РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.01.001-96.01.048
МОСКВА 1996
96.01.005
14 — II?
вых процедур, которые являются гарантиями возведения права в закон. Наличие таких процедур, развитой процессуальной формы является показателем обеспечения доступности пользования правом, господства права в государстве. Демократия — это власть процедур. Необходима разработка процедур в сфере законодательной деятельности и исполнительной власти и в сфере принятия любого решения, затрагивающего права и свободы гражданина, социальной группы, нации, общества в целом. Нарушение установленных законом процедур должно вести к ответственности, поскольку это есть окно из нарушений права как меры свободы, демократии.
Тщательно разработанный процесс, отдельные процедуры перевода права в акты на уровне законодательной, исполнительной и судебной Власти могут сказаться на оперативности разделения властей, но это необходимо для общества, чтобы власть не начала работать сама на себя.
Механизм перевода права во властные нормативные установления имеет специфику в зависимости от власти, поэтому автор рассматривает его действие отдельно применительно к законодательной, исполнительной и судебной власти.
Говоря об уровне изучения проблемы прдоореализации, автор подчеркивает., что исследование проводилось только с позиций прав грат жданского общества, гражданина. С точки зрения участвующих в этом процессе субъектов, можно говорить о реализации права нации, социальной группы, общности, должностного лица и т. Д.
Автор также особо оговаривает, что становление механизма реализации права не означает отказа от механизма правового регулирования. Речь идет о его "состыковке" с механизмам правореализации, о его приспособлении к охране правовых Ценностей.
К. Ф. Загоруйко
¿6.01 005. СОКОЛОВ А. Н. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИДЕЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА /Курск, гос. техн. ун-т.— Курск, 1994 .— 426 е.— Библиогр.: с. 373-418.
Опираясь на большой фактический материал развития правового государства в Германии в идее, теории и практике с конца XVIII в. и до наших дней, т. е. за 200 лет, а также учитывая новую юридическую доктрину России, автор раскрывает целостную картину возникновения, генезиса и становления правового государства в Германии. В работе дается комплексное фундаментальное исследование механизма функционирования правового государства в Федеративной республике Германия.
15
96.01.005
Реферат знакомит с заключительными, итоговыми выводами автора.
Изучение модели ФРГ, которая считается в определенном отношении классической, в плане заимствования ее основополагающих принципов, институтов и механизмов, пишет автор, может в немалой степени содействовать образованию единого правового пространства на всей территории бывшего Советского Союза, а в конечном счете — всей Европы и Азии. Создание такого пространства, безусловно, будет способствовать обеспечению мира между населяющими его народами посредством права.
Основополагающий смысл правового государства состоит в обеспечении господства права, а не просто верховенства закона. Речь должна идти о господстве, верховенстве именно правового закона, а не любого. Главный смысл такого различения — в призвании специфики права как системы воплощения в нем общепринятых принципов и демократических ценностей, т. е. общепризнанных международнб-правовых стандартов.
Весь процесс исторического развития Германии свидетельствует о том, что понятие правового государства подчинено гражданскому обществу с акцентом на приоритет человеческого достоинства, прав и свобод личности.
По своим теоретико-гносеологическим источникам правовое государство было тесно связано с юридическим мировоззрением — классовым мировоззрением восходящей немецкой буржуазии. Для немецкой концепции правового государства были характерны следующие черты: эволюционное, а не революционное развитие общества; не завоевание и преобразование власти в буржуазной республике, а скорее конституционное ограничение монархии с целью законсервировать и увековечить ее; обеспечение защиты классовых интересов буржуазии при помощи компромисса с коронованными представителями старого общества; закрепление господства юнкерства и буржуазии при помощи юридической формы в лице государства упорядоченного, конституционно-административного права (юридизация общественной жизни); превращение независимости судей в становой хребет буржуазного правового государства; превращение правового государства в формальное догматическое понятие.
Закрепление и юридическое оформление в Веймарской конституции происшедшего в Германии в результате революции политического сдвига означали превращение юнкерско-буржуазной полуабсолютистской монархии в буржуазно-юнкерскую парламентскую республику, где была сделана первая попытка единения парламентаризма и демократии масс. Предопределение трагического пути Веймарской республики было обусловлено спецификой положений ее конституции ' ча-
двиганием" рейхстага под президента, республики, в результате чего парламент не имел решающего влияния на государственную политику, и республика через "плебисцитного" президента трансформировалась в президентскую республику, а затем — через тоталитарное государство — в гитлеровскую фашистскую диктатуру. Государственный аппарат, независимый от рейхстага, юстиция я армия были теми силами, которые привели к краху правового государства в Веймарской республике.
После 1945 г. в Германии было осуществлено возвращение правового государства к его материальному принципу, проведено устранение недостатков и слабостей Веймарской конституции. Развитие правового государства осуществлялось по пути широко специализированной юрисдикции: обеспечение такого политико-правового состояния в стране, когда правовое государство специфическим образом было вверено судам, а юстиции путем создания конституционной юрисдикции были приданы непосредственно политические функции. Динамизм модернизации конституционного строительства в ФРГ проявляется в тенденции усиления в федерации и землях роли парламента, демократизации прав парламентской оппозиции, возрастании тенденции к установлению единого унифицированного правопорядка в духе Основного закона.
Преодоление противоречий развития правового государства, а также предопределяющееся обеспечение социального строя в Германии выявляется в качестве первостепенной общественно-политической задачи ФРГ; постоянно решается задача обеспечения единства и оптимального сочетания правовой, социальной государственности и демократизма как основы политической стабильности государства и общества.
Основной закон, конституции земель, текущее законодательство ФРГ предусматривают широкий социально-политический и правовой каталог мер по защите правового государства в Германии. Эту же задачу решают и мощные демократические силы политически зрелого гражданского общества, которые умело используют легальные возможности инструментария правового государства, чтобы сделать конституционную действительность адекватной демократическим правовым принципам конституции.
Богатый опыт создания теории, а также практики функционирования правового государства в Германии, материализацию идеи этого государства в Основном законе и конституциях федеральных земель, опыт развития широкомасштабного механизма реализации основных принципов правового государства в ФРГ целесообразно использовать, считает автор, при формировании концепции и создании правовой государственности в России и других республиках, образовавшихся по-
17
96.01.005
еле распада СССР, при осуществлении конституционного строительства в них.
Совершенно понятно, что трудности, которые наше общество встречает на пути формирования правового государства, обусловлены не только кризисным положением в экономике, просчетами в политике, но и крайне скудной научной базой по вопросу правовой государственности. Дело в том, что исследование правового государства органически связано с правильным научным объяснением и целого ряда других теоретических и практических вопросов. Среди них проблема трактовки того, что есть право, каковы формы опосредствования правом таких духовных ценностей как гуманизм, справедливость, культура и другие. В этом отношении и представляет ценность опыт правоведов Германии, которые эмпирическим путем пришли к выводу о необходимости сочетания и взаимодействия нормативной, нравственной и социологической концепций права, чтобы добиться на основе его реализации мира и стабильности в обществе. Отсюда и трактовка ими современного цивилизованного правового государства, как государства, нацеленного прежде всего на защиту человеческой личности.
Основные конституционные права защищают личность от государственного всевластия и дают ей в руки соответствующие индивидуальные инструменты судебной защиты. Основные права защищают личность также в отношении законодательства государства и принуждают законодателя к справедливому взвешиванию соотношения законных интересов личности, вытекающих из основных прав, и интересов общества, а не наоборот.
Необходимость обращения к зарубежному опыту по вопросам правового государства вызвана и тем, указывает автор, что в нашей науке пока еще нет четкого представления об основных имманентных чертах этого государства. Как правило, подчеркиваются только два признака: господство права и разделение властей, причем господство права и связанность правом выдаются за разные признаки.
Связанность исполнительной власти правом, законом является одним из важнейших признаков правового государства. Реалии же российской конституционно-правовой действительности говорят о попрании этого принципа. Неразработанность вопросов функционирования правового государства в Российской Федерации и вытекающая из этого невнедренность его характерных черт в нашу политическую и правовую действительность обусловливают порой трагические последствия, как это, в частности, имело место 3 и 4 октября 1993 г. в Москве — кровавое политическое противостояние различных ббщественных сил.
Неразработанность доктрины правового государства в РФ, равно как и в других самостоятельных государствах, образовавшихся после распада СССР, не позволяет цивилизованным правовым путем решать
3-3653
вопросы межнациональных отношений. В большинстве стран СНГ и ближнего зарубежья возобладала не идея демократического правового государства, а этнократического. Национальная идея стала формой сохранения тоталитарного государства. Приоритет национальной культуры — формой дискриминации других этносов.
В цивилизованном, действительно правовом государстве недопустимо предоставление прав одним гражданам за счет других. Это обеспечивается не просто провозглашением равенства всех перед законом, но и построением самого законодательства без привилегий и дискриминации, с применением системы льгот и преимуществ в тех случаях, когда они необходимы и справедливы.
Игнорирование имманентных принципов правового государства, и прежде всего связанности правом, в отношении такого государственного образования как Союз Советских Социалистических республик привело не только к драматическим, но и трагическим последствиям для многих миллионов людей различных наций, населявших его территорию, трагических последствий для самих государств, входивших в СССР. Рассматривая в свете требований правового государства наше недавнее прошлое, следует оценить рею "технологию" развала СССР как противоречащую принципам правовой государственности. Подобный политический авантюризм, правовой беспредел привели к ужасающим политическим и социально-экономическим последствиям, краху единого народно-хозяйственного комплекса великой державы, что вызвало разрушающий резонанс во всех ее частях.
Многовековой опыт зарубежных стран, особенно Германии, воочию свидетельствует, заключает автор, что государство процветает там, где достигается оптимальное сочетание и взаимодействие между принципами демократии, правового и социального государства. Волюнтаристское обращение с ними чревато крайне тяжкими последствиями.
К. Ф. Загоруйко
96.01.006. НАДЕЖДИН Б. Б. ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / Моск. физ.-техн. ин-т.— М., 1994 .— 78 с.— Библиогр.: с. 75-77.
Учебное пособие знакомит с основной юридической и политической терминологией, дает общее представление о правовых и политических системах современных государств, содержит оценки правового и политического аспектов некоторых ключевых направлений реформы в бывшем СССР и в Российской Федерации, знакомит со структурой российского права и некоторых основополагающих источников права России.
Работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматриваются