МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2013.04.030. ВИНС А. ДЕСЯТИЛЕТИЕ АРХИТЕКТУРЫ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ В АФРИКЕ.
VINES A. A decade of African peace and security architecture // Intern. affairs. - L., 2013. - Vol. 89, N 2. - P. 89-109.
Автор рассматривает текущие проблемы безопасности в Африке. В июле 2012 г. на саммите Африканского союза (АС) в Аддис-Абебе председатель Комиссии АС заявил, что «решение африканских проблем может быть найдено только на самом континенте и нигде больше» (с. 89). В 60-х годах президент Ганы Кваме Нкру-ма предлагал создать общеконтинентальные вооруженные силы, которые предотвращали бы вторжения извне, а также занимались бы внутриафрканскими миротворческими операциями. Однако политическая солидарность молодых африканских государств оказалась не на должной высоте.
За последние 50 лет около 30 стран, т.е. почти 65% от общего количества африканских стран, участвовали в военных конфликтах (с. 94). В 2003-2012 гг. в Африке произошло 12 государственных переворотов: в Центральноафриканской республике (ЦАР), Кот-д'Ивуаре, Гвинее, Гвинее-Бисау, на Мадагаскаре, в Мали, Мавритании и Нигере.
Таблица
Число конфликтов и неконституционных смен правительства в Африке в 2000-2012 гг. (с. 93)
Год Политические и Неконституционные Войны
военные перевороты инциденты
2000 1 1 11
2001 1 1 12
2002 12 2 12
2003 3 3 7
2004 0 0 8
2005 2 2 5
2006 0 1 8
2007 0 2 9
2008 2 3 8
2009 1 3 5
2010 1 1 0
2011 1 1 3
2012 2 2 4
АС во всех случаях активно предлагал помощь по проведению переговоров между враждующими сторонами, а также организацию миротворческой деятельности, хотя эти государства на некоторое время и подвергались санкциям АС. Санкции в отношении ЦАР действовали в 2003-2005 гг. С октября 2007 г. по 25 марта 2008 г. действовала транспортная блокада Коморских островов и были заморожены активы членов правительства. Санкции закончились после оккупации государства военными АС и проведения выборов в июне 2008 г.
С августа 2008 по 30 июня 2009 г. действовали санкции в отношении Мавритании после совершенного военного переворота, прекратившиеся после объявления даты выборов. В марте 2010 г. -2012 г. был введен режим ограничений для Мадагаскара, заключавшийся в запрете любых поездок через территорию стран - членов АС членов правительства Эндрю Роджаелина, пришедшего к власти в результате переворота. С 7 декабря 2010 г. по 22 апреля 2011 г. были введены экономические ограничения в отношении Кот-д'Ивуара. С апреля 2012 г. по 26 октября 2012 г. были заморожены счета и введен запрет на посещение государств - членов АС членами нового правительства Мали.
В 1989-1995 гг. число африканских стран с многопартийной системой выросло с 5 до 35. Правящие партии потеряли власть в Бенине, ЦАР, Гане, Кении, Лесото, Мали, Мавритании, на Маврикии, Сан-Томе и Принсипи, в Сенегале, Сьерра-Леоне и Замбии.
Численность и качество управленческого персонала АС не соответствуют текущим масштабным миротворческим проектам. В состав Комиссии АС входят 669 человек, в то время как численность персонала Евросоюза 33 тыс. человек (с. 96). Всего в АС входят 17 различных институтов, при этом их полномочия часто пересекаются. Совет мира и безопасности (СМБ) при АС состоит из 15 челнов, 10 из которых избираются на двухлетний срок и пять на трехлетний срок.
Согласно данным ООН в апреле 2002 г. только четыре африканских государства (включая североафриканские) задействовали более 500 человек в операциях ООН. В 2012 г. 14 государств имели 500 миротворцев, а шесть - более 2 тыс. В пятерку лидеров военной миротворческой деятельности входят Египет, Эфиопия, Гана, Нигерия и Руанда. Африканские миротворческие силы разделены
на пять бригад численностью до 6500 человек, каждая из которых отвечает за безопасность в своем регионе: Север, ЮГ, Восток, Запад или Центр. В состав бригад входят не только военные, но и полицейские, а также - гражданский персонал (с. 98). Они могут выполнять следующие функции: оказывать военные консультации политическим миссиям, осуществлять наблюдение совместно с военнослужащими ООН или самостоятельно полномасштабные многофункциональные миротворческие операции, интервенции по резолюции АС, например для предотвращения геноцида (с. 98).
С 2003 г. АС развернул миссии в Бурунди - АМИБ, Суда-не/Дарфуре - АМИС, Сомали - АМИСОМ, ЦАР - ФОМУК и на Коморах - АМИСЕК. Миссия АМИСОМ в 2013 г. должна достигнуть численности в 17 тыс. человек, в ней участвуют Бурунди, Уганда, Нигерия, Джибути и Сьерра-Леоне. В 2007 г. миссия насчитывала не более 1,7 тыс. бурундийских миротворцев. В 2008 г. в интервенции на Коморских островах участвовали марокканцы, в силу нехватки силы АС, при этом Марокко не являлась членом АС.
По мнению автора, несмотря на выросшую численность африканских миротворческих сил и расширение их возможностей большой проблемой остается координация действий между различными странами-членами и одновременное участие государств в различных субрегиональных политических и экономических блоках, что вызывает распыление сил.
В. С. Олишевко
2013.04.031. АЛДЕН К., ШУМАНН М. ЮЖНАЯ АФРИКА СРЕДИ ГИГАНТОВ: ПОИСК ЛИДЕРСТВА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ.
ALDEN Ch., SCHOEMANN M. South Africa in the company of giants: The search for leadership in a transforming global order // Intern. affairs. -L., 2013. - Vol. 89, N 2. - P. 111-129.
К. Алден (Южноафриканский институт международных отношений, Претория, ЮАР) и М. Шуман (руководитель кафедры политологии в университете Претории, ЮАР) рассматривают резкое усиление роли ЮАР в вопросах континентальной безопасности при одновременной активизации участия ЮАР в составе БРИКС. По мнению авторов, поворотным моментом во внешней политике ЮАР являются отказ от ядерного оружия в 1993 г. и почти одно-