Научная статья на тему '2003. 01. 045. Волц И. Политика занятости Франции взгляд из Германии. Volz J. la politique francaise de l`emploi vue d`allemagnе // problemes Econ. P. , 2002. № 2744. P. 15'

2003. 01. 045. Волц И. Политика занятости Франции взгляд из Германии. Volz J. la politique francaise de l`emploi vue d`allemagnе // problemes Econ. P. , 2002. № 2744. P. 15 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА ФРАНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 045. Волц И. Политика занятости Франции взгляд из Германии. Volz J. la politique francaise de l`emploi vue d`allemagnе // problemes Econ. P. , 2002. № 2744. P. 15»

2003.01.045. ВОЛЦ И. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ ФРАНЦИИ - ВЗГЛЯД ИЗ ГЕРМАНИИ.

VOLZ J. La politique française de l'emploi vue d'Allemagre // Problèmes econ. - P., 2002. - № 2744. - P. 1-5.

В статье немецкого эксперта указывается, что в середине 90-х годов Франции удалось значительно снизить безработицу до 8,5-9%, т.е. до уровня, лишь немного превышающего уровень безработицы в Германии и в среднем по ЕС. При этом во Франции занятость увеличилась быстрее, чем в Германии.

После спада 1993 г. Франции не сразу удалось возобновить экономический рост. Это объясняется тем, что в 1991-1993 гг. в стране отмечался более глубокий спад в экономике, чем в других странах ЕС, а уровень безработицы в 1996-1997 гг. достиг 12%, значительно опередив показатели других стран союза. Особенно остро стояла проблема занятости молодежи. В 1995 г. безработица среди молодежи составляла 27%, что в три раза превышало уровень безработицы в Германии, а также было выше среднего уровня безработицы молодежи в ЕС - 21,5% (с.1).

После 1997 г. во Франции произошли изменения как экономической ситуации, так и экономической политики. С 1997 по 2000 г. ВВП Франции рос более чем на 3% ежегодно, что немного превышало средние показатели по ЕС и было значительно выше, чем в Германии (около 2%). Решающую роль в улучшении положения в экономике сыграло увеличение спроса во Франции. Впервые с начала 90-х годов во Франции было отмечено и увеличение частного потребления более значительное, чем в других крупных европейских странах, за исключением Великобритании. Этот феномен объяснялся изменением экономической политики Франции после смены правительства летом 1997 г. Так, был немедленно поднят на 4% уровень минимальной заработной платы, а для стимулирования покупательной способности были снижены социальные отчисления. В отличие от Германии политика в области заработной платы во Франции в 1997-2000 гг. не была направлена на снижение издержек на заработную плату. Номинальная и почасовая заработная плата также увеличивались больше, чем в Германии.

Положение на рынке труда улучшалось по мере повышения темпов экономического роста. С 1997 по 2001 г. численность наемных работников возросла на 7,5%. Уровень безработицы снизился. Франция, в которой накануне заключения Маастрихтских соглашений отмечался

169

2003.01.045

довольно высокий дефицит платежного баланса, почти сравнялась с Германией по этому показателю, где он составляет около 1,5% ВВП (с.2).

Улучшение положения в области занятости во Франции связано с политикой в области государственных финансов, занятости и регулирования рабочего времени. В сфере государственных финансов была разработана программа постепенного, поэтапного снижения налогов в течение нескольких лет. Социальные партнеры решили продолжать снижать размер отчислений на страхование. В 2000 г. удалось достичь значительного снижения налогового бремени, которое оценивается в 60 млрд. фр. и касается в основном домашних хозяйств. В 2001 г., по предварительным подсчетам, уменьшение составило 50 млрд. фр. Если в 2000 г. акцент делался в основном на снижение косвенных налогов, то в 2001 г. снижение затрагивало и подоходный налог (уменьшение составило для налогоплательщиков 23,4 млрд. фр.), что стимулировало потребление.

В бюджете на 2002 г. предусмотрено снижение налоговых поступлений в размере 40 млрд. фр., которое затронет в основном домохозяйства (семьи). В условиях ухудшения конъюнктуры и связанного с этим снижения налоговых поступлений эта стратегия может затормозить процесс укрепления государственных финансов.

Рассматривая политику поддержки занятости, автор указывает, что речь идет прежде всего об обеспечении большей привлекательности работы и облегчении возвращения безработных на рынок труда. Существуют «традиционные программы», которые в широком смысле являются мерами по созданию рабочих мест. Предусматривается продолжение этих программ, особенно для молодежи, реализация которых с 1997 г. позволила на треть снизить безработицу среди молодежи. В настоящее время предпочтение отдается мерам, побуждающим согласиться с определенными видами занятости. В 2001 г. наиболее важной мерой новой политики является введение премии за занятость. Она должна побуждать лиц с низкими доходами (в размере 0,31,4 минимальной гарантированной зарплаты, т.е. до 1220 евро) и безработных согласиться на низкооплачиваемую работу. Собственно премия составляет 2,2% налогооблагаемой заработной платы, в 2002 г. ее размер составит 2,4 и в 2003 г. 6,6%.

С 1997 г. в стране широко обсуждался вопрос о введении 35-часовой рабочей недели. С 1 января 2000 г. установленная законодательством продолжительность рабочего времени на частных

предприятиях (за исключением предприятий с числом занятых менее 20 человек) снизилась с 39 до 35 часов при сохранении прежнего размера еженедельной заработной платы. Расходы, связанные с таким снижением, должны быть компенсированы за счет увеличения производительности труда и помощи со стороны государства, которая заключается в снижении социальных отчислений. Таким образом, предполагается, что издержки на заработную плату не будут увеличиваться слишком быстро. Почасовая заработная плата повысится значительно, но издержки на наемных работников, включая социальные налоги, должны возрасти умеренно. Сокращение рабочего времени должно способствовать увеличению числа рабочих мест. В действительности в последние годы средняя продолжительность рабочего времени во Франции значительно сократилась. Если в начале 80-х годов рабочая неделя составляла 39 часов, то, по данным различных исследований, с 1997 г. она сократилась на два часа. По оценкам министерства финансов, эффект от сокращения рабочего времени составляет 70 тыс. рабочих мест в 1999 г. и 150 тыс. рабочих мест в 2000 г. (с.4).

Исследования показывают, что меры по созданию рабочих мест отчасти самофинансируются. Кроме этого, финансирование обеспечивается благодаря повышению налогов на табак и алкоголь, на особо вредные для окружающей среды предприятия и за счет

специального налогообложения предприятий с оборотом более 50 млн. фр.

В заключение автор приходит к выводу, что в настоящее время экономическая конъюнктура во Франции особенно неблагоприятна для развития занятости, и страна далека от достижения достаточного количества рабочих мест. Однако впечатляющие успехи в последние годы достигнуты благодаря политике занятости (особенно при сравнении с Германией) и денежно-кредитной политике, в частности в области стимулирования экономического роста. Определяющим здесь является комбинирование различных экономических и политических мер, таких как антициклическая финансовая политика, регулирование заработной платы, использование мотивов, побуждающих индивидов к работе, и сокращение рабочего времени. Все это вместе взятое способствовало значительному увеличению занятости и сокращению безработицы во Франции.

С.Н. Куликова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.