ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
2002.01.050. ТИМ Д. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОНСТИТУЦИЯХ ГОСУДАРСТВ ЕС.
THYM D. Umweltschutz in den Verfassungen der EU-Mitgliedstaaten // Natur und Recht-В. 2000. - H. 10. S. 557-564.
Реферируемая статья написана научным сотрудником Университета им. Гумбольта (Берлин) и представляет собой анализ экологических прав по конституциям стран - членов ЕС и нормативным актам ЕС.
Как отмечает автор, охрана окружающей среды как государственная цель закреплена во всех европейских конституциях и является демократическим принципом. В Основном законе Германии соответствующая ст. 20а появилась в 1984 г. В этом же году аналогичное положение было закреплено в абз. 1 § 1 Федерального конституционного закона Австрии. Аналогичные предписания в конституциях государств южной Европы появились еще раньше - в середине 70-х годов. В Бельгии закреплена “охрана здоровой окружающей среды” в связи с правом человека на жизнь; абз. 2 § 14а Конституции Финляндии формулирует государственную цель “защищать права на здоровую окружающую среду для всех”.
Все конституции распределяют процесс создания соответствующих норм между собственно правотворчеством (законодательной властью) и судебной властью. Лучше всего разграничение проведено в Конституции Испании. По абз. 3 ст. 53 “признание, уважение и защита” основных социальных и экономических принципов, так же как и экологических предписаний по абз. 2 ст. 45 “должны возлагаться на текущее законодательство, судебную практику и деятельность органов публичной власти. Названные принципы могут защищаться только решениями судебной власти, вынесенными в
соответствии с законами, которые они развивают”38. Судебная практика придала практическое значение охране окружающей среды как государственной цели. Федеральный конституционный закон Австрии и Основной закон Германии обязывают представительную власть к принятию закона, раскрывающего содержание вышеуказанного принципа. Анализируя также конституции Нидерландов и Швеции, автор приходит к выводу, что соответствующие конституционные нормы не предоставляют гражданам субъективное право, а скорее закрепляют объективный принцип. По германской конституционно-правовой терминологии в данном случае речь идет только об определении государственных целей.
С вступлением в силу (1 мая 1999 г.) Амстердамского договора европейская публичная власть наделена обязанностью поддерживать устойчивое развитие (ранее речь шла только о высоком уровне мероприятий, направленных на охрану окружающей среды). Это изменение в целях получает правовое значение при толковании его вместе с другими изменениями, внесенными Амстердамским договором. В совокупности они означают переход ЕС от экономического сообщества к политическому и экологическому союзу. Ст. 6 Договора,
учреждающего Европейское сообщество, закрепляет экологополитический принцип интеграции, в соответствии с которым “требования защиты окружающей среды должны быть интегрированы в определение и осуществление политики и деятельности Сообщества, предусмотренных ст. 3, особенно в целях содействия устойчивому развитию”39. Европейский суд признал за органами Сообщества компетенцию по оценке применения принципа интеграции.
В ст. 6 Договора не содержится положения о наилучшем уровне охраны окружающей среды в смысле приоритетности перед остальными целями Договора. Это соответствует конституционным порядкам стран ЕС. Конституция Испании, например, предусматривает только “необходимую гармонию” между государственными целями. В германском конституционном праве в случаях конфликта также проводится сравнительный анализ ст. 20а, провозглашающей охрану окружающей среды как государственную цель, и другими
38 Положения Конституции Испании цит. по: Конституции зарубежных государств. М., 2000. - С. 183.
39 Положения Договора цит. по: Европейское право: Учеб. для вузов. М., 2000. -С. 557.
государственными целями, закрепленными в Основном законе. Следовательно, несмотря на принцип интеграции, законодатели в отдельных странах остаются свободными в инкорпорации охраны окружающей среды в иные политические области. Например, очень широко развернувшиеся в ФРГ дебаты об экоцентрическом или антропоцентрическом смысле ст. 20а Основного закона не получили резонанса в других странах, практически везде законодательные формулировки носят ярко выраженный антропоцентрический характер.
Особенностью европейских договоров является четко отраженный в них принцип устойчивого развития (ст. 2 Договора о Европейском союзе и ст. 2 Договора, учреждающего Европейское сообщество). В конституциях стран-участниц этот принцип прямо не закреплен. Анализируя конституции семи государств ЕС, автор приходит к выводу, что по разным причинам (в основном из-за давности принятия) практически все европейские конституции не содержат ярко выраженной государственной цели - охраны окружающей среды.
Основные права на охрану окружающей среды были разработаны в ходе Стокгольмской конференции в 1972г. Затем они были интерпретированы в конституциях стран-участниц. Абз. 1 ст. 66 Конституции Португалии и абз. 1 ст. 45 Конституции Испании провозглашают право каждого “пользоваться окружающей средой в целях развития своей личности” и обязанность “охранять эту среду”40. Однако, по мнению автора, такая формулировка является чисто декларативной. Что касается европейского права, то здесь также не наблюдается особенной четкости формулировок. В европейских договорах не содержится формальных экологических прав граждан. Положение должна спасти Европейская хартия по основным правам. Президиум Конвенции по основным правам (председатель Роман Херцог) предложил принять соответствующую статью в следующей формулировке: “Охрана окружающей среды, которая включает в себя сохранение, защиту и улучшение качества окружающей среды, защиту здоровья людей и осмотрительное и рациональное использование природных ресурсов, гарантируется экологическими политиками Союза”.
Однако, по мнению автора, то, что в государствах - членах ЕС нет явно закрепленных экологических прав граждан, не исключает возможность их “выведения” из классических прав и свобод. Абз. 30 ст.
40 Цит. по: Конституции зарубежных государств. - М., 2000. - С. 181.
40 Конституции Ирландии закрепляет защиту жизни и личности, которая распространяется и на защиту вышеуказанных благ от воздействий окружающей среды. Абз. 2 ст. 2 Основного закона Германии предусматривает ограничение свободы личности только на основании закона, однако в соответствии с законодательством такими основаниями могут быть и экстремальные ситуации, вызванные ядерной энергией. Естественно весьма распространенной является “связывание” охраны окружающей среды с защитой здоровья. Защита частной жизни, имеющая во многих государствах существенное значение, является основой таких экологических прав граждан, как защита от имиссий вредных веществ и защита от шума.
Тем не менее “невыраженность” экологических прав граждан не уменьшает их действительного значения. В соответствии с новейшими теоретическими концепциями защита окружающей среды является общим делом. Охрана окружающей среды как “солидарное право” и “основное право третьего поколения” предусматривает индивидуальные, коллективные и государственные усилия на пути к его достижению. Примером здесь является ст. 66 Конституции Португалии: “Каждый имеет право на благоприятную для человека, здоровую, экологичную окружающую среду и обязан заботиться о ее сохранении”. Ст. 45 Конституции Испании предусматривает административную и уголовную ответственность за причинение вреда окружающей среде. Предписания об обязанности охранять окружающую среду существуют также в Австрии и Германии. Конституционно-правовая обязанность охранять окружающую среду существенно ограничивает иные права и свободы, например, свободу собственности.
В.Н. Гиряева