www.volsu.ru
УДК 174.4:330.875.24 ББК 87.751
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жанна Владимировна Рослякова
Кандидат философских наук, доцент,
заведующая кафедрой философии, истории и политологии, Волгоградский государственный аграрный университет zhrosliakova@yandex.ru
просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Александр Сергеевич Разин
Кандидат философских наук,
доцент кафедры философии, истории и политологии, Волгоградский государственный аграрный университет га7т-1978@уаМех. ги
просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье обосновывается идея о том, что при анализе экономической деятельности современная наука должна учитывать не только сугубо экономические, но и культурологические, духовно-нравственные факторы. При разработке экономических целей хозяйствующих субъектов необходимо опираться на морально-этические ценности общества, поскольку мораль обладает объединительным потенциалом, необходимым для успешного функционирования экономики.
Ключевые слова: этическая регуляция, экономическая этика, духовно-нравственный фактор, этика хозяйствования, ответственность.
В условиях современного общества, характеризующегося глобализацией, открытостью и демократизацией всех сторон жизни, актуализацией общечеловеческих ценностей, как никогда возрастает степень социальной и нравственной ответственности индивида за ^ результаты своей деятельности. Острые со, циально-экономические и финансовые противоречия современной эпохи привели многих § ученых к пониманию того факта, что эконо-^ мическая глобализация сама по себе не обес-р^ печивает справедливость и социальный про-^ гресс, а даже, наоборот, усиливает негатив-
=3 т-.
§ ные тенденции социального развития. В связи | с глубокой трансформацией экономических от-£ ношений актуальными задачами и вопросами © являются объяснение условий достижения ста-
бильности и сбалансированности воспроизводственного процесса, эффективности и роста экономики в современном обществе, вопрос реформирования механизмов, регулирующих социально-культурную систему.
В период становления постиндустриального общества этическая регуляция становится значительным и необходимым фактором жизни, дополняя, а порой и заменяя другие формы регуляции во всех сферах общества. Конечной целью экономики является удовлетворение потребностей индивидов и создание условий для их самореализации. Главной задачей каждого участника производственного процесса становится превращение общих правил и обязанностей хозяйственной деятельности в правило собственного поведения. Эко-
номическая этика, являясь результатом приложения моральных норм к хозяйственно-экономической деятельности, ориентирована на практическую деятельность, поэтому ее различные виды также подчинены моральной регуляции.
Постиндустриальная экономика требует усиления внимания к человеческому фактору, что находит отражение в исследованиях современных экономистов и философов. В работах, посвященных проблемам мировой экономической системы, все большее значение придается внеэкономическим, социокультурным причинам современного экономического кризиса [1; 3-5; 7; 8]. Многие экономисты пришли к выводу о том, что экономическое развитие общества невозможно объяснить воздействием только объективных, сугубо экономических факторов, помимо них большое значение имеют и морально-этические, религиозные, психологические и другие причины. Смысл экономики, ее сущность неразрывно связаны с вопросами справедливого распределения благ и ответственности хозяйствующих субъектов.
Важной задачей этики является формирование норм и ценностей, регулирующих поведение членов общества во всех сферах их деятельности. Экономическая этика представляет собой ценностную структуру, включающую в себя нормативно-регулятивные системы, выступающие ценностными ориентирами в профессиональных экономических сообществах.
Вопреки тенденции современного социума к дифференциации сфер общественной жизни экономическая этика благодаря своей всепроникающей способности стремится создать новое единство хозяйства и культуры, опираясь на анализ этических предпосылок развитого постиндустриального общества, общих условий хозяйства, а также хозяйственной деятельности индивида. Она исследует такие важные для экономической деятельности вопросы, как вопрос о соотношении морали и пользы, выгоды, вопрос о взаимосвязи общего и личного интересов.
Вопрос о духовно-нравственных факторах, обусловливающих взаимодействие людей, одним из первых поставил Э. Дюркгейм. Большое внимание он уделял роли и значению моральных принципов и религиозных идеалов в созда-
нии ценностно-нормативной базы содержания социальных связей и отношений. А. Смит, например, считал бережливость одной из важных причин роста капитала, а И. Бентам предполагал, что благосостояние общества определяется счастьем наибольшего числа людей. По мнению М. Вебера, протестантская религиозная этика как новая хозяйственная идеология заложила основы экономики капитализма и сыграла огромную роль в формировании нового типа личности [2].
Такие классики экономической теории, как Дж. Милль, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, также подчеркивали важную роль социокультурных факторов, влияющих на эффективное экономическое устройство и процесс воспроизводства. В 30-х гг. прошлого века Джон Мей-нард Кейнс утверждал, что интеграция этических норм и экономической деятельности возможна в будущем, в условиях высокого уровня экономического развития общества, при котором люди вернутся к таким общечеловеческим ценностям, как добро, достоинство, справедливость, добродетель. Многие исследователи настаивают на необходимости интеграции экономики и этики, обосновывая ее тем, что экономика исторически и систематически вытекает из этики, поэтому в любой экономический анализ нужно ввести временное и социальное измерение.
Пристальное внимание к анализу духовно-нравственного фактора в экономическом развитии общества стало характерным для современной экономической науки, в частности для таких направлений, как институциона-лизм и неоинституционализм. Представители этих течений (Т. Веблен, Г. Беккер, Дж. Бью-кенен) исходным пунктом своих исследований рассматривали «живого человека», его потребности, представления и интересы, обычаи и традиции как движущие мотивы экономического поведения. Экономические отношения, по их мнению, во многом являются производными от духовных ценностей, а механизм экономического развития складывается и под воздействием нравственных, религиозных и психологических факторов [6].
Обоснованию социальной этики в теологическом аспекте посвящена работа швейцарского теолога Артура Риха «Хозяйственная этика», в которой морально-этические на-
мерения и решения в экономике и других социальных сферах он сравнивал с религиозной верой [8].
Особый интерес вызывают труды немецкого экономиста Петера Козловски, в которых он анализирует этические условия эффективного экономического порядка. П. Козловски считает необходимым включить в основные структуры рыночной экономики социокультурные элементы, поскольку морально-этические условия экономической деятельности, по его мнению, являются необходимым условием роста экономики [5]. В условиях постиндустриального общества экономическая наука нуждается в синтезе и единстве с морально-этическим и культурологическим знанием.
Немецкий экономист в работе «Принципы этической экономии» обосновывает необходимость объединения экономического и этического подходов к анализу хозяйственной деятельности человека, основываясь на единстве предмета их исследования: это деятельность человека, определяемая его интересами, побуждениями и стремлениями. По мнению автора, этическая и экономическая науки должны объединиться в единую теорию рациональной деятельности человека. Экономическая этика исследует актуальные проблемы о соотношении общественного и личного интересов, нравственности и выгоды. Результатом интеграции экономических и этических аспектов деятельности стала хозяйственная этика, или, по терминологии П. Коз-ловски, «этическая экономия» [5], являющаяся теорией этических предпосылок хозяйства как области культуры и пользующаяся экономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности. Будучи практической философией, экономическая этика направлена прежде всего на привнесение этической рефлексии и этических суждений в экономическую деятельность.
Истоки экономической этики восходят к традициям античной этики, трактуемой Аристотелем как практическая философия, подчеркивающая единство этики, экономики и политики и рассматривающая экономические вопросы в контексте этического принципа справедливости. Рассматривая проблему справедливости в экономической этике, исследователи пришли к выводу о необходимости
объединения теории этических предпосылок рыночного хозяйства, деонтологической этики, а также этического и экономического учений о благах в единое учение [5]. Этот вывод нашел отражение в теории «справедливого ценообразования», которая связывает справедливость обмена в рыночной экономике и справедливость результата этого процесса - цены. Справедливый обмен (обмен эквивалентов, основанный на адекватности материальных благ) предполагает требование справедливой цены, при которой индивидуальная цена товаров или услуг соответствует рыночной. Экономика, утверждающая справедливые цены, основанные на истинной ценности блага, является социально и этически ориентированной. Основаниями экономической этики являются деонтология, этика справедливости и утилитаризма, раскрывающие мотивацию, цели и идеалы хозяйственной деятельности, во многом определяемые категориями пользы, блага, долга, добродетелей. Хозяйственная этика, являясь аспектом экономической этики, направлена на исследование хозяйственной деятельности, ее норм, правил, принципов и идеалов. Этика хозяйствования и предпринимательства не только описывает ценности честного хозяйствования, но и старается усилить мотивы целесообразной, рациональной деятельности и правильного экономического поведения на рынке и на предприятиях. В хозяйственную этику входят учение о добродетелях хозяйствования, учение о хозяйственном долге и учение о благах, при этом добродетели оставляют простор совершенствованию экономической деятельности. Добродетель предполагает склонность и стремление проявлять справедливость и порядочность в экономической деятельности, в процессе обмена материальных благ. Учение о хозяйственных добродетелях обосновывает образ экономической жизни, направленный на совершенствование культуры хозяйствования, тем самым способствующий повышению благосостояния и процветания общества.
Важной задачей экономической этики является обеспечение уверенности хозяйствующего субъекта во всеобщности соблюдения правил этического кодекса экономической деятельности, что улучшает функционирование рынка и способствует общественному
благу. Потребность в морально-этическом обосновании своих поступков, ответственном принятии решений в своей деятельности должна найти более полное отражение при переходе от количественной экономики материальных благ к качественной экономике услуг.
Возрастание интереса к экономической этике во многом связано и с современной экологической ситуацией. Негативные последствия хозяйственной деятельности не только ставят задачу оценки этой деятельности, но и актуализируют этико-экономический анализ общезначимых ценностей.
Отечественный экономист А.В. Бузга-лин предлагает новую систему, в которой именно «справедливость будет стимулировать эффективность экономики» [1, с. 87]. Другой исследователь Б.М. Генкин, проанализировав влияние духовных, интеллектуальных ценностей на эффективность хозяйственной деятельности, пришел к выводу о том, что доминирующим направлением деятельности человека являются духовные потребности и мотивы, особую значимость при этом имеют нравственные факторы [4, с. 85, 107].
Важной задачей отечественной экономической науки является поиск ответов на вопросы о том, каковы причины низкой динамики и отсутствия расширенного воспроизводства в отечественной экономике, каковы условия, не позволяющие применять и расширять положительный опыт других стран в организации управления воспроизводством основного капитала в России?
Господствующие в экономической сфере мировоззрение и культура определяют характер институциональной структуры общества. Эта структура отражает особенности современного ценностного базиса, лежащего в основе поведения и жизнедеятельности человека. Не все новые идеи приживаются в обществе, остаются лишь те, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и целям большинства людей и не противоречат нормам и ценностям господствующей морали. В организации хозяйственной деятельности государства наиболее динамичные, соответствующие ценностному базису и внешним воздействиям экономические механизмы становятся основой институциональных форм и в дальнейшем закрепляются в институцио-
нальном пространстве, что в конечном счете и определяет особенности каждого этапа развития социально-экономической системы и общества в целом. Если институциональная структура согласована с базисом моральных ценностей, формируются основы стабильности и доверительных отношений между субъектами экономической деятельности.
В случае отступления от этих ценностей возможны возникновение, реализация и закрепление неэффективных норм, правил и институтов. Сами по себе институциональные новации не могут привести к существенным экономическим результатам. Эффективные результаты можно получить только при изменении ценностных базисных норм и правил. Отсутствие этических регуляторов экономических целей особенно чревато негативными последствиями для инновационного развития, поскольку может возникнуть желание создать «продукт», имеющий разрушительное воздействие на окружающий мир.
Результаты экономического развития показывают невозможность реализовать на российской почве достижения западных экономических и социальных стандартов без учета специфики места и времени, без совместимости общекультурных норм, традиций и ценностей западного и отечественного общества. Человек, как субъект экономической деятельности, всегда является продуктом конкретной культуры. Каждая национальная культура обладает своей системой ценностей, специфическим пониманием общечеловеческих моральных правил и идеалов, норм и законов хозяйственной деятельности, особыми формами экономического поведения. Человек, сформированный в определенной культуре, принимает ее смыслы и значения, в соответствии с которыми он строит свою жизнь и хозяйственную деятельность. Экономические цели, абстрагированные от морально-этических ценностей, ведут к расхождению смысла жизни человека со смыслом его производственной деятельности, что зачастую приводит к негативным последствиям как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Современный российский ценностный базис, формирующий экономические интересы нашего общества, является главным препятствием в укоренении даже самых эффективных
западных институциональных форм хозяйственной деятельности. Любые программы развития экономики и институциональной структуры должны основываться на изменении качества социально-экономических отношений, опирающихся на нравственно-ценностный, культурный базис российского общества.
Современное понимание общественного развития позволяет выйти на новое понимание места и значения морально-этических, культурных механизмов в экономической деятельности людей. Общество добивается экономического успеха тогда, когда сосредоточивает энергию людей на основе фундаментальных общечеловеческих ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бузгалин, А. В. Десять принципов социально-ориентированного развития: новый проект? / А. В. Бузгалин // Философия хозяйства. - 2010. -№5 (71). - С. 85-99.
2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. -М. : Прогресс, 1990. - С. 43-271.
3. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. - М. : Норма, 2007. - 448 с.
4. Козловски, П. Принципы этической экономии / П. Козловски. - СПб. : Экон. шк., 1999. - 346 с.
5. Козловски, П. Этика капитализма. Эволюция и общество / П. Козловски. - СПб. : Экон. шк., 1996. - 158 с.
6. Разин, А. С. Институализация экономической этики в современной гуманитарной науке / А. С. Разин, Ж. В. Рослякова // Этические ценности в современном социокультурном пространстве : коллектив. моногр. / под общ. ред. А. С. Разина. -Волгоград : Волгогр. ГАУ, 2014. - 159 с.
7. Разин, А. С. Хозяйство и ответственность в этике Артура Риха / А. С. Разин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/119-14624. - Загл. с экрана.
8. Разин, А. С. Экономическая этика в структуре этического знания / А. С. Разин, Ж. В. Рослякова // Философия социальных коммуникаций. -2011.- № 4. - С. 78-87.
9. Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих. - М. : Фил. изд-ва «Посев», 1996. - 816 с.
10. Синютин, М. В. Институциональный подход в экономической социологии / М. Б. Синютин. -СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 313 с.
REFERENCES
1. Buzgalin A.V. Desyat printsipov sotsialno-orientirovannogo razvitiya: novyy proekt? [Ten Principles of Socially Oriented Development: a New Project?]. Filosofiya khozyaystva, 2010, no. 5 (71), pp. 85-99.
2. Weber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [Protestant Ethics and Capitalism Spirit]. Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 43-271.
3. Genkin B.M. Ekonomika i sotsiologiya truda [Labour Economics and Sociology]. Moscow, Norma Publ., 2007. 448 p.
4. Kozlovski P. Printsipy eticheskoy ekonomii [Principles of Ethical Economy]. Saint Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1999. 346 p.
5. Kozlovski P. Etika kapitalizma. Evolyutsiya i obshchestvo [Capitalism Ethics. Evolution and Society]. Saint Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1996. 158 p.
6. Razin A.S., Roslyakova Zh.V. Institualizatsiya ekonomicheskoy etiki v sovremennoy gumanitarnoy nauke [Institutionalization of Economic Ethics in Modern Humanitarian Science]. Razin A.S., ed. Eticheskie tsennosti v sovremennom sotsiokulturnom prostranstve: kollektivnaya monografiya [Ethical Values in Modern Sociocultural Field. Collective Monograph]. Volgograd, Volgogradskiy GAU Publ., 2014. 159 p.
7. Razin A.S. Khozyaystvo i otvetstvennost v etike Artura Rikha [Economy and Responsibility in Arthur Rich's Ethics]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 5. Available at: http://www. science-education.ru/119-14624.
8. Razin A.S., Roslyakova Zh. V. Ekonomicheskaya etika v strukture eticheskogo znaniya [Economical Ethics in the Ethical Knowledge]. Filosofiya sotsialnykh kommunikatsiy, 2011, no. 4, pp. 78-87.
9. Rikh A. Khozyaystvennaya etika [Economical Ethics]. Moscow, Filial izd-va "Posev", 1996. 816 p.
10. Sinyutin M.V. Institutsionalnyy podkhod v ekonomicheskoy sotsiologii [Institutional Approach to Economic Sociology]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy un-t Publ., 2002. 313 p.
MORAL AND ETHICAL BACKGROUNDS OF ECONOMIC ACTIVITY
Zhanna Vladimirovna Roslyakova
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Philosophy, History and Political Science, Volgograd State Agrarian University zhrosliakova@yandex.ru
Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation
Aleksandr Sergeevich Razin
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Department of Philosophy, History and Political Science, Volgograd State Agrarian University razin-1978@yandex. ru
Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article substantiates the idea that during the analysis of economic activity in modern science has to take into account not only purely economic but also cultural, spiritual and moral factors. It is necessary to rely on the moral and ethical values of society in developing the economic goals of economic entities as morality has unifying capabilities required for successful functioning of the economy.
Key words: ethical regulation, economic ethics, spiritual and moral factor, management ethics, responsibility.