2004.04.017. ИСТВУД К., ЛАМСА А.-М., САККИНЕН А. ОБ ЭТИКЕ И ЦЕННОСТЯХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИЗНЕСУ:
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
EASTWOOD K., LAMSA A.-M., SAKKINEN A. About ethics and values in business education: A cross-cultural perspective // Electronic j. of business a. organization ethics. - Jyvaskylan, 2001. - Vol.3, N 1. - Mode of access: http://www.cc.iyu.fi.
Карен Иствуд, Анна-Майа Ламса и Айла Саккинен исходят из определения этики как раздела философии, включающего в себя исследование природы и происхождения добра и зла, справедливого и несправедливого и других связанных с ними понятий. Ценности составляют неотъемлемую часть этики, поскольку представляют собой идеалы, необходимые для достижения счастливой жизни. Кроме того, ценности служат руководством в выборе человеком той или иной линии поведения.
Авторы выделяют следующие два основных вида этических теорий: утилитаризм и деонтологию. Согласно утилитаризму, мораль обусловливается исключительно последствиями поведения субъекта. Основная идея этого учения сводится к тому, что правильный поступок приносит людям благо, в то время как ложный - вред. Что касается деонтологии, то она подчеркивает прежде всего такие понятия, как «долг» и «обязанность». Главный представитель деонтологии И.Кант сформулировал моральные правила, которые, будучи рациональными, должны быть одинаковыми для всех разумных субъектов. Эти правила реализуются благодаря моральной воле субъектов. Они должны соблюдаться всеми людьми, независимо от внешних обстоятельств. Чтобы исключить влияние субъективного интереса и субъективных ошибок, Кант предложил критерий, согласно которому люди в сходных обстоятельствах должны поступать одинаковым образом. В этом суть категорического императива Канта, где категоричность сводится к абсолюту.
В дополнение к утилитаризму и деонтологии существует этика добродетелей. В основе этого учения лежит характер человека. Важнейший представитель этики добродетелей Аристотель считал, что человеческие добродетели бывают как теоретическими, так и практическими. Добродетели - это свойства человека, которые способствуют тому, что благие поступки становятся его естественным выбором.
Поскольку этические ценности тесно связаны с культурой того или иного народа, их порой нелегко понять. К примеру, в условиях международного сотрудничества нетрудно постичь такие внешние проявления культуры, как артефакты и ритуалы, чего нельзя сказать о более глубоких ценностях, лежащих в их основе. В рамках глобальной экономики для компаний, представляющих разные страны, существует настоятельная потребность работать сообща. Это порождает необходимость вести себя адекватно в условиях иного культурного пространства. При этом следует учитывать, что этические ценности данной культуры могут существенно отличаться от этических ценностей твоей страны. И, несмотря на их отличия, ценности данной культуры надо рассматривать как адекватные.
Нравственной основой международного сотрудничества служит положение о том, что партнеры должны стремиться к соблюдению принципа равенства и атмосферы человечности. К любому партнеру следует относиться с чувствами уважения и доверия. В условиях международного сотрудничества важно принять и понять ценности другой культуры. Проблема заключается в том, возможно ли принять все ценности иной культуры.
Согласно объективистскому подходу, субъект оценивает этическое благо с помощью рационального мышления. Представители объективизма утверждают, что вне сознания человека существует общая идея блага, универсальная и неизменная. Объективистский подход, основанный Платоном, во главу угла ставит универсальные ценности. Иными словами, сторонники объективизма рассматривают мораль с объективной точки зрения, используя в качестве фундамента для принятия решений деонтологическо-утилитаристскую модель.
Напротив, представители культурного абсолюционизма считают, что не существует нейтральных универсальных моральных ценностей: все они культурно обусловлены. Сторонники субъективистского подхода убеждены, что не существует объективной идеи блага. Мнение любого субъекта справедливо лишь для него самого, и не существует способов сравнения различных точек зрения. Авторы не соглашаются с подобной точкой зрения, ведущей к позиции крайнего релятивизма. Они выражают уверенность, что существует небольшое число базисных этических ценностей, которые важны для людей и которые большинство людей может принять. Эти ценности включают в себя принцип уважения к
жизни и некоторые принципы сотрудничества между людьми. На основе этих ценностей могут развиваться другие этические нормы.
Основной лозунг современного международного сотрудничества звучит следующим образом: «Мысли глобально, а действуй локально». Иными словами, бизнесмены, уважая ценности различных культур, должны исходить из единой этической платформы. Администрация каждой фирмы должна соотнести свой собственный этический кодекс с фундаментальными этическими ценностями, и это станет этической платформой для будущего. Идея заключается в том, чтобы, комбинируя различные моральные ценности, сотрудники понимали и принимали основные этические принципы своей организации.
В заключение авторы выражают уверенность, что люди способны развивать свои моральные ценности так же, как и свое моральное самосознание. Они способны понимать этическую необходимость и формировать позитивные этические качества. Смысл, присущий человеческому существованию, и достоинства, необходимые для этого существования, проистекают от самих людей.
О.В.Летов
2004.04.018. ГУСТАФССОН К. К КАКОМУ ТИПУ МОРАЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ ДОВЕРИЕ?
GUSTAFSSON C. What kind of morality is trust? // Electronic j. of business a. organization ethics. - Jyvaskylan, 2001. - Vol.3, N 1. - Mode of access: http://www.cc.iyu.fi.
Клэс Густафссон определяет доверие как форму социального единения, сплачивающего людей в рамках организованного сообщества. Субъекты хозяйственной деятельности не могли бы нормально функционировать без определенного доверия. Работа современных корпораций предполагает высокую степень предсказуемости поведения партнеров. Если в этих условиях сотрудники не смогут доверять друг другу, идея какого-либо организованного действия становится бессмысленной.
Доверие, конечно, не ограничивается сферой экономической деятельности, область его приложения гораздо шире. Оно составляет основу счастливой жизни как таковой. Чем больше субъект способен доверять другим людям, тем лучше становится его жизнь. Если же он не может доверять никому, он оказывается в гоббсовском мире, где человек человеку волк.