Научная статья на тему '2006. 01. 006. Хаттон Р. Календарные праздники в поздне-средневековой Англии: некоторые размышления. Hutton R. seasonal festivity in late Medieval England: some further reflections // English hist. Rev. - Oxford, 2005. - Vol. 70, № 485. - P. 66-79'

2006. 01. 006. Хаттон Р. Календарные праздники в поздне-средневековой Англии: некоторые размышления. Hutton R. seasonal festivity in late Medieval England: some further reflections // English hist. Rev. - Oxford, 2005. - Vol. 70, № 485. - P. 66-79 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В АНГЛИИ XIV-XV ВВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 006. Хаттон Р. Календарные праздники в поздне-средневековой Англии: некоторые размышления. Hutton R. seasonal festivity in late Medieval England: some further reflections // English hist. Rev. - Oxford, 2005. - Vol. 70, № 485. - P. 66-79»

В целом Т. А. Сидорова разделяет оценку творчества Мейтленда, данную П.Г.Виноградовым и вынесенную ею в эпиграф: «Исследователи XXI века будут в лучшем положении, чем мы, чтобы вынести вердикт о важнейших достижениях жизненного труда Ф.У.Мейтленда, как мы сейчас имеем более веские основания говорить о Сельдене и Блэкстоуне, нежели их современники».

А.Л.Ястребицкая

2006.01.006. ХАТТОН Р. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

HUTTON R. Seasonal Festivity in Late Medieval England: some Further Reflections // English hist. rev. - Oxford, 2005. - Vol. 70, № 485. - P.66-79.

Ключевые слова: Календарные праздники в Англии XIV-XV вв.

Р.Хаттон - английский историк, автор книги «Расцвет и падение “веселой Англии”»23, увидевшей свет в 1994 г. и получившей широкую известность. В ней исследователь сделал ряд интересных выводов, относительно календарных праздников и обрядов и их бытования в Англии XIV-XV вв. В статье предметом его размышлений стало развитие этой сферы исследований в последние два десятилетия. Внимание автора сосредоточено на трех основных задачах: во-первых, он отвечает на критические замечания, прозвучавшие в адрес его книги; во-вторых, развивает и дополняет собственные выводы, сделанные 20 лет назад, и, в-третьих, дает свою оценку современного состояния дел в области изучения календарных праздников в позднем Средневековье.

В своем исследовании календарных праздников в Англии, опубликованном в 1994 г., Р.Хаттон использовал в качестве одного из основных источников приходные книги, составлявшиеся церковными старостами в сельских приходах Англии. Это было возможно в силу того, что обязательной и важнейшей составляющей многих календарных праздников были игры и увеселения, доходы от которых пополняли церковную казну. Изучение имеющегося материала позволило Р.Хаттону сделать интересный вывод: большинство английских календарных праздников и сопровождающих их обрядов не восходят (как нередко считают) к древним временам, а появляются лишь в XIV-XV вв. Так, по

23 Веселая Англия (merry England) - словосочетание, появившееся в конце XVI в. как эпитет, применявшийся к Англии XV - начала XVI в., в первую очередь поместной и деревенской.

результатам его анализа, из 28 праздников, отмечавшихся, согласно источникам, в 1500 г., два впервые появляются в приходных книгах церковных старост только в этом году, 13 присутствуют в записях до 1300 г., и еще 13 появляются в приходных книгах в разное время на протяжении XIV-XV вв. К последней категории относятся такие празднества, как установка майского шеста, Валентинов день, рождественские колядки, шествия в день середины лета и пр.

Критика в адрес книги24, на которую Р.Хаттон отвечает в статье, сводилась, в основном, к тому, что приходские книги церковных старост - не вполне адекватный материал для того, чтобы делать подобные далеко идущие выводы. Сохранность их различна для разных веков, кроме того, у нас нет никаких гарантий того, что все церковные старосты вели записи аккуратно. Отвечая на эти замечания, Р.Хаттон, с одной стороны указывает, что приходские книги были для него важным, но не единственным источником, и он больше опирался на них при изучении периода после XV в., т.е. как раз в той части исследования, которая не вызвала возражений у его оппонентов; с другой - говорит о том, что Барджесс и Даффи работали с приходными книгами церковных старост из приходов Лондона, Бристоля и других крупных городов, где и роль приходской общины, и место в ней церковного старосты, и, соответственно, качество этих документов могли быть иными.

Тем не менее Р.Хаттон признает, что его выводы 90-х годов нуждаются в уточнении. Он утверждает, что, как показало дальнейшее изучение источников, в XIV-XV вв. шли параллельно два процесса: во-первых, как указывалось ранее, появлялись новые календарные праздники и новые обычаи, с ними связанные; во-вторых, изменялось отношение церковных и светских властей к этим праздникам.

Свидетельства источников показывают, что до середины XIV в. церковь и светская власть воспринимали календарные празднества как нечто, по меньшей мере, нежелательное. В 1240 г. Роберт Гроссет, епископ Линкольна, приказал своим архидиаконам, чтобы они запретили подчиненным им клирикам участвовать в майских играх. Проповедники из нищенствующих орденов утверждали, что летние праздники - изобретение дьявола, служащее для того, чтобы соблазнять людей. И со временем такого рода запретов и инвектив становится все больше. Естественно, в подобной ситуации, приходские церкви не могли использовать доходы от праздников для пополнения казны. Однако, утверждает Р.Хаттон, как показывает анализ имеющихся документов во второй половине XIV -первой половине XV в.

24 Автор статьи называет имена Клайва Барджесса и Эамона Даффи.

положение меняется. Первый шаг сделали городские власти. Горожане, невзирая на все предупреждения и запреты, соблюдали древний обычай жечь костры, устраивать факельные шествия и другие забавы с огнем в день середины лета (22 июня), и нередко увеселения заканчивались разрушительными пожарами. Соответственно в 1378 г. лондонский муниципалитет издает указ, согласно которому каждый олдормен обязан был в день середины лета выставить стражу и лично следить за порядком в подвластном ему районе города. Но в 1386 г. мы встречаем свидетельство о том, что эти «дежурства» превратились в красочные шествия пожарных и стражников, наряженных в костюмы, а в следующем столетии в этих парадах участвовало уже до 4000 тыс. человек. В начале XVI в. подобный обычай возникает еще в шести английских городах.

Хотя у нас нет, указывает Р.Хаттон, никаких свидетельств того, каковы были намерения членов муниципалитета, можно предположить, что их целью было поставить под контроль опасные празднества, не вступая при этом в столкновение с горожанами, и костюмированные шествия пожарных успешно решили эту проблему.

Свидетельства из приходных книг церковных старост, утверждает автор статьи, говорят о том, что на протяжении XV в. в процесс «легализации» календарных праздников включилась и церковь (по крайней мере на уровне сельских приходов). Например, в приходе святого Иоанна в Гластонбери приходные книги сохранились за период 1366-1500 гг. До 1428 г. главным источником дохода являются пасхальные пожертвования прихожан. С 1428 г. в качестве одной из статей дохода начинает фигурировать «церковный эль»25 (church ale), а с 1498 г. регулярно появляются записи о поступлениях от «забав Робина Гуда26» (Robin Hood games). Записи прихода святого Михаила в Оксфорде начинаются с 1404 г., возникают в них впервые в 1457 г. и далее присутствуют постоянно. В 1471 г. сообщается о послепасхальных ловлях27 (Hocktide gathering), устроенных как разовое мероприятие с целью собрать деньги на ремонт церковного здания, но с 1475 г. празднество устраивают ежегодно. Аналогично, в документах прихода святого Эдмунда, сохранившихся начиная с 1461 г., в 1470 г. упоминается о сборе денег посредством «королевских увеселений», в 1497 г. одноразово проводится Hocktide gathering (только для замужних женщин), с

25 Собрания прихожан по воскресеньям после посещения мессы, на которых они пили эль и веселились.

26 Костюмированные празднества и спортивные состязания, главным действующим лицом которых был наряженный «Робин Гуд».

27 Забава, устраивавшаяся во вторые понедельник и вторник после Пасхи (эти дни именовались «хоктид»): суть ее состояла в том, что мужчины и женщины ловили лиц противоположного пола или перегораживали им дорогу веревками; «жертвы» могли освободиться только пожертвовав «ловцам» мелкую монетку.

целью собрать деньги на замену окон в церкви, а через два года праздник превращается во всеобщий и ежегодный.

Все эти данные, заключает Р.Хаттон, свидетельствуют о том, что в конце XV - начале XVI в. календарные праздники все чаще начинают использоваться как средство для пополнения казны приходских церквей в центральной и южной Англии. Помимо документов, указывает автор статьи, у нас имеется еще одно, материальное свидетельство того, что подобные процессы имели место. Именно в этот период строится много новых церковных зданий: некоторые из них сохранились, и их облик и местоположение указывают на то, что они строились в том числе в расчете на «массовые мероприятия» - в них имелись просторные помещения для собраний, по соседству располагались площадки и лужайки, и сами здания стояли поодаль от церкви (видимо для того, чтобы не смущать более строгих клириков и прихожан).

Таким образом, уточняя выводы, сделанные им в «Расцвете и падении “веселой Англии”», Р.Хаттон пишет: «С одной стороны, увеличивалось количество календарных празднеств и церемоний, проводившихся в церквях, богатых поместьях, ратушах и сельских приходах, со все большей пышностью, и, соответственно, привлекавших все большее количество людей. С другой стороны, эти увеселения, к которым церковные и светс-кие иерархи прежде относились с подозрением, как к явлению, не имеющему ничего общего с деятельностью церкви или муниципалитетов, стали использоваться как средство для материального обеспечения обоих этих институтов» (с. 74).

Это говорит, по мнению Р.Хаттона, о серьезных сдвигах в сознании людей, достойных самого пристального изучения. Тем более досадно, продолжает он, что никто из специалистов, исследующих менталитет, общественное сознание и мировосприятие Средневековья в связи с календарными праздниками (себя автор таковым не считает), не обратил внимания на это явление. В последние 15 лет, считает Р.Хаттон, календарные праздники анализировались в основном с двух точек зрения: во-первых, исследователи пытались выявить символический смысл проводившихся обрядов и ритуалов; во-вторых, праздники исследовались в свете взаимоотношений между народом и

властями28. Однако автору статьи выводы, полученные в результате этих исследований, представляются «не вполне обоснованными» в силу недостатка свидетельств. По его мнению, изучение календарных праздников в таком ракурсе «затруднительно, если не невозможно», поскольку имеющиеся источники не позволяют нам судить о том, как воспринимали празднества сами участники увеселений в тот момент, когда они в них участвовали. Именно поэтому даже детальное изучение двух конкретных и самых подробных свидетельств на эту тему29, предпринятое К.Хемфри30, не дало, как считает Р.Хаттон, желаемых убедительных результатов.

Тем интереснее, полагает он, обратиться к изучению явлений, замеченных им в результате изучения приходных книг, поскольку в данном случае в руках ученого имеется достаточный и вполне показательный материал.

З.Ю.Метлицкая

2006.01.007. ОБЗОР ЕЖЕГОДНИКА «MEDIUM AEVUM QUOTIDI-ANUM».

MEDIUM AEVUM QUOTIDIANUM. - Krems, 2003. - Vol. 46. - 61 p.

Ключевые слова: Обзор ежегодника «Medium Aevum Quotidianum» за 2003 г.

Данный выпуск ежегодника «Medium Aevum Quotidianum», выходящего под редакцией Герхарда Яритца, посвящен рассмотрению некоторых специфических подходов к толкованию истории повседневности и материальной культуры Средневековья, анализу полидисциплинарного характера исследовательских полей. Такова направленность статей Петера Сабо, Крешимира Кужица, Александра Черняка и самого Г ерхарда Яритца.

Статья Петера Сабо (Центрально-Европейский ун-т, Венгрия) «Средневековые деревья и современная экология: как работать с письменными источниками» выполнена в рамках исследовательского

28 В качестве наиболее заметных работ, выполненных в рамках этого направления, автор называет следующие: Phythian-Adams Ch. Ceremony and the citizen: the communial year at Coventry 1450-1550 // Crisis and order in English towns 1500-1700 / Ed. by P.Clark, P. Slack. - L., 1972. - P. 5785; Lindenbaum Sh. Rituals and exclusion: feasts and plays of English riligious fraternites // Festive drama / Ed. by M. Twycross. - Cambridge, 1996. - P.54-65; Billington S. Mock Kings in Medieval society and Renaissance drama. - Oxford, 1991; James M. Ritual, drama and social body in the late Medieval town // Past and present. - L., N.Y., 1983. - Vol. 48. - P. 3-29 и пр.

29 Речь идет о документах, относящихся к т.н. «норвическому эпизоду» 1443 г. и жалобе приора Ковентри в городской муниципалитет, датируемой 1480 г.

30 Humphry Ch. The politics of carnival: festival misrule in Medieval England. - Manchester, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.