3.10. НА СТАРТЕ ОЧЕРЕДНОЙ ПЕНСИОННОМ РЕФОРМЫ
Орлова Ирина Юрьевна, к. э. н.
Место работы: НПФ «Стройкомплекс»
Аннотация: статья посвящена малоизвестным деталям предстоящей очередной реформы пенсионной системы Российской Федерации, комплексному анализу причин, обусловивших указанное реформирование.
Ключевые слова: накопительный элемент пенсионной системы, негосударственные пенсионные фонды, пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, Пенсионный фонд Российской Федерации, программа софинансирования пенсий, трудовая пенсия.
START OF UPCOMING PENSION REFORM
Orlova Irina Yurievna, Candidate of Economics
Place of work: non-state pension fund «Building complex»
Annotation: the article focuses on little-known details of upcoming next reform of pension system of Russian Federation, a comprehensive analysis of causes, contributing this reform.
Keywords: labour pension, non-state (private) pension funds, pension age, Pension Fund of Russian Federation, pension insurance, pension provision, program cofinancing of pensions, storage element of pension system.
В современной пенсионной системе Российской Федерации, пережившей в 1990-2000-е годы несколько этапов реформирования, к настоящему времени оформились три взаимосвязанные подсистемы пенсионного обеспечения россиян, имеющие специфические механизмы правового регулирования и основанные, соответственно, на:
1) трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца1). Трудовые пенсии по старости и по инвалидности, в свою очередь, могут состоять из таких частей, как: базовая часть, страховая часть и накопительная часть (для граждан с 1967
г.р.);
2) государственной пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению (выплачивается гражданам, проходившим гражданскую службу /государственную и муниципальную/, военную службу , правоохранительную службу, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в
1Некоторые из перечисленных видов трудовых пенсий закреплены не Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» (действующая редакция //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2001. - №52.
- Ч.1. - Ст.4920; Консультант Плюс. - 17.12.2012). Их принято называть социальными, и предусмотрены они Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 №1б6-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (действующая редакция //Российская газета /РГ/ /федеральный выпуск/. - 20.12.2001; Консультант Плюс. -
17.12.2012). Такие пенсии, к примеру, получают дети, умершие родители которых за всю свою жизнь ни дня не проработали по трудовой книжке или погибли, совершая уголовное преступление. Трудовую пенсию по случаю потери кормильца также можно получать до 18 лет, а если человек обучается по очной форме, то до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет (детям чернобыльцев - до 25 лет). Подробнее см.: Ефременко Т. Социальная пенсия - до 23 лет //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 11.04.2007.
2См.: Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 26.02.1993; Консультант Плюс. - 17.12.2012.
результате радиационных или техногенных катастроф3, и др.);
3) негосударственной пенсии (ее выплачивают россиянам негосударственные пенсионные фонды /НПФ/, то есть созданные в особой организационно-правовой форме некоммерческие организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которых являются негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельность в качестве страховщика по обязатель-
4\
ному пенсионному страхованию ).
Одновременно с этим были официально и, в сравнении с индексацией, валоризацией размеров трудовых пенсий (таблица 15), заметно повышены пенсионные выплаты государственным гражданским служащим федерального и регио-
3См., в частности: Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (действующая редакция) //Рг (федеральный выпуск). - 24.12.1994; Консультант Плюс. - 17.11.2012.
4См.: Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 17.12.2012; Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда //Социальнополитические науки. - 2012. - №2.
Законодательство Российской Федерации предусматривает периодическую индексацию на основании соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни россиян - пенсионеров: базовой части трудовой пенсии - в связи с ростом цен, страховой ее части - в
связи с ростом средней заработной платы по стране, накопительной ее части - с учетом доходности от инвестирования
средств пенсионных накоплений. В частности, в 2009 году трудовые пенсии были проиндексированы 01 марта, 01 апреля и
01 августа. Следующее повышение размера трудовых пенсий прошло 01.01.2010: была проведена валоризация - переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые россияне приобрели до проведения пенсионной реформы в 2002 году: расчетный пенсионный капитал был сразу увеличен на 10%... В 2012 году были проиндексированы размеры трудовых пенсий с 01 февраля - на 7%, с 01 апреля - на 3,41%, а размер социальных пенсий - на 14,1%. Таким образом, динамика роста только размера среднемесячной трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом: 01.01.2009 - 5587 руб.; 01.12.2010 - 8169 руб.; 01.12.2011 - 9482 руб.; с 01.04.2012 - 9817 руб. //Источник: Официальный Интернет-сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
нального уровней, судьям, штатным сотрудникам Прокуратуры России, Следственного комитета Российской Федерации, некоторым другим категориям правоохранителей6, в связи с чем не приходится удивляться тому, что ежемесячные пенсионные выплаты ряда бывшим чиновникам сегодня достигают нескольких сотен тысяч рублей в месяц7.
Таблица 1. Динамика среднемесячной трудовой пенсии по старости, выплачиваемой соответствующим категориям граждан Российской Федерации__________________________________________________
Однако, с точки зрения среднестатистического пенсионера, а также работника предпенсионного возраста, важно не столько то, в каком возрасте он официально обретает право на пенсию, сколько то, каков ее (пенсии) размер в денежном эквиваленте.
Приведем размеры средних пенсий по некоторым странам современного мира (таблица 210):
Дата 01.01.2009 01.12.2010 01.12.2011 с 01.04.2012
Размер среднемесячной трудовой пенсии по старости, в руб. 5587 8169 9482 9817
Характерной тенденцией развития многих зарубежных пенсионных систем является повышение официально установленного пенсионного возраста8. В Российской Федерации со времен Союза ССР легальный пенсионный возраст, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, неизменный: 60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин. Между тем, вопреки официальным заверениям россиян из уст первых лиц государства, в апреле 2012 года Минфин России вновь предложил начать постепенное повышение пенсионного возраста с 2015 года. По расчетам экспертов данного министерства, это поможет снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), который «не способен самостоятельно обеспечить выплату пенсий, из-за чего ежегодно ему выделяются дополнительные денежные средства из федерального бюджета, причем год от года объемы указанных средств увеличиваются. По прогнозам МВФ, к 2015 году они достигнут 15% ВВП (сейчас - около 7%)»9.
6См., в частности: федеральные законы Российской Федерации: от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 18.02.1992; от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 31.05.2003; от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 30.12.2010. Действующие редакции указанных законодательных актов см. по: Консультант Плюс. -
17.12.2012.
7Например, пенсия бывшего мэра Москвы Ю.М.Лужкова, уволенного с должности указом Президента России Д.А.Медведева в связи с «утратой доверия», составляет 247 тыс. рублей в месяц //Дмитриенко Д., Мязина Е. Пенсия Лужкова может в 32,5 раза превышать общероссийскую //Ведомости. -
30.09.2010. Госсобрание Республики Башкортостан приняло закон данного субъекта Федерации, гарантирующий бывшему главе Башкирии М.Г.Рахимову получение ежемесячных пенсионных выплат в размере 750 тыс. рублей //Родин И. Дорогой пенсионер Муртаза Рахимов. Уходящему президенту Башкирии установлены беспрецедентные пенсионные выплаты //Независимая газета. - 16.07.2010. Первый президент Татарстана М.Ш.Шаймиев при выходе в отставку получил право на ежемесячное пожизненное пенсионное содержание, эквивалентное 351,8 тыс. рублей //РИА-Новости - 16.07.2010; http: //news.mail.ru/inregions/volgaregion/2/4120659.
8Так, сравнительно недавно официально установленный пенсионный возраст был увеличен в Великобритании - до 68 лет, в Германии, Италии и Франции - до 67 лет. Причем, указанный возраст одинаков, как для мужчин, так и для женщин.
9Цит. по: МВФ посоветовал России поднять пенсионный возраст до 63 лет //Интерфакс. - 05.06.2012. Активным сторонником повышения легального пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости является бывший вице-премьер Правительства Российской Федерации и глава Минфина России, по-прежнему сохраняющий влияние на выработку бюджетных решений финансовых властей нашего государства, А.Л.Кудрин. В частности, выступая на Красноярском экономическом форуме
Таблица 2. Размеры средних пенсий по ряду
(21.03.2011), он в очередной раз поднял вопрос о повышении официально установленного в России пенсионного возраста. По его мнению, это настоятельно продиктовано тем, что современная российская пенсионная система не сбалансирована, а Правительство Российской Федерации отклонилось от государственных стратегических целей, когда принимало новый формат пенсионной реформы и постоянно повышало трудовые пенсии по старости.
10Выборка и корреляция на 27.10.2012 данных из: Иванов А. Пенсионные системы мира //Кадровое дело. - 2004. - №4; Пенсии
в России и за рубежом: в чем секрет успеха одних и горя других? //Электронный журнал «Биржевой лидер». - 08.03.2011; Плешков А. Пенсии самых бедных и самых богатых людей пересчитали //http: //dp.ru/a/2012/03/30/Pensii_samih_bednih_i_sam/; Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и
модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М., 2007. Для расчета были использованы установленные Банком России
на 27.10.2012 курсы обмена рубля на доллар США (USD, $) и евро (EUR, €): USD ЦБ - 31,4780; EUR ЦБ - 40,6948.
стран современного мира
Страна Размер средней пенсии
Австрия €2211 или 9GGGG руб.
Азербайджан $200 или 6294 руб.
Болгария €145 или 59GG руб.
Великобритания €460 или 18718 руб.
Германия €790 или 32146 руб.
Дания €1966 или 8GGGG руб.
Израиль $1271 или 4GGGG руб.
Исландия €14GG или 59966 руб.
Кыргызстан $80 или 2518 руб.
Люксембург €3000 или 122G7G руб.
Норвегия €1760 или 71614 руб.
Польша €437 или 17781 руб.
США $1113 или 35GGG руб.
Таджикистан $45 или 1416 руб.
Финляндия €1131 или 46GGG руб.
Франция €1100 или 4476G руб.
Украина $15G или 472G руб.
Важнейшими факторами, определяющими уровень развития и эффективность современных националь-
ных пенсионных систем, являются статика и динамика учитываемых в комплексе: занятости на рынке труда, демографической ситуации в стране, состояния номинальной среднемесячной начисленной заработной платы, общего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, соотношения работающих (экономически активного населения - в целом) и пенсионеров. С учетом перечисленных факторов корректно утверждать, что в действующей национальной пенсионной системе России не все обстоит благополучно.
Во-первых, денежных средств, собираемых ПФР, сегодня не хватает на выплату текущих пенсий. Около четверти нынешних пенсионных выплат де-факто финансируется из Фонда национального благосостояния (ФНБ)1 , то есть не за счет страховых взносов представителей работающих поколений, а из бюджетных сверхдоходов от пока еще высоких мировых цен на нефть.
Во-вторых, для того чтобы частично сократить бюджетный дефицит ПФР, в 2010 году были официально повышены страховые взносы (налоги на фонд оплаты труда). Работодатели лихорадочно засуетились, часть зарплат наемных работников перевели в «тень», но бюджетный дефицит ПФР закрыть так и не удалось.
В-третьих, с 2002 года для граждан моложе 1967 года рождения 6% собираемых страховых взносов стали откладывать в накопительную часть трудовых пенсий по старости. За счет этого, с учетом программы государственного софинансирования пенсий12, уже накоплено порядка 2,4 трлн руб. и каждый год прибавляется еще порядка 430-450 млрд руб13. Если сократить накопительный элемент трудовых пенсий до 2%, а такие предложения уже звучат (равно как и предложение увеличить минимальный стаж для получения таких пенсий с нынешних 5 лет до 10 лет), возникает проблема, что делать с указанными средствами. Или отобрать их у соответствующих категорий будущих пенсионеров, или вернуть их титульным владельцам. Ни в первом, ни во втором случаях не проработан организационно-правовой механизм решения обозначенной проблемы.
В-четвертых, на трудовую пенсию по старости выходят представители послевоенного «беби-бума», а в трудоспособный возраст вступает поколение 1990-х годов, которое предельно малочисленно. Одновременно с этим российский рынок труда неуклонно пополняется пенсионерами. Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 01.10.2012 в нашей стране продолжают официально работать более трети (37,4%) пенсионеров, получающих пенсии по старости. Отметим, что данная цифра выше аналогичного показателя, зафиксированного 9 месяцев назад. Тогда он достигал уровня 36,4%. Более того, количество работающих пенсионеров существенно приросло относительно 2011 года. Согласно данным Росстата, в указанный период работать после назначения пенсии продолжали 23% россиян. По словам экспер-
11По данным Минфина России на 24.04.2012, на счетах ФНБ находилось 3,863 трлн рублей //Официальный Интернет-сайт Министерства финансов Российской Федерации.
12См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 06.05.2008; Консультант Плюс. - 17.12.2012.
13Источник: официальный Интернет-сайт ПФР.
тов, главная причина роста числа работающих пенсионеров кроется в по-прежнему низких размерах пенсионных выплат. Неудовлетворительной остается ситуация с общим коэффициентом замещения пенсией (среднемесячной пенсией по старости, выплачиваемой соответствующим категориям граждан Российской Федерации) утраченного заработка (номинальной среднемесячной начисленной заработной платы /таблица 314/).
Таблица 3. Динамика номинальной среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации
Так, с учетом нынешних уровней среднемесячной
Дата 2005 г. 2009 г. 2010 г. 01.06. 2011 01.08. 2012
Размер номинальной среднемесячной начисленной заработной платы, в руб. 8555 18638 20952 22277 25401
трудовой пенсии по старости (9817 руб.) и номинальной среднемесячной начисленной зарплаты (25401 руб.) общий коэффициента замещения пенсией утраченного заработка составляет примерно 37%, не дотягивая до минимального норматива, предусмотренного МОТ (40%), и заметно уступая аналогичному показателю национальных пенсионных систем экономически развитых стран современного мира (60-80%). Хотя, похоже, что и это устраивает некоторых представителей Правительства России, ответственных за «соци-алку»1 .
В-пятых, национальная пенсионная система России не симметрична по отношению к различным социальным группам и не приспособлена к удовлетворению потребностей в пенсионном страховании растущего российского среднего класса. В реальности структурный каркас пенсионной системы по-прежнему составляет солидарная часть, нивелирующая размер трудовой пенсии по отношению к реальному материальному вкладу наемных работников16. Вместе с тем современной российской рыночной экономике свойственна
14Источник: Официальный Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
15«Да, нам хочется, чтобы пенсия соотносилась со средней зарплатой каждого человека, а не в среднем по стране, -отметила 24.10.2012 на общественных слушаниях “Повышение эффективности пенсионного страхования - важнейшая цель пенсионной реформы” заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по социальным вопросам О.Ю.Голодец. -Но 9700 рублей для многих регионов - социально приемлемая пенсия, и мы не должны отступить от параметра коэффициента замещения ни на один процент». Цит. по: Савин Г. Золотая формула пенсии. Профсоюзы выдвинули свои предложения по реформированию пенсионной системы //Солидарность. - №40. -
31.10.2012.
16Подробнее см.: Реформа пенсионной системы //Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста -новая социальная политика» (11.10.2012). - С.5-7
//kommersant.ru>Docs/2011/2011d153-doklad.pdf; Россиянам
прописали новые пенсии. Уголовник будет получать больше профессора-врача. Беседа корр. «МК» М.Озеровой с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Дмитриевой //Московский комсомолец. - 03.06.2009.
значительно более высокая дифференциация доходов, чем наблюдалось в бытность Союза ССР. В результате национальная пенсионная система России фактически отсекает значительную группу населения с относительно высокими доходами, у которой при этом сложились относительно высокие стандарты жизнеобеспечения. Индивидуальный коэффициент замещения для этой группы значительно ниже, чем средний коэффициент замещения по пенсионной системе, что дестимулирует участие в ней представителей среднего класса. Последний, по сути, рассматривается как донор по отношению к низкооплачиваемым работникам на этапе формирования солидарного пенсионного фонда, но не как полноценный участник на этапе его распределения.
В-шестых, национальная пенсионная система России не создает стимулов к формализации рабочих мест. В неформальном или «теневом» секторе экономики Российской Федерации сегодня занято более 12 млн человек17, которые не уплачивают или лишь частично уплачивают взносы в ПФР и тем самым не участвуют в формировании солидарного пенсионного фонда.
В-седьмых, национальная пенсионная система России способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими гражданам Российской Федерации право досрочного выхода на трудовую пенсию по старости. Такая система в известном смысле выгодна наемным работникам, а также работодателям. Позиция публичных властей остается двойственной: с одной стороны, профильные ведомства (Минэкономразвития России и др.) неоднократно предлагали перевести досрочные пенсии в профессиональные, финансируемые соответствующими секторами, отказавшись от кросс-субсидирования. С другой стороны, значительную долю реципиентов такого кросссубсидирования составляют работники бюджетной сферы и, похоже, что у государства нет ни воли, ни особого желания реформировать действующую систему их пенсионного обеспечения.
В-восьмых, стратегический долгосрочный вызов солидарной составляющей пенсионной системы - негативный демографический тренд.
И, наконец, в-девятых, население Российской Федерации в основной своей массе равнодушно к реформированию национальной пенсионной системы России и беззаботно относится к судьбе своих пенсионных накоплений. Так, по данным Всероссийского опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 21.10.2012 в 100 населенных пунктах 43-х субъектов Российской Федерации, 9% респондентов не знают, где находится накопительная часть их будущей трудовой пенсии по старости, а 56% опрошенных затруднились ответить, нужна ли она им вообще18. При этом «страховые взносы платятся примерно с 20-25% фонда оплаты труда, а треть населения имеет предельно низкие заработки»19.
17Источник: Официальный Интернет-сайт ПФР.
18Почти три четверти россиян не знают сути очередной пенсионной реформы //Статистика.ру. - 25.10.2012. См. также: Динамика финансовой активности населения 1998-2011 гг. Вып.11. Аналитический доклад (версия от 20.05.2011). - М., 2011.
19Слова В.Д.Роика. Цит. по: Кукол Е., Невинная И. Кошелек с
видом на жизнь //РГ (федеральный выпуск). - 20.12.2011.
В 2012 году в высших эшелонах государственной власти, экспертном сообществе России вновь был поднят вопрос о реформировании национальной пенсионной системы Российской Федерации. В частности, Минтрудсоцзащиты России, пришедшее на смену бывшему Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходит из того, что современная национальная пенсионная система Российской Федерации должна быть 3-уровневой, включая:
1) государственное страхование (страховые взносы за наемного работника в ПФР платит работодатель);
2) корпоративный компонент(дополнительные взносы на трудовую пенсию по старости платит работодатель);
3) личные накопления (наемный работник копит на свою трудовую пенсию по старости самостоятельно). Среди базовых целей реформы, которые определило Министерство, - сокращение дефицита ПФР втрое - с 2,3% до 0,8% ВВП к 2020 году.
Главное, на что делает ставку Министерство в планируемой реформе 2014 года, - трансформация института досрочных или льготных пенсий: «Досрочную пенсию получают 32,9% россиян - пенсионеров, из которых не многим менее половины продолжают работать. Экономия пенсионной системы при отказе от выплаты досрочных пенсий составит 0,5% ВВП к 2020 20
году» .
Уточним, что в современной России функционирует разветвленная система досрочных или льготных трудовых пенсий, назначаемых соответствующим категориям наемных работников ранее достижения ими официального пенсионного возраста, регламентированных не только многочисленными законами Российской Федерации, но и подзаконными нормативными правовыми актами, часть которых была принята еще в бытность Союза ССР21.
Узловые проблемы, связанные со льготными пенсиями:
1) наличие досрочных пенсий является вычетом из совокупных финансовых ресурсов пенсионной системы, что снижает уровень пенсионного обеспечения остальных пенсионеров;
2) количество рабочих мест, по которым предполагаются льготные пенсии, велико и не всегда экономически, социально и юридически обосновано;
3) фактически отсутствует взаимосвязь системы социального страхования, касающаяся профессиональных заболеваний, травм на производстве, и системы льготных пенсий;
20Николаева Д. Минтруд сводит счета пенсионеров. Он представит свой вариант пенсионной реформы в июле //КоммерсантЪ. - 25.06.2012.
21См., например: Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (вместе со «Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», «Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах») (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 17.12.2012; Рогожин М. Досрочная пенсия //Налоговый вестник. - 2011. - №9; Салмина М. Досрочная пенсия //ЭЖ-Юрист. - 2010. - №27.
4) безответственность работодателей в части предоставления пенсионных льгот за нанесенный ущерб здоровью работников не создает у них потребности в объективной информации о состоянии производственной среды и трудоспособности работающих;
5) система выступает барьером по переводу национальной пенсионной системы на принципы социального страхования.
Согласно рабочей версии предложений Минтруд-соцзащиты России от 30.05.2012, при условии участия пенсионеров во всех трех компонентах предлагаемой системы они будут получать пенсию вплоть до 80% утраченного заработка. Останется или нет в системе обязательный накопительный компонент и если останется, то в каком виде, в Минтрудсоцзащите России не уточнили, но мнения экспертов по данному вопросу высказывались диаметрально противоположные.
Например, по словам В.Д.Роика, «перевод пенсионной системы Российской Федерации на накопительные принципы финансирования... не принес ожидаемых результатов. Во-первых, часть страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии по старости, заметно уменьшила возможности финансирования пенсий для нынешних пенсионеров, не были созданы надежные финансовые механизмы, не позволяющие обесценивать накапливаемые ресурсы. Во-вторых, при сохранении существующих пенсионных институтов в неизменном виде они не позволят заработать достойную трудовую пенсию по старости большей части работающих россиян даже за 35-40 лет трудового (страхового) стажа»22. Напротив, по словам Д.Гудкова, Д.Иванова, Д.Некрасова и И.Яшина: «Общим местом призывов к ликвидации накопительной части является аргумент, что доходность от инвестирования пенсионных накоплений меньше или равна инфляции. С теми ограничениями на порядок инвестирования, которые введены, это так. С 2002 года, когда запустили пенсионную реформу, индекс РТС со всеми нашими кризисами вырос в 5,5 раза. И доходность пенсионных накоплений могла бы адекватной этой цифре. Можно возразить, что вкладывать пенсионные накопления в акции слишком рискованно. Для человека 1967 года рождения, разумеется, вообще недопустимо. Однако для тех, кто моложе 1980-го, - почему бы и нет?!» 3
Минтрудсоцзащиты России намерено сэкономить к 2020 году 0,45% ВВП за счет пенсионных взносов трудовых мигрантов и самозанятых. Наполнить отечественную пенсионную систему финансовыми ресурсами Министерство предлагает и за счет налогового маневра: увеличить взносооблагаемый годовой заработок до 1 млн руб. (сейчас 512 тыс. руб.) с одновременным снижением тарифа с 26% до 20% и уходом от регрессии - сейчас с зарплат свыше 512 тыс. руб. в год работодатель в ПФР платит дополнительно 10%. Для годового заработка в 1 млн руб. это будет означать рост взносов со 182 тыс. до 200 тыс. руб. в год. Предложено также ввести несколько категорий страхового/трудового стажа, в том числе «повышенного мини-
22Роик В.Д. Заложники непродуманных решений. Постскриптум к Третьему ежегодному российскому пенсионному форуму //Независимая газета. - 17.10.2010.
23Гудков Д., Иванов Д., Некрасов Д., Яшин И. Пенсионная реформа: После нас хоть потоп //Ведомости. - 25.10.2012; http: //www.vedomosti.ru/newspaper/article/333651/posle_nas_hot_potop#i xzz2AK7OozOH.
мального», вследствие чего к 2020 году граждане смогут получать трудовую пенсию по старости в размере примерно 40% от их среднего заработка, но для этого этот их стаж должен составить 40 лет24.
В свою очередь, Минфин России, несмотря на сравнительно низкую среднюю продолжительность жизни граждан Российской Федерации, особенно мужчин (таблица 4), продолжает лоббировать идею повышения пенсионного возраста с 2015 года до 63 лет.
Согласно разработанным Минфином России Основным направлениям бюджетной политики на 2013-2015 годы, в 2013 году расходы по покрытию бюджетного дефицита ПФР снизятся в абсолютном выражении по отношению к 2012 году на 29 млрд. руб. Вероятно, это обусловлено принятым в расчетах абсолютным сокращением трансферта из федерального бюджета на покрытие бюджетного дефицита ПФР в 2013 и 2014 годах, соответственно, на 23,2 млрд руб. и 148 млрд руб. Резкое сокращение указанного трансферта при неизменном тарифе страховых взносов прямо и косвенно свидетельствует о том, что в расчеты уже заложены некоторые элементы очередной реформы национальной пенсионной системы России, дающие немедленный эффект постольку, поскольку резкое сокращение или полный отказ от этих отчислений позволил бы в ближайшие годы сократить уровень дефицита ПФР, покрываемого за счет средств федерального бюджета, примерно на одну треть25.
24Иначе говоря, Минтрудсоцзащиты России в Стратегии предложило базовую формулу «40-20-40-20», то есть если наемный работник 40 лет будет платить в ПФР страховой взнос, равный 20% от своего трудового заработка, то, уйдя на заслуженный отдых, он сможет получать трудовую пенсию по старости, замещающую на 40% его зарплату, и в течение 20 лет (так называемый период дожития, который в нынешний расчетах ПФР равен 19 годам). Однако аудитор Счетной палаты Российской Федерации (СП РФ) В.С.Катренко полагает, что в предложенной Министерством новой пенсионной формуле есть «завуалированная попытка повысить официально установленный пенсионный возраст» (подробнее см.: Ушакова Д. Счетная палата Российской Федерации посчитала, что мужчины не доживут до пенсии. Если стратегия пенсионной реформы будет принята в текущем виде и требования к стажу увеличат до 40 лет //Известия. - 08.10.2012; http:
//izvestia.ru/news/537028#ixzz2ANBacTxT). В свою очередь, профсоюзы выше перечисленные идеи Министерства расценили, как попытку «переложить пенсионные заботы с государственных плеч непосредственно на шеи граждан» (цит. по: Проценко А. Нехитрые мудрости Татьяны Голиковой. Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова, о скором уходе которой говорят как о деле решенном, в качестве наследства предлагает оставить новую пенсионную систему //Труд. -
19.04.2012).
25Здесь и далее подробнее см.: Белов С. Эксперты «Открытого правительства» усомнились в прогнозе Минфина России //РГ (федеральный выпуск). - 06.08.2012; Экспертный доклад НИУ ВШЭ об основных направлениях бюджетной политики на 20132015 годы (29.07.2012). В его подготовке принимали участие Акиндинова Н.В. (руководитель), Андрущак Г.В., Блинкин М.Я., Кузьминов Я.И., Лисин Н.В., Шейман И.М., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. //http: //www.hse.ru/data/2012/07/28/1258200197/onbp2013-
2015.pdf.
Таблица 4. Сравнительный анализ средней продолжительности жизни мужчин и женщин в разных
Одновременно Минфин России предложил расширить способы инвестирования пенсионных накоплений россиян. Подготовленный им проект специального Постановления Правительства Российской Федерации вносит изменения в действующие нормативные правовые акты и расширяет возможности инвестирования пенсионных средств в корпоративные облигации, акции и банковские депозиты и пр.27
В дальнейшем Минтрудсоцзащиты России были определены на период до 2030 года стратегические социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации (Стратегия)28
26Источник: Доклад бывшего министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабова на слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации //Московский комсомолец. -
08.12.2004. Символом * помечены недавние данные Росстата (датированные 01.10.2012). Источник: Официальный
Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики. На наш взгляд, сомнительно, чтобы за столь короткий срок (8 лет) средняя продолжительность жизни в стране увеличилась сразу на 4,4 года - у мужчин и на 3,1 года
- у женщин. Напротив, по мнению экспертов, средняя продолжительность жизни в России, равно как и демографическая ситуация в стране остаются на критическом уровне. Подробнее см., в частности: Коныгина
Н., Брынцева Г. 1,3 ребенка. Демограф Анатолий Вишневский о том, что заставляет россиянина выбирать между детьми и комфортом //РГ (федеральный выпуск). - 07.11.2006; Саванкова Н. Чиновники займутся народосбережением //РГ (федеральный выпуск). - 25.09.2012; Смольякова Т. 58 лет и не больше. Убыль российского населения начала снижаться, но мужчины не доживают до пенсии //РГ (федеральный выпуск). - 25.01.2006; Шевченко Е. Берегите мужчин. Их средний возраст в некоторых регионах не превышает 50 лет //РГ (федеральный выпуск). - 28.09.2007.
27Подробнее см.: Проект Постановления Правительства
Российской Федерации «Об утверждении Правил определения дохода (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за соответствующий год в Пенсионном фонде Российской Федерации» (29.08.2012) //Проекты нормативных правовых актов Минфина России //Официальный Интернет-сайт Министерства финансов Российской Федерации.
28См.: Проект Стратегии развития пенсионной системы
Российской Федерации до 2030 года (внесен в Правительство Российской Федерации 20.09.2012) //Консультант Плюс. -01.11.2012; http: //consultant.ru/law/hotdocs/20995.html.
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
1) установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
2) изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
3) приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
4) введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
5) расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:
1) комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;
2) законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
3) расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
4) установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
5) предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:
1) установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;
3) введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;
4) расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;
5) оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в ПФР отдельными категориями страхователей.
Между тем, по мнению замглавы департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России Р.А.Кокорева, у разработ-
странах современного мира
Средняя продолжительность жизни (лет)26
Страна Мужчины Женщины
Эфиопия 39,8 42
Афганистан 47,4 46,3
Россия 59 (63,4*) 72 (75,1*)
Украина 62,9 73,7
Китай 68,3 71,1
Армения 72,5 77
США 73,6 79,2
Франция 74,6 82,6
Канада 75,9 82,6
Япония 78,1 84,9
чиков очередного варианта реформы российской пенсионной системы нет четкого понимания ее концепции29, поэтому «сложно говорить о конкретных подходах и балансировке реформы»30.
По мнению эксперта Института имени Гайдара В.П.Назарова, сейчас в пенсионной системе страны актуализировались проблемы в накопительной и распределительной ее компонентах. В накопительной компоненте доходность средств пенсионных накоплений - ниже инфляции, а в распределительной компоненте - огромен дефицит сравнительно высоких страховых взносов.
По мнению научного руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при Правительстве Российской Федерации Е.Т.Гурвича, в пенсионной реформе плохо учитывается кризисная демографическая ситуация в стране и перспектива ее абсолютно критического ухудшения.
И, наконец, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года в основном направлен на поиск источников покрытия растущего дефицита бюджета ПФР, но эту проблему необходимо решать в контексте общей тарифной политики в отношении фонда оплаты труда31.
В связи с выше изложенным наши предложения могут быть сведены к следующему.
1. Публичным властям не следует повышать официально установленный пенсионный возраст или минимальный трудовой (страховой) стаж. Если гражданин Российской Федерации пожелает уйти на трудовую пенсию по старости в 55 лет (для женщин) или в 60 лет (для мужчин), пусть он имеет такую возможность. Однако пенсионная система России должна стимулировать россиян к более поздним срокам их выхода на заслуженный отдых. Предположим, мужчина, выходящий на трудовую пенсию по старости в 60 лет, будет получать страховой компонент трудовой пенсии в размере *, мужчина, вышедший в 63 года, - в размере 1,5*, а мужчина, вышедший в 66 лет, - в размере 2,0* Ко всему этому будет добавлен накопительный компонент пенсионных выплат: у мужчины, вышедшего на пенсию в 63 года, накоплений будет больше, чем у вышедшего в 60 лет. Тем, у кого совокупность страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости окажется меньше регионального прожиточного минимума, следует доплачивать до его уровня из федерального бюджета в виде пособия по старости.
2. Стимулируя более поздний выход на трудовую пенсию по старости, публичные власти столкнутся с проблемой трудоустройства граждан пожилого возраста. В связи с этим было бы целесообразно для работников старших возрастных групп снизить страховые взносы. Поскольку страховые взносы за наемного работник платит в ПФР работодатель, бизнесу становится выгоднее сохранять трудоустроенными граждан
29Здесь и далее подробнее см.: Рудакова А., Ушакова Д. Минэкономразвития: пенсионная реформа на грани срыва //Известия. - 11.07.2012; http:
//izvestia.ru/news/5/9960#ixzz/ANzkXFwG.
^Аналогичное мнение он высказывал неоднократно. См., например: Колобаев О.М., Кокорев Р.А. Накопительные принципы пенсионной реформы: попытка переосмысления //SPERO.
Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - 2006.
- №4. - Весна, лето. - С.5-23.
31Подробнее см.: http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/21598.html.
предпенсионного возраста. И общая нагрузка на бюджет ПФР и пенсионную систему в целом тоже снижается.
3. В собственности у Российской Федерации - большое число активов. Они - естественный ресурс национальной пенсионной системы России, вполне сопоставимый с масштабом дефицита бюджета ПФР на горизонте до 2027 года3 , когда на трудовую пенсию по старости начнет в массовом порядке выходить поколение, обладающее пенсионными накоплениями. Если взять принадлежащие государству доли в уставных капиталах «Газпрома», НК «Роснефть»33 и ВТБ, это -порядка 4 трлн руб. по их текущей рыночной стоимости. А если к этому приплюсовать огромное число ФГУПов, недвижимость, де-юре находящиеся в публичной собственности?! Таким образом, можно относительно легко изыскать денежные средства на пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров, не отнимая пенсионные накопления у тех, кто идет им на смену.
4. Принципиально значимо существенно и продуманно расширить инструментарий инвестирования пенсионных накоплений, особенно граждан, которые еще не скоро уйдут на заслуженный отдых.
Список литературы:
1. Белов С. Эксперты «Открытого правительства» усомнились в прогнозе Минфина России //Российская газета (федеральный выпуск). - 06.08.2012.
2. Гудков Д., Иванов Д., Некрасов Д., Яшин И. Пенсионная реформа: После нас хоть потоп //Ведомости. - 25.10.2012; http:
//www.vedomosti.ru/newspaper/article/333651/posle_nas_hot _poto p#ixzz2AK7 OozOH.
3. Динамика финансовой активности населения 1998-2011 гг. Выпуск 11. Аналитический док-лад (версия от 20.05.2011) /Концепция и руководитель проектом: Задорин И.В. - М.: Исследова-тельская группа «Циркон», 2011.
- 82 с.
4. Дмитриенко Д., Мязина Е. Пенсия Лужкова может в 32,5 раза превышать общероссийскую //Ведомости. -
30.09.2010.
5. Доклад М.Ю.Зурабова на слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации //Московский комсомолец. - 08.12.2004.
6. Ефременко Т. Социальная пенсия - до 23 лет //Российская газета (федеральный выпуск). - 11.04.2007.
7. Зыкова Т., Невинная И., Панина Т. Пенсии запахли нефтью //Российская газета (федераль-ный выпуск). -
14.10.2005.
8. Иванов А. Пенсионные системы мира //Кадровое дело. -2004. - №4. - С.31-36.
9. Колобаев О.М., Кокорев Р.А. Накопительные принципы
пенсионной реформы: попытка пе-реосмысления
//SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - 2006. - №4. - Весна, лето. - С.5-23.
32См., в частности: Зыкова Т., Невинная И., Панина Т. Пенсии запахли нефтью //РГ (федеральный выпуск). - 14.10.2005.
33К примеру, НК «Роснефть» - одна из крупнейших с государственным участием в ее уставном капитале компаний мира. В 2007 году де-юре и де-факто состоялось слияние ОАО «Роснефть» и ОАО «Транснефть» (последняя включена в утвержденный Указом Президента России от 04.08.2004 №1009 перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ под номером 15). Их основным акционером стало ОАО «Роснефтегаз» - компания, на 100% принадлежащая государству и владеющая 75,16% акций «Роснефти» и 10,74% «Газпрома». Глава «Роснефти» И.И.Сечин (в прошлом - вицепремьер России, курирующий ТЭК) возглавляет совет директоров «Роснефтегаза».
10. Коныгина Н., Брынцева Г. 1,3 ребенка. Демограф Анатолий Вишневский о том, что застав-ляет россиянина выбирать между детьми и комфортом //Российская газета (федеральный выпуск). - 07.11.2006.
Reference list:
1. Almost three-quarters of Russians don't know actually another pension reform //Statistika.ru. - 25.10.2012.
2. Belov S. Experts of «Open government» questioned Russian Ministry of Finance forecast //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 06.08.2012.
3. Dmitrienko D., Myazina E. Luzhkov's pension can 32.5 times higher than all-Russian's //Vedomosti. - 30.09.2010.
4. Dynamics of financial activity of population 1998-2011 years. Issue 11. Analytical report (version of 20.05.2011) /Concept and project manager: Zadorin I.V. - M.: Research group «Zircon», 2011. - 82 p.
5. Efremenko T. Social pension - up to 23 years old //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 11.04.2007.
6. Expert report of SRU HSE on the main directions of budget policy for 2013-2015 (07.29.2012) /Akindinova N.V. (head), Andrushchak G.V., Blinkin M.J., Kuzminov Y.I., Lisin N.V., Sheiman I.M., Shish-kin S.V., Jacobson L.I. //http: //www.hse.ru/data/2012/07/28/1258200197/onbp2013-2015.pdf.
7. Federal law of Russian Federation from 30.04.2008 №56-FL «On additional contributions to funded part of labour pension and the state support of formation of pension savings» (current addition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -06.05.2008; Consultant Plus. - 17.12.2012.
8. Federal law of Russian Federation from 28.12.2010 №403-FL «On Investigative committee of Russian Federation» (current addition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.12.2010; Consultant Plus. - 17.12.2012.
9. Federal law of Russian Federation from 17.12.2001 №173-FL «On labour pensions in Russian Federation» (current addition) //Collection legislation of Russian Federation. - 2001. -№52. - Part 1. - St.4920; Consultant Plus. - 17.12.2012.
10. Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL «On non-state pension funds» (cur-rent addition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.05.1998; Consultant Plus. - 17.12.2012.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью И.Ю.Орловой «На старте очередной пенсионной реформы».
Представленная на рецензию статья посвящена одной из тех актуальных проблем, которые активно обсуждаются в современном российском обществе и в экономической литературе. И тем ценнее работа И.Ю.Орловой, которая постаралась максимально подробно (насколько это позволяют рамки статьи) и объективно осветить предпосылки грядущей пенсионной реформы в нашей стране, ответить на вопросы, как должна строиться будущая пенсионная система Российской Федерации, на каких принципах, и каковы ее возможные потенциальные параметры.
Статья написана на высоком теоретическом уровне. Она будет интересна и полезна не только экономи-стам-теоретикам, но и руководителям, иным штатным сотрудникам государственного (ПФР) и негосударственных пенсионных фондов, которым предстоит заниматься реформированием национальной пенсионной системы России непосредственно на практике.
Статья И.Ю.Орловой отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам, публикуемым в ведущих рецензируемых научных журналах. Она обладает новизной, логической стройностью и аргументированностью.
К.э.н. М.М.Аранжереев