Научная статья на тему '2001. 04. 010. Тиммерман Х. Российская стратегия в отно-шении Евросоюза: тенденции, концепции и перс-пективы. Timmermann H. Russland Strategie fur die Europaische Union: aktuelle Tendenzen, Konzeptionen u. Perspektiven. Koln: BIOst, 2000. 37 S. (ber. Des Bundesinst. Fur ostwiss. U. Intern. Studien; 5/2000)'

2001. 04. 010. Тиммерман Х. Российская стратегия в отно-шении Евросоюза: тенденции, концепции и перс-пективы. Timmermann H. Russland Strategie fur die Europaische Union: aktuelle Tendenzen, Konzeptionen u. Perspektiven. Koln: BIOst, 2000. 37 S. (ber. Des Bundesinst. Fur ostwiss. U. Intern. Studien; 5/2000) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС И РФ / ЕВРО И ДОЛЛАР / РФ - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ЕС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 010. Тиммерман Х. Российская стратегия в отно-шении Евросоюза: тенденции, концепции и перс-пективы. Timmermann H. Russland Strategie fur die Europaische Union: aktuelle Tendenzen, Konzeptionen u. Perspektiven. Koln: BIOst, 2000. 37 S. (ber. Des Bundesinst. Fur ostwiss. U. Intern. Studien; 5/2000)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2001.04.010. ТИММЕРМАН Х. РОССИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕВРОСОЮЗА: ТЕНДЕНЦИИ, КОНЦЕПЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

TIMMERMANN H. Russland Strategie fur die Europaische Union: Aktuelle Tendenzen, Konzeptionen u. Perspektiven. - Koln: BlOst, 2000. - 37 S. -(Ber. Des Bundesinst. fur ostwiss. u. intern. Studien; 5/2000).

В России, отмечает немецкий профессор Х.Тиммерман, не будет ни демократии европейского типа, ни репрессивного авторитаризма, скорее всего, здесь будет развиваться управляемая, или "манипулируе-мая", демократия. Такой вариант "вряд ли позволит осуществить настоящее партнерство между ЕС и Россией, подразумевающее полное согласие в отношении ценностей и принципов формирования государства и общества. Вместе с тем возможным будет широкомасштабное, прагматичное и предсказуемое сотрудничество" (с.3).

В ответ на "Общую стратегию ЕС для России" от июня 1999 г. Москва в аналогичном стратегическом документе от октября 1999 г. впервые сформулировала расширенную концепцию по отношению к Европе и ЕС. И хотя ЕС в качестве реакции на войну в Чечне заблокировала, по крайней мере частично, работу над намеченными в стратегических документах проектами, исходить нужно из того, что и при президенте В. Путине политика расширения отношений России с ЕС будет продолжена. По мнению автора, особенно важны два основных положения Среднесрочной стратегии России (ССР) в отношении ЕС: 1) в ней впервые неоднозначно подчеркивается, что для России интеграция в ЕС не стоит на повестке дня, поскольку, будучи мировой державой и евроазиатским государством, она и в будущем хотела бы самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику; 2) вместе с тем в ССР подчеркивается стратегический характер партнерства России с ЕС, в том числе и в деле создания "Европы без разделительных линий".

В отношениях России с ЕС усиливается тенденция к идентификации партнерства с ЕС как самостоятельного элемента международных отношений, а не только как зависимой переменной от отношений с США. Москва предлагает вести с ЕС широкий и предметный политический диалог, особенно в области предупреждения конфликтов в зоне ОЭСР. Обе стороны должны консультироваться и координировать свои позиции в международных организациях. Примером таких консультаций могло бы стать более активное обсуждение

проблем Кавказа и Калининграда, а также Белоруссии. При подписании договора о партнерстве Россия проявила особую заинтересованность в экономическом сотрудничестве, рассматривая политические положения договора как второстепенные и увязывая их с экономическими целями. Это соответствовало традиционной оценке ЕС как "экономического колосса и политического карлика". Однако со временем эта концепция "селективного партнерства" изменилась, и теперь Россия проявляет интерес к развитию партнерства с ЕС по всем направлениям, в том числе по вопросам безопасности и в военной области.

Несмотря на это, главный интерес российской элиты по-прежнему заключается в развитии экономического и финансового сотрудничества с ЕС, который является для России важнейшим партнером в торговле, осуществлении рыночных преобразований и модернизации. На долю ЕС приходится 40% внешнеторгового оборота России, а после вступления в ЕС стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) эта доля возрастет до более 50%. К тому же доля инвесторов из стран ЕС в общей сумме прямых инвестиций в России составляет 64%, а в общей численности партнеров по совместным предприятиям - 80%. В то же время в Москве (как и в Брюсселе) существует мнение, что при благоприятных условиях здесь могут проявиться большие резервы. Фактически торговля между Россией и ЕС, по оценкам, составляет только треть от уровня, на который можно было бы рассчитывать, учитывая российский ВВП и близость России к рынкам Сообщества (с.25). Компетентные специалисты выделяют и такие новые акценты в политике России, как требование к ЕС больше сосредоточиться на роли партнера России по модернизации; и предпринять совместные усилия по недопущению появления на восточной границе расширяющегося ЕС новой разделительной линии и возможной изоляции России от остальной Европы. В ССР Россия обращается к ЕС с просьбой предоставить ей консультации для осуществления необходимой адаптации, предпочтительно с помощью экспертизы в рамках ТАСШ. Просьбы России о предоставлении своевременной информации и целевой поддержке касаются прежде всего проблем прямых инвестиций в реальный сектор экономики страны. В ССР подчеркивается их значение для модернизации и подъема экономики, а также для развития международных отношений. Россия подтверждает свое намерение приспособить законодательство и правовую систему к законодательству ЕС для более тесного сотрудничества, но при сохранении своей независимости. Кроме того, она хотела бы гармонизировать свою систему стандартов и сертификации с соответствующими системами ЕС, особенно в отраслях с наиболее

оживленной торговлей и технической кооперацией. Главной предпосылкой для выравниванию российских норм и стандартов с европейскими являются проведение радикальных структурных и налоговых реформ, предоставление правовых гарантий, принятие четких и фактически выполняемых правил. Однако, подчеркивает автор, в этой части формулировки ССР довольно неопределенны и обещают в целом "благоприятное инвестиционное законодательство и гарантии иностранных инвестиций". Остается ждать, попытается ли В. Путин реализовать обещания по радикальному улучшению экономических условий.

В Москве в настоящее время внимательно следят за развитием ситуации с евро, и это вполне логично, поскольку стабильный евро может оказать сильное влияние на деятельность международных финансовых организаций., а также способствовать трансформации существующего однополярного мирового валютного порядка в двухполярный, составив конкуренцию доллару, являющемуся мировой резервной валютой, и вытеснив его из России и пространства СНГ. Евро может внести позитивный вклад в укрепление партнерства России с ЕС, поскольку способен, по крайней мере частично, освободить экономику и финансы России от долларов. Геополитическое положение России и ее экономическая безопасность требуют максимального использования новых возможностей, связанных с "преодолением фактического неравноправия евро и доллара на внутренних валютных рынках" (с.27).

Поскольку США связаны с экономикой и политикой России лишь косвенно, тогда как ЕС состоит с Россией в договорных отношениях, отмечает автор, было бы целесообразно подвергнуть ревизии законодательство и международные договоры России в валютной и финансовой сферах, чтобы привести их в соответствие с правовыми нормами ЕС, так или иначе касающимися евро. Новая валюта ЕС может способствовать существенному облегчению торговых отношений между партнерами. В ССР выражено стремление России усилить позиции евро как международной валюты, в том числе путем его официального включения в валютные резервы Банка России, расширения его использования на национальных финансовых рынках и во внешней экономической деятельности. Российским банкам рекомендуется расширять и укреплять практическое сотрудничество с Европейским центральным банком и другими институтами ЕС с целью координации их действий в области будущей реформы международной финансовой системы. Учитывая экономическую и финансовую слабость России, возможность координированных действий при установлении нового порядка в международной финансовой системе весьма важно для нее, тем

более что евро тоже проявляет симптомы слабости по отношению к доллару. В целом позитивная оценка евро как ядра финансовой системы ЕС и стремление России к тесному переплетению с ним подчеркивают готовность страны к тесному партнерству с Евросоюзом.

Начавшийся процесс расширения ЕС на Восток характеризуется в ССР как имеющий двойственное значение для России. С одной стороны, он создает для нее такие преимущества, как расширение рынка для российской продукции, большая надежность транзитных путей, гармонизация таможенных тарифов и т.д. Кроме того, приближение к границам страны зоны благосостояния и модернизированной экономики дает России шанс воспользоваться этим для собственной выгоды. С другой стороны, в ССР выражены опасения по поводу взаимных негативных последствий расширения ЕС на Восток, особенно в связи с тем, что Россия может потерять почву на традиционных рынках и окажется "деевропеизированной" и "маргинализированной". Фактически кандидаты на вступление в ЕС уже сейчас осуществляют 70% своей внешней торговли с Евросоюзом. Не случайно в ССР сформулировано требование "в ходе дальнейшего расширения ЕС защитить легитимные интересы России" (с.28). Понимая эту озабоченность, ЕС подтвердил свое намерение после вступления России в ВТО заключить с ней соглашение о свободной торговле, что помогло бы ей решить ряд проблем, возникающих в результате расширения ЕС. Правда, здесь встает вопрос, сможет ли российское руководство сохранить баланс между необходимым открытием рынка, с одной стороны, и выборочным протекционизмом, который защитил бы страну от разрушительной иностранной конкуренции, - с другой. Но в любом случае приоритетом будут пользоваться иностранные инвестиции, к которым стремится нынешнее правительство России.

Анализ показывает, пишет далее Х.Тиммерман, что с усилением интеграции в рамках ЕС возрастает заинтересованность России в сотрудничестве с Евросоюзом, особенно в качестве партнера по модернизации экономики с помощью прямых инвестиций и целенаправленного трансферта технологии и "ноу-хау". Кроме того, с развитием европейской политики обороны и безопасности Москва будет воспринимать ЕС и как политического и военного партнера. "Широкое сотрудничество России с ЕС, вместо прежнего селективного партнерства в экономической области, могло бы в будущем сделать их отношения еще более тесными" (с.30). В более широком контексте партнерство с ЕС могло бы помочь Россия более реалистично оценить собственную роль в сфере международных отношений. В условиях возрастающей

глобализации Россия должна быстро воспользоваться ее преимуществами, поскольку будущее страны во многом зависит от притока иностранных инвестиций и новейших технологий, особенно в области менеджмента. Таким образом, партнерские отношения с ЕС способствуют расширению участия России в процессах глобализации, помогая ей осторожно "вписаться" в мировую экономику, стать активным и равноправным членом международных политических, экономических и финансовых институтов.

В то же время для ЕС партнерство с Россией является "важнейшим вызовом начала XXI века" (с.32). Развитие России будет и в дальнейшем сильно влиять на развитие Европы в целом, поскольку изолировать такую большую и богатую ресурсами страну невозможно. К тому же, как показывает опыт, отказ европейцев от сотрудничества в форме эмбарго, санкций и стратегии изоляции может действовать против них самих в виде таких не признающих границ факторов дестабилизации, как разрушение окружающей среды, издержки массового уничтожения оружия, распространение преступности. Европейцы, считает автор, должны учитывать, что российская элита в большинстве своем скептически относится к ориентации на Запад, дистанцируясь от важных европейских ценностей. Поэтому партнерство с Россией нужно оценивать прагматично и реалистично, не питая иллюзий о ее быстром включении в европейское хозяйство и проявляя "стратегическое терпение". Это требует четкого формулирования собственных интересов и критической реакции на противоречащее договору поведение России. ЕС сохранит свой интерес в отношениях с Россией, если будет рассматривать ее не только как партнера, но и как потенциального оппонента. ЕС весьма заинтересован в том, чтобы "стабильная, демократически ориентированная и экономически здоровая Россия вышла из самоизоляции коммунистического периода и осознала себя активным и конструктивным членом международного сообщества" (с.33). С точки зрения европейцев, Россия будет принадлежать к Европе лишь в том случае, если она сама этого захочет и будет в состоянии это сделать. Обе стороны должны решить, хотят ли они существующее ныне прагматичное и реалистичное партнерство перевести однажды в стратегическое.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.