2008.02.037. МЛАМБО Н. РАЗВИТИЕ СОВЕТА МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА И СИЛ АФРИКАНСКОГО РЕЗЕРВА ДО 2006 г.
MLAMBO N. Evolution of the Peace and Security Council of the African Union and the African standby force, up to 2006 // Africa insight. -Johannesburg, 2006. - Vol. 36, N 3/4. - P. 41-55.
Автор (Африканский институт, ЮАР) рассматривает проблемы развития Совета мира и безопасности Африканского союза (СМБАС) и Сил африканского резерва (САР) как перспективного института регионального миротворчества.
До середины 90-х годов предшественник Африканского союза (АС) Организация африканского единства (ОАЕ) «участвовала в миротворческих операциях на африканском континенте, предоставляя все более многочисленные, но по-прежнему мало обученные и плохо вооруженные контингенты военных» (с. 43). В конце 90-х годов после очередного обострения ситуации в Судане, гуманитарного кризиса в Руанде и Бурунди главы африканских государств признали необходимость создания объединенных надгосударст-венных миротворческих структур подобных Еврокорпусу. Именно по инициативе президентов ЮАР и Нигерии Т. Мбеки и О. Обасанджо было решено создать пять региональных бригад постоянной готовности.
В июле 2002 г. при преобразовании ОАЕ в АС был также создан СМБАС в составе 15 членов. В СМБАС каждые два года происходит ротация представительства от каждого из пяти регионов - Южной, Восточной, Центральной, Западной и Северной Африки. Согласно плану СМБАС формирование САР, включало пять миротворческих региональных бригад численностью по 6 тыс. человек, должно было быть завершено к октябрю 2005 г. На деле штатной численности достигли только две бригады, одна бригада была укомплектована на 50%, а формирование двух бригад еще не было начато. В сформированных бригадах только старшие офицеры могли четко и правильно указать на предназначение формируемых САР. Младшие офицеры часто называли своей задачей «усмирение или уничтожение любых повстанцев или интервентов», сержанты и рядовые затруднялись с ответами или говорили, что «они
что-то вроде войск ООН, но при этом должны быть готовы защищать интересы собственных государств за рубежом» (с. 48).
Создание САР мало освещалось африканскими СМИ. Журналисты предпочитали с гордостью перечислять поступившую на вооружение батальонов технику и нормы довольствия военнослужащих, но почти никогда не разъясняли своей аудитории важность создания региональных сил поддержания мира. Помимо этих пяти бригад СМБАС решил также создать и Африканский центр исследования и изучения терроризма. Этот проект оказался более успешным, так как «основной задачей стран-участниц был ежеквартальный обмен базами данных по преступникам и террористам» (с. 49).
Президент Нигерии О. Обасанджо призывал «использовать миротворческие силы для разграничения враждующих сторон во время государственных переворотов», но когда в августе 2005 г. в Мавритании произошел государственный переворот, «из всех готовых бригад в столицу Мавритании мог быть переброшен только один батальон с легким вооружением» (с. 51). Для переброски больших сил не хватало ни солдат, ни техники, ни горючего и военно-транспортной авиации. Также отмечается, что как восставшие, так и оставшиеся верными правительству подразделения располагали большим числом танков, что сделало бы выполнение задачи по разграничению для военнослужащих САР почти невозможным. В итоге ввод миротворцев в столицу Мавритании Наук-шот не состоялся.
В 2003 г. смешанная бригада численностью в 2650 военнослужащих была размещена на территории Бурунди. В стране в качестве вольнонаемных служащих СМБАС находились также 600 человек гражданских специалистов. В этой миссии участвовали граждане ЮАР, Эфиопии, Мозамбика, Буркина-Фасо, Габона, Мали, Того и Туниса. Гражданских специалистов возглавлял посол Гвинеи в Бурунди Мамаду Ба, одновременно являвшийся специальным представителем АС в регионе. Военных возглавлял генерал-майор Сифо Бинда из ЮАР. «Военнослужащие не получили достаточных полномочий на применение военной силы для защиты гражданских и разграничения враждующих сторон, но по ходу миссии командование и гражданская администрация по взаимной договоренности расширили полномочия миротворцев и даже гражданских служащих СМБАС» (с. 50). Общие затраты на миротвор-
ческую миссию составили 134 млн. долл., при этом 31 млн. долл. был выделен Евросоюзом, так как АС оказался не в состоянии полностью профинансировать операцию.
В 2004 г. силы СМБАС принимали участие в разграничении повстанцев враждующих сторон во время очередного обострения кризиса в Дарфуре. Чадский президент согласился пойти на мирные переговоры с суданской стороной только после того, как штаб миротворцев был размещен в столице Чада г. Нджамене. Стороны согласились на размещение в регионе под руководством СМБАС 3320 миротворцев. К сентябрю 2005 г. численность военных должна была составить 6171 человек, а гражданского персонала -1560 человек. К весне 2006 г. в регионе должны были находиться 12 300 военнослужащих и вольнонаемных работников СМБАС. «Амбициозные планы увеличения численности были выполнены только на 80-85%, но даже и такого числа миротворцев и гражданских специалистов хватило для относительной стабилизации региона и начала восстановления в нем инфраструктуры» (с. 53).
Автор полагает, что СМБАС является одним из самых перспективных общеафриканских проектов, так как «без обеспечения надежной стабильности в каждом из пяти африканских регионов почти невозможен экономический рост, а значит, и социальная стабилизация континента» (с. 54). Руководство СМБАС осознало, что «создание и поддержание в постоянной готовности миротворческих сил - более сложная задача, чем срочная переброска слабо обученных сборных миротворческих батальонов в район конфликта и массовая доставка туда гуманитарных грузов» (с. 54). Возможности африканцев поддерживать мир на собственном континенте «будут определяться эффективностью сил СМБАС и способностью его руководства к превентивным действиям в потенциально конфликтных регионах» (с. 54).
В.С. Олишевко