GDRE должны рассматриваться в более широком контексте с учетом реформ всего государственного сектора, которые привели к значительным изменениям в структуре и эффективности организаций. При этом широко использовался подход «нового общественного управления» (New Public Management), который подразумевает приватизацию, коммерциализацию и передачу части функций полуавтономным агентствам.
Под «оборонной инновационной системой» (Defence Innovative System - DIS) подразумевается секторная система, включающая организации, институты и их взаимоотношения, которые в целях выполнения основных задач национальной обороны Великобритании производят, распространяют и используют новые технологические знания. Эта система является продуктом «холодной войны» и создания в стране постоянного военно-промышленного научного комплекса, предназначенного для разработки новых военных технологий и научного и технологического консультирования правительства Великобритании по вопросам национальной обороны и безопасности. В результате сложилась закрытая система с жесткими рамками, ориентированная на выполнение конкретных задач, включающая Министерство обороны (МО), GDRE, промышленные оборонные компании и некоторые университеты.
GDRE - центральные организации в оборонной инновационной системе. К концу 80-х годов ХХ в. существовало пять основных оборонных лабораторий, проводящих исследования в следующих сферах: морские системы, аэрокосмические разработки, боеприпасы и вооружения, военные транспортные средства, электронные системы, а также химическая и биологическая оборона. Помимо этого существовали учреждения, занимающиеся тестированием и оценкой военной продукции, а также исследованием и развитием ядерной программы Великобритании (в частности, Aeroplane and Armament Experimental Establishment - A&AEE; Atomic Weapons Establishment - AWE).
GDRE выполняли три основные задачи в рамках оборонной инновационной системы: создание нового технологического знания, которое далее передавалось в оборонную промышленность для производства новых систем вооружения и различного оборудования; научное и технологическое консультирование МО; тестирование и оценка нового оборудования для организаций снабжения МО. В рамках этих задач GDRE контролировали программу прикладных оборонных исследований Великобритании.
В начале 90-х годов начался процесс реформирования GDRE, проводившийся в три этапа: объединение GDRE в полуавтономное Агентство оценок и научных исследований в области обороны (Defence Evaluation and Research Agency - DERA), изменившее их статус; создание частногосударственного партнерства, что открыло доступ частному финансированию и управлению в 2001 г., и приватизация большей части правительственных исследовательских лабораторий в 2006 г. Создавая агентство, МО преследовало цель повысить финансовую эффективность. Для этого было реформировано внутреннее управление учреждений и определены взаимоотношения между министерством как потребителем и агентством как поставщиком консультаций и технических услуг. Агентству также был предоставлен статус торгового фонда.
Впоследствии DERA было разделено на две организации. Первая - Научно-техническая лаборатория в военной сфере (Defence Science and Technology Laboratory - DSTL), которая сохраняла за собой возможность проведения исследований в наиболее засекреченных областях (к примеру, химическая и биологическая оборона) и взаимодействие с союзными правительствами в совместных исследовательских программах. Все остальные функции были переданы другой организации - частной фирме «QinetiQ». Разделение DERA привело к напряженности между МО и промышленностью в отношении управления интеллектуальной собственностью, которую производило агентство: исторически сложилось, что промышленность рассматривала DERA как часть МО и зачастую обменивалась с ней интеллектуальной собственностью неформальными путями, которые обычно не отслеживались. В 2002 г. МО частично приватизировало компанию «QinetiQ», продав треть акций фирме «Карлайл групп» и около 4% акций высшему руководству «QinetiQ». В 2008 г. правительство Великобритании продало
оставшиеся акции. Тем не менее МО сохранило определенное влияние на «QinetiQ», потребовав согласования действий по предоставлению оборонных услуг и запретив заниматься определенными категориями оборонного производства без разрешения МО.
Организационные перемены изменили характер оборонной инновационной системы Великобритании. Создание компании «QinetiQ» поставило МО перед фактом, что ему придется иметь дело с частным монопольным поставщиком услуг исследовательского и технического характера. В целях снижения зависимости от этой фирмы министерство переходит к конкурентной системе, включающей промышленность и университеты.
В заключение автор отмечает, что реформы и приватизация, проведенные МО, имели своей целью изменение организационного управления и отношений между GDRE и МО, которые кардинально изменили всю оборонную инновационную систему в целом.
В.О. Тимченко
2011.01.026. ОЦЕНИВАЯ ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СОЗДАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ТАЙВАНЯ / ЮАНЬ-ЦЗЕ ЧЖАН, ЦЗИНЬДАЙ ШИ, ВЭНЬЦЯН ЧЕН, ЦЗЯНХАО СУ. Evaluating impacts of the MNE R&D Centre Programme on the national innovation system in Taiwan / YUAN-CHIEH CHANG, CHIN-TAY SHIH, WEN-CHIANG CHIENG, CHIAN-HAU SU // Research evaluation. - 2010. - Vol. 19, N 1. - P. 67-79. -D0I:10.3152/095820210X492468.
Ключевые слова: национальная инновационная система; многонациональные предприятия; инвестиции в ИР; передача технологий.
В реферируемой публикации авторы, сотрудники Национального университета Циньхуа (National Tsing Hua University) в Пекине, анализируют результаты программы правительства Тайваня по стимулированию многонациональных предприятий (МНП) к созданию на территории Тайваня исследовательских центров.
С начала XXI в. многие многонациональные предприятия, следуя общей тенденции глобализации ИР, стали расширять иссле-