СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
ЭКОНОМИКА
2005.01.003. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЗОР АЗИИ И ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА, 2003.
Economic and social survey of Asia and the Pacific, 2003. - N.Y.: UN, 2003. - XVII, 298, [4] p.
После резкого замедления темпов роста мировой экономики в 2001 г. - первой половине 2002 г. стали очевидны признаки возврата к росту, однако они были быстро растрачены. Риски, связанные с военным конфликтом в Ираке и ядерной ситуацией в КНДР, добавились к трудным экономическим неопределенностям; инвестиции и рынки акций показывали упадок во всем мире.
В странах Азии и Тихого океана (АТР) влияние общемировых процессов в 2002 г. проявилось главным образом в колебаниях сферы бизнеса, но не в динамике ВВП, последний оставался на удивление высоким. По оценкам ООН, в 2002 г. АТР был наиболее быстрорастущим регионом в мире: развивающиеся страны (PC) АТР выросли на 3,4%, быстрее, чем мировая экономика (с. 1)1. В 2001-2002 гг. региональные и двусторонние торговые связи «подо-гревали» торговый динамизм в регионе. Внесенная иностранным капиталом «компонентизация» производства также служила усилению торговых потоков: внутрирегиональная торговля двигалась вслед за торговлей компонентами информационной и коммуникационной технологии. В регионе располагаются несколько наиболее дина-мичных в мире экономик. Импорт Японии - самой крупной экономики в регионе - вырос на 22% в 2000 г. и сократился на 8% в 2001 г. Китай - вторая крупнейшая
1 Регион АТР в обзоре разделяется на пять субрегионов РС: Восточная и СевероВосточная Азия, Северная и Центральная Азия, Островные экономики, Южная и Юго-Западная Азия, Юго-Восточная Азия (ЮВА) и субрегион развитых стран. - Прим. реф.
экономика в регионе - увеличил свой импорт на 35,8% в 2000 г. и на 8,2% в 2001 г., сохранив тенденцию роста и в 2002 г. (с. 3).
Таблица 1 (с.2)
Основные мировые экономические показатели, 1999-2003 гг. (%)
1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.* 2003 г.**
Рост ВВП
в мире 2,9 3,8 1,1 1,7 2,8
развитые страны 2,7 3,2 0,7 1,3 2,3
развивающиеся страны 3,5 5,6 2,4 3,3 4,7
развивающиеся страны АТР 6,4 7,1 3,2 5,1 5,4
Рост объема торговли
в мире 5,3 12,6 -0,1 2,1 6,1
развитые страны
Экспорт 5,2 12,0 -1,1 1,2 5,4
Импорт 7,8 11,8 -1,3 1,7 6,2
развивающиеся страны
Экспорт 4,3 15,0 2,6 3,2 6,5
Импорт 1,3 15,9 1,6 3,8 7,1
Цена товаров(изменение
годового процента, в долларовом
выражении)
не-нефтяное сырье -0,7 1,8 -5,4 4,2 5,7
Нефть 37,5 57,0 -14,0 0,5 -0,8
Индекс потребительских цен
в развитых странах 1,4 2,3 2,2 1,4 1,7
в развивающихся странах 6,9 6,1 5,7 5,6 6,0
* Предварительная оценка. ** Прогноз.
Ситуация 2003 г. в мировой экономике и в АТР очень неопределенна из-за войны в Ираке и ситуации в КНДР, из-за роста нефтяных цен, но есть некоторые основания для оптимизма, что ослабление мировой экономики не заденет рост в АТР, по крайней мере в краткосрочном плане. Тем не менее риск спада не следует игнорировать. В частности, мировая торговля и экспорт в США и Японию являются крупными факторами роста производства для многих экономик региона,
особенно после кризисов 1997-1998 гг. Предсказать воздействие на АТР мировых условий в целом и состояния экономик США и Японии в частности не представляется возможным. Предполагается, что рост в АТР в 2003 г. окажется небольшим, слабость мировых и региональных рынков акций может сохраниться. Иностранные инвесторы являются крупными участниками рынков акций, а любой неорганизованный отток ликвидных инвестиций будет подрывать мировые финансовые рынки, что, в свою очередь, вызовет падение корпоративного и потребительского доверия во всем мире и в регионе.
Возникает политическая проблема - как могут экономики региона сохранить темпы своего роста и противостоять ухудшению социальных условий из-за замедленного роста; насколько эффективно полагаться на финансовые стимулы и что является опорой для экономик, где тяжесть государственного долга уже высока, как в Южной Азии, или в экономиках, где инфляция низкая и сокращается, как в Восточной Азии; каково возможное влияние на АТР изменений курса американского доллара и роста дефицита платежного баланса США, как могут рынки акций отдельных стран региона противостоять грубым влияниям рынков акций США и других развитых стран.
Для защиты роста правительства должны: стимулировать местный спрос в пределах макроэкономической стабильности, хотя здесь его действия сдерживаются слабостью физической инфраструктуры во многих, если не во всех странах АТР (инвестиции в нее наряду с расходами на многостороннее развитие человеческих ресурсов не смогут полностью возместить сокращение внешнего спроса, но будут обеспечивать краткосрочный спрос и улучшение долгосрочной конкурентоспособности); поддерживать макроэконо-мическую стабильность при подходе к управлению рисками; продвигать либерализацию торговли, несмотря на изменения внешней среды и нестабильность валютного курса; сохранять высокие стандарты корпоративного управления; развивать региональную кооперацию в торговле и финансовых делах.
Мировое замедление экономики в 2001 г. было результатом взрыва ценового пузыря активов в США и повлекло резкий спад мировой торговли. Приток капитала в США остановился, экономический рост в Японии тормозился давними местными проблемами, рост в ЕС был вялым. Крупные развитые страны вряд ли могли быть двигателями роста в ближайшей перспективе. Снижение товарных цен в 2001 г. усугубило
воздействие мирового замедления экономики на РС, привело к снижению роста производства и дальнейшему снижению товарных цен, ухудшению условий торговли и увеличению потерь РС. Торговый индекс упал за этот год почти на 15%, потери от внешних воздействий только частично могли быть компенсированы местным спросом. Упало производство в экономиках с высокой долей экспорта в ВВП или с крупным перевесом экспорта в США. Важным исключением был Китай; Индия и некоторые страны Северной и Центральной Азии1 не были затронуты замедлением 2001 г.
В начале 2002 г. экономические показатели деятельности в большинстве РС улучшились частично благодаря местным стимулирующим мерам (включая смягчение денежной и финансовой политики) и частично благодаря восстановлению экспортного спроса, особенно в США. Началась ревизия прогнозов роста в РС с крупным экспортным сектором высокотехнологичных товаров, т. к. резкое падение мирового спроса на них в значительной степени вызывало замедление темпов роста экономики АТР в 2001 г., поскольку экспорт этих товаров составлял около 40% всего экспорта готовых товаров из региона (с. 10). Восстановление спроса в целом и на высокотехнологичные товары в частности должно было обеспечить дополнительный рост производства в регионе.
Для экономики стран Западной Азии в 2003 г. главным остается внешний спрос и цены на энергоносители, израильско-палестинский конфликт и возможные последствия военных действий против Ирака. Наиболее вероятный результат воздействия двух последних факторов -рост цен на энергоносители, что может быть выгодно странам-производителям в краткосрочном плане, но почти определенно будет отрицательно действовать на восстановление мировой экономики. Конфликты в регионе также резко сократят инвестиции и туризм. Поэтому вряд ли Западная Азия может в 2003 г. улучшить свое положение.
Важными элементами мирового замедления экономики в 2001 г. были международная торговля и финансовые потоки. Отличительной чертой в международной торговле было сосуществование значительного роста объема торговли и низкие цены почти на все товары, за
1 В обзоре к Северной и Центральной Азии отнесены девять стран: Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. - Прим. реф.
исключением нефти. Условия торговли для РС за период 1991-2002 гг. резко не изменились, хотя в 1999 г. улучшились на 4,5%, в 2000 г. - на 7,4, а затем ухудшились в два последних года на 3 и 1,6% соответственно (с. 12). Притоки капитала резко выросли в 1996 г., но затем колебались на уровне значительно ниже 1997 г.
Таблица 2 (с. 13) Динамика финансовых показателей (в млрд. долл.)
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
г. г. г. г. г. г. г. г. г.
Все РС
Чистый приток
частного капитала 211,5 228,8 102,2 62,1 84,8 29,4 24,9 62,4 64,9
Чистая
официальная
помощь 226,5 -2,3 68,3 69,9 12,2 0,2 15,4 20,6 18,2
РС Азии
Чистый приток
частного капитала 96,9 122,1 7,1 -45,9 6,8 -12,9 16,7 31,6 7,9
Чистая
официальная
помощь 4,5 -12,4 16,9 26,1 4,4 5,1 -5,7 -1,4 3,3
Разница в уровнях процентных ставок в прошлом имела большое влияние на движение капитала: РС обычно получали больше частного капитала, когда уровень процента в развитых странах был низким. В 2001-2002 гг., однако, снижение процента совпадало с ослаблением мировой экономики и более высоким инвестиционным риском, к тому же имели место финансовые кризисы в Турции, Аргентине и Бразилии. Таким образом, низкий процент в развитых странах не увеличил притока частного капитала в РС. Зато в отдельных азиатских странах впервые после середины 1997 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) оставались стабильны, правда, как и в прежние годы, они направлялись в малое число стран, основным их получателем оставался Китай. Общий экономический и финансовый климат в 2002 г. не предвещал заметного роста притоков капитала в РС в ближайшем будущем, хотя ожидалось некоторое улучшение этого показателя в азиатских РС.
Мировое замедление экономики в 2001 г. уменьшило годовой рост ВВП в РС АТР с 7% в 2000 г. до 3% в 2001 г., на 2002 г. прогнозировался рост в 4,2% (с. 15, 16). Не было надежды на улучшение внешних факторов, поэтому рост мог зависеть от стимулирования местного спроса и от внутрирегиональной торговли, а также вследствие повышения нефтяных цен в результате военных действий в Ираке, колебаний финансового рынка и валютного курса.
Внутрирегиональная торговля в АТР быстро расширяется, но некоторые аналитики считают, что она скоро замедлится, так как в регионе слабо растет спрос на инвестиционные товары, а сейчас потребительский спрос сузится из-за отсутствия устойчивого повышения реальных доходов в регионе. Значительная часть такого потребления в некоторых странах финансируется за счет внешнего долга и может, таким образом, представлять системные риски. Влияние на региональный экспорт в следующие год - полтора окажет ослабление американского доллара и усиление некоторых региональных валют по отношению к нему. Теоретически это может отрицательно подействовать на конкурентоспособность этих стран, на практике, однако, это отрицательное влияние может быть небольшим. Региональные валюты могли усилиться по отношению к доллару, но еще остались дешевле, чем, скажем, перед кризисом 1997-1998 гг. Вдобавок слабый доллар и низкий уровень процентных ставок ускоряет реструктуризацию долга, номинированного в долларах, освобождая, таким образом, ресурсы, которые в противном случае были бы использованы на обслуживание долга.
Положение РС АТР в 2002 г. было благоприятным, и они надеялись на скромное улучшение в 2003 г. Тем не менее, темп роста был на два пункта ниже уровня 1996 г. Это означало меньше новых рабочих мест и новое давление на правительственные бюджеты из-за уменьшения налоговых сборов. Во всех странах выросли проблемы финансовой стабильности. В некоторых странах с трудностями столкнулась и валютная политика. Сниженный уровень процентных ставок в развитых странах и инфляция почти во всех странах региона обеспечили низкий уровень процентных ставок, однако он вел не к увеличению кредитов, а к созданию потребительского долга. Валютные власти были уверены, что низкая и сокращающаяся инфляция не трансформируется в продолжительную дефляцию.
Корректирование платежного баланса США представляет значительные опасности для всех участников мировых финансовых рынков и в том числе для стран АТР. Первое требование к странам региона - не добавлять неопределенностей в международных трансакциях принятием ограничительных мер в области торговых и финансовых потоков. Независимо от действий других стран АТР должен поддержать свои обязательства в области торговли и финансов. В последние два-три года многое делается в регионе не в рамках ВТО, а через заключение соглашений о свободной торговле: соглашение АСЕАН-Китай, Сингапур-Южная Корея и другие или решение японского правительства о введении системы генеральных преференций для наименее развитых стран (НРС) с 2003 г.
Более сложные проблемы создает нестабильность финансовых рынков, АТР испытывает их давление; предполагается, что в последующие полгода-год рынки акций подвергнутся высоким моральным рискам. Если снижение на рынках акций продолжится, это может отрицательно подействовать на мировые и региональные экономики. С ходом глобализации мировые фондовые биржи все больше коррелируют независимо от положения в отдельных странах, и будет бесполезно защищать национальные рынки от нестабильности крупных международных рынков. Тем не менее страны региона могут увеличить свои усилия для укрепления стандартов корпоративного управления и прозрачности корпора-тивных счетов, больше кооперироваться в поддержании стабильности валютных курсов, хотя результат проявится только через несколько лет. Решая краткосрочные задачи, страны региона должны укреплять свою конкурентоспособность в среднесрочном плане, она имеет свои микро- и макроаспекты и неэкономические определители. И развитые страны, и РС «должны энергично бороться за решение общих проблем мировой экономики в новом духе партнерства» (с. 20).
На международной конференции по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) в марте 2002 г. правительства развитых и РС согласились с тем, что посредством официальной помощи развитию (ОПР) выгоды глобализации могут достигнуть бедных во многих низкодоходных странах. С этой целью партнерство между странами-донорами ОПР и странами-получателями может быть усилено, и помощь будет согласовываться с собственной стратегией развития страны-получателя. Такое партнерство может быть распространено и на другие сферы, например на уязвимость финансового рынка.
Мировой саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Южная Африка, август-сентябрь 2002 г.) также доказал пример сотрудничества развитых и РС. Несмотря на провал многих ожиданий, саммит подчеркнул, что развитые и РС «зависят друг от друга в долговременном решении мириадов мировых экономических, социальных и экологических проблем, и без их сотрудничества они не могут разрешаться» (с. 22). Развитые страны должны предпринять более энергичные действия в области международного движения капиталов, торговли, долга и мирового управления. РС, со своей стороны, должны осуществлять политику и создавать институты, способствующие развитию, улучшать использование ОПР, сокращать бедность; это требует хорошего управления на всех уровнях общества, «основанного на реализме и честности». Развитым странам, согласно договоренности в масштабах ВТО, следует облегчить доступ товаров из РС на свои рынки.
Задачи стран АТР мало изменились с прошлого года. Они должны поддерживать устойчивый рост, ускорить структурные реформы с целью повышения конкурентоспособности, в рамках процессов глобализации добиваться более глубокого понимания взаимодействия между национальными и международными поли-тиками и финансовыми рынками, расширять свои финансовые рынки и сократить свою зависимость от какого-либо одного финансового источника для развития, укреплять макроэкономи-ческую стабильность, улучшить качество управления государ-ственным и частным секторами, минимизировать конфликты интересов в области управления.
После резкого снижения в 2001 г. в марте 2002 г. появились признаки восстановления мировой и региональной экономики. Рост ВВП в АТР в 2002 г. был самым высоким в мире - 5,1%, что на 2% выше, чем в 2001 г., особенно успешным он был в Восточной, Северо-Восточной и ЮВА. Рост частично объяснялся смягчением макроэкономических политик, более низким валютным курсом, расширением внутрирегиональной торговли, ему способствовала также низкая инфляция - в РС АТР она снизилась с 3,5% в 2001 г. до 2,2% в 2002 г. Темпы роста международной торговли РС АТР превы-сили мировые: она выросла на 2,1% к августу 2002 г. по сравнению с уменьшением на 2,4% в мире в целом (в годовом исчислении), но страны пострадали от ухудшения условий торговли (с. 23).
Конфликт в Ираке, террористическая атака на Бали, ситуация в КНДР подрывали и без того низкий уровень корпоративного доверия в
мире. Хотя эти события и не влияли напрямую на рост ВВП в регионе, они увеличивали неопределенности на большинстве фондовых рынков региона. Поскольку цены на нефть к декабрю 2002 г. выросли на 50%, было мало надежд на прочный долгосрочный рост в США, Японии и ЕС, а на них приходилось более 50% экспорта АТР, перспективы роста в регионе на 2003 г. были мало благоприятными.
В НРС рост ВВП в 2002 г. в основном замедлился из-за снижения экспорта, а не как прежде - из-за местных причин, в некоторых странах из-за сокращения туризма или ухудшения условий безопасности (Непал). Экономики Центральной Азии были мало затронуты замедлением мировой экономики в 2001 г. и рост ВВП в основном оставался стабильным.
Таблица 3 (с. 24)
Рост ВВП (%)
2001 г. 2002 г.* 2003 г.** 2004 г.** 2005 г.**
РС АТР 3,2 5,1 5,4 5,7 5,5
ЮВА 2,2 4,0 4,7 4,7 4,5
Восточная и СевероВосточная Азия 3,3 5,7 5,6 6,0 5,7
Центральная Азия: Казахстан Узбекистан 13,5 4,5 9,5 3,0 6,7 3,5 6,7 4,0 8,5
Развитые страны АТР -0,1 -0,3 0,5 0,9 1,3
* Оценка.
** Прогноз/задание.
Рост ВВП в Центральной Азии шел благодаря увеличению инвестиционного и потребительского доверия, что привлекало внешний капитал в страны, богатые ресурсами (Казахстан), усилению макроэкономической стабильности, особенно валютного курса, и снижению инфляции. Центральная Азия остается сильно зависимой от России, ее финансовый кризис в 1996 г. привел к росту товарных потоков внутри субрегиона на более устойчивой основе. Перспективы на 2003 г., однако, зависели от неопределенностей в мировой экономике, особенно от цен на энергоносители.
В Южной и Юго-Западной Азии рост ВВП по сравнению с 2001 г. увеличился; Шри Ланка и Турция восстановили его после падения в 2001 г., показатели повысились в Пакистане и Иране, хотя в Индии -крупнейшей экономике субрегиона - снизились (в частности, из-за неблагоприятных погодных условий). Инфляция в целом была стабильна,
но выросла в Иране и снизилась с очень высокого уровня в Турции и Шри Ланке. Рост внешней торговли, за исключением Индии и Турции, снизился. Почти во всех странах увеличились валютные резервы. В 2003 г. ожидалось повышение темпов роста ВВП, особенно в Индии, Пакистане и Шри Ланке, но остаются неопределенности, в первую очередь связанные с положением на мировых рынках и конфликтом в Ираке. Хотя экономики субрегиона движутся в первую очередь местным спросом, экспорт обеспечивает важный вклад в ВВП. Все эти страны, кроме Ирана, являются импортерами энергоносителей, и повышение цен на них действует отрицательно на экономический рост и инфляцию.
В регионе ЮВА рост ВВП в 2002 г. достиг 4% после 2,2% в 2001 г., особенно высоким он был в Малайзии и Таиланде, движимый по большей части значительным расширением потребления и увеличением экспорта электронных и электротоваров. Сказалось также и повышение цен на эти товары. Эти факторы хорошо подействовали на показатели ВВП во Вьетнаме, но рост был меньше на Филиппинах и в Индонезии, где террористические акты снизили расходы на предпринимательские инвестиции, хотя и не повлияли на туризм, который дает в ЮВА 4-5% ВВП (с. 28). Замедление роста мировой экономики объясняет скромный рост в Сингапуре. Виды на 2003 г. в ЮВА связаны с неопределенностями на внешних рынках. Хотя экспорт из Китая быстро рос, он не смог нейтрализовать влияние на субрегион недостаточного экономического роста в США, Японии и ЕС. Но расширение местного потребления благоприятствовали смягчению и устойчивости макроэкономических политик.
Восточная и Северо-Восточная Азия в 2002 г. была в наилучшем положении благодаря быстрому росту ВВП Китая и Южной Кореи, наименьшая экономика субрегиона - Монголия - также улучшила свои показатели. Рост в субрегионе поддерживался местным спросом и экспортом. Местный спрос был главным двигателем инвестиций в Китае, быстрорастущие доходы среднего класса стимулировали расходы на личное потребление и произ-водство широкого круга потребительских товаров, а также приток ПИИ. В Южной Корее местный спрос подталкивал инвестиции и потребление при возросших возможностях получения персонального кредита. В первой половине 2002 г. резко вырос экспорт в результате активизации информационного и технологического производства. В Китае быстро увеличивался импорт из стран региона - на 50% за первую половину 2002 г. Экономический рост был меньше на Тайване и особенно в Гонконге. Тайваньская экономика
оставалась тесно связанной с колебаниями высокотехнологической промышлен-ности; Гонконг, в основном ориентированный на услуги, испытывал отрицательное влияние замедления межстрановых финансовых трансакций. Рост безработицы и падение цен на собственность в Гонконге поколебали потребительское доверие и, как в Японии, экономика стала испытывать дефляцию, захватившую и Китай, и Тайвань. Перспектива субрегиона на 2003 г. - широко поддержанный рост ВВП.
Из трех развитых стран региона Япония в 2001 и 2002 гг. испытывала свою третью и серьезнейшую рецессию за последние несколько лет. Напротив, Австралия и Новая Зеландия росли относительно быстро. Японская экономика в 2002 г. «достигла дна» и может в 2003 г. перейти к росту, хотя и скромному, как только реформы банковского сектора начнут давать результаты.
Геополитические неопределенности создали серьезные проб-лемы для региона АТР: не только военный конфликт в Ираке, ситуация в КНДР, но и крупные террористические атаки в регионе могут заметно ухудшить его перспективы. Уже проявили себя высокие цены на нефть и слабость и уязвимость региональных финансовых рынков, что может подорвать потребительское и предпринимательское доверие. Необходимо стимулировать местный спрос в большинстве экономик, энергично продолжить программы реформ корпоративного и финансового секторов, которые были сформулированы в нескольких странах в последние пять лет, улучшить управление и эффективность услуг государственного сектора. Особенно важно развитие региональной кооперации в противостоянии терроризму, укреплении безопасности и поддержании стабильности финансовых рынков.
В Китае на базе расширения инвестиций и экспорта ВВП вырос в 2002 г. на 7,9% против 7,3 в 2001 г., увеличение доходов городских хозяйств подталкивало потребительские расходы, сильный рост материкового Китая перекрыл продолжающуюся слабость местного спроса в Гонконге. В Монголии быстрый рост в 2002 г. ВВП - 3,9% -втрое больше, чем в 2001 г. - укрепляло производство готовых товаров, а также сельское хозяйство (в 90-х годах оно давало более половины общего производства); промышленное производство росло на 13% в 2001 г. и на 11,3 в первой половине 2002 г. (с. 32, 40). Рост ВВП в Южной Корее - 6,1%, вдвое выше, чем в 2001 г., сочетался с сильной экспансионистской политикой. Экономическое возрождение
продвигалось в первую очередь местным спросом, частное потребление поднялось до 8% за первые полгода, во втором квартале резко выросли инвестиции (с. 32, 40, 41). Снизился уровень процентных ставок, что увеличивало банковские заимствования, расходы на потребительские товары и хозяйственные инвестиции.
Южная Корея была крупнейшим мировым производителем мобильных телефонов. В 2002 г. она произвела 112 млн., из которых 96 млн. шли на экспорт. Инвестиции здесь выросли до 32% ВВП с 29,5% годом раньше, промышленный сектор и услуги - на 7 и 5,2 соответственно, однако сельскохозяйственный сектор с его долей в 5% ВВП в 2000 г. продолжал сокращаться.
Инфляция в субрегионе в 2002 г. снизилась в Южной Корее и Монголии, а в Китае и Монголии наступила дефляция, потре-бительские цены оставались неизменными или даже снижались (с. 41).
После спада в 2001 г. экспортные поступления Китая в 2002 г. резко увеличились: в течение восьми месяцев почти на 30% в годовом исчислении по сравнению с менее чем 7% в 2001 г., в том числе экспорт высокотехнологичных товаров за первую половину 2002 г. вырос на 44% в годовом исчислении; импорт увеличился на 7% по сравнению с 8% в
2001 г. Китай стал шестой крупнейшей страной в мире по объему внешней торговли и все более интегрируется в мировую экономику. Негосударственный сектор быстро увеличивал свою долю во внешней торговле, предприятия с иностранным капиталом за девять месяцев дали уже 24% продукции в годовом исчислении, достигнув более половины общих экспортных поступлений, в то же время госпредприятия смогли увеличить свой экспорт только на 7%, а импорт на 8%. Тем не менее экспорт традиционных трудоемких товаров остался преобладающим в торговле готовыми товарами. Рост внешней торговли шел в значительной степени благодаря увеличению экспорта в страны АТР (с. 45).
Монгольский экспорт сильно зависим от мирового спроса и условий торговли для его основных экспортных товаров - медь, золото, кашемир, кожи, шкуры и другие продукты животноводства. Цены на медь снизились, спрос на кашемир упал, но благодаря росту цен на золото экспортные поступления Монголии за 2002 г. увеличатся на 20%. Импорт в 2000 г. вырос на 34%, в 2001 г. - на 12,4%, за восемь месяцев
2002 г. (в годовом исчислении) - на 20% за счет увеличения импорта продовольствия, текстильных товаров, машиностроения, оборудования и запчастей. Главный партнер по импорту - Россия, ее доля в 2002 г. 30%,
затем Китай - 18%. Торговый дефицит Монголии вырастет в 2002 г. на 64% (с. 47).
Экспорт товаров из Южной Кореи после быстрого увеличения почти на 20% в 2000 г. сократился более чем на 12% в 2001 г., на 2002 г. есть признаки роста за десять месяцев на 5% (в годовом исчислении). На Китай приходится 14% общего экспорта против 12% в 2001 г. Экспорт в Японию упал с 20% в 2001 г. до 7% за восемь месяцев 2002 г. по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Экспорт в США снизился на 18% в 2001 г. и увеличился на 4% в 2002 г. (с. 47). Рост экспорта во многом был обеспечен высоко-технологичными товарами, особенно в Китай, экспорт электроники увеличился более чем на 13% за восемь месяцев 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. Экспорт легковых автомобилей вырос на 10% в годовом исчислении. Импорт упал на 12% в 2001 г. после роста на 34% в 2000 г. и увеличился на 4,5% в 2002 г. (в годовом исчислении). Расходы на импортные потребительские товары выросли на 22% за восемь месяцев 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. (с. 48).
Вступление Китая в ВТО подтолкнуло иностранные инвестиции и, следовательно, обеспечило новые производственные мощности и экспортные возможности. Компании с иностранным капиталом дают более 50% общего экспорта, на 40% больше, чем пять лет назад. Приток ПИИ за 11 месяцев 2002 г. равнялся 48 млрд. долл. по сравнению с 42 млрд. за тот же период годом раньше. В отличие от континентального Китая Гонконг испытал отток 1,3 млрд. долл. в первом квартале 2002 г. по сравнению с притоком 7,6 млрд. годом раньше (с. 48). Южная Корея увеличила свои заимствования частных кредитов. Монголия сильно зависит от иностранной помощи и официальных займов для покрытия дефицита платежного баланса в 14-16% ВВП в последние годы (с. 50). Несмотря на значительно возросшие государственные расходы в связи с проведением международных спортивных соревнований Южная Корея была в 2002 г. единственной страной в субрегионе с положительным бюджетом - 0,3% ВВП против 1,4% в 2000 и 2001 гг. (с. 51).
В борьбе с бедностью за последние 20 лет самые большие достижения в мире были у Китая: правительство предпринимало меры для сокращения числа бедных, улучшения образования и здравоохранения, для обеспечения доступа к чистой питьевой воде и улучшения среды обитания, способствовало созданию новых рабочих мест. Но все же в 2002 г. бедных в городах официально насчитывалось
7 млн. человек, хотя специалисты полагают, что их больше. В Монголии с развитием частного сектора увеличился разрыв в условиях жизни, по данным Мирового банка (МБ), 23% населения находятся в чрезвычайной бедности (с. 53).
Девять стран субрегиона Северной и Центральной Азии пережили мировой экономический спад 2001 г. с очень малыми потерями, для них это был четвертый год успешного роста ВВП - самый долгий устойчивый результат с начала перехода к рынку в 1992 г. Исключением осталась Киргизия. Приток ПИИ в 2001 г. увеличился на 30%, и они достигли 5,87 млрд. долл., особенно в Казахстан, он стал первой страной в субрегионе с наибольшим объемом инвестиций и экспорта. Центральная Азия получила увеличенную помощь за поддержку войны против террористов в Афганистане. Продолжающийся рост экономики в России - более чем на 20% после финансового кризиса в 1998 г. -способствовал импорту из стран субрегиона, что поощряло местные инвестиции. В 2002 г. Россия и Казахстан были признаны странами с рыночной экономикой. Несмотря на рост ВВП в странах субрегиона, более сбалансированные бюджеты, низкий уровень инфляции и относительную устойчивость валют, их объем производства оставался на 2530% ниже уровня 1989 г. Только Туркмения и Узбекистан превзошли его на 8 и 2% соответственно (с. 56). Не решены проблемы реформы энергетического сектора, модернизации банковского дела, создания рабочих мест для сокращения бедности, повышения конкурентоспособности в международной торговле и инвести-ционных рынках, диверсификации производства и расширения частного сектора, сокращения бюрократических барьеров и государственного вмешательства в экономику.
Большинству стран субрегиона удалось сократить безработицу за 1999-2001 гг. и соответственно бедность: по официальным данным, в Армении с 11,5% до 10, в Казахстане с 3,9 до 2,8, в России с 12,2 до 8,7, в Таджикистане с 3 до 2,6, не изменилось положение в Азербайджане и Киргизии и осталось самым низким - 1% в Узбекистане (с. 57). Показатели роста ВВП в 2002 г. в Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане и Туркмении составили 9-16%, высокий рост в России в 1999-2001 гг. объяснялся главным образом экспортом по высоким ценам нефти и газа, в 2002 г. он составил 3,9% при росте промышленности на 3,7% (с. 57). Самый высокий экономический рост зафиксирован в Армении и Азербайджане - 12,9 и 10% соответственно, в Казахстане в
2000-2001 гг. среднегодовой рост равнялся 11 и 9,5 в 2002 г., в Грузии он был более скромным - 5%. В Киргизии произошло снижение объема ВВП на 0,5% в 2002 г. главным образом из-за сокращения промышленного производства более чем на 13%. В Таджикистане ВВП вырос на 9,1%, в промышленности на 8,2% благодаря алюминиевому производству, которое дает более половины промышленной продукции и экспортных поступлений. Туркмения в 2002 г. показала рост ВВП в 16% благодаря расширению нефте-газового сектора, строительному буму и текстильному производству (с. 60, 61).
Инфляция в Армении, Азербайджане и Киргизии удерживалась на уровне 1-3%, в России она снизилась с 22% в 2001 г. до 15,1% в 2002 г., в Грузии потребительские цены выросли на 5,6% (с. 62). В Узбекистане инфляция составила в 2002 г. 26% из-за повышения пенсий и зарплаты в госсекторе; здесь инфляция держалась на высоком уровне несколько лет, но к середине 2002 г. произошла дефляция на месячном уровне почти на 4% из-за сезонного удешевления продуктов. В Туркмении инфляция держится на уровне 7-9% уже несколько лет; в Казахстане упала с 13,5 в 2000 г. до 8,5 в 2001 г. и 6 в 2002 г.; в Таджикистане -с 36,5 в 2001 г. до 10,2% в 2002 г., но из-за повышения местных цен на топливо и роста зарплаты в госсекторе ожидался рост потребительских цен в 2003 г. (с. 64).
Объем внешней торговли стран субрегиона удвоился за 11 месяцев 2002 г., в Армении он вырос на 50%, в декабре 2002 г. она стала членом ВТО; импорт Азербайджана вырос на 15% за счет больших расходов на машины и оборудование для строительства двух новых трубопроводов и возросшего спроса на продовольствие, а экспортные поступления упали на 11% (с. 68). В Грузии импорт увеличился на 4%, главным образом за счет энергоносителей, а экспортные поступления тоже сократились. В Казахстане они выросли с 7,95 млрд. долл. за 11 месяцев 2001 г. до 8,73 млрд. долл. за 11 месяцев 2002 г., импорт вырос на 2,5% до 5,9 млрд. долл., главный торговый партнер - Россия обеспечивает более половины импорта и 1/5 экспорта. Внешняя торговля Киргизии увеличилась на 11,4% при очень малом росте экспортных поступлений на 0,2% и росте импортных расходов почти на 29%. В России экспортные поступ-ления выросли на 3,3% до 94,5 млрд. долл. за 11 месяцев 2002 г., а импорт возрос более чем на 10% до 41 млрд. долл. В Таджикистане торговый дефицит снизился с 50,2 млн. долл. за 11 месяцев 2001 г. до 7,5 млн. за 11 месяцев 2002 г. при росте на 14,1% экспортных поступлений и около 4%
импортных расходов. Туркмения и Узбекистан продолжали политику импортзамещения посредством торговых ограничений (импортные лицензии, правительственные сертификаты, лимиты на продажу валюты) (с. 68, 69). В первой половине 2002 г. импортные расходы Узбекистана выросли на 11% главным образом на машины и оборудование (44% импорта товаров и услуг), экспортные поступления упали с 1,58 млрд. долл. в первой половине 2001 г. до 1,37 млрд. в соответствующий период 2002 г. из-за снижения цен на хлопок и продовольствие. В Туркмении поступления от экспорта выросли на 11% в первой половине 2002 г., причем от текстильных изделий - с 2% в 2001 г. до 6% в первую половину 2002 г., но основным источником экспортных доходов остается газ и нефть (с. 70).
ПИИ в субрегион составили в 2001 г. 6 млрд. долл., более чем вдвое превысив уровень середины 90-х годов (с. 71), что объяснялось либерализацией режима для ПИИ, стабильным макроэкономическим климатом и платежным балансом и улучшением предприни-мательских условий. Наибольшей привлекательностью пользуется нефтегазовый сектор: 4/5 ПИИ в Казахстан в первой половине 2002 г. шли в энергетику, особенно в офшоры Каспийского моря - они выросли с 1,2 млрд. в 2000 г. до 2,8 млрд. в 2001 г. и до 2,1 млрд. за первую половину 2002 г. Другой крупный получатель ПИИ в субрегионе - Россия, она привлекла 2,5 млрд. долл. в 2001 г. и на 25% больше за полгода в 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. ПИИ в Туркмении были 130 млн. долл. в 2001 г. (100 млн. в 2000 г.) в основном в текстильное производство и строительство, а ПИИ в Армении, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане еще меньшими из-за их географической отдаленности и слабой инфраструктуры (с. 72). В 2002 г. МВФ и МБ предоставили Киргизии 600 млн. долл. для покрытия государственных расходов и обслуживания долга; МБ выделил Казахстану 700 млн. долл. для поддержки малого и среднего бизнеса, частного сектора, образования, здравоохранения и сельскохозяйственного производства. МБ также помог Таджикистану в завершении строительства двух крупных ГЭС, предоставил средства по программе спасения Аральского моря. Узбекистан получил от МБ 494 млн. долл. для осуществления макроэкономического урегулиро-вания и структурных реформ (с. 73). Экономическими приоритетами стран Северной и Центральной Азии в 2002 г. остались поддержание макроэкономической стабильности,
продолжение структурных и институционных реформ, бездефицитность бюджетов, сокращение бедности и безработицы.
Экономики Тихоокеанских островов в 2002 г. показали рост от - 0,5% до 4,4%; основными проблемами были управление макроэконо-мическим состоянием, включая сокращение бюджетного дефицита в ряде стран. Некоторые из них испытывали трудности с начальным образованием, здравоохранением, безопасностью личности и собственности (с. 81-83).
В РС субрегиона Южной и Юго-Западной Азии ВВП значительно вырос в большинстве стран, несмотря на плохие погодные условия и неблагоприятные внешние факторы. Восста-новление
сельскохозяйственного сектора в Шри Ланке, крупные иностранные инвестиции и улучшение предпринимательского климата в Турции способствовали росту в этих странах. Индия и Пакистан, несмотря на серьезную засуху в 2002 г., показали некоторое продвижение. Рост промышленности и сектора услуг в Индии, увеличение иностранной помощи Пакистану и улучшение ситуации в секторе услуг частично компенсировали потери сельскохозяйственного сектора этих двух стран. В Иране активизация нефтяного сектора, возрастание местного спроса и доверия в бизнесе, восстановление сельскохозяйственного производства способствовали быстрому росту. Сельскохозяйственный сектор в странах субрегиона играет важную роль в обеспечении доходов, занятости, а следовательно, в сокращении бедности. Однако он находится в сильной зависимости от погодных условий из-за неудовлетворительного состояния ирригационных и дренажных систем. В 2002 г. субрегион подвергся жесточайшей засухе и понес крупные потери в сельскохозяйственной продукции. В Индии они оценивались в 7,5% зерновых и в 3% всего сельскохозяйственного сектора. В Пакистане производство основных зерновых также упало, но за счет животноводства общий объем сельскохозяйственного производства несколько возрос.
Положение с инфляцией в субрегионе несколько улучшилось, но в некоторых странах эта проблема осталась. В 2001 г. потре-бительские цены выросли на 54% в Турции и на 14% в Шри Ланке. В 2002 г. инфляция была на уровне 45% в Турции и по 3,5% в Индии и Пакистане (с. 110). Обесценение рупии Шри Ланки и турецкой лиры уменьшилось в 2002 г., хотя валютный курс лиры стал очень уязвимым из-за политических неопределенностей. В Шри Ланке сократилась инфляция, улучшение положения с налогами, с управлением дефицитом платежного
баланса и относительная стабильность в стране замедлили обесценивание местной валюты. Индийская рупия в 2002 г. подорожала на 0,5% и на 4,4% в 2001 г. Пакистанская рупия подорожала на 6,8% в 2002 г. после обесценения на 19% в 2001 г., удорожание поддерживалось крупным излишком платежного счета, устойчивым ростом денежных переводов работников за рубежом и облегчением тяжести госдолга. Иран продолжал валютную реформу и унифицировал двухуровневый валютный курс в марте 2002 г., что сделало его относительно стабильным (с. 112).
На внешнюю торговлю стран субрегиона отрицательно повлияли теракт 11 сентября 2001 г. и замедление роста крупных экспортных рынков. Экспортные поступления Ирана сократились на 7,5% в первую половину 2002 г., но повышение цен на нефть и укрепление не-нефтяного экспорта позволяют надеяться на рост экспорта в годовом результате. Индийский экспорт оставался неизменным в 2001 г., и вырос на 15% в 2002 г., как и в Турции. Нормальные погодные условия и восстановление мировой экономики, хотя и замедленными темпами, должны были улучшить положение в субрегионе в 2003 г., может увеличиться спрос на экспортные товары субрегиона. ВВП Индии может увеличиться в 2003 г. на 6%, Пакистана - на 4,5% (по сравнению с 3,6 в 2002 г.), в Шри Ланке -на 5,3% в 2003 г. (по сравнению с 3% в 2002 г.); экономическое будущее Ирана и Турции пока неопределенно (с. 111-112).
Поддерживая цели развития Миллениума, правительства стран субрегиона ставят задачу сокращения бедности. Для этого необходим устойчивый экономический рост, а также прямые действия в пользу бедных и обеспечение их социальной защиты. Для ускорения первого проводится политика либерализации рынка. Так, Пакистан открыл значительную часть экономики для частного сектора и предоставил различные льготы иностранным инвесторам, в ходе приватиза-ционной программы правительство отказалось от своих акций в семи нефтяных и газовых концессиях и компании по производству удобрений. Однако приватизация здесь идет медленно, правительство для ее ускорения старается повысить доверие инвесторов путем улучшения макроэкономической ситуации, дальнейшего дерегу-лирования, создания и/или усиления регулирующей базы, обеспечения прозрачности бизнеса и понимания обществом процесса приватизации. Либерализация в Шри Ланке в 2002 г. была направлена на привлечение иностранных инвестиций, дерегули-рованы портовый, энергетический и нефтяной
секторы и с апреля 2002 г. была разрешена 100%-ная иностранная собственность в прежде регулируемых отраслях - строительстве, водоснабжении, массовом транспорте, телекоммуникациях, банках, финансовых услугах, производстве и распределении энергии. Правительство Турции в 2001 г. ускорило ход либерализации, сконцентрировав внимание на энергетике и телекоммуникациях; приватизация госпредприятий охватила Тюрк Телеком, национальные авиалинии, нефтеочистку, металлургические компании,
сельскохозяйственный сектор. Рыночная либерализация продвигалась, хотя и медленно, в Иране, здесь действует 5-летний план приватизации на 2000-2004 гг. Правительство намерено открыть для частного сектора энергетику и телекоммуникации, но пока сохранились законодательные ограничения приватизации. В июле 2002 г. правительство отменило госмонополию на импорт сахара, а затем табака, чая и растительного масла.
В последние годы в субрегионе растет безработица, что подрывает усилия по борьбе с бедностью. В некоторых странах безработица росла даже при быстром экономическом росте. Так, в Индии она увеличилась с 6% в 1993-1994 гг. до 7,3% в 1999-2000 гг. несмотря на ежегодный рост ВВП на 6,1% в эти же годы. Безработица в Пакистане выросла с 5,9% в 1998 г. до 7,8% в 2000 г., несмотря на ежегодный рост ВВП на 3,4% в тот же период (с. 127). Правительства этих стран принимают дополнительные программы социальной защиты (общественные работы, микрокредитование, финансовая и продовольственная помощь, образование для детей из бедных семей). Индийский бюджет на 2003 г. включает пять правительственных задач: сокращение бедности, улучшение здравоохранения, жилья, образования и повышение занятости. В Турции помимо плана социального страхования и самозанятости наибольшая часть системы социальной защиты связана с обеспечением рабочих мест; правительство недавно приняло программу значительного улучшения системы социальной защиты. Иран делает особый упор на человеческое развитие и социальную защиту и уже достиг значительных успехов: доля населения, живущего ниже черты бедности, сократилась с 47% в 1978 г. до 16% в последние годы, улучшились и другие социальные показатели (с. 129).
Экономический рост НРС субрегиона в 2002 г. снизился по сравнению с предыдущим годом. В отличие от предшествующих периодов экономического замедления из-за состояния сельского
хозяйства этот спад отразил общее падение экспортных отраслей. Уменьшился экспорт одежды из Бангладеш и Непала и поступления от туризма в Бутане, Непале и на Мальдивах, что привело к падению производства и услуг, связанных с внешней торговлей. При этом сельское хозяйство остается наиболее важной отраслью для ВВП и занятости в Бутане, Бангладеш и Непале. В Бангладеш в надежде на постепенный рост сельского хозяйства и спроса на иностранных рынках увеличение ВВП планируется в 5,2, 5,8 и 6,5% в 2003, 2004 и 2005 гг. соответственно; структурные и экономические реформы должны стать стимулом для частного сектора. Девятый 5-летний план Бутана предполагает ежегодный рост в 8,2% в 2003-2007 гг. Непал ожидает рост в 1,5% в 2003 г. и 3,5% в 2004 г. (с. 131). НРС субрегиона существуют на узкой продуктовой и рыночной базе. Например, Бангладеш более 4/5 экспорта направляет в Северную Америку и ЕС; для Бутана продажа электричества в Индию - наиболее важный источник внешних поступлений. Главные политические проблемы для НРС субрегиона -сокращение бедности и необходимость более быстрого экономического роста, улучшение управления государственными финансами, мобилизация местных ресурсов, большее участие частного сектора в устойчивом экономическом росте и создании занятости, укрепление финансового сектора.
Восстановление экономического роста в субрегионе ЮВА в 2002 г. шло по-разному в разных странах. В Таиланде и Малайзии помогли рост потребительских расходов, соответствующая налоговая и денежная политика, восстановление экспорта, главным образом, электроники, электротоваров и основных видов сырья. В обеих странах увеличились инвестиции. Оживление местного и внешнего спроса способствовало росту во Вьетнаме, где инвестиции сильно выросли. Однако произошло падение инвестиций в Индонезии и сокращение на Филиппинах.
Предполагается, что в регионе экспортный спрос ослабится, по крайней мере до второй половины 2003 г., и конкуренция интенсифицируется. Потребительские расходы, по-видимому, останутся крупными в 2003 г. до тех пор, пока доходы и уровень процента будут устойчивыми, но непохоже, чтоб они росли так же быстро, как в 2002 г., тем более что уровни потребительского долга сейчас относительно высоки. Некоторый рост инвестиций в 2002 г. отражал возрождение частного сектора. В 2003 г. в Малайзии ожидается рост ВВП на 6-6,5%,
но сложность мировой ситуации и замедление экспорта может быть сдерживающим фактором; запланированное расширение площадей под масличными обеспечит рост сельскохо-зяйственной продукции; хотя число обращений о новых иностранных инвестициях в 2002 г. возросло, ПИИ и местные инвестиции резко упали (с. 155). В Таиланде правительство заявило, что финансовая политика будет зависеть от состояния государственного долга, который равняется 55% ВВП; частное потребление пока остается на высоком уровне, но непохоже, что в 2003 г. оно будет расти так же быстро, как прежде; для возрождения частного сектора необходимо, в частности, расширить строительство дешевого жилья. Официальный прогноз роста ВВП на 2003т г. - 3,5-4,5% (с. 155).
Вьетнамское правительство ожидает, что внешние условия в 2003 г. для него улучшатся в результате торгового соглашения с США. Рост ВВП предполагается в 7,5%. В Сингапуре рост ВВП ожидается в 25% (с. 156). На Филиппинах к концу 2002 г. частное потребление оставалось низким в основном из-за небольших сельских доходов, государственные расходы ограничивала необходимость сдерживать растущий финансовый дефицит. Правительство ожидало рост ВВП на 2003 г. на 5-5,5%, но теперь надеется только на 4,2-5,2%. Правительство Индонезии также пересмотрело свой прогноз роста ВВП на 2003 г. с 5% до 4-4,5% после взрыва на Бали; хотя туристический сектор здесь насчитывает около 10 млн. работников, он дает относительно малую долю ВВП и валютных поступлений по сравнению с нефтью, газом и текстилем (с. 156).
За исключением Вьетнама и в некоторой степени Малайзии, инфляционное давление в РС ЮВА было умеренным. Поступления от товарного экспорта в 2001 г. сократились в большинстве этих стран из-за снижения спроса на главных мировых рынках - США, ЕС, Японии, а также и внутри региона. В Восточно-азиатских странах возрос спрос и увеличился импорт промежуточных, потребительских и капитальных товаров. Беспокойство вызывает то обстоятельство, что в наибольшей части субрегиона в 2002 г. произошло замедление притока ПИИ, портфельные инвестиции в некоторых странах значительно увеличились. Официальные валютные резервы выросли во всех странах, даже несмотря на высокую задолженность некоторых из них. Международное доверие странам ЮВА в целом улучшилось, хотя оставалось низким в отношении Индонезии и Филиппин. Состояние валютных курсов было различно: Малайзия и Бруней поддерживали привязанность валюты к
американскому и синга-пурскому доллару соответственно; другие страны позволяли валютному курсу колебаться под влиянием рыночных условий. Большинство валют завышено по отношению к американскому доллару, но филиппинское песо и вьетнамский донг ослаблен.
Экономика Таиланда после роста в 1,8% в 2001 г. за 2002 г. достигла показателя в 4,9 по сравнению со среднегодовым ростом в 4,5% в 1999-2000 гг. Расходы на частное потребление - крупный фактор в этом росте; повышение фермерских доходов объясняется ценами на каучук, кассаву и пальмовое масло. В Малайзии также улучшилось положение благодаря усилению местного спроса и расширению экспорта полупроводников и пальмового масла в 2002 г.; ВВП вырос на 4,2% против 0,4% в 2001 г. (с. 161-162). Экономика Таиланда может служить иллюстрацией преимуществ диверсифи-цированной структуры: несмотря на потери рисового производства из-за засухи и последующего наводнения, сельскохозяйственный рост оказался высоким благодаря сахарному тростнику и каучуку, животноводству и рыболовству. В обрабатывающей промышленности очень сильно выросло производство строительных материалов, электроники, электротоваров и велосипедов, а также добыча полезных ископаемых и объем услуг. Рост в Малайзии в первой половине 2002 г. шел главным образом благодаря обрабатывающей промышленности, но затем получил более широкую базу, оживление товарных цен стимулировало сельскохозяйственное производство. Промышленное производство в 2002 г. выросло на 4% (против сокращения на 3,2% в 2001 г.) благодаря электронике, электротоварам и химикатам, но рост в строительстве сократился из-за увольнения в середине года нелегальных мигрантов, что привело к нехватке рабочей силы. Рост ВВП в 2002 г. составил 4,5% - меньше, чем в 2001 г. из-за резкого сокращения транспортных и финансовых услуг (с. 164).
Вьетнам - единственная экономика в субрегионе, в которой в 2001 г. не уменьшился рост - главным образом благодаря местному спросу. В 2002 г. опять же благодаря ему ВВП вырос на 7%. Инвестиции, особенно в частный сектор, составили 1/3 ВВП, больше, чем в 2001 г. Число новых предприятий, созданных в 2002 г., возросло на 17%, инвестиции в малый и средний бизнес должны достигнуть 2,7 млрд. долл. Объем промышленного производства увеличился на 14,4% - велосипеды, мотоциклы, телевизионные сети, черепица и другие строительные материалы, бум переживало производство одежды благодаря
открывшемуся доступу на американский рынок. Рост обеспечили местный и иностранный частный сектор, так как расширение госсектора было небольшим. Производство сельского хозяйства увеличилось на 5% (с. 164).
В Сингапуре ВВП вырос в 2002 г. на 2,2%, частное потребление сократилось, частные инвестиции уменьшились из-за снижения экспортного спроса. Экономический рост обеспечивала главным образом обрабатывающая промышленность, в частности, электро-ника и химикаты, еще более фармацевтика, но затем эта тенденция обернулась вспять и фармацевтическое производство упало. Рост замедлился в сфере услуг и туризма.
Филиппины достигли устойчивого роста ВВП в 3,2% в 2001 г. и 4,6% в 2002 г. благодаря увеличению расходов на частное потребление и возросших государственных расходов, однако формирование капитала было очень слабым, высокий уровень промышленной деятельности поддерживался устойчивым ростом добывающих отраслей (с. 165).
Экономический рост в Индонезии в 2002 г. равнялся 3,2%. Потребительский спрос оживился с укреплением политической и экономической стабильности, с увеличением зарплаты и потребительского кредита в формальном секторе. Террористический акт на Бали несколько задержал этот рост. Капитальные инвестиции все же оставались слабыми, они сократились до 18,5% ВВП против 25% в
2001 г. Производство нефти и газа, кожи и текстиля, древесины и изделий из дерева сократилось, несмотря на увеличение экспорта в Китай (с. 166). По официальным данным, бедность в Индонезии сократилась с 27% в 1999 г. до 13,1% в начале 2001 г., поднялась до 17% в конце
2002 г., но должна уменьшиться до 15% в 2005 г. По данным МБ, взрыв на Бали поверг в бедность 2-3 млн. человек из-за его влияния на экономику страны (с. 180).
Три НРС ЮВА - Камбоджа, Лаос и Мьянма в 2001-2002 гг. находились в разном состоянии. Лаос показал устойчивый рост во всех отраслях, особенно в строительстве и производстве одежды. Оживление региональной экономической деятельности и ряд инвестиций способствовали росту в Лаосе в 5,8% в 2002 г. Продви-жение реформ стимулировало инвестиции в телефонную сеть, обрабатывающее и добывающее производство и авиацию; предпо-лагается, что инвестиции в инфраструктуру стимулируют туризм. Напротив, рост ВВП в Камбодже снизился с 5,5% в 2001 г. до 4,5% в 2002 г. главным образом из-за
падения доходов от экспорта одежды и туризма (с. 195). ВВП в Мьянме, по официальным данным, вырос в 2001 г. на 10,5% главным образом благодаря расширению сельско-хозяйственного производства, а в 2002 г. этот показатель сократился до 5,5%. Рост тормозили слабый местный и международный спрос, сокращение иностранных инвестиций и продолжающиеся нехватки энергоресурсов (с. 197). Плохие погодные условия в 2002 г. сказались на сельском хозяйстве всех трех стран. Но в 2003 г. ожидается ускорение экономического роста до 6% в каждой стране (с. 193). Крупной проблемой НРС ЮВА остается макроэкономический менеджмент, особенно в области государственных финансов.
Япония в 2001 г. испытывала свой третий и наиболее серьезный спад за последние десять лет. Идет уже четвертый год дефляции, и уровень цен в 2002 г. снижался. Считают, что экономика Японии уже «достигла дна» и потому может в 2003 г. вырасти на 1% (с. 210). Но пока росту препятствуют слабость частного потребления, низкие корпоративные инвестиции, постоянный дефляционный пресс, незавершенные реформы финансового и корпоративного секторов. Многие наблюдатели согласны, что для Японии средние темпы роста меньше зависят от внешних условий и больше от внутренних радикальных мер, направленных на расширение долгосрочных проблем падения цен и реформ банковского и корпоративного секторов. Обострилось также положение с государственным долгом, который может достигнуть в 2003 г. 160% ВВП (с. 211).
Эксперты отдельно рассмотрели связи между состоянием среды обитания и бедностью и программы, которые могут минимизировать воздействия среды на экономический рост. Программы улучшения среды могут стать важным элементом экономической стратегии в пользу бедных, усиления влияния экономического роста на сокращение бедности.
С.М.Макарова