Научная статья на тему '2001. 01. 007. Доклад о торговле и развитии в 1999 г. Rapport sur le commerce et le developpement 1999 / conf. Des nu sur le commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 1999. XV, XI, 159 p'

2001. 01. 007. Доклад о торговле и развитии в 1999 г. Rapport sur le commerce et le developpement 1999 / conf. Des nu sur le commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 1999. XV, XI, 159 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ - ИНОСТРАННЫЕ - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЭКОНОМИКА - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ - ЭКОНОМИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 007. Доклад о торговле и развитии в 1999 г. Rapport sur le commerce et le developpement 1999 / conf. Des nu sur le commerce et le developpement. New York; Geneve: nu, 1999. XV, XI, 159 p»

2001.01.007. ДОКЛАД О ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИИ В 1999 г. Rapport sur le commerce et le développement 1999 / Conf. des NU sur le commerce et le developpement. - New York; Geneve: NU, 1999. - XV, XI, 159 p.

В исследовании, подготовленном Секретариатом ЮНКТАД, рассматриваются состояние мировой экономики и возможности ее нового спада, а также проблемы внешней торговли, финансирования и экономического роста в развивающихся странах (РС).

В конце ХХ в., подчеркивают авторы, мировая экономика характеризуется раздробленностью и нестабильностью, что обусловливает ее неспособность ускорять темпы экономического роста и сокращать разрыв в уровне развития между богатыми и бедными странами. Провал мирового сообщества в борьбе с бедностью со всей остротой ставит вопрос о пересмотре политики развития. Ничем не ограничиваемая конкуренция между неравными экономическими субъектами не только никогда не приводила к активизации экономического роста и к процветанию даже промышленно развитых стран (ПРС), но, напротив, оказывала разрушающее воздействие на экономику. На пороге ХХ1 в. мир нуждается в конструктивном международном сотрудничестве и солидарности.

Разразившийся в 1997 г. в ряде азиатских стран финансовый кризис оказал негативное воздействие почти на все РС и страны с переходной экономикой. В результате среднегодовые темпы роста РС упали с 5,8% в 1996 г. до 1,8% в 1998 г.; впервые за последние десять лет они были ниже, чем в ПРС (с.4). Темпы роста стран с переходной экономикой снизились с 1,4% в 1997 г. до 0,8% в 1998 г. Кризис в РС имел серьезные последствия для мировой торговли: темпы роста мирового экспорта снизились с 6% в 1990-1995 гг. до 3,5% в 1998 г., в том числе экспорта РС - с 9,0 до 3,4% (с.26). В 1998 г. впервые за 50 лет доля сырьевых товаров в мировой торговле снизилась до менее 20%, что вызвало уменьшение экспортных доходов РС, чего не наблюдалось с 1991 г. В то же время ПРС выиграли от снижения сырьевых цен: только благодаря удешевлению импорта нефти они сэкономили почти 60 млрд. долл., т.е. сумму, превышающую официальную помощь развитию, оказываемую этими странами развивающимся государствам.

С начала 1999 г. положение в мировой экономике стало улучшаться: после массированного оттока капиталов с формирующихся

рынков начался приток иностранных вложений в РС, стали повышаться мировые цены на некоторые сырьевые товары и прежде всего на нефть. Однако темпы экономического роста в РС по-прежнему ниже темпов их демографического роста и темпов роста в ПРС. Зависимость многих РС от импорта иностранного капитала обусловливает высокий уровень уязвимости и нестабильности их экономики, поскольку всегда сохраняется риск внезапного оттока иностранных капиталов.

Продолжающийся в течение последних лет рост экономики США, подчеркивают авторы, не может быть бесконечным. Поскольку рост внутреннего спроса все больше зависит от биржевых курсов и заимствований домашних хозяйств и предприятий, замедление экономического роста в США неизбежно. Каким бы ни было это замедление - резким или постепенным ("мягким") - оно вызовет новый биржевой кризис и затормозит рост мировой экономики. В ближайшем будущем не следует рассчитывать на то, что ЕС сможет стимулировать рост мировой экономики. Введение в 11 странах ЕС единой валюты евро как главного соперника доллара создало для стран ЕС новые проблемы. За первый год курс евро в отношении доллара снизился более чем на 10%, что подрывает доверие к новой валюте (с.57). Европейский центральный банк должен проводить определенную кредитно-денежную политику, направленную на поддержание евро. Однако в условиях, когда страны зоны евро имеют различные темпы роста, делать это нелегко.

В последние годы многие РС предпринимали значительные усилия по интегрированию в мировую экономику даже ценой немалых жертв. Вместе с тем огромные различия в экономической мощи ПРС и РС не позволили последним воспользоваться возможностями участия в мировой экономической и финансовой системе для ускорения экономического роста, расширения занятости и сокращения неравенства. Обещанные выгоды для РС, вытекающие из реализации решений "уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, оказались "просто фантазией". Кризис 1997 г. в "азиатских тиграх" показал, что даже наиболее динамичные РС весьма уязвимы перед лицом свободных рыночных сил и глобализации. Заявления сторонников либерализации о том, что она будет способствовать наступлению новой эры процветания, возможностями которой сможет воспользоваться все большее число РС, не находят подтверждения в реальности. Более того, напрашивается простой и поразительный вывод: после более чем десятилетних либеральных реформ в РС их экономика сталкивается со все более

серьезными трудностями, связанными с их зависимостью от импорта капитала и продолжающимся ростом внешней задолженности. Хотя среднегодовые темпы экономического роста в 90-х годах, составлявшие 5,7%, были выше, чем в 80-х, они не превышали темпов 70-х годов. Несмотря на сравнительно высокие темпы роста в 90-х годах, большинство РС имели огромные торговые дефициты, что объяснялось действием таких факторов, как ухудшение условий торговли РС, замедление темпов экономического роста в ПРС - главных торговых партнерах РС, либерализация мировой торговли и международного движения капиталов.

В 90-х годах объем иностранных частных капиталов, поступавших в РС, увеличился по сравнению с 70-ми годами почти в семь раз; при этом 2/3 общего частного потока капиталов составляли прямые и портфельные инвестиции. Вместе с тем официальная (государственная) помощь развитию продолжала уменьшаться. Доля этой помощи в общих финансовых ресурсах, поступающих в РС, снизилась с 50% в 80-х годах до 20% в 90-х. Большая часть частных капиталов, поступавших в РС, концентрировалась в 20 странах с формирующимся рынком, на долю которых в 90-х годах приходилось более 90% всех потоков частных инвестиций в РС, доля только трех стран (Китая, Бразилии и Мексики) составила почти половину. В этих странах показатель прямых иностранных инвестиций на душу населения составлял 20-80 долл., в Малайзии - 223 долл. и в странах Африки южнее Сахары - менее 5 долл.

К сожалению, указывают авторы, значительная часть иностранных капиталов вкладывается в объекты, которые не имеют ничего общего с реальными потребностями РС. В то же время правительства РС вынуждены заимствовать средства на международных рынках капиталов, чтобы пополнить свои резервы, необходимые для поддержания курсов национальной валюты. Им приходится заимствовать средства под высокие проценты, общая сумма которых в 1990-1997 гг. составила почти 50 млрд. долл. Привлекаемые краткосрочные капиталы часто расхищаются: в 90-х годах из каждого доллара, поступающего от нерезидентов, 56 центов были реэкспортированы резидентами с целью вложения этих средств в краткосрочные зарубежные активы. Масштабы увеличения потоков иностранных инвестиций в РС не должны заслонять того факта, что в 90-х годах этот рост в значительной мере (более чем на 50%) был связан с операциями по слиянию и поглощению предприятий, главным образом действующих в сфере услуг.

В условиях либерализованного торгового режима экономический рост большинства РС, как и в прошлом, "питается" импортом. Меры, направленные на сокращение дефицита торгового баланса за счет увеличения экспорта, наталкиваются на неблагоприятную эволюцию условий торговли и протекционизм. В результате поддержание роста все больше зависит от способности привлечь иностранные капиталы. Между тем зависимость от спекулятивного капитала усиливает нестабильность экономического роста РС. Это требует пересмотра нынешней экономической политики, ответственность за которую несут ПРС и РС. Любое повышение внешнего заимствования РС должно допускаться только в том случае, когда их экспортные доходы будут достаточны для финансирования внешнего долга. Либерализация как стратегия экономического роста РС в условиях взаимозависимой мировой экономики зависит от возможностей расширения экспорта, которое, в свою очередь, зависит от экономического роста в ПРС и от расширения доступа РС на рынки ПРС. Однако сегодня ПРС вводят высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары, которые могли бы диверсифицировать экспорт многих РС. Субсидирование производства отдельных сельскохозяйственных товаров в ПРС препятствует расширению их импорта из РС. Ежегодные расходы на поддержание сельскохозяйственного производства в ПРС в 1996-1998 гг. в два раза превышают стоимость сельскохозяйственного экспорта из РС. Не лучше обстоит дело и в торговле промышленными товарами, хотя в производстве некоторых из них РС могли бы иметь конкурентные преимущества. По оценкам, дополнительные доходы РС от экспорта таких товаров могли бы составить около 700 млрд. долл. Если же к этим доходам добавить дополнительные доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции, то общий прирост годовых доходов в иностранной валюте мог бы в четыре раза превысить сумму притока иностранных капиталов в РС в 90-х годах. При этом экспортные доходы, в отличие от иностранных капиталов, могли бы направляться на финансирование производительной деятельности и расширение занятости. Развитие конкурентоспособных отраслей промышлен-ности способствовало бы не только активизации экономического роста и расширению экспорта, но и уменьшению зависимости РС от импорта.

Не допуская введения новых ограничительных мер, вместе с тем следует предоставить РС больше свободы в определении и проведении политики регулирования импорта товаров и капиталов. Необходимо

также анализировать возможное воздействие на конкурентоспособность РС мер, принимаемых в ПРС и на международном уровне в области субсидирования, защиты прав интеллектуальной собственности и инвестиций, связанных с торговлей. РС должны совершенствовать управление обменными курсами своих валют. Рекомендации, которые они получали в этой области в последние годы, были в лучшем случае двусмысленными, а в худшем - ошибочными. В условиях полной свободы движения капиталов никакой режим установления валютных курсов не может гарантировать их стабильности, при этом страны с плавающим валютным курсом столь же уязвимы, как и страны с фиксированным курсом валют. Между тем, как показал опыт ряда стран - Китая, Чили, Индии, Малайзии и др., существует целый набор инструментов, позволяющих регулировать обменные курсы национальных валют с помощью контроля над движением (ввозом и вывозом) капитала. Реформа структуры международной валютно-финансовой системы должна предусматривать повышение роли государственного финансирования, признание прав (а не только обязанностей) РС-должников и аннулирование внешних долгов беднейших РС.

В конечном счете, по мнению авторов, более широкий доступ РС на рынки ПРС является ключом решения проблем платежеспособности РС. Правительства ПРС должны удвоить свои усилия, чтобы убедить скептически настроенную общественность в том, что расширение торговли с РС поможет последним повысить уровень занятости и доходов. ПРС должны также понять, что более стабильная международная валютно-финансовая система без движения спекулятивных капиталов и повторяющихся кризисов на формирующихся рынках отвечает их долгосрочным интересам.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.