оставшиеся акции. Тем не менее МО сохранило определенное влияние на «QinetiQ», потребовав согласования действий по предоставлению оборонных услуг и запретив заниматься определенными категориями оборонного производства без разрешения МО.
Организационные перемены изменили характер оборонной инновационной системы Великобритании. Создание компании «QinetiQ» поставило МО перед фактом, что ему придется иметь дело с частным монопольным поставщиком услуг исследовательского и технического характера. В целях снижения зависимости от этой фирмы министерство переходит к конкурентной системе, включающей промышленность и университеты.
В заключение автор отмечает, что реформы и приватизация, проведенные МО, имели своей целью изменение организационного управления и отношений между GDRE и МО, которые кардинально изменили всю оборонную инновационную систему в целом.
В.О. Тимченко
2011.01.026. ОЦЕНИВАЯ ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СОЗДАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ТАЙВАНЯ / ЮАНЬ-ЦЗЕ ЧЖАН, ЦЗИНЬДАЙ ШИ, ВЭНЬЦЯН ЧЕН, ЦЗЯНХАО СУ. Evaluating impacts of the MNE R&D Centre Programme on the national innovation system in Taiwan / YUAN-CHIEH CHANG, CHIN-TAY SHIH, WEN-CHIANG CHIENG, CHIAN-HAU SU // Research evaluation. - 2010. - Vol. 19, N 1. - P. 67-79. -D0I:10.3152/095820210X492468.
Ключевые слова: национальная инновационная система; многонациональные предприятия; инвестиции в ИР; передача технологий.
В реферируемой публикации авторы, сотрудники Национального университета Циньхуа (National Tsing Hua University) в Пекине, анализируют результаты программы правительства Тайваня по стимулированию многонациональных предприятий (МНП) к созданию на территории Тайваня исследовательских центров.
С начала XXI в. многие многонациональные предприятия, следуя общей тенденции глобализации ИР, стали расширять иссле-
довательскую деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К 2005 г., по данным ЮНКТАД, доля Азии в общем объеме инвестиций в ИР в развивающихся странах возросла до 74%, а основными принимающими странами стали Китай, Индия, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Южная Корея и Тайвань (с. 68).
С точки зрения многонациональных предприятий размещение своих исследовательских подразделений в других странах является выгодным в силу следующих причин: 1) возможность получать преимущества от использования в принимающих странах высококвалифицированных, но относительно низкооплачиваемых работников, что снижает затраты на ИР; 2) возможность внедрения в национальные исследовательские сети и научную базу принимающей страны; 3) возможность адаптировать свою продукцию для удовлетворения специфических требований национальных рынков. Принимающие страны в подобном партнерстве также могут иметь существенные преимущества: а) иностранные инвестиции в ИР способствуют предоставлению местным фирмам технологий и управленческого опыта, что косвенно влияет на их развитие; б) со временем сотрудничество может привести к снижению производственных издержек; в) могут расти выпуск продукции, уровень занятости и собираемость налогов; г) местные потребители получают возможность приобретать локализованные версии товаров; д) процессы передачи технологий способствуют развитию инноваций в промышленности принимающей страны и общего инновационного потенциала страны в целом (с. 67, 69).
В 2002 г. правительство Тайваня в целях развития страны как международного центра проведения ИР инициировало Программу по стимулированию создания многонациональными предприятиями исследовательских центров на Тайване (Programme to Encourage Multinational Enterprises to Set up R&D Centres in Taiwan). Финансовой поддержкой данной программы воспользовались 18 корпораций, в том числе «Dell», HP, IBM, «Microsoft» и «Sony», которые основали подразделения, занимающиеся ИР в различных областях (ИКТ, полупроводники, биотехнологии и т.д.).
Говоря об оценке результатов подобных программ, авторы статьи отмечают, что в этих целях могут быть использованы различные подходы. Например, метод комплексной оценки масштабных исследовательских программ, который включает три уровня
оценки: на микроуровне анализируется в основном технологическое развитие каждой компании/проекта и его влияния на рост технологических возможностей фирмы; на мезоуровне основное внимание уделяется промышленным результатам программы и их влиянию на трансформацию структуры промышленности; на макроуровне оценивается влияние программы на национальную инновационную систему. Задачи оценки играют решающую роль в выборе методов и программы оценки. В рамках программы оценки можно выделить 12 возможных составляющих: целесообразность, экономические перспективы, результативность, продуктивность, эффективность, производительность обработки, качество, влияние, дополнительность, замещение, технологический процесс и будущая стратегия.
Общая структура оценки исследуемой программы представлена на рис.1.
Рисунок 1.
Схема комплексной оценки Программы по стимулированию создания МНП исследовательских центров на Тайване (с. 71)
На микроуровне информация о программе была получена в ходе 30 подробных интервью с основными исследователями проектов. Влияние программы на промышленный уровень было оценено после обработки результатов анкетирования, проведенного при помощи почтовой рассылки опросных листов во все исследовательские центры, созданные многонациональными предприятиями.
В реферируемой статье внимание уделяется оценке результатов на национальном уровне. Для сбора экспертных мнений по поводу влияния рассматриваемой программы на национальную инновационную систему Тайваня был использован метод Дельфи. Были выделены следующие основные задачи исследования: 1) определение целесообразности развития программы относительно ее заявленных миссии и целей; 2) результативность программы; 3) стратегическое развитие программы. Перед общей рассылкой анкет были разосланы их проекты 12 участникам для оценки вопросов, что привело к редактированию ряда формулировок и фраз.
Большая часть вопросов анкет оценивалась с использованием шкалы Лайкерта от 1 до 7. Степень согласия экспертов признается высокой (если квартильное отклонение, равное половине расстояния между первым и третьим квартилями, составляет менее 0,6), и средней (если квартильное отклонение располагается от 0,6 до 1). Первая группа анкет была разослана по почте в ноябре 2005 г. В итоге было получено 16 пригодных для анализа анкет, что составило 64% на первом этапе исследования. Среди опрашиваемых было семь респондентов, работающих в полупроводниковой промышленности, десять респондентов представляли сферу ИКТ и трое - сферу биотехнологий. Метод Дельфи применялся на втором этапе исследования с учетом статистической информации первого этапа. Было отослано 16 анкет, в результате чего авторы получили 12 ответов, пригодных для анализа, что составило 75% (с. 72).
Обобщая результаты эмпирического исследования, авторы делают следующие выводы.
В части оценки целесообразности программы эксперты продемонстрировали схожее мнение по всем вопросам анкеты (табл. 1) (квартильное отклонение менее 0,6). Средние значения и средне-квадратическое отклонение были подсчитаны с использованием результатов второго этапа исследования с применением метода Дельфи.
Таблица 1 (с. 73)
Целесообразность программы
Целесообразность программы Количественные показатели распределения
среднее значение (2-й этап)* среднеквад-ратическое отклонение (2-й этап) квартальное отклонение
1-й этап 2-й этап
Польза для достижения 3% ОЕ^/ОБР в 2008 г. 4,83 0,39 0,5 0**
Восполнение недостатка промышленных инноваций на Тайване 4,83 0,58 1,0 0,125**
Восполнение недостатка преконку-рентных (рге-сошреШуе) исследований на Тайване 4,75 0,87 0,25 0,5**
Стимулирование прорывов в технологических инновациях 4,67 0,65 0,75 0,5**
Внедрение инновационных бизнес-моделей 4,58 0,79 0 0,5**
Рост уровня занятости исследовательского персонала 4,5 0,52 0,13 0,5**
* 1 - абсолютно не согласен, ... 7 - абсолютно согласен.
** Квартальное отклонение менее 0,6 показывает высокий уровень согласия экспертов.
Как видно из табл. 1, средние значения по всем вопросам находятся в интервале от 4 до 5 («среднее» и «согласен»), но не выше 5, что демонстрирует только приемлемый уровень целесообразности программы.
Данные по результативности программы представлены в реферируемой публикации в графическом виде (рис. 2-4, с. 74-75).
Результативность программы в части доступа к глобальным сетям для всех респондентов в целом описывается следующими значениями: доступ к международным покупателям - 4,78 (max 5,33 в сфере ИКТ, min 4 в сфере биотехнологий); доступ к международным поставщикам - 4,75 (max 4,83 в сфере ИКТ, min 4,67 в сфере биотехнологий); доступ к международным каналам - 4,25 (max 4,5 в сфере ИКТ, min 4 в сфере биотехнологий); доступ к международным исследовательским сетям - 5,06 (max 5,17 в сфере ИКТ, min 5 в сферах биотехнологий и полупроводниковой про-
мышленности); доступ к центрам ИР многонациональных предприятий - 5,14 (max 5,25 в сфере полупроводниковой промышленности, min 5 в сфере биотехнологий) (с. 74).
Результативность программы в части содействия сотрудничеству в сфере ИР описывается следующими данными: содействие сотрудничеству в сфере ИР между МНП и исследовательскими институтами Тайваня - 5,11 (max 6 в сфере биотехнологий, min 4,33 в сфере ИКТ); содействие сотрудничеству в сфере ИР между МНП и национальными компаниями - 5,06 (max 5,5 в сфере ИКТ, min 4,67 в сфере биотехнологий); содействие мобильности национальных исследовательских людских ресурсов - 4,92 (max 5,25 в сфере полупроводниковой промышленности, min 4,67 в сфере биотехнологий); увеличение цепочки создания добавленной стоимости в промышленности - 4,89 (max 5 в сфере полупроводниковой промышленности и ИКТ, min 4,67 в сфере биотехнологий) (с. 74).
В части оценки улучшения качества промышленных инноваций средние значения являются относительно меньшими по сравнению с оценками доступа к глобальным сетям и сотрудничества в ИР, показатели, оценивающие увеличение исследовательской автономии МНП и их стимулирование к наращиванию деятельности по ИР варьируются от 3,67 (биотехологии) до 4,33 (ИКТ) при средних значениях, равных 4,08 (с. 74).
Результаты опроса экспертов по стратегическому развитию анализируемой программы представлены в табл. 2.
Согласно результатам анализа, эксперты демонстрируют высокую степень согласия по всем вопросам, вынесенным на обсуждение (квартильное отклонение меньше 0,6). С учетом степени важности лишь пункт «предоставление большего финансирования передовым и высокорисковым ИР» был оценен между 6 (очень важно) и 7 (крайне важно). Вместе с тем эксперты проявили очень консервативные взгляды в отношении облегчения финансирования сотрудников, имеющих лишь степень бакалавра (среднее значение равно 4,25).
В заключение авторы делают следующие выводы.
Во-первых, предлагается изменить миссию программы: «стимулирование интернационализации национальной инновационной системы посредством исследовательских центров многонациональ-
ных предприятий» (вместо «стимулирования технологических прорывов и создания занятости исследовательского персонала»).
Таблица 2 (с. 76) Стратегическое развитие программы
Стратегическое развитие программы Количественные показатели распределения
среднее значение* средне-квадрати-ческое отклонение квартальное отклонение
1-й этап 2-й этап**
Предоставление большего финансирования передовым и высокорисковым ИР 6,33 0,65 0,5 0,58
Сотрудничество в проведении ИР между исследовательскими центрами многонациональных компаний и инновационными акторами Тайваня как основной приоритет финансирования 5,83 0,58 1 0,13
Укрепление защиты прав на интеллектуальную собственность, предоставление налоговых льгот и благоприятного регулирования для прямых иностранных инвестиций, связанных с ИР 5,83 0,39 1 0
Поддержка трансформации дочерних компаний для выполнения исследовательской деятельности 5,67 0,65 0,63 0,13
Учреждение научного центра по оценке для выполнения регулярной оценки национальной программы 5,50 0,8 0,63 0,5
Облегчение дотирования исследовательского персонала 4,25 1,42 0,63 0,5
* 1 - абсолютно неважно, ... 7 - крайне важно.
** Квартальное отклонение менее 0,6 показывает высокий уровень согласия экспертов.
Во-вторых, авторы считают, что ключевая цель программы в настоящее время не достигнута. Основное внимание при формировании политики в данной сфере следует уделить усовершенствованию технологических инноваций в национальной промышленно-
сти, использованию глобальных сетей, совместным ИР. Исследование выявило, что результативность программы носит ярко выраженный секторальный характер (sector-specific), в то время как схемы программ содействия ИР МНП должны быть связаны скорее с различными видами промышленности (industry-specific). Правительству следует более внимательно относиться к потенциальным кандидатам, способным дополнить промышленную структуру глобальных сетей и промышленных инноваций, особенно в сфере биотехнологий.
В-третьих, содействие формированию исследовательских взаимосвязей между МНП и национальной инновационной системой невозможно без трансформации национальных инновационных акторов в контексте развития более дружественной окружающей среды в части языка общения, разрешения на работу, исследовательской среды и благоприятной бытовой среды. Ключевыми также являются вопросы поддержки хорошей инновационной инфраструктуры, установления ИКТ-сетей, серьезной системы защиты прав на интеллектуальную собственность и т.д.
В-четвертых, правительству рекомендуется создание научного центра по оценке национальных исследовательских программ как необходимого условия обеспечения ее непрерывности.
М.Н. Лавров
2011.01.027. ВЭЙПИН У. УПРАВЛЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В КИТАЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ.
WEIPING WU. Managing and incentivizing research commercialization in Chinese universities // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N 2. - P. 203-224. - D0I:10.1007/s10961-009-9116-4
Ключевые слова: связь «университеты - промышленность»; организационная практика; реформа высшего образования.
В статье автора (США) рассматриваются способы формирования организационных структур и стимулов в целях создания связей «университеты - промышленность». Исследование показывает, что в рамках университета существуют определенные основы для