Хижный Э.К.
Краткосрочная и долгосрочная перспектива политики занятости в промышленно развитых странах
$ 1. Процесс интернационализации мировой экономики и формирования глобального рынка труда
В XXI в. проблема занятости будет непосредственно связана с процессом старения населения и глобализацией мировой экономики. Глобализация экономики, или ее возросшая интеграция характеризуется, во-первых, быстрым ростом мировой торговли и либерализацией условий ее осуществления; во-вторых, сопутствующим процессом возрастания потоков прямых иностранных инвестиций и реорганизации производства, осуществляемой через многонациональные корпорации (МНК); в-третьих, усилившейся интеграцией информационных потоков.
Экономическая либерализация, лежащая в основе глобализации, отражает радикальное изменение подходов к современной экономической политике: преобладающим становится мнение, согласно которому более свободное передвижение товаров, капиталов и РС между странами является сегодня наилучшим способом обеспечения благосостояния людей и государств. Подтверждением этого тезиса служат как феноменальные успехи ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии, проводящих политику открытой экономики, так и крах директивно планируемой экономики бывшего СССР и стран Восточной Европы.
В качестве главного исполнителя и проводника трех главных составляющих "глобализации экономики" выступают МНК. Их деятельность направлена на получение прибыли как средства минимизации затрат всех факторов производства главным образом за счет сокращения расходов на рабочую силу (РС).
Подобный подход легко осуществим при отсутствии сильных профсоюзов, а также в странах, проводящих политику дерегулирования трудовых отношений, когда роль государства на РТ довольно ограничена. Она более слаба в отношении определения условий купли-продажи РС в филиалах МНК в других странах. Это обостряет конкурентную борьбу за рабочие места. Но в то же время не следует преувеличивать успехи МНК на РТ развивающихся стран. Обследования, проведенные в 1987 и в 1989-1993 гг., показали, что
70-75% совокупной добавленной стоимости МНК и их филиалов приходится на производственные объекты, расположенные в тех странах, где расположены их штаб-квартиры, т.е. ПРС (86, с. 493).
НТР и усиление международного разделения труда расширили географию размещения производственных объектов МНК. Проиллюстрируем это примером. Допустим, немецкий предприниматель создал многопрофильное предприятие в виде МНК со штаб-квартирой и службой исследований и разработок в Германии, а его отделения по выпуску деталей и узлов размещены в странах с более дешевой РС (в Италии, Испании, Турции). Сборочные цеха этой МНК расположены в КНР. При этом за сбыт продукции отвечает филиал МНК в Гонконге, который отправляет морским путем готовую продукцию для реализации через свои филиалы оптовой торговли в США. Следовательно, во всем полном цикле производства и реализации продукции задействована РС шести стран четырех континентов.
Некоторые экономисты изображают МНК в качестве огромного базара, где различные страны бросают свою РС в конкурентную борьбу за рабочие места, стремясь победить за счет снижения себестоимости продукции прежде всего путем снижения заработной платы и социальных выплат. Определенная доля истины в этом утверждении есть. Следует при этом отметить, что и при данной форме конкуренции выигрывает глобальная экономика.
Либерализация международной торговли сталкивается с целым рядом трудностей.
Например, ПРС больше всего заинтересованы в открытости мировой экономики, но на
практике не прочь ограничить доступ к своим рынкам различными барьерами и условиями.
Более того, ряд ПРС субсидирует свое сельское хозяйство и некоторые отрасли
промышленности в целях усиления конкурентной борьбы с импортными товарами. Но эти
явления имеют явно краткосрочный эффект. В долгосрочном плане произойдет рост
занятости. Здесь мы можем положиться на прогнозы Международного банка реконструкции
и развития (МБРР) в отношении темпов экономического роста ПРС, входящих в ОЭСР, на
период 1994-2003 гг.: эти темпы составят ежегодно в среднем 2,5%, что вполне достаточно
для расширения занятости, учитывая возросшую за последние 35 лет трудоемкость темпов
роста ВВП в 3,5 раза для США и Японии и в 2 раза для стран ЕС и Канады (61, с. 17). Таким
образом, экономический рост сегодня создает больше рабочих мест, чем в годы "золотого 18
25-летия" . Отсюда и происходит рост занятости при стабильно высоком уровне
18
В 80-90-е годы при ежегодном увеличении ВВП стран ЕС в размере 2,5% прирост занятости составил 0,2 в год, хотя в 60-е годы это соотношение составляло 5 и 2 % (46, с. 5).
безработицы в ПРС, особенно в Западной Европе. Здесь следует указать на наличие трех моделей РТ в рассматриваемых ПРС, которые постепенно вписываются в глобальный РТ.
В отношении трех моделей РТ ведущих ПРС наблюдается многолетняя прямая зависимость эволюции занятости от динамики показателей объема производства и ПТ. Но характер этой взаимосвязи подвержен изменениям как по странам, так и по периодам времени. Рост объема производства всегда сопровождался - с задержкой на полгода -увеличением темпов роста занятости. И наоборот: за сокращением объема производства с неизбежностью - и тоже с шестимесячным лагом- следует снижение темпов роста занятости, а иногда даже абсолютное и относительное снижение ее показателей (например, в 1963 и в 1991 гг. для стран ЕС и в 1994 г. - для США). Указанные тенденции четко прослеживаются с 1961 г. Изменению подверглись лишь темпы роста объема производства в расчете на одного занятого. Как отмечают эксперты ОЭСР, эта безусловная взаимосвязь показателей динамики объема производства и занятости корректировалась лишь эволюцией (14, с. 21).
Хотя заметное снижение ПТ положительно отражается на росте занятости, оно отрицательно влияет на конкурентные позиции производителя, что в конечном итоге приводит к снижению объема производства, а, следовательно, к ограничению способности производителя создавать новые рабочие места.
Снижение темпов роста занятости объясняется двумя главными факторами. Во-первых, структурной перестройкой экономики: увеличением доли тех отраслей, где снижается ПТ, и уменьшением доли тех отраслей, где она растет. За все рассматриваемые годы лишь однажды в США и Японии (в 1974-1972 гг.) и в ЕС (в 1961-1973 гг.) темпы роста реальных затрат на одного работающего опережали темпы роста ПТ. Лишь однажды в странах ЕС (в 1974-1982 гг.) и в США (1961-1973 гг.) ежегодные темпы двух показателей совпали (табл. 1).
Таблица 42 (64, с. 197) Динамика взаимосвязи производительности труда (ПТ) ) и реальных затрат на одного работающего (условно компенсация - к) ) ведущих промышленно развитых стран, 1961-1993 гг. (ежегодные темпы в %)
Показатели:
Страны компенсация( К) Среднегодовые темпы:
производительностьтруда (ППТ
1961 1961- 1974- 1983- 1989- 1994
- 1973 1982 1989 1993
1993
ЕС Е 2 ,6 4 ,5 2 ,0 0 ,8 1 ,2 0 ,2
- 2 ,9 4 ,4 2 ,0 2 ,1 1 ,5 3 ,2
I 0
США Е 1 Д 1 ,9 03 06 06 05
I 0 1 Д 1 ,9 01 1,0 08 1,0
Япония ; Е 45 7,7 35 2 0 1,4 08
I 0 48 81 2 9 31 15 05
*-* Производительность труда (ПТ) определяется как величина реального ВВП, произведенная одним занятым в экономике страны;
Под реальной компенсацией понимаются реальные затраты на одного работающего в экономике (зарплата плюс социальные выплаты).
) Высокие темпы роста затрат по компенсации рабочей силы в Японии объясняются огромным отставанием этой страны от других ПРС в этой области в 50-80-е годы. - Прим. авт.
Вторым важным, хотя и косвенным, регулятором темпов занятости является рабочее время (РВ): посредством изменения объема индивидуальной трудовой нагрузки можно оказывать влияние на ПТ и на численность занятых даже при стагнации производства. Ведущие ПРС, особенно в Западной Европе, используют сокращение годового объема рабочего времени для искусственного увеличения занятости или через контракты солидарности или через расширение масштабов использования нестандартных форм занятости (см. табл. 2).
Таблица 2 (99, с. 31)
Динамика объема годового рабочего времени занятых в обрабатывающей промышленности ряда стран, 1987-1997 гг.
(в часах и в %)
Страны Объем годового рабочего времени (в часах) Изменения за 19871997 гг. (в %)
1987 г. 1997 г.
Страны Западной Европы
ГЕРМАНИЯ 1716 1573 -8,3
Франция 1771 1774 -0,41
Италия 1800 1736 -3,6
Великобритания 1778 1774 -0,2
США 1912 1904 -0,4
Япония 2138 1990 -6,9
ПРС Западной Европы намерены и в дальнейшем использовать сокращение индивидуального объема РВ в качестве важного средства борьбы с безработицей. Так, парламент Франции утвердил закон о введении 35-часовой рабочей недели в течение 20002002 гг. - в зависимости от размера фирм и предприятий. В парламент Италии внесен аналогичный законопроект о введении 35-часовой недели для предприятий с числом работающих более 15 человек. В Германии профсоюзные объединения разделились в отношении своих требований по сокращению продолжительности рабочей недели: одни требуют 35-часовую, а другие - 30-часовую (99, с. 31). Группа специалистов Генеральной плановой комиссии Франции предложила сократить к 2015 г. годовую продолжительность рабочего времени с 1650 до 1500 часов при условии, что 10% этого времени будут уделяться повышение квалификации и переподготовке. В настоящее время указанные 1500 часов - это лишь средняя величина между работой полное время (такие трудящиеся работают в среднем 1785 часов в год) и работой неполное время (в среднем оно равно 100 часам в год) (46, с. 13).
Правительство Германии рассматривает вопрос о введении ежегодного трехмесячного отпуска при более низкой компенсации с целью предотвращения роста безработицы.
В сокращении рабочего времени менее всех преуспела Великобритания: она ввела лишь 39-часовую рабочую неделю в 1990 г. и 37-часовую - в 1992 г.
Снижение годового объема РВ практически во всех ПРС в 90-е годы сопровождалось увеличением доли РС, занятой на работах с непривлекательными условиями труда. В 1994 г.
22% трудящихся обрабатывающей промышленности и розничной торговли ЕС было занято на сменной работе (в 1989 г. - 20%), 15% работало в ночное время (14%), 38 - работало по субботам, 21 и 35% занятых использовало сверхурочную работу (18, с. 177).
Исходя из характера взаимосвязей динамики ВВП, зарплаты, ПТ и прочих факторов, на РТ ведущих ПРС, можно условно выделить три модели взаимосвязей - европейскую, американскую и японскую.
Европейская модель РТ формировалась на протяжении всего послевоенного периода. Ее основные черты (сравнительно высокие ежегодные темпы роста реального ВВП и ПТ, слабое влияние экономического роста на занятость, чрезмерная регламентация условий найма и увольнения работников и чрезвычайно высокая социальная защита трудящихся) явились результатом тех специфических условий, при которых формировался этот РТ. Европейская модель РТ охватывает не только страны ЕС, но и многие другие ПРС Западной Европы. Как отмечается во многих исследованиях очевидные успехи интеграции не привели к увеличению занятости. По мнению западных экспертов, благотворное влияние созданного в 1993 г. Единого европейского рынка (ЕЕР) на ситуацию в области занятости можно ожидать только после 2000 г., после завершения целого ряда технико-организационных мероприятий и оформления законодательной базы функционирования ЕЕР.
Европейская модель РТ прежде всего отличается от американской и японской моделей слабым влиянием роста реального ВВП на занятость (см. табл. 44).
Таблица 3 (63, с. 197, 205) Минимальные среднегодовые темпы роста
валового внутреннего продукта ВВП, необходимые для роста занятости в ведущих промышленно развитых странах, 1961-1991 гг. (в %)
Страны Среднегодовые темпы роста ВВП для целей роста занятости (в %)
1961-1973 г.г. 1974-1962 г.г. 1963-1991 г.г.
Все страны ЕС в том числе: ГЕРМАНИЯ 4,1 1,7 2,1
Франция 4,5 2,0 1,9
Италия 5,3 н/д 2,8
Великобритани я 2,9 1,8 1,9
США 2,2 н/д 0,4
Япония 8,5 1,8 3,6
Ежегодные темпы роста реального ВВП в ЕС за 30 с лишним лет были почти втрое выше показателей по США (2,9 и 1,1%), но в США за этот период было создано в семь раз больше рабочих мест (причем с круглогодичной занятостью, а не в форме частичной занятости), чем в ЕС (64, с. 197). Это объясняется рядом обстоятельств, в том числе увеличением ПТ: темпы ее ежегодного роста в ЕС намного превосходили американские показатели. И если рост ВВП в США происходил за счет увеличения занятости, то в ЕС он был обусловлен в основном повышением ПТ и базировался на увеличении капиталоемкости производства. За период 1961-1993 гг. доля инвестиций (в % ВВП) составляла ежегодно в Японии 24,2, в США - 18,6 и в ЕС - 21,4 (...65, с. 29). Ежегодные темпы роста капиталовложений в странах ЕС опережали темпы роста ВВП, что приводило к замене ручного труда овеществленным, а это, естественно, снижало потребность экономики в РС. Развитию тенденции содействует постоянное увеличение реальной зарплаты (правда, отстающей по темпам от роста ПТ). Поэтому предприниматели стран ЕС стремятся заменить дорогой живой труд овеществленным.
Главным отличием двух моделей РТ (европейской и американской) является прежде всего различная степень его гибкости. В отличие от США в государствах ЕС действуют детально, а жестко регламентированный кодекс законов о труде и высокая степень социальной защиты населения и наемных работников. Именно эти два сложных блока мер, разработанных в годы "полной занятости" и составляющих юридические и социальные рамки функционирования РТ, препятствуют, по мнению западных экспертов, адаптации РТ к меняющимся условиям хозяйствования.
Для повышения эффективности РТ эксперты Запада предлагают осуществить комплекс мер: либерализацию трудового законодательства, в частности, предусматривающего дерегламентацию рабочего времени, режима работы и условий оплаты, отмену минимальных ставок орплаты и индексацию зарплаты, доходов, пособий, семейных доплат, сокращение надтарифных доплат, особенно по линии взносов предпринимателей и государства в фонды социального страхования (пособия по безработице) и т.д. Наряду с этим настойчиво рекомендуется переориентировать государственную политику прямого регулирования занятости с пассивных мер (выплата пособий по безработице, социальных пособий) на активные меры (профподготовка, создание рабочих мест и т.д.). Эти прямые методы регулирования занятости совместно с политикой дерегулирования (т. е. с политикой
косвенного регулирования спроса и предложения рабочей силы) призваны улучшить положение на РТ не только стран ЕС, но и других ПРС. В связи с созданием ЕЕР предлагается сочетать эти меры с унификацией трудового и социального законодательства в рамках ЕС, в котором до сих пор сохраняется большой диапазон различий. Наиболее детальная регламентация условий найма и увольнения работника отмечена в Нидерландах, Италии, Испании и Португалии, а наименьшая - в Великобритании, Ирландии и Дании. Например, в случае предстоящего незаконного увольнения работника в одних странах ЕС необходимы письменные уведомления, а в других они не предусмотрены. Сроки уведомления зависят от трудового стажа работника и колеблются от одной недели (в Ирландии) до одного года (в Греции). В государствах ЕС различны и размеры выходных пособий, которые притом зависят от трудового стажа - от одного месячного оклада при стаже в три года до 42-х месячных окладов при стаже в 25 лет (в Испании).
Не менее важной для придания гибкости РТ является либерализация норм рабочего времени. Сегодня в странах ЕС рабочее время выступает в качестве серьезного инструмента увеличения занятости за счет сокращения индивидуальной трудовой нагрузки работающих. За 1983-1991 гг. число занятых в 15 странах ЕС возросло на 9 млн. человек, из которых 75% пришлось на частично занятых, а у остальных работников (25%) была снижена трудовая нагрузка. При увеличении занятости на 5,8% совокупный объем рабочего времени по всем странам ЕС за 1983-1991 гг. остался неизменным (62, с. 131, 136). - См. табл. 4.
Таблица 45 (63, с. 27)
Динамика создания рабочих мест в ЕС, 1976-1995 гг. (в млн.)
Страны Число созданных рабочих мест по периодам времени
1976-1980 г.г. 1981-1983 г.г. 1984-1991 г.г. 1992-1995 г.г. 1976-1995 г.г.
ЕС - 13 стран 2,8 -3,1 10,0 -3,3 6,4
в том числе:
- в частном секторе 0,0 -4,1 7,4 -2,2 1,1
- в государственном секторе 2,8 +1,0 2,6 -1,1 5,3
Вплоть до начала проведения обширной политики приватизации (до 80-х годов) важную роль в создании рабочих мест играл государственный сектор. За 1976-1995 гг. на его долю пришлось 93% прироста занятости в странах ЕС. В 60-80-е годы в ЕС ежегодно число
рабочих мест возрастало на 1%, но этот прирост по темпам был вдвое медленнее, чем во всех странах, членах ОЭСР (63, с. 8).
Усиление конкуренции на мировых рынках предъявляет повышенные требования к формам, размерам и методам оплаты труда, к структуре ее надтарифных элементов, дифференциации оплаты труда на всех уровнях - внутрифирменной, межотраслевой и территориальной. Решение этих вопросов носит, как правило, сугубо национальный характер и во многом зависит от процедуры заключения трудовых договоров, коллективных или индивидуальных, в рамках социального партнерства (как, например, в Ирландии, Дании и Нидерландах) или вне его (Великобритания). В ряде стран тарифная сетка зарплаты рабочих строится с учетом установленной в стране минимальной ставки, взятой в качестве нижнего тарифа (Нидерланды, Франция, Дания, США, Канада, Япония). В других странах этого нет. Многие специалисты рассматривают государственный минимум оплаты как барьер для найма дополнительной РС из числа необученной, впервые вступающей на РТ молодежи и поэтому выступают против установления такого минимума и его индексации. Установление минимальной оплаты труда и ее систематическое повышение в форме одинаковой в абсолютном выражении величины отрицательно сказывается, например, на дифференциации оплаты труда, не содействуют технологической мобильности рабочей силы, т.е. не стимулируют повышение квалификации и продвижение по службе.
Не менее важно для гибкости РТ территориальная мобильность РС. А она зависит не только от территориальной дифференциации заработной платы, но также от наличия дешевого муниципального жилья в отсталых регионах и в зонах высокого уровня безработицы (например, в Испании). Кроме того, территориальная мобильность РС сдерживается еще одним обстоятельством: отсутствием договоренности как внутри страны, так и в рамках ЕС об учете на новом месте работы взносов работника в фонды социального страхования и обеспечения сделанных им взносов по прежнему месту жительства и работы. Эта проблема остается актуальной, например, для Ирландии, но успешно решена в Великобритании.
Страны ЕС сильно отличаются от США в области социальной защиты своих граждан. Сегодня эти, чрезмерные, с точки зрения западных экспертов, нормы социальной защиты, препятствуют эффективному функционированию европейского РТ. В целом по ЕС доля надтарифных доплат в общих расходах предпринимателей на РС на начало 90-х годов оценивалась в 24,3%, причем 70% этой величины идет на взносы в обязательные государственные фонды социального страхования и обеспечения. Дополнительно
приходится 25% - на их взносы в добровольные фонды социальной защиты наемных работников (79, с. 120). Высокая социальная защищенность трудящихся стран ЕС вызывает потребность в дополнительных (кроме зарплаты) отчислениях предпринимателем на финансирование этой защиты. В большинстве стран ЕС социальные взносы (как у работника, так и предпринимателя) регрессированы (их доля снижается с ростом заработка), а подоходные налоги, наоборот, прогрессивны (14, с. 23). Эти расходы могут ложиться тяжелым бременем на сами предприятия, что влечет за собой снижение прибыли, сокращение дополнительного найма работников и т. д. Эти дополнительные расходы могут быть переадресованы потребителю путем повышения цен на товары и услуги или же на самих трудящихся за счет снижения их зарплаты. Во втором случае это сделать сложнее из-за невозможности понизить зарплату менее оплачиваемых категорий работающих, не нарушая законодательства о минимальной оплате труда или прожиточном минимуме. Поэтому данный вариант снижения социальных затрат работодателя малоэффективен, хотя тенденция к нему существует. В основном погашение издержек на социальную защиту трудящихся переносится на самих наемных работников, и поэтому то преимущество, которое имели трудящиеся ЕС в сфере по существу бесплатной социальной защищенности, постепенно ликвидируется, и европейцы могут оказаться в положении трудящихся тех стран, где получение социальных услуг происходит не через государственные системы, а через частные фонды страхования и социального обеспечения.
Американская модель РТ обладает рядом специфических черт. Зависимость между изменениями ВВП и занятости за тот же длительный период времени (с 60-х годов) прослеживается в США так же отчетливо, как и в странах ЕС, но проявляется сильнее. Так, за 1960-1990 гг. в США четырежды был зафиксирован рост занятости на 4% в год, в то время как в Европе ни разу не было отмечено темпов роста даже 2% в год. За эти же годы темпы роста ВВП в США снизились меньше, а темпы роста ПТ были существенно ниже, чем в Европе, составляя с начала 70-х годов в среднем менее 1% в год. Следовательно, США сумели добиться значительно боле высокого роста занятости при данном темпе роста ВВП, чем страны ЕС.
Низкие темпы роста ПТ в США, особенно в последнее десятилетие, были порождены не сокращением рабочего времени, как в Европе, а низкой долей ВВП, используемого для инвестиций в основной капитал.
Чрезмерная степень дерегулирования американского РТ привела к усилению материального неравенства среди трудящихся, сказалась на отставании США от стран ЕС и
Японии в области материального положения лиц наемного труда (см. табл. 41 на с.). В США, как известно, коллективные договоры заключаются сроком на три года. Прирост номинальной заработной платы трудящихся закладывается на три года вперед, исходя из ситуации на момент подписания трудового соглашения. Поэтому никакие макроэкономические изменения в стране не отражаются на динамике номинальной заработной платы. Номинальная заработная плата в США с большим опозданием реагирует как на изменения цен, так и на изменения ситуации на РТ.
Все издержки предпринимателей на РС из расчета на одного занятого до начала 90-х годов были самыми высокими в Японии и самыми низкими в США. Объяснение здесь простое: Япония в течение длительного времени отставала, причем существенно (в 5-7 раз от США и в 2-3 раза от ПРС Западной Европы) по уровню зарплаты рабочих и по затратам на РС в обрабатывающей промышленности в пересчете на отработанный час (см. табл. 5).
Таблица 5 (36, с. 196) Уровень затрат на рабочую силу в обрабатывающей промышленности ряда стран (затраты на рабочую силу в обрабатывающей промышленности Великобритании в расчете на один час = 100), 1964-1974 гг.
Страны 1964 1970 1974 Изменения за 1964-1974 гг. (в %)
Великобритания 100 100 100
Италия 93 111 122 +30
Франция 103 103 118 +15
ФРГ 119 145 185 +55
США 268 253 194 -28
Япония 42 66 105 +250
За истекшие 20 лет (1974-1995 гг.) в ведущих ПРС произошло выравнивание затрат на рабочую силу в расчете на отработанный час за счет замедления роста показателей в одних ПРС (США и ПРС ЕС) и увеличения - в других (Япония). Так, в 1992 г. часовые издержки на РС в обрабатывающей промышленности составили в Японии 14,88 долл,, в США - 15,76 и в странах ЕС - 17,96 долл. Таким образом, если в 1964 г. разрыв в затратах на РС (в расчете на отработанный час в обрабатывающей промышленности) между самым высоким и самым низким показателями в ведущих ПРС оценивался в 640%, в 1974 г. - в 383, то в 1992 г. - в 20,7%. В последние годы конкурентные позиции ведущих ПРС на мировых рынках ухудшились не только из-за сближения показателей затрат на РС в расчете на отработанный
час, но и в силу резкого отставания ПРС от новых промышленных стран ("азиатских тигров") по относительным затратам на РС.
Японская модель РТ обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от других стран, хотя ей присущи и общие черты, характерные для ведущих ПРС. Самой важной отличительной чертой японской модели РТ является система пожизненного найма, которая охватывает постоянные кадры наемных работников японской экономики (более 50% совокупной рабочей силы страны). Смысл этой системы найма заключается в том, что работник, нанимаясь на японскую фирму, обязуется работать на ней всю жизнь, вплоть до достижения пенсионного возраста, подчиняясь установленным на фирме правилам и распорядку (режиму работы, системе оплаты труда, базирующейся в основном на возрасте работника и т.д.) За обязательства работника работать на фирме всю свою трудовую жизнь и не переходить в другую компанию предприниматель гарантирует ему регулярную оплату труда (даже когда на фирме нет работы) и огромное выходное пособие за "преданность" фирме (в размере нескольких годовых зарплат при выходе на государственную пенсию (121, с. 82).
Высокая дисциплина труда, повышение квалификации рабочих за счет фирмы, патерналистские отношения между хозяином, руководителями и подчиненными - все эти черты японской РС (помимо продуманной экономической политики на макроуровне) обеспечили высокие темпы роста ВВП, ПТ и стабильные, хоть и невысокие, темпы увеличения занятости (см. табл. 6).
Таблица 6 (65, с. 24)
Динамика ежегодных темпов изменения валового внутреннего продукта, производительности труда и занятости стран ЕС, США и Японии 1960-1995 гг. (в %)
Валовой внутренний Производительность Занятость
Страны продукт труда
1961- 1974- 1990- 1961- 1974- 1990- 1961- 1974- 1990-
1973 1990 1995 1973 1990 1995 1973 1990 1995
гг. гг. гг. гг. гг. гг. гг. гг. гг.
ЕС 4,8 2,4 1,2 4,4 2,0 2,1 0,3 0,6 -0,34
США 3,9 2,4 2,2 2,2 0,2 н/д 1,9 1,9 1,0
Япония 9,6 3,8 1,7 8,6 2,9 1,3 1,3 1,0 0,7
По взаимосвязи показателей ВВП, ПТ и занятости Япония занимает промежуточное положение между США и странами ЕС. При этом на показатель динамики ПТ Японии сокращение продолжительности рабочего времени оказало значительно меньше влияние, чем в США и тем более в ЕС. Так, лишь с 1991 г. в Японии введена 40-часовая рабочая неделя, а ежегодный отпуск японских трудящихся - самый короткий среди ПРС.
Соглашения о заработной плате в Японии заключаются синхронно по всем отраслям во время так называемого "весеннего наступления" сроком на один год. Поэтому заработная плата в этой стране гибко реагирует на изменение цен.
Все три рассмотренные вкратце РТ входят сегодня в состав глобального РТ. В настоящее время западные эксперты предлагают развернутую программу действия в области занятости в условиях глобального РТ, и их рекомендации сводятся к следующему:
- разработка и осуществление дополнительных программ профессиональной подготовки для работающих, и, особенно, для безработных;
- внесение элементов гибкости РТ в такие сферы, как организация производства и рабочее время;
- уменьшение затрат на социальные выплаты в рамках всех расходов на РС с целью сокращения размеров безработицы;
- сдерживание роста зарплаты в зависимости от роста ПТ;
- реформирование системы социального страхования таким образом, чтобы не лишать безработных стимула к поиску рабочего места;
- переход от пассивной к активной политике занятости на РТ;
- улучшение работы государственных служб занятости, особенно по линии информирования безработных и предпринимателей о состоянии спроса и предложения на РТ;
- поощрение местных инициатив на РТ для увеличения занятости (61, с. 69-70).
Вышеперечисленные направления реформирования ПРС призваны устранить барьеры
и недостатки в механизме функционирования РТ, скорректировать политику занятости в краткосрочной перспективе.
Глобальная экономика оказала непосредственное влияние на становление глобального РТ, наряду с уже функционирующими на международном уровне рынками капиталов, товаров и услуг. Суть глобального РТ состоит в вовлечении все возрастающей доли мировой РС в деятельность, связанную с выпуском экспортной продукции и ее реализацией. Данный процесс усиливает взаимозависимость стран, особенно тех, которые
встали на путь интеграции. В принципе глобализация экономики нуждается в сокращении разрыва потоков товаров и капитала на международном уровне, т. е. в усилении процесса интеграции РС многих стран, в существенном усилении ее мобильности (профессиональной и особенно территориальной). Глобализация генерирует новые направления экономической взаимозависимости (а это обязательное условие успешной экономической интеграции), особенно в области межстрановых потоков РС и взаимосвязи национальных РТ в общемировом масштабе. Этому во многом содействует практика усиления механизма стихийного регулирования национальных РТ и политика дерегулирования, проводимая практически всеми ПРС.
Особо следует отметить роль МНК в формировании глобального РТ. Их деятельность превосходит воздействие международной торговли на этот процесс, так как последняя лишь косвенно влияет на глобальный РТ, тогда как МНК оказывают свое воздействие как косвенно - через потоки овеществленного труда (движение товаров, услуг и капиталов), так и непосредственно - через потоки живой РС. Международная деятельность этих фирм расширяет охват РС процессами глобализации экономики через функционирование общемирового РТ. Мало того, МНК благодаря своей деятельности усиливают международное разделение труда, содействуют специализации и кооперированию производства. Например, доля РС, занятой в экспортных отраслях, оценивается в 12% всей РС развивающихся стран. По состоянию на середину 90-х годов соответствующие показатели для КНР составили, согласно оценкам, 13%, для Индии - в 15%. На РТ этих стран сегодня задействовано в общей сложности до 15% мировой РС. Это немало, но в 2-3 раза уступает показателям регионального интегрирования РТ государств ЕС (86, с. 492).
В заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на возрастающую роль процесса глобализации мировой экономики и становление глобального РТ, доминирующее влияние на уровень занятости и безработицы оказывают процесс старения населения, состояние национальной экономики, политика в области занятости и функционирования РТ, а также национальные особенности в области трудовых отношений. Под последними следует понимать нормы, регулирующие условия найма и увольнения, организацию труда, условия труда и его оплаты. Негативные последствия интернационализации экономики нейтрализуются изменениями самой сущности трудовой деятельности, повлекшей за собой индивидуализацию форм занятости, объема трудовой нагрузки, режима работы и т.д., что играет положительную роль в раскрытии потенциальных возможностей человека, изменении
характера и циклов его жизнедеятельности, выборе режима работы, условий труда и его оплаты.
В XXI веке ПРС (особенно Западной Европы) столкнутся с процессом старения населения, начавшегося в последнюю четверть ХХ в. и набирающего силу в последующие годы, и с массовой безработицей, унаследованной из прошлого столетия. Обе проблемы сопряжены с огромными государственными расходами, и их последствия для ПРС Западной Европы трудно переоценить: они скажутся как на ухудшении состояния госбюджетов, обремененных социальными расходами, так и на изменении ситуации на РТ.
По оценке экспертов ЕС, доля молодежи в возрастной структуре населения стран-членов снизится с 16-21% в 1991 г. до 12-19% в 2020 г., а доля лиц старше 65 лет соответственно составит 12-16 и 17-20%. В результате удельный вес населения рабочего возраста (лица 15-64 л.) стран ЕС снизится с 66-69% в 1991 г. до 62-64% в 2020 г. (64, с. 219). Следовательно, основной источник пополнения РС сузится. По оценке МОТ, за период 19902020 гг. численность пенсионеров в ЕС возрастет на 21 млн. человек, а трудоспособного населения - лишь на 15 млн. (37, с. 22).
Может показаться, что уменьшение доли трудоспособного населения приведет к снижению напряженности на РТ в связи с сокращением предложения РС. Однако снижения безработицы не произойдет прежде всего из-за действующей системы пособий по безработице. Норма замещения пособий по безработице колеблется от 50 до 80%, а с дотациями к этим пособиям (социальной, семейной, жилищной) компенсации безработным достигает 80-100% ранее получаемой зарплаты. При этом срок такой компенсации во всех европейских ПРС (за исключением Великобритании) превышает 1 год, в Дании - три года, а в Бельгии - по существу пожизненно. Такие системы содержания безработных не побуждают их спешить с поиском нового трудоустройства. По мнению экспертов Запада, в этой области требуются кардинальные реформы, наподобие пенсионных реформ. Пополнение же РС в странах ЕС можно добиться за счет повышения экономической активности трудоспособного населения, которое отстает от показателей у основных конкурентов. (См. табл. 7).
Таблица 7 (123, с. 268-276)
Ожидаемая динамика коэффициента экономической активности населения ряда промышленно развитых стран, 2000-2010 гг. (в %)
Страны Коэффициент (вовлечения трудоспособного населения (15-64 г.) в состав рабочей силы) Вовлечение молодежи 1015 лет в рабочую силу Вовлечение лиц старше 65 лет в рабочую силу
Всего мужчины женщины
2000 2010 2000 2010 2000 2010 2000 2010 2000 2010
г. г. г. г. г. г. г. г. г. г.
Страны Западной Европы
ГЕРМАНИЯ 71,8 73,3 81,0 80,9 62,2 65,6 0,0 0,0 2,3 2,1
Франция 69,0 67,8 75,7 73,1 62,2 62,6 0,0 0,0 1,5 1,3
Италия 64,5 64,8 79,0 77,5 49,9 51,9 0,3 0,3 3,8 3,2
Великобритания 75,5 74,0 83,9 80,5 67,0 67,5 0,0 0,0 4,4 3,9
США 75,8 74,7 81,5 78,8 70,0 70,5 0,0 0,0 9,9 9,0
Япония 73,3 75,3 84,4 85,0 59,2 61,5 0,0 0,0 22,4 19,4
Согласно данным табл. 48, ведущие ПРС ЕС сильно отстают от США и Японии по степени вовлечения трудоспособного населения в РС, особенно Италия и Франция. Это особенно заметно в отношении лиц старше пенсионного возраста (65) лет.
Таким образом, старение населения и массовая безработица в предстоящие годы XXI века повлекут за собой существенные государственные расходы в ПРС, особенно стран Западной Европы (см. табл. 8).
Таблица 8 (2, с. 116)
Динамика государственных расходов и доля в них расходов на социальные нужды в ведущих промышленно развитых странах, 1970-1997 гг. (в млрд. долл. и в %)
Страны Валовой Все Только Удельный вес социальных
внутренний государствен- социальные расходов в % к:
продукт ные расходы госрасходы
(ВВП) ( в (в млрд.
(млрд. долл.) млрд. долл.) долл.)
ВВП Всем
госрасходам
1970 1997 1970 1997 1970 1997 1970 1997 1970 1997
Страны Западной
Европы
в том числе: 4185 7755 1340 3663 825 2415 19,7 31,1 61,6 65,9
960 1755 315 800 193 480 20,1 27,3 61,3 60,0
ГЕРМАНИЯ
Франция 700 1260 253 600 184 446 26,3 35,4 72,7 74,3
Италия 645 1170 195 575 123 402 19,15 34,4 63,1 70,0
Великобри- 660 1180 220 510 124 316 18,8 26,8 56,4 62,0
тания
США 3725 7685 1130 2710 554 1600 14,9 20,8 49,0 59,0
Япония 1150 2950 160 800 90 545 7,8 18,5 56,2 68,1
Как видно из данных табл. 49, примерно за 30 лет все государственные расходы возросли в странах Западной Европы в 2,7 раза, в США - в 2,4% и в Японии в 5 раз. В 1997 г. эти расходы оценивались в странах Западной Европы в 31,1% ВВП против 19,7% в 1979 г., что намного превосходит показатели по США и Японии. Доля расходов на социальные нужды во всех государственных расходах возросла в странах Западной Европы с 61,8 до 67,7%, что выше, чем в США, но равно их доле в Японии. Основные статьи социальных расходов ПРС европейского континента представлены пенсионными выплатами (около 14% ВВП ЕС) и пособиями по безработице со всевозможными доплатами. Именно по этим статьям госбюджета направлены усилия государств по экономии средств, - с одной стороны, и по содействию (прямому и косвенному росту занятости - с другой.
Указанные усилия, осуществляемые в русле рекомендации экспертов ЕС (см. с. данной главы), приобретают формы, напоминающие пенсионные реформы (см. ... с. 19-23). Как известно, пенсионные реформы 90-х годов предусматривали целый ряд мер, среди которых следует выделить следующие: 1) постепенное повышение к 2007-2013
гг. пенсионного возраста до 65-70 лет, 2) подтягивание пенсионного возраста женщин до показателей для мужчин, 3) увеличение продолжительности периода выплаты страховых взносов для получения права на минимальную пенсию; 4) удлинение периода уплаты взносов для получения полной пенсии; 5) изменение механизма расчета пенсии с целью снижения нормы замещения; 6) корректировка процедур индексаций пенсии; 7) увеличение в ряде случаев размера пенсионных взносов; 7) запрещение, как правило, досрочного выхода на пенсию; 8) ликвидация льготных режимов пенсий для государственных служащих; 9) отмена пенсий за выслугу лет (37, с. 21).
Аналогичные пенсионные реформы были проведены в других ПРС, например, в США, Канаде и Японии. Считается, что претворение в жизнь пенсионных реформ в странах ЕС и США позволит практически законсервировать пенсионные расходы к 2020 г. на уровне показателей 1995 г. (37, с. 23).
Что касается расходов, связанных с содержанием безработных, то здесь предусматривается проведение ряда мер, существенно ужесточающих условия получения пособий и резко сокращающих продолжительность их получения, и стимулирующих поиск нового рабочего места. Получило общее признание мнение специалистов, что решение проблем занятости в начале XXI века невозможно без реформирования всей системы социального обеспечения, которое сложилось в 60-е годы ХХ века.
Современная система социального страхования, по мнению ведущего специалиста МБТ Г. Стэндинга, , не отвечает создавшимся условиям. Существует много вариантов реформ системы социального страхования. Наиболее приемлемым решением автору представляется сочетание элементов гибкости РТ с индивидуальной социальной защитой, лежащее в основе так называемой системы социального дивиденда. По этой системе каждый индивидум, невзирая на его статус в сфере занятости, должен получать гарантированный базисный доход. Стэндинг отмечает, что подобные идеи возникали уже давно, и, "возможно, пришло время для их реализации" (102, с. 139). Конечная цель системы - обеспечить каждому человеку минимальный жизненный уровень. Новая система призвана заменить все прежние, за исключением пособий на жилищное строительство, и ликвидировать существующие льготы в налогообложении. Размер минимального жизненного уровня определяется темпами роста национального дохода страны, которые зависят от темпов развития экономики и уровня капиталовложений.
Для налогоплательщика социальный дивиденд принимает форму налоговой скидки, заменяющей регрессивные налоговые льготы. Лицам, не платящим налогов (безработным,
низкооплачиваемым работникам, пенсионерам) социальный доход выдается в денежной форме. В соответствии с этой системой следует установить новый всеобъемлющий подоходный налог, заменив им действующее сочетание подоходного налога и обязательных отчислений в фонд социального страхования. Наконец, программа социального дивиденда позволит учитывать особые нужды специфических групп населения (инвалидов) и выделять им дополнительные средства для покрытия более высоких издержек их жизни.
Оппоненты программы социального дивиденда считают, что она требует огромных расходов, и поэтому пришлось бы установить либо слишком низкий размер минимального дохода, либо чрезвычайно высокие ставки налогов. Однако предварительные оценки свидетельствуют, что расходы на программу социального дивиденда останутся в пределах достигнутых норм государственных расходов на социальное страхование при условии, что ставки подоходного налога будут установлены для низкооплачиваемых работников в размере 40%, для среднеоплачиваемых в размере 45%, для высокоплачиваемых - 60%. В настоящее время ставки подоходного налога, с учетом взносов в социальный фонд, соответствуют 40% номинальной зарплаты (102, с. 140).
По мнению Г. Стэндинга, система социального дивиденда будет способствовать большей гибкости РТ. Во-первых, она позволит каждому выбирать объем трудовой нагрузки; во-вторых, она уравняет положение женщин и мужчин в сфере наемного труда и в домашнем хозяйстве; в-третьих, эта система социального дивиденда позволит узаконить теневую экономику, поскольку в значительной степени отпадет надобность скрывать от налогообложения затраты (особенно со стороны безработных, при наличии финансовой поддержке государства. Пионером в этой области выступила Франция. За 1979-1986 гг. число бывших безработных, работающих по статусу "самонайма" превысило к концу 80-х гг. 300 тыс. чел. За период 1988-1991 гг. 25% всех новых работников с самостоятельными источниками занятости, но без использования наемных лиц, были обязаны средствам государственного страхования в качестве источника начального капитала Правительства европейских ПРС, перенявшие опыт Франции, выплачивали безработным пособия по максимальному сроку (во Франции - 1 год, в Великобритании - два года19 с целью их инвестирования в свое "дело" (обычно мелкие семейные предприятия сферы услуг). Выживаемость таких предприятий сравнительно велика: от 50% в Великобритании до 65% во Франции. Более подробно об этой новинке в области борьбы с безработицей по другим странам Западной Европы в 80-е годы см. (23, с. 226-227).
Не менее важным новым направлением борьбы с безработицей является улучшение организации деятельности государственных служб занятости (ГСЗ), повышение эффективности их работы. Эти меры связаны с ликвидацией в ПРС монополии ГСЗ в области профессиональной подготовки и переподготовки
безработных и трудоустройства желающих найти работу. Как уже ранее отмечалось, создание частных платных агентств по трудоустройству (ЧАТ) в качестве полноправного партнера на РТ создает конкурентную атмосферу в области подготовки и занятости. ЧАТ трех типов (как посредники, как поставщики РС, и как поставщики услуг) призваны - по замыслу Конвенции
№ 181, МОТ (1997 г.) существенно интенсифицировать подготовку и трудоустройство как новых поступлений на РТ, так и безработных.
Изменившиеся условия функционирования РТ ведущих ПРС в начале XXI века обуславливают поиск новых, порой кардинальных мер для решения проблем занятости. Вместо прежних установок на искусственное сокращение предложения РС взят курс на стимулирование расширения ее рамок - и ее эффективное использование. Тут и новый контингент - пожилые старше 65 лет; и иммигранты, не говоря уже о вовлечении безработных в сферу труда. Сегодня эксперты Запада рекомендуют (прежде всего странам ЕС) отказаться от сокращения безработицы и увеличения занятости ценой рачительных государственных расходов. Вместо этого они предлагают использовать для указанных целей такое мощное средство расширения спроса РС на РТ, как сокращение индивидуального объема рабочего времени. Лучше иметь определенную трудовую загрузку всем желающим работать, чем безработицу у одних и сверхурочную работу - у других. По мнению одного из руководителей Генеральной плановой комиссии Франции г-на К.Ж.Буасеона, его страна собственной практикой подтверждает эту аксиому: за истекшие 100 лет годовой объем РВ страны сократился на 50%, благодаря чему занятость резко возросла.Если бы не сокращение РВ в условиях научно-технического прогресса, , численность безработных составила бы к концу ХХ века не 3, а 12 млн. человек. (46, с. 12).
Таковы ближайшая перспективы в области занятости для ПРС, и прежде всего стран Западной Европы. Эту перспективу будет определять также усиливающаяся конкурентная борьба, вызванная процессами глобализации экономики, либерализации торговли и формирования глобального РТ. Примером может служить изменение сообщения размера почасовой зарплаты трудящихся обрабатывающей промышленности в динамике за
19 В Великобритании безработным выплачивали по 40 ф. ст. в неделю.
последние 50 лет. Как уже отмечалось, за 1964-1974 гг. затраты на РС в расчете на 1 час в США снизились на 28%, в Японии возросли на 250%, а в странах ЕС увеличились в амплитуде от 0 в Великобритании, до 15% во Франции, до 30-50% в Италии и ФРГ. К 1994 г. средняя почасовая зарплата трудящихся ЕС (как номинальная, так и с социальными доплатами) сравнялась с оплатой в США: в первом случае номинальная зарплата составляла 15,31 и 15,51 экю, а во втором - 10,39 и 11,93 экю (13, с. 93). А если учесть, что не столько в Японии, сколько в ПРС Юго-Восточной Азии (Сингапур, Ю.Корея, Тайланд) почасовая зарплата ниже по крайней мере в 2 раза, то становятся очевидными ее последствия для мировой торговли. "Конкурентноспособность стала ключевым понятием в глобальной экономике" - справедливо утверждает А.Эммиридж (58, с. 463).
В среднесрочном плане ПРС столкнутся, по нашему мнению, с другим вариантом развития - переходом к осуществлению концепции "всеобщей" занятости, разработанной ведущими специалистами МБТ еще в 70-е годы.
$ 2. Перспективы реализации концепции "всеобщей занятости "
Авторы либеральной концепции "всеобщей занятости", взяв на вооружение лозунг консерваторов "достижение эффективности", дополнили его тезисом "соблюдение справедливости". Либеральный вариант во многом солидаризуется с неоконсервативным в отношении целей и средств. Но в то же время авторы либерального варианта выступают за сохранение консенсуса между трудом и капиталом, за соблюдение справедливости, в качестве основных гарантов которой призваны быть государство и профсоюзы. По существу разработку либерального варианта нового концептуального подхода к проблеме РТ, которая носит пока еще в ряде случаев теоретический характер, осуществили сотрудники МБТ.
Заслуживает внимания высказывание Д.Фридмена, сделанное им еще в 1978 г.: ". имеется основание для пессимизма, если рассматривать положение с занятостью в кратко- и среднесрочной перспективе... Нужно стремиться изменить традиционные взгляды и подходы, разработать альтернативы устоявшимся стилю работы и жизни, двигаться в направлении новых концепций социального благосостояния. Пессимизм сегодня в отношении занятости может послужить отправным моментом для выполнения социальной надежды завтра" (68, с. 19). Пять лет спустя Д.Фридмен заканчивает свою очередную статью следующими словами: ".пришло время включать эти вопросы в повестку дня исследований и проводить по ним политические дискуссии" (.67, с.567).
К такому заключению зарубежные специалисты пришли не сразу, а постепенно. Отдельные аспекты будущей концепции "всеобщей занятости" были разработаны еще в 60-е - начале 70-х годов, а некоторые из них взяты на вооружение из архивов экономической мысли времен "Великой депрессии".
Либеральный подход к решению проблемы занятости и безработицы проявился по ряду направлений, из которых следует выделить три. Во-первых, расширение сферы приложения труда - " расширительная" концепция занятости, во-вторых, разработка методов и форм распределения работ между всем потенциалом РС; в-третьих, принятие мер по ослаблению связи между работой и доходами, а также разработка методики установления гарантированного минимального дохода для всех лиц рабочего возраста. Указанные три направления нового концептуального подхода к проблеме РТ воплотились в разработку концепции " всеобщей занятости", ориентирующейся на удовлетворение нужд человека.20
20 Более подробней см. (3). - Прим. авт.
Расширительный подход к проблеме занятости, по замыслу бывшего экономического советника МБТ Ж.Мули, позволяет более реалистично судить о степени использования людских ресурсов, принимая в расчет нетрадиционные, формы трудоустройства или РТ, которые содействуют увеличению доходной части семейного бюджета.
Анализ нетрадиционных РТ предполагает исследование трех малоизученных и неравнозначных компонентов занятости в неформальном секторе экономики: 1) домашней работы или труда по самообеспечению, 2) альтернативной деятельности и 3) нелегальной экономики.
Труд в домашнем хозяйстве претерпел большую эволюцию. Сначала промышленная революция XIX века вывела большую часть этого труда из рамок семьи и заключила его в рамки капиталистического предприятия, содействуя существенным сдвигам в семейном укладе и в обществе в целом. С конца 60-х годов ХХ века стала проявляться обратная тенденция, которая получила сегодня огромное распространение. Расширение рамок домашнего хозяйства обусловлено многими факторами, наиболее важными являются, во-первых. резкое ухудшение условий занятости в сфере найма и дороговизна предоставляемых государством и частным сектором платных товаров и услуг; во-вторых, процесс ценностной переориентации масс, выразившейся в росте неудовлетворенности наемным трудом, в усилившемся стремлении к самовыражению личности, большей свободе и тяге к семье, как высшей форме ценности. В сферу домашнего хозяйства подпадают все виды деятельности, которые выполняются членами семьи без вознаграждения. Как считают французские экономисты, из-за развития домашнего хозяйства во Франции ежегодно терялось по 130 тыс. рабочих мест в формальном секторе экономики. Считается, что в домашнем хозяйстве ФРГ создается продукции и оказывается услуг на сумму, равную от 33 до 50% ВВП страны (19, с. 36). Профессор из Австралии Р.Хорн приводит расчеты американских специалистов, показывающие, что в домашнем хозяйстве американских семей создаются услуги и товары, по стоимости равные 50% ВВП страны (76, с. 117). В странах Западной Европы этот показатель оценивается в пределах 25-40%(...69, с. 111). По твердому убеждению Р.Хорна, деятельность в домашней экономике всех членов семьи, и прежде всего не занятых в сфере найма, должна учитываться как общественно полезная при определении общего дохода домохозяйства. МОТ в целях совершенствования статистических данных приняла в 1982 г. новое определение экономически активного населения. Сейчас производство продуктов и услуг с целью их потребления в рамках семьи рассматривается как экономически активная деятельность.
Альтернативная экономика представлена большим разнообразием самоуправляемых и ремесленных предприятий и различными формами кооперации. Для этих форм деятельности характерно децентрализация и демократизация форм управления, отсутствие как жесткого разделения труда, так и стремления к получению максимальной прибыли. Состав участников разнообразен, но в основном это молодежь (как правило, дипломированная) и женщины. Экономические результаты альтернативной экономики весьма скромны. В ФРГ в ней занято от 20 до 50 тыс. человек (19,
с. 41).
Значительно большее место в неформальном секторе ПРС занимает "теневая" экономика, в которой сегодня трудятся различные категории населения, от детей до пенсионеров, от безработных до занятых лиц наемного труда, от рабочих и служащих до менеджеров всех уровней и творческая интеллигенция. О степени распространения нелегального труда в различных странах можно судить по его доли в общей численности рабочей силы (РС). По состоянию на середину 80-х годов этот показатель оценивался для ФРГ в 8-12%, Франции - в 3-6, Великобритании - в 12,5, Италии - в 15-20 и США -в 40% (71, с. 9. 11, 14). В ФРГ объем выполненных работ в нелегальном секторе экономики, по оценкам западногерманских специалистов, на начало 80-х годов колебался в интервале 1035% ВВП, Италии в пределах - 35-50% (19. с. 29).
Идея учета всех видов трудовой деятельности была в 1976 г. дополнена предложением Ж.Мули и Р.Бродфильда "рационализировать распределение работы с учетом степени нуждающихся, а заодно и предусмотреть выделение дохода для тех, кто оказался без работы" (88, с. 94). Рекомендовалось воспитывать у людей более широкий подход к трудовой деятельности путем содействия лучшему соотношению между трудовой жизнью и досугом для каждого человека. Например, большая продолжительность школьного обучения, более частая смена занятий и переподготовка. сокращение периода активной трудовой жизни за счет досрочного выхода на пенсию, обогащение прежних ценностей в форме семейной жизни, самосовершенствования человека и т.д. Д.Фридмен указывает на большие потенциальные возможности, таящиеся в сочетании оплачиваемой и неоплачиваемой работы, вхождения и выхода из сферы трудовой жизни, более широком использовании разделения рабочего места и частичной занятости, чередовании работы и учебы, работы и досуга, учебы и досуга, работы по найму и выполнения семейных обязанностей. " Необходимо поощрять мобильность рабочей силы наряду с поиском альтернатив
оплачиваемой занятости. Это следовало бы осуществлять посредством разработки обоснованных мер поощрения, а в ряде случаев - и мер наказания" (.68, с. 19).
В современных условиях в качестве основных каналов расширения занятости используются сокращение и перераспределение рабочего времени, а также регулирование экономической активности населения и широкий арсенал нетрадиционных форм занятости.
"Если предположить, что общество начинает признавать значительно больше видов работ как полезные, то эти виды деятельности следует рассматривать в качестве приемлемых альтернатив занятости и, конечно, безработицы", - утверждает Д.Фридмен (.69, с. 117). Такой подход, по его мнению, потребует пересмотра категории дохода в ином свете. Многие виды деятельности на общественных началах должны быть переведены на разные формы вознаграждения. Если часть трудящихся пожелает оставить ряды наемной РС для выполнения других видов трудовой деятельности в течение какого-либо периода своей жизни, то это должно приветствоваться и, в определенной мере компенсироваться. В качестве нижнего пределах уровня дохода, по мнению Д. Фридмена мог бы служить гарантированный минимум месячного или годового дохода для удовлетворения нужд работника и членов его семьи. Этот минимальный уровень дохода не должен, как прежде, регулироваться лишь условиями работы по найму.
Существенную лепту в дело разработки механизма ослабленной увязки трудовой деятельности и дохода внесли работы шведского профессора В. Албеда. Им предлагается установить гарантированный годовой доход для каждого взрослого человека с 18 лет (..,43 с. 66). В.Албеда выделяет следующие преимущества гарантированного минимального дохода. Во-первых, его универсальность: он распространяется на все домохозяйства, а не на отдельные категории населения. Во-вторых, по мере роста доходов за счет подработок, минимальная величина гарантированного дохода будет снижаться в такой пропорции, стимулирующей стремление к работе. В-третьих, благодаря гарантированному минимальному доходу будут ликвидированы многочисленные злоупотребления в использовании всевозможных программ помощи. В-четвертых, будут изменены правила всей системы подоходного налога в целях повышения благосостояния населения (.43, с. 66).
Профессор В.Албеда уутверждает, что гарантированный минимальный доход приемлем как для дирижистской, так и неоконсервативной стратегии экономического развития.
Понимая, что установление минимального годового дохода для каждого взрослого -чрезмерно дорогостоящее мероприятие, не состыкующееся с политикой "жесткой экономии", Д.Фридмен предлагает провести эксперимент с учетом колоссальных затрат, которые несет общество от безработицы и по стимулированию занятости. Если этого окажется недостаточно. то предлагается изъять часть гигантских прибылей, получаемых от развития электроники (.69, с. 119). Подобный подход к решению проблем занятости, по мнению Д.Фридмена, мог бы рассматриваться как "самая насущная проблема конца ХХ века", требующая серьезного и всестороннего обсуждения (.69, с. 120).
Вышеперечисленные изменения в подходе к проблеме занятости послужили прологом к формированию концепции "всеобщей занятости". Эта концепция, по мнению ее авторов -бывших сотрудников МБТ Д.Вернеке и Р.Бродфильда, ориентируется на удовлетворение нужд человека. Под нуждами человека они подразумевают "удовлетворение минимального, а может быть и растущего уровня потребления" и "получение удовлетворения от использования и развития способностей человека в процессе продуктивной, полезной и создающей стоимость трудовой деятельности" (.60, с. 137). А другие авторы к числу потребностей человека причисляют также благосостояние, свободу и достоинство (.75, с. 136).
Указанная концепция вызвала большой интерес и дискуссии на Западе. Особо жаркие споры развернулись по поводу систем распределения минимального дохода. Объясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, нельзя упустить из вида прямую зависимость объема потребления от объема производства. Поэтому минимальный гарантированный доход не должен приглушить стремление людей к производству товаров и услуг - источнику повышения уровня жизни общества. Во-вторых, расширительный концептуальный подход к занятости требует установления статуса занятости для целого комплекса видов трудовой деятельности. Сознавая указанные сложности. Д.Вернеке и Р.Бродфильд предлагают учитывать не только экономические результаты работы, но и соображения социальной полезности и целесообразности. По мнению авторов концепции, их "изобретение" приведет к исчезновению таких понятий, как полная занятость и безработица (...60, с. 145). "...Наиболее важно сегодня признать нелогичным утверждение, что потребности должны удовлетворяться посредством занятости, но верить. что это можно достичь в современных экономических условиях - просто утопия" (...60, с. 148).
В этой связи представляет определенный интерес принятый во Франции закон "О минимальном доходе по реинтеграции безработных" от 1 декабря 1988 г. Его основная идея
состоит в обеспечении прожиточного минимума длительно безработным. Эта мера в сочетании с оплаченной стажировкой учащихся на предприятиях, нацелена на облегчение реинтеграции в общество безработных и учащихся. (... с. 10). Вокруг этих мер во Франции развернулись оживленные дискуссии, что свидетельствует об актуальности и практической значимости рассматриваемых проблем.
Концепция "всеобщей занятости", сориентированная на удовлетворение нужд человека, представляет собой набор старых, обновленных и новых рецептов, приспособленных для современного и перспективного функционирования рыночной экономики. Во многих странах, особенно в Великобритании, Франции и ФРГ, наблюдается волна местной инициативы в сферах расширения социально полезной трудовой деятельности и перераспределения работы. Повсеместное распространение получили гибкие режимы работы и новые формы занятости, меры по усилению экономической активности трудоспособного населения. В ряде стран проводятся эксперименты по привлечению к неоплачиваемой социально полезной деятельности безработных, получающих пособия.
По данным МОТ, сегодня от 1 до 4% зарегистрированных безработных ПРС решаются найти самостоятельный источник занятости. Самая большая трудность, с которой сталкиваются такие безработные, состоит в получении кредитов, поскольку их пособия и надежность как клиентов, открывших "собственный бизнес" невелики. В Германии 60% самозанятых стартовали с капиталом меньше 26 тыс. ам. долл., во Франции - с 22 тыс., в Великобритании - с 1,0 тыс.ф.стерл. Правительства ПРС стараются оказывать финансовую поддержку самозанятым безработным. Их живучесть на РТ довольно высока (от 50 до 65% после трех лет функционирования). К тому же значительная часть (30-40%) тех, кто вынужден был прекратить собственное "дело", возвращаются в регулярную занятость, обогащенные самостоятельными трудовыми навыками и опытом (21, с. 10).
На долю самозанятых, в число которых вошли как бывшие безработные, так и имевшие рабочее место и новые поступления на РТ, приходилось в 1996 г.: во Франции -11,4 всех занятых, в Германии - 9,9 (1997 г.), в Италии - 24,8; в Великобритании - 12,5 (1997 г.), в США - 9,1 (1997г.)и в Японии - 11,8% (1997г.) (81, стр. 83-86). Помимо лиц с самостоятельными источниками занятости в составе РС важную роль играют частично занятые, временные работники и другие отряды нестандартными формами занятости. На их долю приходится уже до 40% всех занятых в ведущих ПРС. (см. табл. 28 на стр. данного обзора).
В настоящее время широко дебатируются предложения о введении в практику ПРС контракта о деятельности, который бы не заменяя трудовой договор (иначе он поглотился бы хозяйственным правом), а включал его. Наличие контракта о деятельности позволило бы значительно сократить, если не ликвидировать разрыв между различными видами деятельности: работой по найму, полное или неполное время в течение фиксированного или неограниченного периода, профессиональной подготовкой на производстве, созданием собственного "дела", отпуском по семейным обстоятельствам или в связи с учебой и т.п.
Несмотря на изменение работы или статуса, трудящиеся будут иметь постоянный уровень социальной защиты. Контракт о деятельности может быть заключен со своего рода "сетью", включающей фирмы, учебные заведения. местные и региональные органы власти, торговые или промышленные палаты. Контракт можно подписать на определенное число лет и, возможно, с указанием обязательств обеих сторон. Платежи будут производиться на основе некой формы взаимных обязанностей, причем фирмы - участницы контракта вносят в единый фонд определенные суммы. Которые они сейчас платят государству для финансирования пособий по безработице и ГСЗ. Это будут выплаты всеобщего базового дохода выживания. Контракт о деятельности, по замыслу его автора, является компромиссом между гибкостью, требуемой РТ, и законной социальной защитой.
Помимо работы по найму, в странах ЕС начала учитываться деятельность человека в альтернативных формах. В Швеции государство оплачивает больничные листы одному из супругов, если он ухаживает за больным ребенком, ибо он выполняет социально полезную для общества трудовую деятельность.
МОТ активно поддерживает идеи новой концепции всеобщей занятости, в формировании которой она приняла самое активное участие. В первом ее докладе "Труд в мире", изданном в 1984 г., записано: ".более высокий уровень благосостояния общества может позволить применить иной способ распределения работы, сокращение или варьирование ее продолжительности и обеспечение соответствующего минимального дохода для всех, включая тех, кто не входит в состав рабочей силы. Если это произойдет, то современный кризис в области занятости может скорее стать не отражением уходящей бури, а провозвестником возникновения нового типа занятости" (.118. с. 70). Расчеты Д.Фридмена свидетельствуют о том, что расходы общества, связанные с безработицей, окажутся почти достаточными для финансирования всеобщего минимального дохода. Эти расходы оценивались порядка 10% ВВП каждой страны. В ряде ПРС были разработаны рекомендации в отношении желаемых размеров гарантированного всеобщего дохода на 80-е
годы: для США - 150 долл., для ФРГ - 500 (1200 - в 1992 г.) марок, для Швеции - 1200 крон в месяц (15, с. 42).
По мнению Дж.Гелбрейта. "центральная проблема современного капитализма - это обеспечение доходами всех участников системы, . укрепление наших социальных программ с тем. чтобы люди. не имеющие работы. получали гарантированный доход" (.12. с. 46). Отмечая сравнительно невысокий предполагаемый гарантированный минимальный доход, он подчеркивает: "В будущем придется приспосабливать уровень жизни к имеющимся ресурсам. Стандарт потребления, достигнутый в США, Западной Европе и Японии, не вечен. Придется искать пути приведения уровней потребления в соответствие с возможностями" (.12, с. 48). В этой связи понятны призывы МОТ к трудящимся, предпринимателям и государству пойти на взаимные уступки.