В учебнике автор обозначает некоторые направления развития законодательства об адвокатуре. Речь идет об укреплении статуса адвокатуры как института гражданского общества и ее позиций в системе правоохранительных органов; активизации участия адвокатов и органов адвокатского самоуправления в законодательном процессе; претворении в жизнь уже закрепленных законодательно принципов адвокатуры - независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов; совершенствовании законодательства об адвокатуре.
Особое внимание в работе уделено понятию, содержанию и значению адвокатской этики, которая представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально-нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок.
В содержание адвокатской этики входят: 1) моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности (честность, разумность, добросовестность, справедливость, гуманизм, ответственность, уважение чести и достоинства и др.); 2) нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, складывающихся и действующих в различных сферах профессиональной деятельности адвокатов, и наполняющих принципы адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их; 3) оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов; методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.
О.Л.Алферов
2005.02.047. КУЧЕРОВ И.И. НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: Курс лекций. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. - 374 с.
В работе освещаются исторический опыт и современное состояние налогообложения. Даются понятия зарубежного налогового права, его источников, приводится анализ устройства налоговых систем в федеративных конфедеративных и унитарных государствах. Особое внимание уделено правовому положению налогоплательщиков в различных странах, а также их налоговому консультированию.
Отмечается, что общее состояние налоговой политики иностранных государств можно охарактеризовать как совокупность мер, направленных на стимулирование роста экономики и достижение высоких финансовых результатов при одновременном соблюдении интересов организаций и граждан- налогоплательщиков.
В большинстве стран налоговая политика осуществляется органами специальной компетенции, в качестве которых определены финансовые ведомства (Канада, Финляндия). Основной целью налоговых реформ является усовершенствование системы налогообложения, однако наряду с этим могут преследоваться и иные цели. Например, в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая бы стимулировала экономический рост, позволила бы стабилизировать бюджетные доходы и привела национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами Европейского союза.
Общей тенденцией для многих зарубежных стран в последние годы стало снижение уровня налогообложения. В таких странах, как Бельгия, Германия, Болгария и Исландия, происходит снижение налогов на корпорации, в Канаде - снижается налогообложение капитала. Радикальной мерой, достаточно редко встречающейся в мировой практике, является отмена налогов и сборов. Такой опыт прослеживается на примере Италии, Малайзии, Южной Кореи. Описываются и иные способы снижения налогообложения: предоставление налоговых льгот различным категориям налогоплательщиков, сокращение ставок налогообложения, предоставление отсрочек по уплате налогов, и др.
В таких странах, как Таиланд, Колумбия, Индия и Филиппины, проводится политика повышения уровня налогообложения. В некоторых из них она обусловлена чрезвычайными обстоятельствами. Например, в Германии - увеличением расходов на борьбу с международным терроризмом, в Индии - увеличением расходов на преодоление последствий землетрясения.
Делается вывод о том, что к настоящему времени в большинстве стран налоговые реформы завершились. Их результатом стали позитивные изменения как в экономике, так и в социальной сфере. Вместе с тем подчеркивается, что налоговое законодательство зарубежных стран является излишне сложным и нестабильным из-за частых изменений и дополнений.
Дается определение налогового права зарубежных стран, понимаемого как «совокупность установленных законодательствами ино-
странных государств правовых норм, регулирующих отношения по установлению и взиманию налогов на их территориях» (с. 55). Специальное внимание уделяется соотношению норм национального и международного налогового права. Под источниками налогового права понимаются нормативные акты, принимаемые соответствующими органами власти и содержащие нормы, определяющие поведение участников отношений в сфере налогового обложения.
Налоги и сборы в большинстве стран устанавливаются законом. Однако существуют и другие акты налогового законодательства, которые, исходя из направлений налогового регулирования, условно подразделяются на пять групп. К первой группе относятся законы, определяющие состав налогов и сборов, принципы и основные условия налогообложения (например, Федеральное Положение о налогах и сборах Австрии, Общие налоговые законы Испании). Ко второй группе относятся законодательные акты, непосредственно определяющие порядок исчисления и уплаты того или иного налога: Законодательный акт Великобритании (в отношении подоходного налога с населения и корпораций); Закон ФРГ «О подоходном налоге»; Закон Испании «О налоге на доходы граждан». Третья группа включает акты законодательства, определяющие организацию системы налогового администрирования, компетенцию и полномочия налоговых органов. Например, Акт Австралии о налоговом администрировании и Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине». К четвертой группе авторы относят все иные законодательные акты, регулирующие налоговые отношения: Закон Испании «О порядке уступки государственных налогов автономным областям»; Закон Швеции «О налоговых преступлениях». Пятая группа объединяет законодательные акты, предметом правового регулирования которых не являются налоговые отношения, но которые содержат отдельные нормы, относящиеся к налоговому праву.
Особое внимание уделено рассмотрению кодифицированных актов налогового законодательства, а также таким источникам налогового права, как судебный прецедент и подзаконные акты.
Многообразие принципов налогообложения классифицируется по уровню актов, в которых они закреплены, - в конституции и законах. Одним из наиболее распространенных конституционных принципов является всеобщность налогообложения. Подчеркивается, что до недавнего времени обязанность платить налоги находила отражение не во всех конституциях зарубежных стран (например, социалистические конституции).
Принцип установления налогов и сборов только законом нашел отражение в текстах практически всех зарубежных конституций, но наиболее просто он сформулирован в Конституции Японии: «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом». В конституциях Киргизии и Таджикистана установлен принцип отрицания обратной силы налогового закона, ухудшающего положение налогоплательщика. Принцип справедливости отражен в конституциях Лихтенштейна и Республики Молдова. В Конституции Бразилии закреплен целый ряд принципов общего и специального характера, определяется, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и распределяться в соответствии с экономической способностью налогоплательщика. Для обеспечения этих принципов налоговая администрация Бразилии, в соответствии с предписаниями закона, может выяснять состояние дохода налогоплательщика. Специальные принципы налогообложения чаще находят свое закрепление не в конституционных актах, а в налоговых кодексах и законах.
Специальный раздел посвящен экономическим понятиям и видам налогов и сборов, а также типам и моделям налоговых систем в различных странах.
Форма государственного устройства во многом определяет правовое положение составных частей страны, а также разграничение полномочий центральных и местных органов власти в формировании бюджетов посредством налогообложения. По этому основанию выделяются и анализируются системы и сборы налогов трех типов государств - федеративных, конфедеративных и унитарных. Системы первого типа существуют в Австралии, Бразилии, Германии, Испании, Канаде и США. Конфедеративные черты имеет система налогов Швейцарии. В Великобритании, Италии, Франции, Швеции, Японии, Китае сложились налоговые системы третьего типа.
В основе построения систем налогообложения федеративных государств заложен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разграничения компетенции центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций. Один из них, нашедший применение в ФРГ, основан на предоставлении широких полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, при этом земли ограничены в установлении налогов, аналогичных федеральным.
Другой подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своего законодательства. В Швейцарии кантоны, являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в отношении взимания налогов. Налоговые системы унитарных государств в большинстве стран являются двухуровневыми и включают лишь центральные и местные налоги.
Выявление и пресечение налоговых преступлений всегда является одной из важнейших составляющих правоохранительной деятельности государств в сфере налогообложения. Отмечается, что в государствах с развитой системой налогового администрирования количество налоговых преступлений сравнительно невелико. Например, в Великобритании численность налогоплательщиков, приговоренных к тюремному заключению за подобные преступления, составляет 50-80 человек в год на протяжении ряда последних лет. В случае умышленного уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов с использованием незаконных приемов и способов методы налогового администрирования, как правило, оказываются малоэффективными. Поэтому в ряде стран выполнение правоохранительной функции в сфере налогообложения возлагается на специальные органы налоговых расследований.
В отличие от налоговых администраций выполнение возложенных на органы налоговых расследований задач осуществляется путем проведения ими оперативно-розыскных мероприятий (обследование, наблюдение, опрос, просмотр почтовой корреспонденции), включая негласные, а также следственные действия (осмотр, обыск, выемка предметов и документов). Подробно рассматриваются четыре основных варианта организации системы налоговых расследований. Первый из них предполагает наделение отдельных подразделений налоговых органов правом расследования дел об уклонении от уплаты налогов (Болгария, Израиль, Швейцария, Япония). Второй вариант - создание специальных правоохранительных органов налоговой полиции или милиции (Германия, США, Таджикистан, Украина). Третий вариант предполагает наделение полномочиями по расследованию таких преступлений органов финансовых расследований - финансовые гвардии, полицию или милицию (Италия, Латвия, Румыния, Грузия, Хорватия). Четвертый вариант предполагает использование иных правоохранительных органов, например, экономической или криминальной полиции (Франция, Финляндия, Греция, Швеция). Последний вариант практически не предполагает организационного
обособления налоговых преступлений от иной правоохранительной деятельности в сфере экономики.
Налогоплательщик привлекается к ответственности в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на него обязанностей, т. е. нарушения налогового законодательства. В зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения и с учетом воли законодателя виновный может быть привлечен к налоговой, административной или уголовной ответственности. Первая предполагает применение преимущественно права восстановительных финансовых санкций (например, взыскание дополнительного налога или процентов), вторая - применение карательных санкций в виде денежных штрафов, а третья - более суровых наказаний вплоть до конфискации имущества, ареста или тюремного заключения. Как типичные санкции за нарушения налогового законодательства, не содержащие признаков преступлений, применяются дополнительные налоги, пени и штрафы, размер которых может повышаться (например, в случае длительного неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей). Повышение наказания предусматривается за умышленное неисполнение обязанностей, выражающееся в сокрытии или занижении объектов налогообложения, а также за повторные правонарушения в течение года.
Например, в Австралии с нарушителей налогового законодательства взыскивается дополнительный налог (за неподачу или отказ от подачи декларации, за предоставление недостоверной или искаженной информации о налогах, а также за неуплату или уклонение от уплаты налога). Размер санкции определяется должностным лицом налогового органа, исходя из обстоятельств совершенного налогового правонарушения. Повторное нарушение не влечет увеличения размера дополнительного налога. В Азербайджане налогоплательщики освобождены от обязанности доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, а бремя доказывания возложено на налоговые органы. В Бразилии основанием для взыскания налоговых санкций является налоговый дефицит, т. е. недоплаченная сумма налога. В этом случае взыскивается штраф в размере 50% от суммы налога, подлежащего уплате, а при умышленном занижении суммы налога или налоговом мошенничестве -150%.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена в ряде стран не в нормах уголовных законов (кодексов), а нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства о
налогах (США, Германия, Япония). Существует и такой вариант, при котором нормы об ответственности за налоговые преступления содержатся, наряду с актами уголовного законодательства, и в иных законах, например, как в Индии, - в актах, регулирующих финансовую сферу.
Подчеркивается, что в европейских странах и США основной критерий сводится к тому, что если санкции за правонарушение предусмотрены в уголовном законе, то это означает наличие уголовной ответственности. Если санкции предусмотрены иными законодательными актами (например, специальными налоговыми законами), то разграничение осуществляется посредством сопоставления суровости санкции за то или иное правонарушение. Если санкция, предусмотренная налоговым законом, является более мягкой по сравнению с той, которая соответствует нижнему пределу уголовной санкции, то это свидетельствует о налоговом правонарушении, а не преступлении.
На основе анализа зарубежного законодательства выделяются два основных подхода к установлению наказаний. Первый подход отличают достаточно умеренные санкции и даже полная декриминализация налоговых преступлений. Второй характеризуется исключительно жесткими санкциями, включая лишение свободы на продолжительный срок. Например, в США максимальное наказание в виде лишения свободы составляет пять лет, в Швеции - до шести лет, в Германии, Канаде и Франции - до десяти лет.
Налоговая амнистия определяется как устанавливаемое государством в целях профилактики налоговых правонарушений временное освобождение лиц, виновных в совершении противоправных действий, от привлечения к налоговой ответственности при условии полного или частичного декларирования сокрытых доходов и добровольной уплаты налогов. Амнистирование может осуществляться как на общегосударственном, так и на местном уровнях в отношении различных категорий налогоплательщиков и в отношении отдельных видов налогов. Условия проведения амнистий различаются по странам. Например, в США в 2001 г. была объявлена налоговая амнистия, условия которой сводились к освобождению от наказания корпораций, которые до мая 2002 г. признались в использовании схем, позволяющих отклоняться от уплаты налогов, доплатили налоги и выразили таким образом раскаяние. В Швейцарии в 1969 г. была проведена всеобщая амнистия, согласно условиям которой, любой гражданин имел возможность заявить о ранее скрытых от налогообложения доходах.
В заключении книги специальное внимание уделяется экономической или финансовой амнистии, целью которой является легализация ранее незаконно полученных или утаенных доходов, их репатриация и использование в интересах национальной экономики.
А.В. Четвернина
2005.02.048. УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ. Части Общая и Особенная: Учебник / Журавлев М.П., Наумов А.В., Никулин С.И. и др.; Под ред. Рарога А.И. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 696 с.
Настоящий учебник написан известными учеными-специалистами в области уголовного права и рекомендован Министерством образования и науки РФ для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Книга объединяет ранее неоднократно переиздававшиеся учебники по Общей и Особенной частям уголовного права. Однако учебный материал был существенно обновлен и дополнен с учетом изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в 2004 г., а также законов и подзаконных нормативных актов, с помощью которых раскрывается содержание его бланкетных норм. Были приняты во внимание постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного законодательства, обновлены данные уголовной статистики и результаты эмпирических исследований.
Как это характерно для любого учебника по конкретной отрасли права, прежде всего авторы раскрывают понятие данной отрасли права -уголовного, его предмет, метод и систему. Предметом уголовно-правового регулирования выступают охранительные и регулятивные уголовно-правовые отношения. К первым относятся отношения, возникающие между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Их суть в реализации уголовной ответственности и наказания, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания. Ко вторым - правоотношения, складывающиеся на основе управомочи-вающих норм, определяющих права участников этих отношений. Так, осуществляя свое право, например, на необходимую оборону, гражданин вступает в отношения как с лицом, совершившим общественно опасное посягательство, так и с государством. Если методом охранительного уголовно-правового отношения является установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания, то для регулятивных уголовно-правовых отношений характе-