«жизнь». «Свобода» стала означать соответствие общественным нормам. А «право» означает закон, который справедлив по содержанию и по процедуре. Устанавливалось, что обоснованность права, предусмотренная ст. 21, должна удовлетворять ст. 14 и 19 Конституции Индии, чтобы каждое действие государства, включая действия, порождающие договорные обязательства, удовлетворяло требованиям честности; при обсуждении всякого легитимного ожидания при принятии решений необходимо удовлетворять требованиям правила о недопустимости произвола; абсолютная власть одного индивида антидемократична. Все эти принципы, развернутые судьями, стали частью индийского конституционного права. Другими словами, индийская государственность была сформирована при прогрессивном и динамичном доминировании «господства права», как оно толковалось и предлагалось различными юристами, политологами и государственными деятелями.
«Господство права», как оно предусмотрено в индийской конституции и проповедуется индийским судейством, в целом говорит о таких основных принципах, как:
• право должно уважаться всеми, включая правительство и его органы;
• управление должно осуществляться в соответствии с духом конституции, а каждый институт правительства должен действовать в предписанных пределах;
• «господство права» по существу озабочено поддержанием жизни с достоинством и свободы индивида, которая должна быть сбалансирована с социальными нуждами и общественным порядком.
К.Ф. Загоруйко
2011.01.008. ХЭБЕРЛЕ П. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ КАК «ЭКСПОРТИРУЕМАЯ ЦЕННОСТЬ» В СОРЕВНОВАНИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.
HÄBERLE P. Das GG als «Exportgut» im Wettbewerb der Rechtsordnungen // 60 Jahre Bonner Grundgrsetz - eine geglückte Verfassung? -Bonn: Univ. press, 2010. - S. 173-203.
Статья известного немецкого специалиста в области сравнительного конституционного права директора Исследовательского центра европейского конституционного права в Университете г. Байройта П. Хэберле содержит историческое и компаративист-
ское исследование проблемы конституционных ценностей, содержащихся в Основном законе ФРГ.
Автор отмечает, что в истории существуют многочисленные примеры рецепции права, один из наиболее известных - рецепция римского права средневековой Европой начиная с 1100 г. н.э. Немецкое частное право, в том числе его новые правовые формы в сфере регулирования экономики, оказывают влияние на законода-тельсто во всем мире. Автор особо отмечает работы о влиянии немецкого права на южнокорейское, турецкое, тайваньское право. Немецкое конституционное право исследуется с точки зрения того, что оно «берет» (откуда оно заимствовано) и «дает» (новеллы самого немецкого законодательства, являющиеся предметом рецепции других государств). В статье перечисляются ценности Веймарской конституции, сохраненные в Основном законе ФРГ, такие как демократия, человеческое достоинство, открытая государственность. Сам Основной закон отличается тем, что права человека образуют в нем первую группу норм особой значимости; согласно абз. 2 ст. 1 права человека выступают как «основа всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». Здесь Основной закон выступает в качестве «берущего», поскольку эти идеи почерпнуты из конституций США и Франции. Франция, как отмечает автор, может быть особенно горда за свою «экспортную ценность» - универсальные права человека. Германии же принадлежит формулировка гарантий человеческого достоинства в абз. 1 ст. 1: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти». Это положение заимствовано конституциями многих стран от Греции до Южно-Африканской Республики. Формулировки Основного закона о правах человека оказали влияние и на формулировки актов ЕС. Парламентская демократия в Основном законе ФРГ в целом восходит к опыту Великобритании. Однако отдельные конкретные формы этой демократии имеют оригинальный немецкий характер и заимствованы другими странами (например, конструктивный вотум из ст. 67 Основного закона ФРГ реципирован венгерским конституционным правом и включен в § 39/А венгерской Конституции). Немецкий федерализм сформировался под влиянием идей и юридических конструкций, заимствованных из законодательства США и Швейцарии (1848), а также из собственных немецких кон-
ституций 1849 и 1871 гг. Регионализм, который, по мнению автора, является «младшим братом федерализма», нашедший отражение в Веймарской конституции 1919 г., получил дальнейшее развитие в Италии. Автор прослеживает и другие связи конституционных актов в этой сфере. Принцип правового государства разработан с фи-лософско-правовой точки зрения И. Кантом и позднее другими учеными. Правовое государство в Основном законе является «любимым ребенком» не только немцев, эта идея была заимствована множеством государств по всему миру.
В статье обращается внимание на сложность процесса рецепции немецкого и в целом европейского права государствами, относящимися к другим правовым системам, другой культуре и менталитету. В связи с этим большое значение приобретает деятельность, например, ЕС по содействию развитию правовой государственности государств-членов (в частности, приводится пример европейской миссии по развитию права в Боснии, правовых программ Фонда Аденауэра и др.).
Особое внимание автор уделяет культурной специфике и ее влиянию на рецепцию права. Автор отмечает, что уловить дух и сущность Основного закона достаточно сложно с позиций другой культуры. Основной закон является только примером воплощения, например, идеи правового государства, но этот пример, как достаточно удачный, передает его суть. Естественно, воплощение правового государства в Польше или, например, в Южно-Африканской Республике не может полностью воспроизводить модель Основного закона, поскольку для этого потребовались бы полностью идентичные условия в плане культуры. Рецепция требует наличия соответствующих политических, экономических и культурных условий. Существует выраженная тенденция заимствования западных моделей в случае революций и сецессий (например, в результате мирных революций в Восточной Европе в 1990-е годы конституционный законодатель прямо ориентировался на западные модели, аналогичная ситуация была в это время в Южной Африке и в Намибии). Значительную роль играет тот факт, что опыт в области конституционного контроля и разрешения дел по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, накопленный Федеральным конституционным судом ФРГ, оказывает свое воздействие на деятельность Европейского Суда по правам человека, а
через него - на законодательство и судебную практику государств-членов, в том числе и новых. Вместе с тем конституционные положения, взятые в отрыве от контекста конституции в целом, приобретают новое, иное значение. В статье цитируется образное выражение, принадлежащее Р. Сменду: «Когда два конституционных положения говорят о том же самом, это - не то же самое». Важность влияния контекста сохраняется и при заимствовании конституционных положений другими государствами. Так, Испания заимствовала идею автономных сообществ в конституционном опыте Италии (1947), однако в настоящее время этот институт развивается совершенно самостоятельно и связан со всем контекстом Конституции Испании. Это справедливо и в отношении использования конституционными судами стран Латинской Америки, например, идей и трактовок Основного закона ФРГ, содержащихся в работах немецких специалистов по конституционному праву (Перу, Бразилия, Аргентина и др.). Здесь нет полного тождества немецкому исходному образцу, поскольку немецкие идеи и решения «погружаются» в культурный, правовой и социальный контекст другой страны. Эту ситуацию автор определяет термином «метаморфоза».
В статье уделено большое внимание вопросу о политических аспектах реформы Основного закона ФРГ. Некоторые положения Основного закона периодически подвергаются критике в связи с тем, что они противодействуют осуществлению некоторых актуальных и подчас необходимых, прежде всего с международно-правовой точки зрения, действий, а также внутригосударственных решений: участие Бундесвера в зарубежных акциях (например, против пиратов), конституционные ограничения в отношении некоторых мер по обеспечению безопасности авиаполетов, однополые браки и т. д. В статье показаны и другие аспекты Основного закона, которые могут быть переосмыслены в контексте новых концепций, в частности концепции государства с культурным многообразием.
В заключение автор отмечает, что тип конституционного государства обладает богатой традицией конституционного воплощения, которая включает процессы создания новых форм и рецепции старых, проверенных временем. Основной закон ФРГ является одним из таких примеров уже 60 лет. С точки зрения сегодняшнего дня важно не только испытывать гордость за этот факт, но и созда-
вать условия для дальнейшего успешного действия Основного закона. Успешная модель Основного закона как «прочной Конституции» является подарком, однако остается по-прежнему «открытым вопросом» по отношению к вызовам времени, поскольку по ряду параметров его рано «сакрализировать».
Г.Н. Андреева
2011.01.009. КУЛЬТУРА КОНСТИТУЦИИ В КОСТА-РИКЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ЦЕННОСТИ.
Cultura de la сошйШсюп en Costa Rica: Una encuesta nacional de actitudes, perspectives y valores. - México: UNAM: Inst. de ivestigacines jurídicas, 2009. - 170 p.
Междисциплинарное исследование, включающее юридические, политологические и социологические аспекты отношения костариканцев к Конституции страны, адресовано прежде всего экспертам в области конституционного права. Данное исследование является третьим по счету, проводимым при участии Института юридических исследований Национального автономного университета Мексики. Первые два были проведены в Мексике и Аргентине, и в данной работе результаты предыдущих исследований используются для выводов в сравнительно-правовом плане. В проведении исследования и подготовке издания приняли участие также Международный институт за демократию и электоральное участие (Швеция) и Фонд Ариаса для мира и человеческого прогресса (Коста-Рика), который создал Президент Коста-Рики, лауреат Нобелевской премии мира Оскар Рафаэль де Хесус Ариас Сан-чес. Результаты исследования были представлены депутатам парламента на организованной в Законодательной ассамблее презентации работы 22 июня 2009 г.
Работа состоит из пяти частей. Часть I имеет название, остальные нет. Части I и II разбиты на главы.
Часть I «Теоретические и методологические положения», которую написал Р. Эрнандес Балле, состоит из двух глав. В первой главе - «Концепция культуры конституции» - раскрывается понятие конституции как культурного феномена, несущего отпечаток культуры конкретного народа. Во второй - «Проведение опроса: социодемографические характеристики изучаемого населения»