Научная статья на тему '2010. 04. 041. Волфрум Р. Солидарность между государствами: зарождение структурного принципа международного права. Wolfrum R. solidarity amongst states: an emerging structural principle of International law // Indian J. of Intern. Law. - new Delhi, 2009. - Vol. 49. - n 1. - p. 9-20'

2010. 04. 041. Волфрум Р. Солидарность между государствами: зарождение структурного принципа международного права. Wolfrum R. solidarity amongst states: an emerging structural principle of International law // Indian J. of Intern. Law. - new Delhi, 2009. - Vol. 49. - n 1. - p. 9-20 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ МИРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 041. Волфрум Р. Солидарность между государствами: зарождение структурного принципа международного права. Wolfrum R. solidarity amongst states: an emerging structural principle of International law // Indian J. of Intern. Law. - new Delhi, 2009. - Vol. 49. - n 1. - p. 9-20»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2010.04.041. ВОЛФРУМ Р. СОЛИДАРНОСТЬ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ: ЗАРОЖДЕНИЕ СТРУКТУРНОГО ПРИНЦИПА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

WOLFRUM R. Solidarity amongst states: An emerging structural principle of international law // Indian j. of intern. law. - New Delhi, 2009. -Vol. 49. - N 1. - P. 9-20.

Автор статьи Рудигер Волфрум - ведущий ученый в области международного права (с 1996 г. - судья Международного трибунала по морскому праву, с 2001 г. - член Международного экологического арбитража и президент Немецкой ассоциации по международному праву) рассматривает один из широко обсуждаемых принципов - принцип солидарного сообщества государств, или принцип международной солидарности.

По мнению автора, принцип солидарности базируется на предположении о том, что существует объединенное общими ценностями и интересами сообщество государств, которое наделяет его членов мандатом совместной деятельности. Государства, действующие на индивидуальной основе, не способны эффективно решить проблемы, требующие совместных усилий. Это означает, что чем в большей мере интересы и адекватные этому институты имеют общее значение для государств, тем значительнее потребность государств объединять свои действия. В этом смысле принцип солидарности отражает трансформацию международного права в ценность, базирующуюся на международном правовом порядке, требующем тесной кооперации участников правоотношений.

В качестве дополнительного преимущества принципа солидарности автор отмечает его возможность влиять на преодоление неравенства между государствами путем дифференциации размеров взносов в общий фонд. Такой балансирующий эффект видится

Вольфруму противоположным традиционно понимаемой общей матрице международного права.

В статье выделяются три различных аспекта принципа солидарности, используемого для достижение общих целей: 1) через совместную деятельность государств; 2) с помощью дифференциации государственных обязательств; 3) путем протекционизма в отношении отдельных государств.

Автор считает, что в современную эпоху принцип солидарности стал общепризнанным (общим структурным) принципом международного права. Каковы же последствия признания принципа солидарности? В самом общем виде это означает, что государства определяют позицию в международных отношениях, принимая во внимание не только свои национальные (индивидуальные) интересы, но и интересы других стран, а также сообщества государств в целом.

Принцип солидарности в международно-правовой системе возник на базе международной координации. Постепенный переход от принципа сосуществования к принципу кооперации привел к формированию правовой системы, основанной на общих ценностях. В дальнейшем объединения государств трансформировались в сообщества, функционирующие на коммунитарной правовой основе. К общим ценностям, предопределяющим международный правовой порядок, относятся международное право прав человека, запрет применения военной силы в международных отношениях, общая цель защиты универсальных благ, обеспечивающих выживание человечества (таких как сбалансированный климат или озоновый слой), а также приверженность принципу свободы торговли или услуг как средству роста благосостояния народа. В частном случае актуальность имеет сотрудничество в области безопасности открытого моря, космоса, Антарктиды.

Одним из примеров закрепления принципа солидарности в международном праве является ст. 3 Конвенции по борьбе с опустыниванием: «Стороны должны в духе международной солидарности и партнерства совершенствовать кооперацию и координацию на субрегиональном, региональном и универсальном международном уровнях и более эффективно использовать финансовые, человеческие, организационные и технические ресурсы...».

В ретроспективном аспекте автор считает, что принцип солидарности как основа отношений между государствами начал применяться в XVII-XIX вв., так как развитие международного права осуществлялось на базе объединительных христианских ценностей гуманизма. Этим идеям посвящены работы Самуила Пуфендорфа (S. Pufendorf) (1673), Кристиана Вульфа (Ch. Wulff) (1749), Эмери Ваттеля (E. Vattel) (1758).

Более детально сущность и содержание принципа солидарности раскрываются на примерах международной системы защиты мира, международного экологического права, положений Конвенции по морскому праву, международной гуманитарной помощи (интервенции).

При рассмотрении действия принципа солидарности в международной системе защиты мира Волфрум делает акцент на институте коллективной безопасности и пределах самообороны отдельного государства. Согласно ст. 51 Устава ООН, каждое государства обладает правом на индивидуальную и коллективную самооборону.

В обычаях международного права не действует норма, разрешающая осуществление акта коллективной самообороны в отсутствие соответствующей просьбы государства, которое считает себя жертвой вооруженного акта агрессии. Договоры о коллективной самообороне такую возможность предусматривают. Автор статьи высказывает положительное отношение к праву интервенции, т.е. возможности вторжения без согласия государства - жертвы агрессии, если это осуществляется в порядке солидарной коллективной ответственности, даже независимо от того, преследует ли другое государство собственные интересы или оно осуществляет эту акцию в интересах государства-жертвы. Главная цель коллективной безопасности в таком случае - восстановление и поддержание международного мира. К подобному примеру интервенции как акту солидарности относятся, по мнению Волфрума, положения ст. 5 Североатлантического договора 1949 г., а также нормы других региональных пактов.

Что рационального в конструкции права на коллективную оборону с точки зрения идеи сообщества государств? Прежде всего, считает автор, это реализация запрета применения вооруженной силы в международных отношениях как общей ценности. Потенци-

альный агрессор будет знать, что атака на одно государство может повлечь за собой вооруженный конфликт с другими государствами, это может стать реальным препятствием для агрессии. Другой аспект коллективной обороны связан с тем, что слабое по военной мощи государство опирается на защиту более сильного государства.

Система коллективной безопасности, так же как и принцип самообороны, включает элементы солидарности, хотя их структуризация дифференцируется в разных договораx. Автор останавливается на анализе гл. VII Устава ООН, запрещающей применение силы в международных отношениях как базовой в отношениях между Советом Безопасности и государствами в деле поддержания мира и безопасности.

Высокую роль консолидации играет принцип солидарности в международном экологическом праве. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 16 июня 1992 г.) призывает государства к установлению нового и равноправного партнерства, к необходимости кооперировать усилия государств с целью решения общих задач. Международное экологическое право как право договоров и обычное право развивается на основе целого ряда принципов, два из которых определенно связаны с принципом солидарности: принцип устойчивого развития и принцип общей, но дифференцированной ответственности. По мнению автора, структурный принцип солидарности является доминирующей чертой международного экологического права.

Отдельное внимание автор уделяет воплощению принципа солидарности в ч. XI Конвенции по морскому праву, посвященной использованию ресурсов дна морей и океанов, основанному на принципе извлечения разделенной выгоды. Еще более существенная связь прослеживается между идеей солидарности и принципом сохранения общего наследия человечества. Согласно ст. 136 указанной Конвенции, «район (т.е. дно морей и океанов, его недра за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсы являются общим наследием человечества». Смысл этой нормы заключается в посылке, что использование ресурсов дна морей и океанов не может быть монополией одного государства, а требует кооперации и учета интересов сообщества государств. При этом речь идет не о выгоде государств как таковой, а о благе всего человечества, о справедливости в отношении будущих поколений. Далее в ст. 153

Конвенции вновь подтверждается, что деятельность в районе дна морей и океанов организуется, осуществляется и контролируется от имени всего человечества.

Автор выделяет три основные черты принципа общего наследия: он предопределяет цели сообщества, устанавливает определенные ограничения на деятельность государств, предусматривает общую выгоду. Все эти признаки имманентно отражают идею солидарности.

Формой солидарности называется в статье гуманитарная помощь (интервенция), важной стороной которой является учет пределов ее использования для предупреждения злоупотреблений.

Условия использования гуманитарной помощи рассматриваются в статье на примере национальной катастрофы. Как известно, Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 1988 г. о гуманитарной помощи жертвам природных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Данная Резолюция признала ответственность мирового сообщества по отношению к жертвам подобных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Генеральная Ассамблея акцентировала внимание на том, что в подобных ситуациях согласие государства на оказание помощи рассматривается в качестве предпосылки для любой операции, независимо от того, предпринимаются ли данные акции на правительственном или на неправительственном уровнях, при этом подтверждается право на суверенитет соответствующих государств и их основная роль в инициировании, организации, координации и реализации гуманитарной помощи на их территориях.

Один из деликатных вопросов связан с тем, насколько легитимно проявлять солидарность с угнетаемым народом путем гуманитарной интервенции. В этом контексте подчеркивается, что признание прав человека и их защита явились одним из ключевых элементов действующего международного правопорядка и что государства не могут больше считать, что обращение с их населением является лишь внутренним делом, дающим иммунитет от международного вмешательства. На базе такого понимания солидарности обоснованно считать, что жестокое и массовое нарушение прав человека может быть объективным условием односторонней военной гуманитарной интервенции. Признание этой позиции автором основано на доктрине приоритета принципа уважения прав человека над запретом применять военную силу. Волфрум убежден, что та-

кая иерархия принципов закреплена в современном международном праве.

В заключение отмечается, что, хотя структурные элементы современного международного права основаны на общих ценностях международного сообщества и стремлении нивелировать различия между государствами, соответствующие процедурные правила, обеспечивающие реализацию обязательств и ответственности, находятся еще в стадии развития.

И.А. Умнова

2010.04.042. ХИЛЬПОЛЬД П. ПРОБЛЕМА КОСОВО КАК ПРОВЕРКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА. HILPOLD P. Das Kosovo-Problem - ein Testfall für das Völkerrecht // Zeitschrift für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht. -Stuttgart, 2008. - N 3. - S. 623-650.

На сегодняшний день ни в одном другом регионе проблема придуманной нации (imagined communities) и влияние исторических мифов на повседневную жизнь не связаны с таким обилием этнических конфликтов, как на Балканах. Несмотря на то что в споре используются исторические аргументы, например ссылки на битву 1389 г. на Косовом поле (Поле черных дроздов), которая неоднозначно оценивается историками, но формирует национальную идентичность спорящих, обращение к истории, по мнению автора, не поможет в решении проблемы. Непосредственное влияние на дискуссию о статусе Косово имеют, во-первых, положение этой провинции в югославской Федерации, во-вторых, события, произошедшие во время распада Югославии. В соответствии с Конституцией Социалистической Федеративной Республики Югославия до 1974 г. Косово было «автономным краем», затем «автономной провинцией». Косово, как и еще одна автономная провинция - Воеводина, фактически обладало правами республики: собственная конституция, правительство, верховный суд, право выдавать паспорта с указанием своего гражданства. Однако автономные провинции в отличие от республик не имели права свободного выхода из Федерации. Такой ограниченный статус Косово тем не менее предоставлял возможность для самостоятельного политического, экономического, культурного развития провинции внутри Югославии и для формирования косоварской идентичности. Мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.