Научная статья на тему 'Без вины виноватые: когда гендиректора или главного бухгалтера можно привлечь к уголовной ответственности за грехи компании? Интервью с адвокатом Валентиной Ивановной Дублиной'

Без вины виноватые: когда гендиректора или главного бухгалтера можно привлечь к уголовной ответственности за грехи компании? Интервью с адвокатом Валентиной Ивановной Дублиной Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Без вины виноватые: когда гендиректора или главного бухгалтера можно привлечь к уголовной ответственности за грехи компании? Интервью с адвокатом Валентиной Ивановной Дублиной»

БЕЗ вины виноватые: КОГДА ГЕНДИРЕКТОРА ИЛИ ГЛАВНОГО бухгалтера МОЖНО привлечь к уголовной ответственности за грехи компании?

Интервью с адвокатом Валентиной Ивановной Дублиной

guilty though guiltless: when the ceo or the chief accountant CAN BE brought TO TRIAL FOR SINS OF THE COMPANY?

Interview with the advocate Valentina Ivanovna Dublina

Визитная карточка:

Дублина Валентина Ивановна - адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Адвокатской палаты Краснодарского края. Окончила Финансовую академию при Правительстве РФ (г. Москва). Является автором ряда статей, посвященных проблемам материального и процессуального права в области экономических и налоговых правоотношений. В процессе осуществления адвокатской деятельности специализируется на представлении интересов клиентов в судебных разбирательствах, связанных с разрешением экономических споров, в том числе с уголовным судопроизводством по преступлениям в сфере экономики. В разное время защищала интересы крупных российских и международных компаний, государственных органов и известных лиц. Среди ее профессиональных достижений значатся многочисленные победы в судах общей юрисдикции, апелляционной и кассационной инстанции, арбитражных судах, ФАС, ВАС по налоговым и иным экономическим спорам. Имеет сертификаты о повышении квалификации «Защита прав человека в Европейском Суде по правам человека. Устройство суда Европейского Союза», «Судебно-правовая система Великобритании. Специализация: Коммерческий арбитраж» и др. Оказывает благотворительную помощь Быковскому детскому дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- здравствуйте, уважаемая Балентина Ивановна! Люди, работающие в должности генерального директора или главного бухгалтера, вызывают у окружающих разные эмоции: уважение, восхищение (тем, что человек смог достичь определенных высот в карьере) и даже зависть: многие считают работу гендиректора / главбуха очень привлекательной и довольно лёгкой. Б то же время очевидно, что профессиональная деятельность этих лиц связана с высоким уровнем ответственности. Что Бы думаете по этому поводу?

- На самом деле работа «главных» таит в себе не только прелести высокого статуса в обществе, но и огромную ответственность. Попасть в немилость Закона, находясь на столь ответственном посту, проще простого: задержка заработной платы работникам более двух месяцев, не сданные вовремя отчеты, ошибки в расчетах, но самый главный бич, за который государство карает очень жестко, - это налоги. Не дай бог, не так рассчитал главбух или попросту захотел «сэкономить» (не секрет, что налоги в нашей стране просто чудовищные!), то есть «отмыть» часть средств, - и всё, он преступник! Причём, не просто преступник, а «уголовник».

- Какие общие рекомендации Бы могли бы дать генеральным директорам и главным бухгалтерам организаций, чтобы они могли

обезопасить себя от привлечения к уголовной ответственности?

- Статья 199 УК РФ гласит: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации влечёт за собой наказание в виде «штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» в случае «уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере», или, если то же деяние совершено группой лиц и /или в особо крупном размере, то наказание будет более суровым: штраф «в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». То есть наказание за грехи с налогами достаточно серьезное, а особо отличившихся и вовсе могут посадить в тюрьму.

Для того чтобы чётко представлять, на кого ориентирована данная статья, приведу некоторые положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены:

а) руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер в отсутствие в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);

б) иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);

в) лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., несет ответственность в зависимости от содеян-

ного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7).

Выходит, к уголовной ответственности привлекают и организатора (как правило, подобные аферы в одиночку не проворачивают), подстрекателя и пособника, то есть на скамью подсудимых сядет вся «команда» в полном составе. Правда, если будет доказана их причастность.

- за какие «грехи» отвечает главный бухгалтер?

- При нарушении Налогового кодекса (п. 1 ст. 45), когда он самостоятельно не выполняет свои обязательства по уплате налогов.

Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, а главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

По другой статье руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

Следовательно, главный бухгалтер несет ответственность за грубые нарушения ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Если же нарушения привели к искажению данных налоговой декларации, в результате чего произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере (ст. 199 Уголовного кодекса РФ), то за такое деяние предусмотрена уголовная ответственность.

- Также хотелось бы, чтобы Вы подробно остановились на вопросе о так называемых фирмах-однодневках. Что это такое? каковы их роль в уклонении от уплаты налогов и

ответственность их организаторов применительно к ст. 199 УК РФ?

- Под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность либо представляющее «нулевую» отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации. Фирма-однодневка имеет официальных учредителей, указанных в учредительных документах, и реальных, «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами. Таким образом, фирма-однодневка - это существующая «на бумаге» организация, созданная не для ведения реальной экономической деятельности. Большинство однодневок все-таки используется для уклонения от уплаты налогов (налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает на произведенные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС). Заключение сделки с фирмой-однодневкой может повлечь для организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, массу неблагоприятных последствий. Существует угроза привлечения к административной, налоговой, уголовной ответственности. Более того, очень часто уголовные дела заканчиваются предусмотренными в соответствующих статьях УК РФ наказаниями. Статистика - вещь упрямая: по данным судебного департамента при ВС, за 2015 год 99 % всех приговоров, постановленных судами, - обвинительные.

- Каковы особенности проведения дослед-ственной проверки и возбуждения уголовных дел по ст. 199 УК рФ?

- В подавляющем большинстве случаев уголовное дело возбуждается после поступления в следственные органы материалов от налоговиков, проводивших выездную проверку. Так, согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, если недоимка погашена в двухмесячный срок с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, то материалы налоговой проверки не попадут в следственные органы, и, соответственно, уголовное дело не будет возбуждено по представлению налоговой инспекции.

Не исключено возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ без наличия решения налогового органа на основании материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.

Следует отметить, что умысел в уклонении от уплаты налогов занимает одну из первостепенных позиций в доказывании вины по ст. 199 УК РФ, и в его отсутствие лицо, в отношении которого возбуждено дело, освобождается от уголовной ответственности. Так, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 64 указывает, что уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом, с целью полной или частичной их неуплаты.

- Если в офисе организации происходит обыск, на что Бы рекомендуете сотрудникам организации обратить особое внимание?

- Органы полиции занимаются выявлением и пресечением налоговых преступлений. Они проводят оперативно-розыскные и проверочные мероприятия. Если выявляют признаки налогового преступления - направляют материалы в Следственный комитет и в налоговые органы.

Следователь Следственного комитета проверяет поступившие материалы, возбуждает и расследует уголовное дело, а по окончании расследования направляет его в суд. Следователь проводит необходимые следственные действия, допрашивает свидетелей, изымает документы, назначает экспертизы. При этом органы полиции и налоговые органы находятся со следователем в постоянном взаимодействии и по его требованию представляют необходимую информацию, а также обмениваются информацией между собой. Полномочия Следственного комитета и органов полиции различны, но их задачи по пресечению налоговых преступлений едины.

Обыск в нежилом помещении и выемка документов и предметов проводятся на основании постановления следователя. А осмотр, обыск и выемки в жилище, личный обыск (за исключением случая задержания подозреваемого), выемки документов, содержащих государственную или налоговую тайну или информацию о вкладах и счетах граждан в банках, наложение ареста на имущество, контроль и запись телефонных переговоров - только на основании судебного решения.

Все следственные действия не могут производиться ночью (с 22.00 до 6.00).

Во время обычной выездной налоговой проверки инспекторы могут в любой момент привлечь сотрудников полиции. Такое право дают п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции). Кроме того, полицейские могут прийти как вместе с налоговыми инспекторами в качестве дополнительной поддержки, так и самостоятельно.

Инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, как и предоставлять проверяемой компании копию запроса о привлечении сотрудников отдела внутренних дел.

Совместная работа проверяющих органов значительно расширяет возможности проведения выездной проверки. Минфин России указал, что сотрудники органов внутренних дел также могут принимать участие в дополнительных мероприятиях налогового контроля.

Полицейские вправе пользоваться всеми средствами и методами в рамках своей компетенции, которые предоставлены Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД). В частности, на основании судебной санкции может быть проверена почта организации (в том числе и электронная), и прослушаны телефонные переговоры.

Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, приобщаются к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений на основании п. 14 Инструкции.

Проведение полицейских проверок, как в рамках совместных проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий, можно условно разделить на три этапа - предварительный сбор информации, формирование доказательной базы и при необходимости возбуждение уголовного дела.

Полицейские имеют право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий. На первом этапе проводится предварительный сбор информации, главная его задача заключается в том, чтобы понять, как работает организация, получить предварительные доказательства и подготовиться к их изъятию.

Что касается негласных оперативно-розыскных мероприятий, в основном на предварительном этапе информация собирается без ведома и согласия того, в отношении кого проводится проверка. На практике специалисты используют

такие способы, как наблюдение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных разговоров, а также чтение почты (в том числе и электронной). Такие действия со стороны полицейских законны и предусмотрены в ст. 6 Закона об ОРД. Конечно, для их проведения у полицейских должна быть санкция суда, которая выдается, когда есть иные существенные доказательства совершения преступления

Однако на практике прослушивание телефонных переговоров осуществляется очень часто, а оперативник, узнавший таким образом место нахождения документов, печатей фирм-однодневок и прочих доказательств, совершенно законно изымает их из этого места. Обычно уже никого не интересует, откуда взялась информация о нахождении документов. В крайних случаях полицейский может сослаться на информацию из оперативных источников или на анонимное сообщение.

- А как быть, если в организацию приходит запрос на представление документов из правоохранительных органов?

- По общему правилу запрашиваемые документы компания должна представить в тот срок, который установлен в запросе, но он не может превышать одного месяца с момента вручения запроса (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). Если должностное лицо или организация, получившие запрос, не представят ответ в эти сроки, то они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических - от 3000 до 5000 руб. Штраф за невыполнение распоряжений полиции для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических - от 3000 до 5000 руб.

- существуют ли какие-либо особенности проведения судебно-бухгалтерской экспертизы?

- Бывают случаи, когда в ходе проведения выездной налоговой проверки инспектор выражает сомнение в подлинности счета-фактуры, по которому предприятие заявило значительную сумму НДС к вычету, и угрожает проведением судебно-бухгалтерской экспертизы.

Судебно-бухгалтерская экспертиза представляет собой экспертное исследование, целью которого является установление обстоятельств, необходимых для составления заключения по уголовному или гражданскому делу.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок и основания для назначения экспертизы, являются: Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы,

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Необходимо помнить о том, что инициировать проведение экспертизы могут органы дознания, прокурор или суд в рамках следственного или судебного процесса, при этом область исследования ограничена теми хозяйственными операциями (и их отражением в учете), которые стали объектом интереса органов расследования.

При назначении судебно-бухгалтерской экспертизы в ходе следственного процесса составляется постановление (ч. 1 ст. 195 УПК РФ), в котором указываются:

- основания для назначения экспертизы;

- эксперт, которому поручено производство;

- вопросы, по которым необходимо предоставить экспертное мнение;

- материалы, переданные для исследования.

В качестве судебного эксперта могут привлекаться как специалисты государственных специализированных организаций, так и лица, не являющиеся ими, но владеющие квалификационным уровнем «специалист» и прошедшие аттестацию в качестве судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном законом. Суд (следственные органы) вправе обратиться к эксперту только по вопросам в рамках порученной ему экспертизы. В ходе проведения экспертизы бухгалтер-эксперт анализирует представленные ему документы, регистры, способ ведения бухгалтерского учета на предмет наличия искажающих факторов и способа (места, времени) искажения, дает оценку взаимосвязанности бухгалтерских операций. Зачастую перед экспертами ставятся следующие задачи:

- выявление влияющих на показатели хозяйственной деятельности признаков искажения данных бухгалтерского учета;

- воссоздание искаженных записей учета;

- поиск наличия в бухгалтерских записях противоречий;

- изучение возможности существования двойного учета;

- отражение присутствия фактов хищения;

- обоснование целевого использования средств (правомерности расходов);

- оценка полноты оприходования материальных ценностей;

- определение правильности отражения бухгалтерских операций;

- установление признаков уклонения от уплаты налогов, фальсификации документов и т. д.

После проведения полного исследования всех представленных документов эксперт составляет письменное заключение, в котором излагает мотивированные ответы на все поставленные перед ним вопросы. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается у эксперта, проводившего исследование, второй передается учреждению, назначавшему экспертизу.

В случае необходимости эксперт может быть привлечен к участию в судебном разбирательстве для допроса или разъяснения смысла заключения. Необходимо понимать, что именно от того, как будет донесен смысл положений акта до суда, и зависит исход дела.

Тем не менее, нужно упомянуть еще об одном способе использования судебной экспертизы, но уже в интересах налогоплательщика. В этой ситуации имеет смысл сразу привлечь стороннего эксперта для получения заключения о правильности исчисления и своевременности уплаты налога. Необходимо очень тщательно формулировать вопросы, обращенные к эксперту, ведь это залог успеха. Поскольку период досудебного урегулирования короток, а налоговая инспекция зачастую не склонна обсуждать правомерность предъявленных претензий, возможность решения вопроса в досудебном порядке маловероятна, поэтому при получении на руки акта налоговой проверки целесообразно подавать иск о признании акта налоговой проверки недействительным, подкрепляя его полученным заключением эксперта.

- Чем может помочь адвокат, специализирующийся на юридической защите бизнеса? Какие задачи ставятся перед ним?

- Как на стадии налоговой проверки, так и на стадии предварительного следствия, рекомендую обращение к адвокату, так как это позволит изначально правильно выстроить позицию по защите своего доверителя, выбрать оптимальный вариант защиты. Не рекомендую давать показания или объяснения, а также представлять документы без участия защитника. Не секрет, что требования налоговой инспекции о погашении недоимок не всегда являются обоснованными, однако акт проверки, в котором зафиксирована сумма уклонения от уплаты налога в особо крупном размере, влечет за собой не только финансовые потери, но и уголовную ответственность. В таком случае необходимо доказать факт правомерного исчисления и своевременного исполнения налогоплательщиком своих обязательств до начала возбуждения уголовного дела.

- Могли бы Бы дать совет, как организации заранее обезопасить себя от проверяющих?

- Существует несколько правил, которые помогут сотрудникам организации при проведении у них в офисе оперативно-розыскных мероприятий. Во-первых, хранение документов - всю документацию безопаснее хранить в запирающихся шкафах либо в помещениях вне офиса. Во-вторых, установка видеонаблюдения. Фиксирование всех действий полицейских послужит объективным доказательством в суде в случае превышения ими своих полномочий. Если камеры в офисе не установлены, то работникам рекомендуется снимать действия проверяющих на собственные видеофиксаторы (например, на камеру мобильного телефона). В-третьих, хранение информации: для организации оптимально работать с внешними носителями данных, а не хранить важную информацию на жестких дисках компьютеров. В-четвертых, коммерческая тайна: организация может установить режим коммерческой тайны для особо важных документов, ведь при наличии такого положения изымать эти документы можно только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Однако такое правило действует только до того момента, пока не будет выписано постановление о проведении обыска. При его наличии следователь вправе забирать любые документы. В-пятых, не помогать проверяющим. Сотрудникам организации безопаснее не помогать полицейским при исполнении ими служебных обязанностей. Это касается ввода паролей, открытия сейфов, ящиков стола или демонстрации личных вещей. И наконец, не спрашивать разрешения у полицейских: чем больше работники будут спрашивать разрешение на то, что в обычный день делали бы, не задумываясь, тем больше они получат запретов. Не спрашивайте у проверяющих, можно ли выйти, пойти домой или позвонить по телефону начальству.

- каковы особенности применения амнистии к осужденным по экономическим преступлениям?

- Амнистия - освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В отличие от амнистии акт о помиловании принимается только главой государства и является

индивидуальным, то есть относится к конкретному лицу или группе лиц. Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает, что с объявлением амнистии прекращаются производством дела, находящиеся в стадии расследования, или дела, законченные расследованием, но не рассмотренные судом. Лица, отбывающие наказание, освобождаются от дальнейшего его отбывания, или им сокращается срок отбывания. Если обвиняемый возражает против прекращения дела по амнистии, расследование и судебное производство по этому делу продолжаются. В случае признания судом виновности обвиняемого дело прекращается по основаниям, установленным актом об амнистии. В Российской Федерации амнистия была проведена впервые в феврале 1994 г. Она состояла из трех постановлений Государственной Думы: «Объявление амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации», «Объявление политической и экономической амнистии» и «О порядке применения постановления «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации». Амнистия была объявлена также в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В каждом конкретном случае надлежит индивидуально подходить к рассмотрению вопроса о применении акта амнистии.

Могу привести пример из моей практики. В порядке ст. 314 УПК РФ обвиняемый вправе ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы. Пунктом б ч. 2 ст. 199 УК РФ предусмотрено максимальное наказание на срок до шести лет, соответственно применение особого порядка по предъявляемому обвинению в отношении обвиняемого Х. законодательно допустимо. В силу ст. 60 УК РФ защита просила суд учесть обстоятельства, характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности, его роль в совершении преступления, влияние назначаемого наказания на условия жизни семьи обвиняемого. Защита обращала внимание на то, что назначение ему наказания в виде лишения свободы должно быть осуществлено с применением ст. 73 УК РФ, так как такой вид наказания будет соответствовать цели наказания - восстановлению социальной справедливости и предупреждению совершения новых преступлений. При определении размера наказания мы просили суд учесть данные о личности обвиняемого, который вину

признал и в содеянном раскаялся, ранее не судим, на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах не состоит, положительно характеризуется по месту жительства и работы, партнерами по бизнесу, на его содержании находятся двое несовершеннолетних детей, один из которых является малолетним (пять месяцев). При рассмотрении данного уголовного дела в отношении Х. при назначении наказания и постановлении судебного акта мы также отметили, что суду надлежит применить Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. № 65766 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В итоге суд постановил следу-щее: обвиняемый признан виновным, назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно, с применением п. 9 акта об амнистии. При этом судимости у подзащитного не имеется.

- Что делать, если лицо уже привлечено к ответственности по статье 199 УК РФ?

- В первую очередь, своевременно привлечь адвоката, специализирующегося на данной категории дел, который обратит внимание на все нюансы и выстроит линию защиты с достижением наиболее положительного результата, так как порой исправление допущенных ошибок и невыполненных своевременно действий ведет к значительному ухудшению процесса по защите.

- Большое Вам спасибо за содержательную беседу.

Беседовал доктор юридических наук, доцент, главный редактор журнала «Евразийская адвокатура»

А.В. Рагулин

ММ€ЖМ

шжтш пгеетш

уважаемые ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию

евразийский научно-исследовательский институт проблем права

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.