Научная статья на тему '2001. 02. 002. Тиби Б. Вызов фундаментализма. Политический ислам и новый мировой беспорядок. Tibi, Bassam. The challenge of fundamentalism. Political Islam and the new world disorder. Berkeley etc. : Univ.. Of California Press, 1998. XV, 262 p'

2001. 02. 002. Тиби Б. Вызов фундаментализма. Политический ислам и новый мировой беспорядок. Tibi, Bassam. The challenge of fundamentalism. Political Islam and the new world disorder. Berkeley etc. : Univ.. Of California Press, 1998. XV, 262 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСЛАМА / ИСЛАМ И ПОЛИТИКА / ДЖИХАД / ВОСТОКЗАПАД ПРОБЛЕМА / ГОСУДАРСТВО ИСЛАМСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 002. Тиби Б. Вызов фундаментализма. Политический ислам и новый мировой беспорядок. Tibi, Bassam. The challenge of fundamentalism. Political Islam and the new world disorder. Berkeley etc. : Univ.. Of California Press, 1998. XV, 262 p»

2001.02.002. ТИБИ Б. ВЫЗОВ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И НОВЫЙ МИРОВОЙ БЕСПОРЯДОК. TIBI, BAS SAM. The challenge of fundamentalism. Political Islam and the new world disorder. — Berkeley etc.: Univ. of California press, 1998. — XV, 262 p.

Профессор международных отношений Геттингенского университета (Германия) определяет исламский фундаментализм (ИФ), или политический ислам, как "агрессивную политизацию религии для достижения не религиозных, а социально-политических и экономических целей" (с. IX, 20). ИФ противостоит западной политической идеологии и основанным на ее принципах светским политическим системам. Стратегическая цель ИФ — установить исламский мировой порядок. В этой связи ИФ представляет "серьезную угрозу современным стандартам мировой политики, безопасности и стабильности в мире". Исламские фундаменталисты не способны навязать миру свой "порядок", но они могут создать крупномасштабный беспорядок". Как идеологи власти с универсалистской ориентацией "исламские фундаменталисты намного опаснее экстремистов, которые убивают и бросают бомбы" (с. XI). При этом Тиби решительно выступает против отождествления ислама с ИФ, позволяющей рассуждать об "исламской угрозе" западной цивилизации. "Любое поощрение враждебности к исламу под флагом "столкновения цивилизаций" невольно играло бы на руку фундаменталистам, стремящимся к антагонизму с Западом" (с. XII).

Религиозный фундаментализм и прежде всего ИФ — это "идеология, характерная для эпохи "столкновения цивилизаций". Он не является причиной современного кризиса нашего мира, но это его симптом и ответная реакция. Однако фундаментализм не является решением кризиса. Возбуждая конфликты и углубляя существующую культурную фрагментацию мира, он ведет к беспорядку" (с.2).

Кризис порождает глобализация, ведущаяся под эгидой Запада. Глобализация затрагивает прежде всего сферы экономики, транспорта и коммуникаций, способствуя "уплотнению" мира и развитию экономической мир-системы. Однако этот процесс не сопровождается созданием единой мировой цивилизации и культуры, напротив, глобализация усиливает культурную фрагментацию мира, выдвигая на первый план проблему взаимодействия различных цивилизаций и культур. Возрастание религиозного фундаментализма как мирового феномена в последние десятилетия (в том числе и особенно ИФ) является

отражением этих противоречий и одновременно одним из предлагаемых решений. ИФ стремится направить межцивилизационные отношения по конфронтационному пути, противопоставляя западной гегемонии исламские гегемонистские претензии. Возрождению религиозного фундаментализма в большой степени способствовали такие глобальные события последних десятилетий, как распад СССР и социалистической системы и окончание "холодной войны", лишившие Запад былого политического единства и внешнеполитических и идеологических приоритетов. В образовавшемся политическом и идеологическом вакууме незападные цивилизации увидели свой шанс.

"Ислам становится главным соперником Запада по одной простой причине: как и западная цивилизация, он имеет универсалистские устремления" (с. 15). Войну в Персидском заливе мусульманский мир воспринял как новый "крестовый поход христианского Запада против исламской цивилизации" (с.51). ИФ — это идеология межцивилизационного противостояния.

На нынешнем этапе основные усилия ИФ направляет на дискредитацию одного из главных политических институтов современного мира — светского государства-нации. Зародившись на Западе, этот политический институт впоследствии распространился на весь остальной мир в ходе западной экспансии. Мусульманскуму миру, считают исламские фундаменталисты, эта политическая система чужеродна. Она не сумела обеспечить экономическое процветание и реальное участие населения в политическом управлении. Этот институт способствует утверждению гегемонии Запада и поэтому должен быть заменен исламским государством. Западному понятию "нация-государство" ИФ противопоставляет исламское понятие "умма" (сообщество верующих), которое не признает национальных границ. Исламские фундаменталисты обвиняют своих правителей в том, что "они осуществляют западную стратегию, нацеленную на разделение единой уммы на множество светских государств, созданных по западной модели нация-государство" (с. 17). ИФ использует слабый уровень национального сознания населения (превалируют племенные и этнорелигиозные формы идентичности) в своих политических целях: свержения светского режима и установления исламского порядка.

ИФ отвергает демократию как основополагающий принцип организации государств, поскольку этот институт привнесен Западом и не соответствует исламским ценностям. Один из идеологов ИФ Абу аль-

А"ла аль-Мавдуди в своем труде "Ислам и современная цивилизация" открыто заявляет, что "демократия противоречит нашей вере ... Ислам полностью отличен от этой ужасной системы... Не может быть примирения между исламом и демократией даже в малых вопросах, потому что они противоречат друг другу во всем. Когда ислам придет к власти, этой системе не будет места" (с. 187).

Тиби не разделяет мнения некоторых западных ученых, что цель ИФ, — "исламизация демократии". То, что предлагает ИФ, — это "исламская форма тоталитаризма, а не демократии... Исламский фундаментализм — это наиболее серьезный вызов демократии" (с. 26, 28).

Мобилизационный потенциал ИФ огромен, что объясняется кризисом легитимности светского государства в мусульманском мире. Классический традиционализм постепенно утрачивает свои позиции и становится периферийным феноменом, сохраняясь лишь в анклавах суфийских орденов.

Исламский модернизм (реформизм), пытающийся адаптировать ислам к современной цивилизации, найти некий синтез, не имеет широкой поддержки в мусульманском мире и в настоящее время считается провалившимся проектом (с. 32).

Сегодня в мусульманском мире доминирует конформизм, когда большинство населения и политические лидеры прагматически приспосабливаются к современной западной цивилизации, стараясь не обращать внимания на возникающие противоречия с традиционными исламскими ценностями и нормами.

ИФ бросает вызов всем этим течениям. "Исламский фундаментализм — это не неотрадиционализм, он не нацелен на восстановление традиционных исламских обществ, что бы ни утверждали сами исламские фундаменталисты. Исламский фундаментализм — это своего рода ответ на мировое время, которое было сформировано современной цивилизацией... Это скорее попытка исламизировать современную цивилизацию (modernity), чем адаптироваться к ней путем введения ее в культурный ареал ислама... Мы имеем дело с современным феноменом, представленным в традиционных символах. Исламское наследие не включает концепции мирового порядка, как это утверждают исламские фундаменталисты. Их поиски исламского мирового порядка — это просто выражение современного мышления в классических исламских терминах. Большинство

фундаменталистов получили образование в современных образовательных учреждениях и в своей практической деятельности связаны с современным сектором" (с.32, 33).

ИФ возник в конце 20-х годов ХХ в., когда в Египте было создано общество "Братьев-мусульман". Однако как массовое движение он оформился после арабо-израильской войны 1967 г., в которой были разбиты два основных оплота светского арабского национализма — баасизм и насеризм. ИФ дает новое толкование джихада как "исламской мировой революции". Основы этой концепции сформулировал египетский идеолог Сайид Кутб, считающийся интеллектуальным отцом ИФ. Кутб утверждал, что Запад морально обанкротился и стоит на грани краха. По его мнению, только ислам может стать новым лидером человечества в рамках джихада, рассматриваемого как "мировая революция". Причиной упадка западной цивилизации Кутб считает ее культурный модернизм, основанный на приоритете индивида. По убеждению Кутба, западный культурный модернизм должен быть заменен теоцентризмом, который не оставляет места для демократии. Кутб стремился вернуть индивида в лоно общины, сделав его лишь простым элементом в системе групповой солидарности. Критику западного модернизма Кутб распространяет и на исламский мир, утверждая, что Запад привнес в него свои пороки и чуждые его природе идеи и ценности. Вслед за Кутбом современные исламские фундаменталисты считают борьбу с мусульманскими правительствами своим первейшим долгом. По их мнению, только джихад может привести к восстановлению исламского порядка на земле ислама. При этом ИФ придает первостепенное значение насилию, считая его главным средством реализации "исламской мировой революции". По современному международному праву такое поведение рассматривается как терроризм.

Одним из исходных постулатов ИФ является сохранение и упрочение исламской культурной идентичности, которой угрожает западная культурная экспансия. В отличие от национализма, который в ходе деколонизации заимствовал и успешно использовал многие западные ценности, такие, как свобода, нация-государство, самоопределение, народный суверенитет, ИФ полностью отвергает западную культурную модель, противопоставляя ей исламские ценности, нормы и институты. В то же время ИФ оправдывает и поощряет инструментальное использование технических достижений Запада,

особенно в военной области. "Наша цель, — заявляет египетский фундаменталист Хасан аль-Шаркави, — научиться пользоваться, производить и совершенствовать современное оружие, чтобы разбить наших врагов" (с.92). Отвергая рационализм западного мировосприятия и противопоставляя ему религиозное мировосприятие, основанное на Священном писании и не подлежащее критике и обсуждению, допуская только полумодернизацию, связанную с использованием технологических достижений Запада, ИФ обрекает мусульманские общества на застой, изоляцию и в конечном счете на поражение (с. 74).

ИФ признает только исламские юридические нормы, тем самым исключая мусульманский мир из международной правовой системы. Главная политическая цель ИФ — это учреждение исламского государства, а точнее, исламской системы управления (низам ислами), поскольку исламские фундаменталисты избегают термина "государство", предполагающего наличие государственных границ. Представители ИФ считают, что, за исключением Ирана, Судана и отчасти Саудовской Аравии, все нынешние политические системы ближневосточных стран неисламские и построены по западному образцу. Исламская политическая система должна основываться на шариате. Более конкретные схемы будущего исламского государства обычно не предлагаются. Детальное устройство исламской политической системы должно определяться самой уммой в каждом конкретном случае.

Тиби считает идею "исламского государства" смутной и малосодержательной концепцией, не имеющей реального подтверждения в классической исламской истории и в Священном писании.

Идеология и политическая практика ИФ ведут к росту конфликтов в самом мусульманском мире и к межцивилизационым столкновениям.

Чтобы противостоять этой тенденции, необходимо, считает Тиби, разработать новую международную мораль, разделяемую всеми цивилизациями. "Эта мораль должна учитывать на равноправной основе ценности и нормы всех цивилизаций, а ее базовыми принципами должны быть секуляризм, демократия и защита прав человека".

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.