властями28. Однако автору статьи выводы, полученные в результате этих исследований, представляются «не вполне обоснованными» в силу недостатка свидетельств. По его мнению, изучение календарных праздников в таком ракурсе «затруднительно, если не невозможно», поскольку имеющиеся источники не позволяют нам судить о том, как воспринимали празднества сами участники увеселений в тот момент, когда они в них участвовали. Именно поэтому даже детальное изучение двух конкретных и самых подробных свидетельств на эту тему29, предпринятое К.Хемфри30, не дало, как считает Р.Хаттон, желаемых убедительных результатов.
Тем интереснее, полагает он, обратиться к изучению явлений, замеченных им в результате изучения приходных книг, поскольку в данном случае в руках ученого имеется достаточный и вполне показательный материал.
З.Ю.Метлицкая
2006.01.007. ОБЗОР ЕЖЕГОДНИКА «MEDIUM AEVUM QUOTIDI-ANUM».
MEDIUM AEVUM QUOTIDIANUM. - Krems, 2003. - Vol. 46. - 61 p.
Ключевые слова: Обзор ежегодника «Medium Aevum Quotidianum» за 2003 г.
Данный выпуск ежегодника «Medium Aevum Quotidianum», выходящего под редакцией Герхарда Яритца, посвящен рассмотрению некоторых специфических подходов к толкованию истории повседневности и материальной культуры Средневековья, анализу полидисциплинарного характера исследовательских полей. Такова направленность статей Петера Сабо, Крешимира Кужица, Александра Черняка и самого Герхарда Яритца.
Статья Петера Сабо (Центрально-Европейский ун-т, Венгрия) «Средневековые деревья и современная экология: как работать с письменными источниками» выполнена в рамках исследовательского
28 В качестве наиболее заметных работ, выполненных в рамках этого направления, автор называет следующие: Phythian-Adams Ch. Ceremony and the citizen: the communial year at Coventry 1450-1550 // Crisis and order in English towns 1500-1700 / Ed. by P.Clark, P. Slack. - L., 1972. - P. 5785; Lindenbaum Sh. Rituals and exclusion: feasts and plays of English riligious fraternites // Festive drama / Ed. by M. Twycross. - Cambridge, 1996. - P.54-65; Billington S. Mock Kings in Medieval society and Renaissance drama. - Oxford, 1991; James M. Ritual, drama and social body in the late Medieval town // Past and present. - L., N.Y., 1983. - Vol. 48. - P. 3-29 и пр.
29 Речь идет о документах, относящихся к т.н. «норвическому эпизоду» 1443 г. и жалобе приора Ковентри в городской муниципалитет, датируемой 1480 г.
30 Humphry Ch. The politics of carnival: festival misrule in Medieval England. - Manchester, 2001.
2006.01.007
36
направления, которое сам автор именует «исторической экологией». Предметом «исторической экологии», если брать его предельно широко, указывает автор, может быть изучение в исторической перспективе ландшафтов, ареалов распространения разных видов растений и животных, взаимоотношения человека с природой и пр. При этом для «исторической экологии», как для любой новой научной дисциплины, замечает П. Сабо, особенно остро стоит проблема выработки собственных методов отбора и анализа источников. В своем исследовании он попытался решить эту проблему на одном частном примере.
Автор обратился к рассмотрению одной разновидности источников -т.н. «преамбул», представляющих собой детальное описание какой-либо местности, чаще всего для обозначения границ определенного участка, владений и пр. «Преамбулы», как правило, входили в текст грамот о дарении, продаже или передачи земли. П. Сабо приводит данные статистического анализа грамот из собрания УеБтргет КарМат Maganleveltar. В этом собрании, содержащем 1096 грамот, 62 грамоты имеют преамбулы31. Имеющийся материал автор статьи использовал для изучения двух конкретных вопросов: насколько часто и какие именно деревья использовались в качестве межевых знаков.
Крешимир Кузик («Изображение солнечного затмения на надгробье в Хорватии») предлагает интересное толкование необычного изображения, обнаруженного на надгробном камне в Брштано, в 16 км от Сплита. Автор высказывает идею, что условные рисунки двух звезд - семи- и восьмилучевой изображают - соответственно Венеру и Марс (поскольку именно так Венера и Марс изображались в геральдике), а их взаимное расположение на плоскости камня повторяет их реальное положение на небе в момент смерти «хозяина» надгробья (возможно, запомнившееся кому-то из родных или друзей, присутствовавших при кончине). Исходя из этого, автор трактует странную фигуру в верхней части надгробья (нечто вроде цветка с лепестками, в середину которого вписан полумесяц) как символическое изображение солнечного затмения. Он полагает, что затмение произошло незадолго до смерти человека, похороненного под этим могильным камнем, и задним числом было воспринято как ее предвестье. Высказанная гипотеза, с привлечением ряда дополнительных соображений и свидетельств, позволяют К. Кузику датировать надгробье. С одной стороны, форма и размеры надгробья, а также украшающий его поверхность орнамент позволяют, с большой долей вероятности, отнести монумент к Х1У-ХУ вв. С другой - в хрониках сообщается о двух солнечных затмениях, которые были видны в Хорватии в этот период - в 1431 и 1433 гг. Рисунок, изображающий Венеру и Марс, позволяет еще уточнить
31 По его оценкам, всего в венгерских архивах имеется около 10 тыс. преамбул.
датировку. Именно такое взаимное расположение планет мог наблюдать человек, находящийся в Брштано в 9 часов утра 21 июня 1433 г. Астрономические выкладки показывают, что затмение произошло 17 июня 1433 г., что подтверждает установленную дату.
Герхарт Яритц («Страх и восхищение: восприятие турок в позднесредневековой Германии») констатирует различные варианты явной и неявной «контекстуализации» - как аспект непременно присутствующий в современных исследованиях истории повседневности в Средневековье и ранее Новое время. В позднее Средневековье, как показывает автор, образ «турка», сама характеристика «турецкости» обретает некую двойственность. С одной стороны, турки ассоциируются с жестокостью, насилием, само их имя вызывает ужас. Но в другом контексте те же качества обретают иное звучание. Эпитет «турецкий», применяемый к военному снаряжению, боевому коню или даже воинскому подразделению (туркопол в Латинском королевстве), становится положительной характеристикой, предполагающей эффективность, неумолимость и способность наводить страх. По той же причине имя Турок иногда давали сторожевым псам. Однако по мере того, как среди высших классов общества распространяется мода на восточные вещи, определение «турецкий» начинает выступать как синоним изысканности, пышности, роскоши: турецкие украшения, ткани, ковры (большинство этих вещей не имели отношения к Турции). По мнению Г.Яритца, два противоположных аспекта в восприятии турок неразрывно связаны: ужас вызывал тайное восхищение и придавал дополнительную притягательность чужеземной экзотике.
Завершает сборник раздел рецензий. В нем помещены рецензии на книги: «Священники и короли. Духовная и мирская власть в раннее и высокое Средневековье» (сборник в честь 65-летия Э. Босхофа); Л.Буркарт «В позднесредневековой Вероне»; М.Матос «Курорты и поездки на курорт в Античности, Средневековье и в Новое время»; Ангерман Н., Фрейдланд К. «Новгород: рынок и контора»; П.Моос фон «Ошибка. Проступок и заблуждение в ранее Новое время» и др.
А.Л.Ястребицкая