Литература ХУШ-Х1Х вв.
Русская литература
2007.01.016. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.И. ПОЛЕЖАЕВА (22-24 СЕНТЯБРЯ 2004 Г., САРАНСК); МАТЕРИАЛЫ К НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ПОЭТА / Редкол.: Васильев Н.Л. (отв. ред. и сост.) и др. - Саранск: Мордов. ун-т, 2005. - 576 с.
Книга представляет собой коллективный труд, освещающий биографию, творчество и окружение А.И. Полежаева (1804-1838). Подобное начинание было предпринято в 1988 г. на состоявшейся в Саранске конференции к 150-летию со дня смерти поэта1.
В первой части книги помещены «Материалы международной научной конференции», во второй - «Материалы к научной биографии поэта» (летопись его жизни и творчества, ряд публикаций архивных, эпистолярных, мемуарных источников, библиография работ о нем и др.).
Н.Л. Васильев (Саранск)2 в статье «Актуальные проблемы изучения жизни и творчества А.И. Полежаева (итоги и перспективы)» отмечает преодоление инерции восприятия поэта (со времен А.И. Герцена) только в русле революционно-демократической традиции. Полежаевская поэзия и в Х1Х в. была ценима «за ее художественные достоинства и лишь потом... за антимонархические нотки» (с. 14), - пишет автор, подчеркивая необходимость анализа христианско-религиозного реминисцентного слоя в стихах поэта. Предстоит исследование влияния его творчества на писателей последующих поколений (Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Огарёв, А. Григорьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв и др.), а также осмысление связей А. Полежаева с западноевропейской литературой.
В статье «Между Пушкиным и Лермонтовым: О месте Полежаева в литературном ряду» М.В. Строганов (Тверь) пишет: «Поэт
1 См.: Поэзия А.И. Полежаева. - Саранск: Мордов. ун-т, 1989. - 156 с.
2 Далее город проживания авторов из Саранска не указывается.
очень быстро сумел преодолеть пушкинские начала в своем творчестве - и одновременно закладывал принципы будущей поэзии Лермонтова. Но именно в силу сосуществования обеих этих незавершенных систем (одной - разрушаемой, другой - созидаемой) он так и не смог создать собственной завершенной картины мира» (с. 43). Однако главное, что не удалось Полежаеву, - это формирование образа своего лирического героя. Его герой - «поэт-узник», имел биографическую подоснову, что определяло и его социальный (политический) протест, и его богоборчество. По мнению автора статьи, подобная поэтическая маска для второй половины 1820-х годов была архаизмом; «Лермонтову пришлось "переписать" тексты Полежаева, лишив их автобиографичности», и только в своих поздних произведениях поэт «достиг художественной точности протоавтографа» (там же).
К.И. Лецко (Республика Беларусь, Гродно) в статье «Особенности романтизма "римских" поэм А.И. Полежаева "Видение Брута" и "Кориолан"» отмечает, что по своей жанровой и стилистической природе названные поэмы, насыщенные политическими идеями, «типичны для русского гражданского романтизма». Внимание поэта к свободолюбивым личностям республиканского Рима свидетельствовало о его близости к декабристам. Вместе с тем в поэмах обнаруживаются реалистические тенденции в соответствии с общей направленностью русской литературы 1830-х годов. Автор считает важным выделить в творчестве поэта «аспект критики индивидуализма» (с. 65).
Метрический репертуар поэта «вписан в контекст "школы гармонической точности" и поэтической культуры последующих эпох»1 (с. 68), - указывает Г.С. Комарова в статье «Поэтика стиха А.И. Полежаева». Анализируя лирику поэта, автор выявляет его стремление к «расшатыванию» устоявшихся норм стиховой поэтики и в связи с этим говорит о «содержательной, смысловой стороне ритма», о «широкой тематической либо эмоциональной окраске каждого ритма» в его стихах. Например, в полежаевском ямбе «отчетливо прослеживаются две семантические линии: трагическая
1 См.: Русское стихосложение ХХ в.: Материалы по метрике и строфике русских поэтов. - М., 1979; Гаспаров М.А., Вишневский К.Д. Стихосложение Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 543.
патетика негодования и печальная элегическая ностальгия»; им соответствуют «жанры медитативной сатиры и элегии» (с. 70). Стремление к свободе, «творческому произволу» сказалось, в частности, в создании полистрофических композиций. Так, в стихотворении «Окно» поэт использует двустишие, трехстишие, четверостишие, восьмистишие, а также причудливую полиметрию (4-стопный хорей переходит в 6-стопный и 2-стопный). Особенностью полежаевской рифмы автор считает «возвращение к традициям XVIII в.» - к богатой рифме, которая стала редкостью в начале XIX в. Поэт стремился «к звучности, жесткости стиха, используя... и внутренние рифмы (огонь и блеск в моих очах, и гром и треск в моих ушах), аллитерации и ассонансы» (с. 73).
А.В. Степанов (Москва) в статье «Диссонансы стиха и языка в поэзии А.И. Полежаева» полагает, что поэт явил «образец христианина, претерпевшего страсти (страдания), раскаяние и покаяние за себя и за всех перед Богом», хотя он и не относился «к благочестивым чадам православной церкви» (с. 74). Но было бы упрощением, продолжает автор, «видеть в исступленной рефлексии поэта только биографические перипетии» (политическое преследование за поэму «Сашка», солдатчина, болезнь, безденежье и т.д.). Полежаев - «поэт эмоциональной аксиологической ноосферы (если употребить термин-понятие В.И. Вернадского)» (с. 75). Всем этим и объясняется природа диссонанса в его стихах: совокупность аналогий и антитез, синтагматики и парадигматики «бессознательно органична» содержанию его творчества (с. 77). Полежаев «пробил поэтические толщи поэзии двух веков диссонансом, потрясающе адекватным гармонии языка, стиха, духа» (с. 85).
В статье «Александр Полежаев и Аполлон Григорьев» А. А. Илюшин (Москва) выявляет использование в стихах А. Григорьева таких полежаевских мотивов, как царский кнут, злобный гений, Каин, вампир, - «сопричастных тому неистовому пафосу», которым обладал и тревожил воображение «злобный гений» Полежаева (с. 52).
О.Е. Осовский и В.П. Киржаева - авторы статьи «Полежаев, Пушкин, Лермонтов в истории "русской потаенной литературы" Н.П. Огарёва» - обращаются к проекту издания неподцензурной, «подземной» русской литературы. В качестве составителя подобного рода книги Н. Огарёв считал своей задачей проследить «гражданское
движение в стихотворной литературе»1. По его мнению, влияние А. Полежаева, «несмотря на жесткую и мрачную, но истинную и искреннюю поэзию "Арестанта", ходившего в рукописи по рукам, было не сильно, как последний звук замирающего выстрела»2.
В статье А.Ю. Сорочана (Тверь) «Еще об Александрах (Полежаев и Галич)» рассматривается стихотворный цикл известного барда ХХ в. «Песни об Александрах», где «Гусарская песня» (о Полежаеве) предшествовала «Цыганскому романсу» (о Блоке) и «Салонному романсу» (о Вертинском). Объединяющим началом стали «трагизм судеб поэтов» и наличие аллюзий, «преодолевающих время, связующих эпохи» (с. 116).
Художественная версия «жизнеописания мятежного поэта» рассматривается Н.С. Даниловой в статье «Образ Полежаева в романе А. Борщаговского "Восстань из тьмы"3». Для жанра «биографического романа» характерен прием «изображения» героя в действии, поступке, в контактах с окружающими его людьми и т.д. В соответствии с этим Полежаев представлен то в деревне у бабушки, то в кругу друзей, или во время допроса, или в каземате среди узников и т.п.; таким образом, «читатель видит его как бы глазами различных персонажей» (с. 119). В целях более детального «изображения» писатель выбрал несколько наиболее важных жизненных моментов: год, проведенный в каземате; события кавказской войны; встреча с Катенькой Бибиковой. В итоге А. Борщаговский создает романтический образ талантливого поэта, неординарной личности, мятежной и страстной.
В книге публикуется ряд работ Н.Л. Васильева, касающихся «условий и источников формирования атеистических взглядов Полежаева» (с. 408), проблем «текстологии» его произведений и др. В статье «Некрасов и Полежаев (об одной литературной загадке)» рассматривается парадоксальное отсутствие у Н.А. Некрасова каких-либо упоминаний о поэте. Между тем в
1 Огарёв Н.П. Предисловие [к сборнику «Русская потаенная литература XIX столетия», 1961] // Огарёв Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения: В 2 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 416.
2 Там же. - С. 449.
3
Борщаговский А.М. Восстань из тьмы: Повесть об Александре Полежаеве. - М., 1988.
советском литературоведении «преемственность» поэтов-демократов (на уровне идеологии и поэтики) долгие годы трактовалась как само собой разумеющейся факт1. Исследователь полагает, что данная «фигура умолчания» по-своему значима: «. рассуждая о связи поэзии Некрасова с русской литературой, мы должны учитывать подобное расхождение между личностным отношением автора к предшественникам и литературоведческими представлениями на этот счет. В противном случае есть риск построить искаженную, искусственную модель литературной истории» (с. 429).
В статье «К вопросу об авторстве стихотворения "Первая ночь брака", приписываемого А.И. Полежаеву» Н.Л. Васильев доказывает, что названный эротический текст не мог принадлежать ни Пушкину, ни Полежаеву (в котором, правда, некоторые видели наследника И.И. Баркова). Вместе с тем автор отмечает в стихотворении ряд существенных параллелей с деталями биографии А.И. Подолинского - поэта пушкинского времени, имевшего инициалы «А.П.» (с. 389). В статье «К атрибуции рассказа в стихах "Васильевский бульвар", приписываемого А.И. Полежаеву» анализируется гипотеза В.В. Баранова о причастности поэта к анонимному сатирическому описанию праздной петербургской толпы. Высказывается предположение, что создателем произведения мог быть петербургский поэт и филолог И.М. Левитский.
Написанный Н.Л. Васильевым раздел книги под названием «Арабески» включает цикл из десяти небольших статей, объединенных задачей представить феномен личности поэта в созвучности сегодняшнему времени: «Автограф эпохи», «Нас было двое: брат и я.», «Ты зрел, любезный мой Костюшка...», «Кто предал Полежаева?», «Пророчество поэта», «Кавказская война глазами Полежаева», «Малоизвестный эпизод из биографии поэта», «Третья "римская" поэма Полежаева», «На братских могилах не ставят крестов...», «Александр Полежаев, или 200 лет спустя.».
Составленная Н.Л. Васильевым «Летопись жизни и творчества А.И. Полежаева» по существу является отдельной монографией,
1 См.: Бельчиков Н. Полежаев // Лит. энциклопедия: В 12 т. - М., 1935. -Т. 9. - Стб. 50-51.
опирающейся на авторитетные научные, документальные, архивные источники. Совокупность используемых документов усиливает впечатление о скорбной участи поэта («Судьба меня в младенчестве убила!»), незаконного сына отставного прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка Л.Н. Струйского (Полежаева - по отчиму) (с. 152). Факты жизнеописания поэта дополняются, в частности, сопоставлением с эпизодами творческой биографии современников: например, речь идет о встречах и Пушкина, и Полежаева с Николаем I (с. 249-250, 258). Вводимые в летопись сведения показывают постепенное нарастание либерализма в университетской среде и одновременное усиление правительственного контроля за настроением умов студенческой молодежи и профессуры.
В этом контексте вполне закономерной выглядит «полежаевская история»: юношеская поэма «Сашка» (1825), явившаяся подражанием роману «Евгений Онегин», содержала несколько стихов против самодержавия, и это стало причиной увольнения А.И. Полежаева из студентов Московского университета с чином 12-го класса. Он был определен в Бутырский пехотный полк унтер-офицером и до конца дней находился на военной службе. В 1828 г. он являлся узником подземного каземата. Воспроизводится канва военных действий на Кавказе (в Чечне и Дагестане), участником которых Полежаев был на протяжении почти четырех лет (18291833). После возвращения в Москву (июль 1833 г.) поэт пишет патриотическое стихотворение «Иван Великий» (с. 333). Сообщаются сведения о публикации отдельных стихотворений и поэтических книг, о росте литературной популярности Полежаева, а также о сложностях цензурного прохождения его произведений. Документировано важное событие в жизни поэта - двухнедельное знакомство в Ильинском с дочерью И. П. Бибикова, молодой художницей Екатериной (впоследствии Е.И. Раевской). Умер поэт от легочной чахотки 16 января 1838 г. Представленная в Московский цензурный комитет рукопись сборника «Последние стихотворения А. Полежаева» была запрещена (с. 368).
В книге публикуются три очерка «Из воспоминаний Е.И. Бибиковой (Раевской)»; текст подготовлен С.П. Раевским (правнуком мемуаристки) и Н.Л. Васильевым. Два очерка Е.И. Раевской (1817-1900?) повествуют о событиях 1820-1830-х годов («Декабристы», «Наследство графа И.А. Остермана») и ранее не печатались.
Третий очерк посвящен Полежаеву (его текст отличается позднейшими вставками от прижизненной публикации автора в «Русском архиве»1). С именем Катеньки Бибиковой связано пережитое поэтом «идеальное чувство» (В.Г. Белинский), однако явившееся для него «вестником гибели всех надежд» (Е.И. Раевская). Эти переживания нашли отражение в стихотворениях 1834 г. «Тайный голос» и «Черные глаза», в пьесе «Грусть» и др. (с. 478). Впервые воспроизведен фотопортрет Е.И. Раевской в ее зрелые годы. Когда-то, будучи 16-летней девушкой и юной художницей, она запечатлела в акварельном портрете облик поэта в редкие для подневольного унтер-офицера часы творческого озарения.
В книгу также вошли статьи Д.Н. Жаткина (Кузнецк) «А. И. Полежаев и поэты пушкинского круга (к вопросу о "пушкинской плеяде")», Н.Б. Ипполитовой «Сквозные образы в лирике А.И. Полежаева», К.Л. Цыгановой «Концепт время в лирике А.И. Полежаева», Н.И. Ворониной «А.И. Полежаев в историко-культурном контексте Мордовии», Е.В. Бутровой «Поэт А.И. Полежаев в творчестве скульптора И.Н. Абрамова (эволюция образа от барельефа к памятнику)», Г.Н. Голиченко «"Полежаевская" коллекция в фондах Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея».
В «Приложении» опубликованы фрагменты из переписки саранского профессора И.Д. Воронина (1905-1983) с московскими коллегами - К.И. Бонецким, В.И. Безъязычным, А.В. Степановым и др. (Подготовка текста: Г.Н. Голиченко, Н.Л. Васильев; примечания Н.Л. Васильева). Эта публикация имеет отношение к «поле-жаевоведению» 1950-х годов.
Книга имеет аннотированный указатель «Полежаевиана», ко" 2 торый стал продолжением предшествующего ; здесь представлены
и зарубежные библиографические источники. Издание завершается «Сведениями об авторах» статей, участников юбилейной конференции.
А.А. Ревякина
1 См.: Старушка из степи: Встреча с А.И. Полежаевым: (Письмо к издателю «Русского Архива») // Рус. архив. - М., 1882. - Кн. 3, № 6. - С. 233-243.
2 См.: Полежаев А.И. Библиографический указатель / Сост.: Васильев Н.Л., Николаева Н.Д. - Саранск, 1988. - 80 с.