Научная статья на тему '2004. 04. 018. Густафссон К. К какому типу моральности относится доверие? Gustafsson C. What kind of morality is trust? // Electronic J. of business A. organization ethics. - jyvaskylan, 2001. - Vol. 3, n 1. - mode of access: '

2004. 04. 018. Густафссон К. К какому типу моральности относится доверие? Gustafsson C. What kind of morality is trust? // Electronic J. of business A. organization ethics. - jyvaskylan, 2001. - Vol. 3, n 1. - mode of access: Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 018. Густафссон К. К какому типу моральности относится доверие? Gustafsson C. What kind of morality is trust? // Electronic J. of business A. organization ethics. - jyvaskylan, 2001. - Vol. 3, n 1. - mode of access: »

2004.04.018

68

жизни и некоторые принципы сотрудничества между людьми. На основе этих ценностей могут развиваться другие этические нормы.

Основной лозунг современного международного сотрудничества звучит следующим образом: «Мысли глобально, а действуй локально». Иными словами, бизнесмены, уважая ценности различных культур, должны исходить из единой этической платформы. Администрация каждой фирмы должна соотнести свой собственный этический кодекс с фундаментальными этическими ценностями, и это станет этической платформой для будущего. Идея заключается в том, чтобы, комбинируя различные моральные ценности, сотрудники понимали и принимали основные этические принципы своей организации.

В заключение авторы выражают уверенность, что люди способны развивать свои моральные ценности так же, как и свое моральное самосознание. Они способны понимать этическую необходимость и формировать позитивные этические качества. Смысл, присущий человеческому существованию, и достоинства, необходимые для этого существования, проистекают от самих людей.

О.В.Летов

2004.04.018. ГУСТАФССОН К. К КАКОМУ ТИПУ МОРАЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ ДОВЕРИЕ?

GUSTAFSSON C. What kind of morality is trust? // Electronic j. of business a. organization ethics. - Jyväskylän, 2001. - Vol.3, N 1. - Mode of access: http://www.cc.iyu.fi.

Клэс Густафссон определяет доверие как форму социального единения, сплачивающего людей в рамках организованного сообщества. Субъекты хозяйственной деятельности не могли бы нормально функционировать без определенного доверия. Работа современных корпораций предполагает высокую степень предсказуемости поведения партнеров. Если в этих условиях сотрудники не смогут доверять друг другу, идея какого-либо организованного действия становится бессмысленной.

Доверие, конечно, не ограничивается сферой экономической деятельности, область его приложения гораздо шире. Оно составляет основу счастливой жизни как таковой. Чем больше субъект способен доверять другим людям, тем лучше становится его жизнь. Если же он не может доверять никому, он оказывается в гоббсовском мире, где человек человеку волк.

69

2004.04.018

Моральные качества проявляются в поведении человека. Однако это положение не распространяется на доверие. Субъект не принимает специального решения доверять или не доверять, он просто либо доверяет, либо не доверяет. Нельзя доверять безгранично. Доверие к какому-то человеку может обернуться как благом, так и злом. Доверие означает ожидание блага от чьих-то поступков. В данном контексте автор сравнивает доверие со счастьем - это индивидуальное или общественное состояние, связанное с моральными качествами других людей. В обществе, где никто не верит в обещания, некому и давать какие-либо обещания. Обещание - это элемент культуры межличностных отношений, где один субъект связывает себя с другим в целях совместной деятельности.

Там, где нет обещаний, нельзя предсказать поведение другого человека. Отсутствие предсказуемости погружает человека в мир, который не может обеспечить ему безопасность существования. В этом мире субъект вынужден жить в постоянной тревоге, надеясь лишь на самого себя, поскольку никто не может протянуть ему руку помощи. Вместе с тем обещание предполагает наличие субъекта, способного верить в это обещание. Если нет доверия, не может быть и обещаний. Таким образом, отсутствие доверия погружает человека в мир смятения и страха, постоянного ожидания насилия. В этом мире нет места сотрудничеству между людьми. Недоверчивые люди не только несчастливы, но и социально деструктивны. Они способны принести вред, разрушая совместные усилия других.

Культура постсоветских стран отличается недоверием граждан к планам и призывам властей. Недоверие имеет место и по отношению к любым совместным акциям. В результате любые прогрессивные реформы обречены на провал. Таким обществом можно управлять только с помощью силы. Соответственно, единственная социальная структура, которая эффективно «работает» в постсоветском пространстве, - это мафия как система, связанная жесткими узами внутреннего доверия. Таким образом, недоверие препятствует строительству нового общества.

Доверие - это не свойство отдельной личности, а социальная категория. Автор не разделяет этическую тенденцию рассматривать моральные проблемы сквозь призму отдельной личности. Он напоминает о том, что человек - существо социальное. Моральные проблемы в обществе не столько касаются отдельных индивидов, сколько социальной структуры в целом.

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.