Также получила подтверждение точка зрения, что существует связь между воздействием ПИИ на заработную плату и на более широкие аспекты деятельности иностранных и отечественных корпораций.
В заключение автор отмечает, что, несмотря на различные экономические условия и уровни развития, в трех рассматриваемых странах - Польше, Болгарии и Румынии - высокий уровень ПИИ связан с более высоким уровнем зарплаты в обрабатывающей промышленности. Однако в Болгарии и Румынии воздействие ПИИ ограничивается только предприятиями, принадлежащими иностранным инвесторам, и не затрагивает предприятия, принадлежащие национальному капиталу.
Как было установлено, влияние ПИИ меняется от сектора к сектору, что предполагает различия в характеристиках товарных рынков и в уровнях конкуренции между иностранными и национальными фирмами. Дальнейшие исследования, по мнению автора, могут подтвердить связь между воздействием ПИИ на местных производителей и особенностями отраслей, в которых действуют фирмы, принадлежащие иностранному и местному капиталу. Теоретически возможно, что потенциальный уровень оплаты труда и производительности может оказаться выше на тех рынках, где местные производители не встречают ожесточенной конкуренции со стороны иностранных компаний.
В.Г. Былое
2006.03.042. ПИЕВИЧ Н. РЕФОРМЫ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ (КОНЦЕПЦИИ И ПОЛИТИКА).
ШЕВИЧ Н. Реформе пензщских система (Концепти и политика) // Соцщална мисао. - Београд, 2005. - Т. 45, № 1/2. - С. 11-25.
В статье сербского специалиста рассматриваются современные концепции реформирования пенсионных систем.
Специалисты заговорили о необходимости реформирования пенсионных систем, созданных более ста лет назад, в 80-е годы ХХ в., когда наметилась тенденция повышения доли государственных расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. Изменение демографической ситуации (снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и т.д.), расширение прав и либерализация условий получения права на пенсию, рост безработицы привели к финансо-
вой нестабильности пенсионной системы: во многих странах размер текущих пенсионных взносов не обеспечивал выплату текущих пенсий. В такой ситуации государство было вынуждено финансировать эти выплаты из бюджета. Единственным выходом из создавшегося положения стало реформирование пенсионной системы практически во всех промышленно развитых странах (ПРС), цель которого состояла в приостановке роста государственных расходов на пенсионное обеспечение.
В настоящее время реформы пенсионных систем чаще всего проводятся в два этапа. На первом этапе реформируются система государственного пенсионного обеспечения с помощью ужесточения условий выхода на пенсию и совершенствования расчета величины пенсии; на втором этапе государственное пенсионное обеспечение постепенно трансформируется в частное за счет введения системы обязательного и дополнительного добровольного страхования. В результате в настоящее время существуют три модели пенсионного обеспечения: государственное, частное и смешанное. При этом система смешанного пенсионного обеспечения бурно развивается, занимая доминирующее положение.
Существуют две модели финансирования государственного пенсионного обеспечения: модель текущего финансирования (система PAY GO - «плати пока работаешь»), в которой размер пенсии зависит от заработной платы в период работы, и модель гарантированной минимальной пенсии для всех граждан, а в некоторых странах и для постоянно проживающих в стране иностранцев.
Источником финансирования системы PAY GO являются страховые взносы работников и работодателей, а также бюджетные средства при нехватке средств на выплату пенсий. Такая система преобладает в Германии, Франции, Италии. Однако с 1993 г. в этих странах постепенно вводится смешанная модель пенсионного страхования. Модель гарантированной минимальной пенсии носит ярко выраженный перераспределительный характер, обеспечивая всем гражданам равную минимальную пенсию. Такая модель в сочетании с обязательным дополнительным государственным или частным страхованием действует в Швейцарии, скандинавских и большей части англосаксонских странах.
Обязательное государственное пенсионное страхование является предметом многочисленных дискуссий, в которых часто вы-
сказывается мысль о том, что оно отрицательно влияет на экономический рост, поскольку пенсионные ресурсы не капитализируются, а идут на выплаты текущих пенсий. В результате размер индивидуальных пенсионных накоплений снижается, что влечет за собой снижение общего объема накопления капитала. Сторонники обязательного государственного пенсионного страхования считают, что при такой системе все же присутствует мотивация к накоплению, поскольку размер пенсии по сравнению с заработной платой заметно ниже. Кроме того, из-за боязни инфляции, экономического спада и неликвидности активов негосударственных пенсионных фондов население считает государственную систему более надежной, поскольку она не только обеспечивает более высокие пенсии при более длительном стаже работы, но и позволяет избежать проблемы выбора негосударственного фонда.
Смешанная модель получила широкое распространение после 1980 г., особенно в США, где граждане старше 65 лет получают и государственные пенсии, и негосударственные пенсии, а также средства из других источников, в частности, доходы от капитала. Структура доходов этой категории населения в 1993 г. была следующей (в %): 42,4 - государственные пенсии, 20,5 - негосударственные пенсии, 18,6 - доходы от капитала, 15,1 - доходы от дополнительной работы, 3,4 - прочее. В США государственным пенсионным страхованием охвачено 95% занятых, негосударственным пенсионным страхованием - 40-45% занятых (с. 14).
Модель негосударственного пенсионного страхования была в 1981 г. введена в Чили. Негосударственное пенсионное страхование здесь осуществляется частными страховыми инвестиционными фондами, в которые все занятые, впервые вышедшие на рынок труда ежемесячно платят обязательный взнос в размере 10% заработка. Эти не облагаемые налогами средства инвестируются и служат источником для выплаты пенсий в размере 30% последнего заработка. Работникам, ранее участвовавшим в каком-либо государственном фонде, предоставляется возможность выбора между государственным и негосударственным страхованием (с. 15).
Проводившиеся в последнее десятилетие ХХ в. в странах ЕС пенсионные реформы были направлены на адаптацию пенсионных систем к изменившимся экономическим и социальным условиям, а также на снижение государственных расходов на пенсионное обес-
печение, доля которых в ВВП начиная с 1980 г. постоянно росла, достигнув в 1993 г. в среднем по ЕС 14,7% (с. 15). Поэтому для большинства западноевропейских стран остро встал вопрос о привлечении работающего населения к участию в программах негосударственного страхования. По оценкам МВФ, старение населения все больше угрожает поддержанию жизненного уровня, благосостоянию и экономическому росту в ПРС. Так, за счет увеличения среднего возраста населения экономический рост в 2050 г. будет на 0,5 процентных пункта ниже, чем при сохранении нынешней возрастной структуры населения. Для решения этой проблемы МВФ рекомендует повысить пенсионный возраст, производительность труда и привлекать больше мигрантов. В противном случае к 2050 г. численность рабочей силы уменьшится в Японии на 35%, а в Германии на 17% (с. 17).
Многие международные организации, в частности МВФ и Всемирный банк, опираясь на динамику и объем пенсионных расходов, разрабатывают меры, направленные на дальнейшее реформирование пенсионных систем. Подобные меры разрабатываются и в США, где доля государственных расходов на пенсионное обеспечение в ВВП возросла с 2,8% в 1960 г. до 9,1% в 1995 г. (с. 18). Все предложения по реформированию пенсионной системы в США в целом сводятся к трем: снижение пенсионных расходов с помощью постепенного повышения пенсионного возраста с 65 до 67 лет с учетом роста продолжительности жизни, что обеспечит снижение пенсионных расходов на 15%; финансирование отрицательной разницы между поступлениями и расходами государственной пенсионной системы за счет увеличения ставки пенсионных взносов, которая в настоящее время ниже, чем в Европе; инвестирование всех резервных средств государственного пенсионного фонда в низкодоходные, но надежные, государственные ценные бумаги, а средств негосударственных фондов - в рыночные ценные бумаги, процентная ставка по которым в долгосрочном плане составляет 56% годовых (с. 18).
Разработанная Всемирным банком концепция реформы пенсионных систем представляет собой «трехслойную модель пенсионного обеспечения», которая уже применяется в Австралии, Швейцарии и Дании. Эта модель включает в себя государственное пенсионное обеспечение, основанное на принципе текущего фи-
нансирования; обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, основанное на капитализации индивидуальных накоплений через пенсионные фонды, и добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, также осуществляемое пенсионными фондами, выступающими в роли институциональных инвесторов.
Эта концепция оказалась весьма привлекательной для стран с переходной экономикой, имеющих сходную с ПРС демографическую структуру, но столкнувшихся с более острой проблемой санации пенсионных фондов из-за менее жестких условий получения пенсии и более высокого уровня безработицы. «Трехслойная» пенсионная система была введена в Польше, Венгрии, Хорватии, Болгарии, тогда как в ряде других стран отмечается начальная стадия ее реализации.
Существующая пенсионная система Сербии и Черногории нестабильна, поскольку модель текущего финансирования не соответствует демографической, социальной и экономической ситуации. Наблюдаются ускоренное старение населения (жители страны входят в число наиболее старых наций мира), снижение числа занятых и рост безработицы, разрастание теневой экономики и т.д. Все это отрицательно сказывается на поступлениях пенсионных взносов, обеспечивающих выплату пенсий. Кроме того, сложилось очень неблагоприятное соотношение (примерно 1:1,1) между численностью плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий (с. 22).
Пенсионная реформа в Сербии началась с реформы действующей системы PAY GO. В соответствии с законом 2001 г. на три года повышен пенсионный возраст; при расчете пенсии стала использоваться швейцарская модель - за базу при индексации пенсии принята средняя арифметическая цен и зарплаты; минимальная пенсия составляет 20% средней зарплаты вместо 20-40%, как это было раньше. По закону 2003 г. базой для расчета пенсии стал трудовой стаж вместо любых десяти лет, как было раньше (с. 23). Реформа сопровождается формированием системы дополнительного добровольного пенсионного страхования, основанного на принципе накопления средств. Она реализуется путем создания пенсионных фондов, участие в которых является добровольным. При вступлении в пенсионный фонд участник заключает с фондом договор
о членстве, в котором определяются условия уплаты пенсионных взносов, инвестирования средств и выплаты пенсий.
По мнению автора, пенсионные фонды будут вкладывать полученные средства в развитие внутреннего рынка, инфраструктуры, рынка капиталов и т. д., что обеспечит не только пенсионные выплаты членам фонда, но и развитие национальной экономики.
И.Ю. Жилина