2001.03.002. ЕВРОПА И РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЮЖНОГО НАПРАВЛЕНИЯ. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ - ЧЕРНОМОРЬЕ -КАСПИЙ. /РАН.
Ин-т Европы и др.; Редкол.: Журкин В.В. и др. - М.: Интердиалект, 1999. - 659 с.
Книга - результат работы специалистов в различных областях науки - истории, социологии, экономики, международных отношений и др., сотрудников институтов Российской Академии наук - Ин-та Европы, Ин-та США и Канады, Ин-та мировой экономики и международных отношений, Ин-та всеобщей истории, Ин-та востоковедения и др., работников государственных ведомств и зарубежных ученых.
В центре внимания авторов - обширное геополитическое пространство от Гибралтара до восточных берегов Каспия, значение которого сильно возросло в последнее десятилетие ХХ в. В своей трансформации оно пережило за эти годы два основных этапа. Первый из них начался после распада Советского Союза, второй стал результатом агрессии США и НАТО на Балканах. Новое содержание приобрела для европейской безопасности, в том числе для России, «дуга уязвимости» -конфликтообразующая полоса, протянувшаяся через Средиземноморье (с его многочисленными конфликтами различной степени напряженности), Черноморье, Северный Кавказ и Закавказье, к Центральной и Средней Азии. С развертыванием военных действий на Балканах здесь четко сформировался эпицентр военно-политических потрясений, которые угрожают безопасности Европы.
Выявилось новое соотношение сил, влияющих на геополитическую структуру региона. На всем его пространстве происходит возрастание военно-политического и экономического влияния США и их союзников по НАТО. Вместе с тем со стороны Западной Европы проявляется тенденция к отстаиванию собственных интересов в регионе; расхождения между США и ЕС возникают прежде всего в сфере экономики и торговли. В отдельных частях региона наблюдается тенденция к появлению субрегиональных лидеров. Так, в Западном Средиземноморье на эту роль претендует Франция, а в Черноморском регионе - Турция.
Одна из реалий конца века состоит в том, что Россия утратила в средиземноморско-каспийском пространстве те позиции, которыми располагал Советский Союз. Этим воспользовался Запад, осуществляя политику ограничения роли России, ее постепенного вытеснения. В
определенной степени - это результат бездействия самой России, которая лишь в связи с войной в Югославии стала более активно отстаивать свои интересы в регионе.
Среди тенденций последнего десятилетия обращает на себя внимание укрепление регионализма и региональной интеграции. Происходит срастание Средиземноморья и Черноморья в один большой комплекс, к которому подтягиваются сейчас Кавказ и прикаспийские территории. Такое утверждение базируется на растущей схожести геополитических, военно-стратегических, экономических и других показателей.
Народы, населяющие это пространство, сближает также их историческая память. Геополитическое единство различных частей региона, которое начало складываться еще во времена древней Эллады и античного Рима, получило в дальнейшем развитие в виде различных комбинаций союзов и объединений государств, отношения между которыми были зачастую весьма неровными, но которые воспринимали друг друга как соседей и не могли с этим не считаться. Нынешняя геополитическая структура региона во многом определяется влиянием христианства, ислама, иудаизма.
В прошлом это пространство неоднократно становилось театром военных действий. Весь регион был охвачен военными операциями в ходе двух мировых войн ХХ в. В канун ХХ1 в. война на Балканах продемонстрировала тесную взаимосвязь военно-политического характера между событиями, происходящими на Балканах, в других частях Средиземноморья, в Черноморском и Каспийском регионах.
Регион объединяют также экономические и торговые связи, существовавшие с древнейших времен. В последние годы регион превращается в перспективный транспортный путь из Европы в Азию; возникают новые транспортные коридоры, возрождается идея Великого шелкового пути в его современной модификации. Здесь проходят артерии доставки нефти из Персидского залива в Западную Европу и США. Наконец планы добычи нефти и ее транзита в Европу привели к активизации американского, французского, итальянского, турецкого капиталов на Каспии и вовлекли компании этих и других стран в разработку проектов трансрегиональных нефтепроводов.
Тесная связь субрегионов этого целостного пространства, наличие у них общих признаков, порождает потребность в региональном сотрудничестве, а это ведет к развитию процесса региональной интеграции. В 90-е годы значительное число инициатив было направлено на организационное оформление субрегионального сотрудничества. На
совещании, проведенном в рамках СБСЕ по Средиземноморью на Майорке в 1990 г., было выдвинуто предложение о проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, к участию в котором предполагалось пригласить также СССР и США. Идея средиземноморского сотрудничества была подхвачена президентом Египта Мубараком, который выступил за создание «средиземноморского клуба». Основной задачей клуба должно было стать содействие ликвидации разрыва в уровне экономического развития северного и южного Средиземноморья.
Далее главная роль в создании системы средиземноморского сотрудничества переходит к Европейскому союзу. Барселонская конференция (ноябрь 1995 г.) министров иностранных дел 27 государств (15 государств - членов ЕС, а также Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Кипр, Ливан, Мальта, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис, Турция) стала первым в истории региона столь представительным форумом почти всех прибрежных стран. Конференция учредила механизм сотрудничества и партнерства, положила начало интеграционному Барселонскому процессу, развитие которого предполагает создание к 2010 г. единой средиземноморской зоны свободной торговли. В итоговых документах диалог между культурами, гуманитарные, научные и технологические обмены между Средиземноморьем и другими государствами-членами ЕС были названы важнейшими составляющими сближения между их народами и улучшения взаимопонимания.
Вопросы культуры и культурного строительства стали составной частью «новой средиземноморской политики», провозглашенной в начале 90-х годов.
Почти одновременно стремление создать систему сотрудничества проявилось и в черноморском регионе. После ряда предварительных консультаций 25 июля 1992 г. состоялся торжественный акт подписания в Стамбуле декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве - ЧЭС. Свои подписи поставили главы государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции, Украины.
В последние годы проявилась тенденция к сближению между Средиземноморьем и Черноморьем, в результате новых акцентов в позициях ЧЭС и ЕС. Налицо тяготение отдельных субрегионов друг к другу, зарождение регионального самосознания.
Однако, по сравнению с временами биполярного мира, этот регион, где нарушилось силовое равновесие, стал угрозой для европейской безопасности. После распада СССР США и ряд их
союзников взяли курс на подчинение этого геополитического пространства своим национальным и союзным интересам (с.270). Делается это не столько мирными средствами, сколько посредством силовых методов, где главным инструментом становится НАТО. К настоящему времени в Средиземноморско-Черноморско-Каспийском регионе сложилось несколько основных типов государств:
- группа западноевропейских стран - членов НАТО и ЕС (Франция,
Италия, Португалия, Испания, Греция). Это наиболее экономически развитая и политически сплоченная группа, претендующая на лидерство. Присоединиться к этой группе хотели бы Турция, Мальта и Кипр;
- группа арабских государств, менее сплоченная, однако в кризисных
ситуациях она в состоянии отстаивать свои интересы, особенно когда речь идет о Ближневосточном конфликте;
- группа балканских государств, образовавшихся после распада Федеративной республики Югославии. В результате вмешательства Запада, прежде всего США, в их дела, они сильно разобщены и находятся в стадии выбора дальнейшей политической ориентации;
- страны Западного Черноморья - Болгария и Румыния, государства
переходного типа, тяготеющие в настоящее время к Западу;
- группа государств постсоветского пространства - Россия, Молдова,
Украина, Грузия, Армения, Азербайджан.
Со стороны ЕС значительное внимание уделяется южным регионам России - Черноморскому и Каспийскому. Говоря о перспективах регионального сотрудничества в Черноморском регионе, уместно отметить, что, как и Средиземноморский регион, он принадлежит, несомненно, к самым благодатным и богатым регионам мира. Достоинства его были оценены еще в древности. Черноморский регион занимает огромную территорию, превышающую ЕС. Это «естественный» регион, прежде всего с точки развития хозяйственных связей. Однако его формирование только началось. В политическом отношении почти все страны региона отличаются незавершенным характером процесса демократизации, формирования гражданского общества, отличаются социальной и этнической нестабильностью, «богаты» межэтническими конфликтами. Наконец, это регион сосуществования христианства и ислама. Будучи соседом и даже «соучастником» Черноморского региона, Европейский Союз видит свою задачу в том, чтобы внести свой вклад в создание здесь пространства стабильности и безопасности. В свою очередь, опыт ЕС весьма полезен для становления Черноморского региона.
Наконец, Каспийский регион, сложившийся вокруг самого большого в мире замкнутого водоема, издавна привлекал внимание не только ученых и путешественников, но и людей практических -политиков и предпринимателей. К странам Каспийского региона принадлежат Российская Федерация (Дагестан, Калмыкия, Астраханская область), Туркмения, Азербайджан, Казахстан, Иран. Для всех этих стран Каспий играет огромную роль и своими рыбными богатствами, и залежами полезных ископаемых, но в особенности огромными запасами нефти и природного газа. Большой интерес к региону Каспийкого моря проявляют в последнее время американские, немецкие и французские нефтяные компании. Оформление региона Каспийского моря, становление региона Черного моря - это процессы, ярко свидетельствующие о динамичном развитии регионализма, в которых российский Юг принимает самое непосредственное участие.
Несмотря на все эти различия и противоречия в рамках Средиземноморско-Черноморско-Каспийского региона сложилась структура международных отношений, позволяющая более или менее эффективно обсуждать, а зачастую и решать (пока в основном на двусторонней основе) острые геополитические проблемы.
Однако развитию такого хода событий препятствует тенденция решать спорные вопросы в регионе посредством силы или угрозы ее применения. Намерение НАТО предпринять шаги для продвижения в регионе выразилось в выдвижении так называемой «средиземноморской инициативы». В 1997 г. на Мадридской встрече глав государств и правительств стран НАТО была создана Группа средиземноморского сотрудничества. Наряду с курсом на расширение зоны своего влияния НАТО внесло изменения в структуру командования в регионе с целью повышения эффективности своего присутствия. На региональное командование Юг с центром в Неаполе возложена задача охватить своей деятельностью в основном Средиземноморский регион. Именно через это РК осуществляется военная деятельность по продвижению НАТО в восточном направлении - в Черноморье и Каспийский регион. Лишь в последние месяцы 1998 г. в Черноморье состоялись учения «Щит мира», «Осень - 98» на Украине, морские учения с центром в Румынии, так называемые миротворческие учения в Болгарии с участием Азербайджана, Болгарии, Македонии, Грузии, Молдовы, Румынии, Украины, Венгрии.
Предметом пристального внимания НАТО все больше становится также Каспийский регион. В перспективе возможен массированный выход Альянса в регион через Азербайджан, где верхи разыгрывают
натовскую карту с целью давления на Армению в нагорно-карабахском конфликте.
Появление НАТО не только в Черноморье, но и на берегах Каспия, в Центральной Азии означает коренную трансформацию этой части Евразии, заход в глубокий тыл России, Ирана, Афганистана и, в определенной степени, Индии и Китая. Такая тенденция в продвижении НАТО в восточном направлении полностью укладывается в его модернизированную концепцию расширения зоны географической ответственности, а также перечня случаев, когда Альянс считает себя вправе прибегнуть к использованию силы.
Эта тенденция уже проявилась на Балканах, где в 90-е годы НАТО включились в боевые действия. Военные руководители НАТО настойчиво добивались права на самостоятельное принятие решений о нанесении бомбовых ударов, рассматривая ООН как прикрытие для того, чтобы придать респектабельность своим военным акциям. Средиземноморские страны НАТО осенью 1995 г. поддержали идею применения силы против сербов. Особо можно выделить Францию, сделавшую наиболее объемный вклад в силы быстрого реагирования. Италия, по выражению ее министра обороны, стала «непотопляемым авианосцем» НАТО, так как именно с ее территории совершались в основном массированные воздушные налеты. Соглашения, подписанные в Дейтоне, привели к установлению протектората над Боснией, что отнюдь не означает установление прочного мира на Балканах.
Бомбардировки 1999 г. независимой Югославии и последующая линия поведения НАТО и их союзников свидетельствуют о долгосрочной стратегии установления господства на Балканах в том или ином виде.
Однако стремление узаконить новый международный порядок в виде однополюсного мира под гегемонией США встречает определённое противодействие. Поэтому агрессия НАТО против Югославии подверглась критике со стороны реалистически мыслящих политических деятелей и ученых. Примером тому являются высказывания Киссинджера на страницах журнала «Ньюсуик». Он отметил, что этнические конфликты в Косово, как и в других странах, являются внутренним делом государств и прежде всего должны решаться путем мирных переговоров при посредничестве третьей стороны. С осуждением агрессии НАТО выступили также ряд других видных политических деятелей.
Т.М. Фадеева