2010.04.051
2010.04.051. ДУЗИНАС К. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИМПЕРИЯ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОПОЛИТИЗМА. DOUZINAS K. Human rights and empire: The political philosophy of cosmopolitanism. - Oxford, N.Y.: Routledge-Cavendish, 2007. - X, 326 p. - Rec. ad. op.: Ozsu V. // European j. of intern. law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, N 4. - P. 859-879.
Основной целью автора книги является восстановление значения прав человека. «Права человека могут сыграть искупительную роль в руках и воображении тех, кто возвращает их к жизни своим сопротивлением, -приверженцев страсти к морализированию» (с. 859).
По мнению автора, права человека имеют двойственную природу. Их защита от негативных проявлений правомерна всегда -и в период потрясений, связанных с социально-историческим развитием и подавлением, и в период социального равенства и экономического процветания. Как замечает Дузинас, права человека долгое время понимались, исходя из двух связанных, но концептуально различных подходов. С одной стороны, они были средством противостояния притеснению государства, его институтам, а также межнациональным органам и оценивались некоторыми как предвестники «постнационального» будущего. С другой стороны, они рассматривались как гарантия интересов доминирующих слоев, обеспеченных экономическими структурами, которые, наиболее вероятно, объединят их привилегии и будут способствовать их процветанию.
Автор считает, что каждое осуществление права, каждая смена социальной иерархии открывает, в свою очередь, «новую перспективу, которая, если найдена, сама становится внешним ограничением, и оно должно быть снова преодолено».
Политическое значение такой позиции всесторонне. Возможно преуспеть в усилиях по защите прав человека от жестокости колониализма и империализма, но проявления жестокости останутся, если сохранен пробел между их существующими формами. «Согласие и его критика, санкция и ее осуждение - часть одной игры», если права являются не только «эффективным средством от господства и притеснения», но и в то же самое время «идеологическим толкованием появляющейся новой империи». Критический анализ должен учитывать дистанцию между утопичными обещаниями и
2010.04.052
текущим состоянием прав человека. Насилие, по мнению автора, является упущением, пробелом. Классические принципы всеобщего равенства и национального самоопределения выдвигают на первый план дистанцию между существующими и идеальными юридически-политическими конфигурациями.
Дузинас считает, что современный прагматизм и юридический формализм, так же как и патриотическая идея, вредны современному космополитизму в намного большей степени, чем «нормативное толкование всеобщего капитализма». Международные гуманистические организации свои предложения оставляют у определенной «черты» и берут на себя твердые обязательства в сфере управления, действуя в интересах тех или иных инициатив. По мнению Дузинаса, это глубоко консервативный маневр, эквивалентный допуску поражения идеологии американского национализма в его имперской стадии. Дузинас преувеличивает, но его попытка установить твердое различие между стратегическим способом технократического правления и околомессианскими амбициями прав человека существенна. Работа Дузинаса в этом отношении закладывает основу для формирования космополитизма, который не цепляется за гуманитарную традицию и не разрешает себе быть захваченным якобы зрелым и добросовестным прагматизмом. Такой космополитизм не только является возможностью для создания возобновляемой радикальной силы прав человека, но и требует такого создания.
И.А. Лисицын-Светланов
2010.04.052. СТЕРЧЛЕР Н. УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.
STURCHLER N. The threat of force in international law. - N.Y., 2008. -Cambridge; N.Y.: Cambridge univ. press. 2007. - XIX, 358 p. - Rec . ad. ор.: Dinstein Y. // Amer. j. of intern. law. - Wash., 2008. - Vol. 102. N 4. - P. 918-921; Sinha M.K. Indian j. intern. law. - New Delhi, 2008. -Vol. 47, N 4. - P. 737-738.
Книга содержит девять глав и приложение. В первой главе дается историческая справка о том, что имели в виду создатели Устава ООН, когда объявляли вне закона угрозу применения силы. Всё это весьма существенно для понимания не только исходных идей и предположений, лежащих в основе п. 4 ст. 2 Устава, но и