2002.04.035. КОРОВАЙКО А.В. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАКТИКА: Учеб. пособие.— М.: Норма— ИНФРА-М, 2001. — 106 с.— Библиогр.: с. 92-106.
В книге исследуется институт реорганизации хозяйственных обществ, выявляются характерные признаки различных видов их реорганизации, а также рассматриваются особенности законодательного регулирования различных аспектов процедуры реорганизации. На основе анализа правовой природы договора о слиянии или присоединении хозяйственных обществ проводится исследование правовых особенностей правопреемства при реорганизации юридических лиц. Рассматривается механизм защиты прав и законных интересов кредиторов и участников реорганизуемого хозяйственного общества. Книга состоит из предисловия и двух глав.
Действующее гражданское законодательство не формулирует понятие и сущностные признаки института реорганизации. Возможно, отмечает автор, нормативное закрепление дефиниций является излишним, однако до настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации в правовой теории. Так, М.И.Кулагин определял реорганизацию через ее экономическую сущность. Реорганизация юридических лиц, по его мнению, является одной из правовых форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала. Однако, отмечает автор, российской экономике пореформенного периода свойственна абсолютно противоположная тенденция, сложившаяся еще в процессе приватизации государственных предприятий, — децентрализация производства на основе выделения структурных единиц хозяйствующих субъектов.
Анализируя юридическую природу реорганизации, некоторые авторы отождествляют данный процесс с процедурой прекращения юридического лица. Так, В.В.Долинская считает, что реорганизация общества всегда является его прекращением и учреждением нового, безотносительно к тому, как освещается это в документах, и влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих акционерному обществу, его правопреемникам. По мнению М.И.Брагинского, реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица. В.С.Мартемьянов считает, что реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его
прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства. Е.А.Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство. Данные определения, по мнению автора книги, не могут претендовать на универсальность, так как не охватывают такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а возникновение нового субъекта права.
Приведенные понятия и определения рассматривают реорганизацию как процесс прекращения юридических лиц, при соблюдении условия универсального правопреемства. Между тем прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью проводимой реорганизации. В то же время такие признаки реорганизации юридического лица, как изменение субъектного состава его участников и изменения в имущественном комплексе юридических лиц, оказывают влияние на реорганизационные процедуры, остаются вне поля зрения правовой оценки. Так, несмотря на то, что фактическую передачу имущества в уставный капитал правопреемникам производит реорганизуемый субъект, учредительные документы вновь образуемых юридических лиц утверждают участники последнего. Реорганизация, делает вывод автор, представляет собой способ консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица на основе их субъективных интересов, иногда отличных от целей реорганизуемого субъекта как такового, в противоположность господствующему мнению о реорганизации как способе оптимизации бизнеса путем перераспределения имущества. Для объяснения существа института реорганизации необходимо при его исследовании сместить акцент с внешней стороны сопутствующих правоотношений на внутренние, корпоративные, в свете чего под процедурами разделения (выделения) либо слияния (присоединения) следует подразумевать дробление либо консолидацию капиталов участниками юридического лица.
Рассматривая порядок и условия реорганизации юридических лиц, автор отмечает, что общими условиями для реорганизации хозяйственных обществ являются:
— наличие решения общего собрания акционеров (участников) каждого общества, участвующего в реорганизации. Причем решение о реорганизации акционерного общества принимается квалифицированным большинством акционеров, в то время как для реорганизации общества с
ограниченной ответственностью необходимо единогласное решение участников;
— наличие утвержденного общим собранием акционеров (участников) передаточного акта либо разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
— обязательное письменное уведомление кредиторов юридического лица о принятом решении. Именно с момента получения письменного уведомления кредитор приобретает право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо;
— в случаях, специально установленных законодательством, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов;
— наличие соответствующего договора в случае слияния или присоединения юридических лиц;
— проведение полной инвентаризации имущества реорганизуемых обществ, обязательность которой предусмотрена Положением по ведению бухгалтерского учета.
Н.В.Крысанова