Научная статья на тему '2009. 04. 025. Рикцингер М. Оживление насеризма: критическое (и некритическое) прочтение проектов Хасана Ханафи - «Исламские левые» и «Оксидентализм». Riexinger M. Nasserism revitalized: a critical reading of Hasan Hanafi projects «The Islamic left» and «Occidentalism» (and their uncritical reading) // Welt des Islams. - Leiden, 2007. - Vol. 47, n 1. - S. 63-113'

2009. 04. 025. Рикцингер М. Оживление насеризма: критическое (и некритическое) прочтение проектов Хасана Ханафи - «Исламские левые» и «Оксидентализм». Riexinger M. Nasserism revitalized: a critical reading of Hasan Hanafi projects «The Islamic left» and «Occidentalism» (and their uncritical reading) // Welt des Islams. - Leiden, 2007. - Vol. 47, n 1. - S. 63-113 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ИРАН / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 20 В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Демидов К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 025. Рикцингер М. Оживление насеризма: критическое (и некритическое) прочтение проектов Хасана Ханафи - «Исламские левые» и «Оксидентализм». Riexinger M. Nasserism revitalized: a critical reading of Hasan Hanafi projects «The Islamic left» and «Occidentalism» (and their uncritical reading) // Welt des Islams. - Leiden, 2007. - Vol. 47, n 1. - S. 63-113»

среди молодежи, отсутствие инвестиций, культурный и социальный застой. Внутри страны президент отнюдь не пользуется безусловной популярностью. Риторика Ахмадинежада хорошо принимается «арабской улицей», но не политическими элитами исламского мира. «Борьба Ирана и ливанского "Хизбаллах" с Израилем вызывает восхищение масс, которые считают своих руководителей пленниками американского альянса», но шиизм, в их глазах, остается всего лишь «безбожной ересью, которую хомейнистская революция трансформировала в очередной фактор дестабилизации и гегемония которой в исламской умме будет иметь катастрофические последствия» (024, с. 739).

Т. К. Кораев

2009.04.025. РИКЦИНГЕР М. ОЖИВЛЕНИЕ НАСЕРИЗМА: КРИТИЧЕСКОЕ (И НЕКРИТИЧЕСКОЕ) ПРОЧТЕНИЕ ПРОЕКТОВ ХАСАНА ХАНАФИ - «ИСЛАМСКИЕ ЛЕВЫЕ» И «ОКСИДЕН-ТАЛИЗМ».

RIEXINGER M. Nasserism revitalized: A critical reading of Hasan Hanafi projects «the islamic left» and «occidentalism» (and their uncritical reading) // Welt des Islams. - Leiden, 2007. - Vol. 47, N 1. -S. 63-113.

Автор (Геттингенский университет, ФРГ) рассматривает деятельность противоречивого египетского мыслителя и общественного деятеля нашего времени Хасана Ханафи, вызывающего интерес своим стремлением сочетать, казалось бы, несочетаемое - борьбу за политическую свободу, возвращение к раннеисламским социальным моделям и пропаганду всемирного значения иранской революции 1979 г. (как возрождения насеризма и тьермондизма в целом). Предрекая скорый закат западной цивилизации - здесь его главным оружием является учение К. Маркса, - Х. Ханафи критикует ее на основании моральных критериев и не пытается разобраться в том, как функционирует современная капиталистическая экономика. Моральными соображениями продиктовано и его стремление вызвать к жизни мощное движение «исламских левых», которое бы продолжило деятельность мусульманских просветителей Джамал ад-Дина ал-Афгани и Мухаммада Абдо по объединению мусульманской общины в ее противостоянии капитализму.

Ханафи, однако, выказывает претензии на создание некой новой идеологии на основе мусульманского наследия (ат-турас); последнее он намеревается обогатить, реабилитировав, например, такое политико-религиозное движение средневекового ислама, как мутазилизм, учение которого о справедливости Аллаха своим следствием имело тезис о свободе человеческой воли и необходимости активного вмешательства каждого мусульманина в конкретно-исторический процесс. Одно из важнейших мутазилитских основоположений «ал-амр би-л-маруф ва-н-нахй ан-ил-мункар» («повеление творить добро и запрет творить зло») - общее для мутазилитов, хариджитов и шиитов (что, по мнению Ханафи, имеет огромное значение, поскольку речь идет об объединении мусульманской общины) - этот мыслитель использует для обоснования тезиса о необходимости объединения усилий всех мусульман с целью исправления общественных несовершенств.

Напротив, идею незыблемости сложившегося миропорядка и пацифистских путей для удовлетворения как индивидуумами, так и народами собственных нужд Ханафи рассматривает как один из капиталистических мифов, внедряемых в сознание средствами массовой информации на службе у мирового империализма. Мусульмане, по Ханафи, не должны мириться с ролью просителей, покорно ожидающих, когда на них обратят внимание «хозяева мира». Подобный политический активизм мог бы, по мысли Ханафи, существенно способствовать объединению важнейших политических течений в Египте - либерализма, марксизма, насеризма и исламизма.

Среди важнейших задач, стоящих перед мусульманским миром, Ханафи называет: освобождение от тиранических режимов; достижение социальной справедливости; освобождение от племенных (каба'илиййа), конфессиональных (та'ифиййа) и националистических (кутриййа) предрассудков; выработку системы ценностей на основе синтеза традиции и современности, способной противостоять засилью западного образа жизни; повышение уровня жизни; мобилизацию населения и преодоление социальной пассивности.

Последнее особенно важно ввиду того, что Ханафи называет иерархическим прочтением религии, поощряющим покорность и бездействие (чем грешит, например, суфизм) - этими качествами

первоначальный ислам отнюдь не отличался. Они появились по мере перерождения мусульманской общины и постепенного отхода от революционных идей Мухаммада, выступавшего за духовность, единобожие, социальное раскрепощение, братство и равенство. Мухаммад, по Ханафи, вовсе не был непогрешимым - «сатанические суры» (ставшие всемирно известными благодаря одноименному роману С. Рушди, за которым Ханафи признает право на критическое прочтение источников) были не чем иным, как политически мотивированной попыткой компромисса с языческими племенами. В этой связи Ханафи выступает за тщательное изучение биографии Мухаммада, что помогло бы преодолеть дух слепого почитания всех и всяческих авторитетов, абсолютно чуждый исламу. За попытки преодолеть подобные тенденции Ханафи восхваляет ваххабитское движение.

К.Б. Демидов

2009.04.026. БЕРГ П. НЕ КОМПЛЕКСНЫЙ КРИЗИС, А КРИЗИС-КОМПЛЕКС: ДИНАМИКА КОНФЛИКТА В СУДАНЕ, ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - В «РЕГИОНЕ ТРЕХ ГРАНИЦ».

BERG P. A crisis-complex, not complex crisis: conflict dynamics in the Sudan, Chad and Central African Republic Tri-Border Area.-Mode of access: http://209.85.129.132/search?q=cache:rj2xi2EEu3IJ:library.fes. de/pdf-files/ipg/ipg-2008-4/08_a_berg_gb.pdf+Berg+Patrick+a+crisis-complex&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru - P. 72-86.

Автор рассматривает гражданские и международные конфликты в «Регионе трех границ» как «единую систему кризиса государственной власти, почти полного отсутствия механизмов мирного урегулирования и деградации инфраструктуры» (с. 72). Три конфликта: в Западном Судане, Восточном Чаде и на севере Централь-ноафриканской Республики (ЦАР) - являются «взаимопроникающими и взаимоусиливающимися зонами насилия и нестабильности, ликвидации которых может способствовать только продуманный подход, многосторонние пакты с участием стран, пользующихся авторитетом на региональном и мировом уровне» (с. 74).

С обретением независимости в 1960 г. Чад пережил серию переворотов. Каждый заканчивался «мощнейшей концентрацией власти в руках президента, с небольшими полномочиями элиты -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.