МВФ списал 4,6 млрд. долл. США долга для 18 африканских стран (с. 383).
По мнению автора, «хотя африканские лидеры подтверждают, что основная ответственность за развитие Африки лежит на самих африканцах, они также признают необходимость помощи с учетом слабости африканских экономик, в форме иностранного "партнерства"» (с. 383). Маргинализация Африки в мировой экономике продолжается. Автор считает, что у НЕПАД нет четкой стратегии координации усилий РЭС на континентальном уровне. Также он ставит под сомнение эффективность управления НЕПАД после ухода таких крупных политических фигур, как президенты Нигерии Олосегун Обасанджо и ЮАР Табо Мбеки. Неограниченное соперничество двух сильнейших стран Африки может поставить под вопрос эффективное экономическое развитие. Также требуется пересмотреть перспективы НЕПАД в условиях мирового экономического спада.
В.С. Олишевко
2011.03.017. ВАЙНС А. БРЮССЕЛЬСКАЯ РИТОРИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕС И БЕЗОПАСНОСТЬ В АФРИКЕ. VINES A. Rhetoric from Brussels and reality on the ground: the EU and security in Africa // Intern. affairs. - L., 2010. - Vol. 86, N 5. -P. 1091-1108.
Автор (Королевский институт международных отношений «Четем Хаус», Лондон, Великобритания) рассматривает эффективность применения в Африке Общей политики безопасности и обороны (КСДП), как она стала именоваться после подписания договора в Лисабоне.
Ни один из конфликтов в Африке, в ходе которого применялись силы КСДП, не представлял прямую угрозу европейским странам, за исключением сомалийского. Силы КСДП применялись в Африке для ликвидации уже существующих кризисов, например в Чаде, Центральноафриканской Республике (ЦАР), Демократической Республике Конго (ДРК), Сомали и Судане, а также в рамках Африканской архитектуры мира и безопасности (АПСА).
В 2007 г. ЕС назначил посла при Африканском союзе (АС), в 2008 г. специальным советником по африканским миротворческим операциям стал генерал Пьер-Мишель Жоана. Каждые три года
проводятся встречи на высшем уровне АС-ЕС, последняя была проведена в конце 2010 г. Также периодически проводятся встречи на уровне министров, ежегодная встреча Европейской комиссии и Комиссии АС (КАС). Европейцы также оказали помощь в строительстве штаб-квартиры АС в Аддис-Абебе и финансируют Африканский фонд мира (АФМ). По инициативе Франции был создан ЕВРОКАМП - организация, объединяющая различные региональные тренировочные и командные центры. Одной из ее задач является улучшение подготовки миротворческих сил стран АС. Штаб-квартира ЕВРОКАМП находится в Париже. По мнению автора, «политическое взаимодействие ЕС-АС значительно лучше, чем АС-ООН» (с. 1092).
АФМ был создан в 2004 г., вначале европейцы предоставили фонду 250 млн. евро, затем еще 440 млн. евро. В первую очередь финансировались миротворческие усилия АС в разрешении дар-фурского кризиса - Миссия АС в Судане (АМИС). Также 15 млн. евро были потрачены на создание Миссии АС в Сомали (АМИ-СОМ); 33,4 млн. евро были израсходованы на Миротворческую миссию в ЦАР (ФОМУС, позднее МИКОПАКС) и 5 млн. евро на Миссию АС обеспечения выборов на Коморских островах (АМИ-СЕК). По решению Европейского фонда развития (ЕДФ) в 20082010 гг. АФМ было выделено 300 млн. евро. Помимо финансирования африканских миротворческих контингентов, европейцы продолжат участвовать в краткосрочных миротворческих миссиях, «создавая основу для работы миссий ООН и АС и обеспечивая техническую поддержку миссий африканцев» (с. 1094).
Операция «Артемида» на востоке ДРК началась в июне 2003 г. с целью обеспечения развертывания больших сил ООН. Она продолжалась три месяца, в ней приняли участие 2000 солдат ЕС из 14 стран-членов. Миссия имела ограниченный мандат и не оказала значительного влияния на местные события, так как вскоре после ее ухода произошли новые массовые убийства. Тем не менее спецпредставитель ЕС в регионе Великих африканских озер Альдо Ажелло заявил, что «Артемида» сыграла значимую посредническую роль» (с. 1094).
В декабре 2005 г. ООН обратилась к ЕС с просьбой развернуть военный контингент для поддержки Миссии ООН в ДРК (МОНУК) на время проведения выборов в Конго-Киншаса. Миссия
действовала с 30 июля по 30 ноября 2006 г. Включая предварительную подготовку и эвакуацию, ЕВРОФОР присутствовал в ДРК шесть месяцев. Операция обошлась в 100 млн. евро, из них Германия предоставила 26 млн. евро, а Франция около 25 млн. долл.
Операция ЕВРОФОР в Чаде и ЦАР была более успешной. В ее задачи входило обеспечение защиты беженцев и работы персонала гуманитарных организаций и развертывания миротворцев ООН в восточном Чаде. Миссия продолжалась с марта 2008 г. по март 2009 г. и обошлась почти в 1 млрд. евро. Президент Чада Деби надеялся, что военные миссии защитят его от атак повстанцев с территории Судана. В феврале 2008 г. повстанцы совершили нападение на Нджамену, но президент удержал власть благодаря французским военным. Операция ЕВРОФОР в Чаде/ЦАР была самой сложной с точки зрения снабжения. За время миссии европейцы осуществили 2500 близких патрулирований и 260 дальних. По мнению автора, «оценить настоящие результаты этой миссии и ее гуманитарный вклад очень сложно» (с. 1095). Официальный спецпредставитель ЕС при АС Коэн Верваке заявил, что «ЕВРОФОР Чад/ЦАР в 2008/2009 гг. внесли значительный вклад в защиту гражданских в восточном Чаде и на севере ЦАР. Их присутствие предотвратило распространение по региону дарфурского конфликта» (с. 1096). Миссия ЕС, хотя и не идеально осуществленная, позволила создать условия для развертывания Миссии ООН в Централь-ноафриканской республике и Чаде (МИНУРКАТ) в марте 2009 г.
1861-я резолюция СовБеза ООН от 14 января 2009 г. обеспечила развертывание небольшой миссии МИНУРКАТ до 5200 человек. В действительности к апрелю 2009 г. 2085 военнослужащих из России, Австрии, Хорватии, Финляндии, Албании, Франции, Ирландии и Польши перешли из контингента ЕВРОФОР в контингент ООН. Также к ним присоединились 140 военнослужащих из Ганы и Того. К июню 2010 г. МИНУРКАТ насчитывала 3686 военнослужащих, к тому времени правительство Чада требовало вывода миссии. После проведенных переговоров согласно 1923-й резолюции СовБеза ООН от 25 мая 2010 г. к 31 декабря 2010 г. миссия должна была быть свернута. По мнению автора, действия ЕВРОФОР Чад/ЦАР и МИНУРКАТ были мало результативны. Результаты миссии европейских миротворцев можно рассматривать, скорее, как рост их навыка координации действий и создания первичных
условий для работы ООН, чем как выполнение настоящего гуманитарного мандата.
В рамках операции «Аталанта» европейские корабли защищали суда, зафрахтованные в рамках Мировой продовольственной программы (ВФП) и направляющиеся в Сомали, а также иные торговые суда. При этом сопровождение судов ВФП составило 10% всей работы европейцев в ходе программы: наиболее активно миротворцы действовали в Аденском заливе и в районе Сейшельских островов. Эта операция отличается от прочих миссий европейцев именно своей военно-морской составляющей. Штаб-квартира операции находилась в Лондоне, в ней участвовали около 2 тыс. военнослужащих из 19 европейских стран. Ее ежегодная стоимость составляет около 400 млн. евро.
Работа в рамках Реформы сектора безопасности (ССР) также имеет неоднозначные результаты. По мнению автора, эффективность работы европейских полицейских во время Миссии в Киншасе с апреля 2005 г. по июнь 2007 г. и Миссии в ДРК с июня 2007 г. остается под вопросом. Заявленной, но не достигнутой целью миссий было улучшение профессиональных навыков конголезских полицейских. Также европейцы с трудом взаимодействовали с ООН. После выборов 2006 г. правительство ДРК «не рассматривало полицейскую реформу как приоритетную, уменьшая... возможности международного сотрудничества, предложенные миссией полиции ЕС в ДРК» (с. 107). В ноябре 2009 г. в миссии оставалось 32 человека.
Европейским полицейским удалось провести обязательный биометрический учет и выдачу военных удостоверений 129 394 военнослужащим армии ДРК (с. 1097). Автор отмечает, что персонал миссии оказался втянут в местное политическое противостояние, а проведение армейской реформы осуществлялось при значительном сопротивлении элиты.
Миссия ССР в Гвинее-Бисау насчитывала всего 27 советников при бюджете в 6 млн. евро и началась в июне 2008 г. В ноябре 2008 г. во время попытки переворота был атакован дом президента Вийеры, в марте 2009 г. он погиб, политическая напряженность сохранялась до выборов в июне 2009 г., В ноябре 2009 г. мандат был продлен до 31 декабря 2010 г. Однако после военного переворота в апреле 2010 г. и назначения начальником генерального шта-
ба генерала Антонио Индайи 2 августа 2010 г. полицейские сообщили, что миссия «выполнив свой мандат, прекратит работу 30 сентября 2010 г.» (с. 1097).
Согласно официальным отчетам миссия «достигла значительных результатов», «создав надежную базу для проведения национальной ССР-стратегии» (с. 1098). Автором отмечается несогласованность работы европейских полицейских и Миротворческого представительства ООН в Гвинее-Бисау (ЮНИОГБИС), «европейское учреждение в первую очередь следовало своим организационным и корпоративным необходимостям, интересы Гвинеи-Бисау были на втором месте» (с. 1098). По мнению автора, возможно, что отзыв европейских полицейских поможет координации в этом государстве усилий различных государств, в особенности, если соответствующие усилия для этого приложит Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).
К настоящему времени наиболее масштабной миротворческой миссией АС является Миссия АС в Судане (АМИСОМ). В июле 2005 - декабре 2007 г. ЕС сделал значительный гуманитарный и военный вклад в поддержание миссии, предоставляя необходимое оборудование и обслуживая сложную технику, при этом численность военного и гражданского европейского персонала была небольшой. Всего на ликвидацию дарфурского кризиса ЕС израсходовал более 1 млрд. евро, более 300 млн. евро получила АМИС, около 691 млн. евро ушло на оказание гуманитарной помощи. Автор отмечает нескоординированность действий АС и ЕС и как результат неиспользование в полной мере всех возможностей европейского контингента.
Поддержка ЕС миссии АС в Сомали (АМИСОМ), по мнению автора, также была малоуспешной. Еще в 2005 г. АС решил предоставить 10 500 военнослужащих для поддержки переходного федерального правительства Сомали (ТФГ), но сама миссия начала осуществляться только в январе 2007 г. На деле ею контролировались только несколько улиц в Могадишо. Заместитель командования миссии был убит смертником в сентябре 2009 г. Общее число потерь АМИСОМ превысило 60 человек. Контингент испытывал трудности финансирования и имел общую численность около 6 тыс. угандийских и бурундийских военнослужащих. После саммита в Кампале в июле 2010 г. АС согласился предоставить допол-
нительные 4 тыс. военнослужащих, так как Джибути и Гвинея согласились внести свой вклад.
Первоначально ЕС не собирался поддерживать АМИСОМ, так как США осуществляли собственную масштабную программу поддержки эфиопского вторжения на территорию Сомали, а сами африканцы проявляли незначительный интерес к проведению операции. Тем не менее 23 апреля 2007 г. Совет Европы принял соответствующую резолюцию по АМИСОМ. Европейцы выделили АС более 35 млн. евро, в основном из этих средств выплачивалось жалование военнослужащим. 5,5 млн. евро были предоставлены для покрытия страховых расходов миссии. В декабре 2008 г. были предоставлены еще 20 млн. евро, а в апреле 2009 г. еще 60 млн. евро. В январе 2010 г. ЕС подтвердил возмещение Уганде и Бурунди расходов на АМИСОМ общей суммой 5,4 млн. евро и пообещал, что 30 млн. евро будут предоставлены АМИСОМ в первой половине 2010 г. (с. 1102).
В феврале 2010 г. было принято решение о подготовке европейскими специалистами в рамках Военной миссии ЕС (ЕЮТМ) сомалийских сил безопасности ТФГ. Планировалось обучить на взводном уровне 2000 сомалийских рекрутов, включая младших офицеров, унтер-офицеров и инструкторов. В основном подготовка осуществлялась на территории Уганды в Биханге, где в июле 2010 г. готовились 911 сомалийцев, курс подготовки должен завершиться в 2011 г. Основными трудностями в подготовке сомалийцев стали «низкий боевой дух и неуважение военными ТФГ» (с. 1100).
Мандат МИКОПАКС в ЦАР имел целью поддержание длительного мира и безопасности, защиту гражданских и обеспечение национального примирения. В состав миссии входят 500 солдат Экономического сообщества государств Центральной Африки (ЭКОЦАС), ЕС потратил на поддержание миссии с 1 ноября 2004 г. почти 44,5 млн. евро. В июне 2009 г. было принято решение продолжать поддержку миссии в 2010 г., т.к. в этом году в ЦАР пройдут выборы.
Дебаты в ЕС о необходимости введения сил ЕВРОФОР в ДРК прошли в октябре-ноябре 2008 г. В следующие месяцы Национальный конгресс за защиту народа (ЦНДП) под руководством Лорана Нкунды начал наступление на Гому, что вызвало исход 300 тыс. беженцев. В ноябре 2008 г. была проведена встреча мини-
стров иностранных дел ЕС, но к согласию о военном вмешательстве они не пришли. По мнению автора, президент Франции Николя Саркози «попытался превратить часть французской политики в Африке в политику ЕС, что в частности заключалось в европеизации РЕКАМП» (с. 1107). Участие других европейских стран во французских инициативах придало бы им больше легитимности и уменьшило финансовое бремя Франции.
Мнения в ЕС относительно кризиса и необходимости ввода контингента в ДРК разделились. Бернар Кушнер, министр иностранных дел Франции, заявлял, что ситуация в северо-восточной части ДРК была «неприемлемой и сопровождалась убийствами» (с. 1101) и призвал к вводу контингента, Хавьер Солана - Верховный представитель Европейского союза по общей внешней политике и безопасности - отверг это предложение, бывшая метрополия ДРК Бельгия выступила «за». Посещения ДРК спецпредставителем ЕС в регионе Великих африканских озер Роланом ванн де Гииром, комиссаром ЕС Луисом Мишелем, министром иностранных дел Франции Кушнером и британским государственным секретарем Дэвидом Милибэндом в начале ноября 2008 г. также не помогли выработать единого мнения. Как отмечает автор, «Солана даже не летел тем же самолетом, что Милибэнд и Кушнер».
При решении данной проблемы в АС не было явного лидера: ЮАР или Нигерии. На начальном этапе урегулирования кризиса основную инициативу проявляли министры иностранных дел Франции и Великобритании, а также Генеральный секретарь ООН Пан Ги-Мун. 20 ноября 2008 г. СовБез ООН принял резолюцию 1843, согласно которой миротворческие силы должны были усилиться 3 тыс. военнослужащих. 4 декабря генсек ООН запросил у ЕС развертывания европейского контингента до ввода сил ООН. Усилия европейцев подкреплялись и финансированием. Нидерланды и Швеция были главными европейскими донорами Руанды и выделили этой стране 3,5 млн. евро и 10 млн. долл. США соответственно.
В декабре 2008 - январе 2009 г. ситуация вновь обострилась: руандийская армия преследовала на территории ДРК повстанцев. После длительных переговоров миротворческий мандат посредников от ООН и ЕС получили бывший президент Нигерии Олосегун Обасанджо и президент Танзании Мкапа. С июля 2010 г. на терри-
тории Конго Миссия ООН по стабилизации ситуации в ДРК (МО-НУК) была преобразована в Миссию ООН по стабилизации ситуации в ДРК (МОНУСКО). Ее первичными задачами были обеспечение прав человека и работы инфраструктуры.
Автор подчеркивает, что «несмотря на то, что АС выглядит как африканская версия ЕС, он основан на других принципах» (с. 1104). Его члены при ширящейся кооперации вынуждены работать в сложных условиях. «Понимание реалий АС сможет обеспечить правильное вложение денег ЕС именно в той области, где они более всего необходимы» (с. 1104). «Основой успеха является не просто финансирование военных акций, но улучшение качества структур, обеспечивающих их» (с. 1104). По мнению автора, «африканские миротворцы еще не скоро смогут эффективно заменять войска ООН» (с. 1104).
По мнению автора, в рамках АПСА активно работают страны Западной Африки. У Южной Африки есть потенциал поддержки АПСА, но предстоит сделать еще много практических шагов. Страны Восточной Африки, хоть в ограниченной форме, также работают в рамках АПСА. У стран Центральной Африки почти не наблюдается прогресса: политическая нестабильность региона и отсутствие сильного регионального государства означает, что страны региона будут постоянно нуждаться во внешней помощи в проведении миротворческих операций. Страны Северной Африки имеют наибольшие успехи в АПСА, могут предоставить своим миротворцам лучшее оснащение и обеспечение, чем большинство стран Тропической Африки.
В настоящее время у ЕС в Африке есть три спецпредставителя: в регионе Великих африканских озер - впервые назначен в 1996 г., в Судане и в АС; они «играют важную роль в координации двусторонних и многосторонних инициатив в их регионах ответственности» (с. 1105). По мнению автора, участие сил ЕВРОФОР в миссиях в Конго-Киншасе и Чаде «было направлено в большей степени на проверку возможностей европейских сил, а не на поддержание мира и безопасности в Африке» (с. 1107).
В. С. Олишевко