Научная статья на тему '2000. 03. 001. Батаева Т. В. Национальные проблемы России в отечественной историографии'

2000. 03. 001. Батаева Т. В. Национальные проблемы России в отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС РФ / ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКАЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ РФ / РФ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИСТОРИОГРАФИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РФ / НАЦИЯ / НАРОДЫ КАВКАЗА ИСТОРИЯ / РЕПРЕССИРОВАННЫЕ НАРОДЫ СССР / РУССКИЕ ИСТОРИЯ / РФ ИСТОРИОГРАФИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РФ / ЭТНОПОЛИТИКА РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 001. Батаева Т. В. Национальные проблемы России в отечественной историографии»

ОБЗОРЫ

2000.03.001. БАТАЕВА Т.В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

Начиная с Х1Х в., когда стала разрабатываться проблема о положении народов в России, и появилась первая историографическая работа А.Д.Градовского (5), сложилась большая библиотека исторических трудов по многим аспектам национальной проблемы. Классифицируя этот комплекс работ, выделим в них прежде всего группы по историческим периодам, в которые создавались труды. Соответственно этому принципу в отечественной историографии имеется дореволюционная, советская и постсоветская литература. Настоящая работа посвящается обзору историографии преимущественно постсоветского времени.

Заключительный этап советской историографии, названный "перестроечным", хронологически занимает небольшой период, поскольку начавшаяся во второй половине 80-х годов демократизация общества, провозглашение необходимости обновления федеративного строя, нерешительность центра и активность национальных общественных движений привели к тому, что движение за национальный суверенитет союзных республик опередило действия центра, ускорив распад Союза и советского строя в 1991 г.

В этот период начались оживленные дискуссии по многим сторонам общественной жизни, в том числе по вопросам национальных отношений и развития многонациональной культуры. Большую роль в переосмыслении прежних трактовок и оценок сыграла публицистика. На страницах общественно-аналитических и специализированных журналов стали появляться материалы дискуссий, содержавшие в себе порой прямо противоположные мнения и суждения.

Критическое освоение предшествовавшего историографического опыта привело к отказу от догматического толкования ряда положений, в том числе концепции "расцвета и сближения наций". Пересматривались вопросы об объективных и субъективных факторах, о неправильности выделения "основной" (интернациональной) и "неосновной" (национальной) тенденций в национальном вопросе при социализме. Была отмечена недооценка роли интеллигенции в жизни наций; стал преодолеваться сугубо классовый подход в освещении культуры народов и в формуле "культура социалистическая по содержанию и национальная по форме". Подчеркивалось значение для каждой национальной культуры общечеловеческих ценностей. Стала возрождаться идея "национально-культурной автономии".

В целом после распада Союза ССР и формирования на его территории нового межгосударственного образования — СНГ создана весьма многочисленная и разноаспектная литература по рассматриваемой проблеме.

Анализ современной историографии позволяет провести следующую классификацию по основным исследованным в ней направлениям.

1. Фундаментальное — разработка вопросов теории нация — этнос. Среди них нашла место и релятивистская теория национальных сообществ, направленная на создание рефлексивной, ненасильственной политики. Дается этнологическая интерпретация типов национализмов.

2. Общеисторическое, в котором освещаются корни современных событий, основные этапы создания и развития Российской империи и Советского Союза через призму многонародности и многоэтничности, историографические трактовки проблем российской государственности, федерализма и автономии, начиная с программных установок российских либералов конца Х1Х — начала ХХ в. и кончая современным толкованием государственного устройства нации как согражданства.

3. Конкретно-историческое. Среди затрагиваемых тем главными, на наш взгляд, являются: русская идея формирования национальной политики России, история национально-государственного строительства Советского Союза и постсоветского пространства, история распада СССР, зарождение, развитие и деятельность общественно-политических движений в субъектах Российской Федерации, разделение функций между Федеральным центром и бывшими автономиями, экономическая политика, создание СНГ. Особое внимание историков привлекли сюжеты о развитии национальных культур и религий.

4. Этнологическое, политологическое и социологическое. В нем рассматриваются этнонациональные конфликты как в советском, так и в постсоветском пространстве, миграционные процессы и проблемы беженцев, место русской диаспоры в новом ближнем зарубежье.

Остановимся на работах известных авторов, разрабатывающих первое направление.

В числе основополагающих доминант исследователи выдвинули для обсуждения прежде всего определение термина "нация". Директор Института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишков (19) в своих теоретических разработках показывает неправомерность применения термина "нация", полагая, что это — не научная категория, а политический лозунг и средство мобилизации. Он отмечает, что распространенная в среде общественных движений и политике метафора культурной нации или этнонации лишь только начинает уступать свои позиции в пользу идеи гражданской или политической нации, хотя обе категории могут существовать в ходе современных отечественных трансформаций. Главное — это не возводить их в ранг научных дефиниций и официальных текстов, а тем более правовых. По мнению автора, более правильным было бы записать в Конституции не "многонациональный народ", а "многонародная нация", если политики не хотят отказаться от слова "нация". В целом же он сторонник применения терминов "гражданственность" и "движение общества к согражданству".

Концепция В.А.Тишкова подверглась критике со стороны Р.Г.Абдулатипова. Он полагает, что это "западническое" предложение, которое не может сослужить хорошей службы современной российской действительности. По мнению Р.Абдулатипова, понятие "нация" является этносоциальной категорией, природа которой, как и всей этнической цепочки человечества, не требует политизации и связана с ней лишь косвенно. В глобальном же плане нация, подобно всему этническому

ряду, подвержена мировым этнологическим превращениям с их эволюциями и катаклизмами. Он отметил опасность национал-сепаратизма с его национальными идеями превращения нации-этноса в нации-государства на окраинах России, равно как и национал-шовинизма с его русской идеей образования не Российского, а Русского государства. Автор стоит на позициях правомерности возрождения в рамках российского государства старой исторической общности российских народов или единой российской государственной нации.

Предметом углубленного изучения стали также проблемы национальных интересов и национализма. Обобщающий материал и классификация типов национализма в современной России представлены в коллективной монографии (6). В основу исследования положено сравнительное сопоставление ряда источников, в том числе — деклараций политических элит четырех российских республик: Северной Осетии (Алании), Тувы (Республики Тыва), Якутии (Саха) и Татарстана. Авторы выделяют следующие типы национализма в переходный период Российской Федерации к демократии: 1) национализм классический — стремление к полной независимости. На начальном этапе он был свойствен радикальной части татарского национального движения. В полной мере он представлен политикой и действиями Чеченской Республики (Ичкерии); 2) национализм паритетный — стремление как можно к более полному суверенитету, который в связи с внешними и внутренними условиями ограничен за счет передачи части полномочий Федеральному центру (его иногда называют разделенным суверенитетом). Именно этот тип национализма видится авторами в Татарстане, Туве, Башкортостане и других республиках, которые стремятся заключить двусторонние договоры с государственными органами Российской Федерации; 3) экономический национализм, при котором главным в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере. Национальная элита рассматривает эту самостоятельность как обеспечение движения к возможно полному суверенитету. Такой национализм авторы видят в политике Якутии (Саха). Идеи обеспечения экономической самостоятельности стали с 1995-1996 гг. выходить на первый план в действиях лидеров Татарстана; 4) оборонительный или защитный национализм, при котором в идеологии и законодательной практике превалируют идеи защиты территории, культуры, демократического воспроизводства. Таким увидели авторы национализм в Северной Осетии (Алании).

Авторы назвали еще один вариант — модернизационный национализм, целью которого является создание условий и идеологии инновационного прорыва в экономической сфере.

В целом, как отмечается в исследовании, данная типология никогда не обнаруживается в чистом виде. Основанием для приведенной типологии послужило толкование содержания суверенитета национальной политической элитой соответствующих республик. Смысл национализма авторы видят в стремлении народа или его лидеров к государственной самостоятельности в той или иной форме.

Приведенная в монографии классификация была проанализирована А.Г.Здравомысловым. По отношению к Северной Осетии (Алании) он дал другое определение национализма -"мобилизационный". Северо-осетинский национализм стал антиингушским, как в равной степени национализм Ингушетии -антиосетинским (8). Автор связывает сложность определения типологии такого национализма сложностью структуры самосознания народов. Самосознание должно изучаться на трех уровнях его существования: на уровне повседневности, на уровне исторической памяти и на уровне идеологических формул.

В числе общеисторических трудов своей фундаментальностью выделяется коллективная монография "Национальная политика России: история и современность" (13). Она была задумана как первая в отечественной и мировой историографии книга, дающая систематическое изложение национальной политики России в единстве ее теоретико-концептуальных и практических аспектов. В ее создании приняли участие как ученые, так и видные руководители-практики, непосредственно занимающиеся деятельностью в области национальной политики Российской Федерации (В.А.Михайлов, А.Г.Воронин, Р.Г.Абдулатипов и др.).

В исследовании представлено развитие национальной политики в историческом и этнополитическом контекстах на разных временных этапах начиная с XVIII в. и до современности. В пяти главах книги освещаются в хронологической последовательности процессы развития многонационального российского государства, от характеристики геополитического и этнотерриториального факторов образования государства до его последующего национально-государственного устройства (Россия — империя: государство и народы), роли революции 1917 г. в попытках решения национального вопроса. В отдельной,

четвертой главе, названной "Парадоксы советской национальной политики", изложена ее история за годы советской власти. И наконец, в трех заключительных главах рассматриваются проблемы национальной политики Российской Федерации на современном этапе, место российской диаспоры нового зарубежья в российской национальной политике и тема "Национальная политика и этнические мифы".

Авторы весьма оригинально подошли к освещению дискуссионных вопросов. Центр полемики находится в авторских статьях, помещенных в разделе книги "Вместо послесловия". Три автора — Р.Абдулатипов, В.Тишков и В.Зорин, изложили свои совершенно несходные между собой концепции эволюции национальной политики. Читателю предоставлено право выбора и определения правоты, обоснованности позиции того или другого автора.

В.Тишков, сопоставляя наш, отечественный этнический федерализм с мировой практикой (в Бельгии, Испании, Швейцарии, Индии), полагает, что многое в проблеме федерализма в России заключено в повседневной практике. Узурпация власти в ряде республик в пользу одной из групп населения — имеются в виду в основном титульные, — является одним из наиболее конфликтогенных факторов. Выступая противником дефиниции "нация", автор выражает глубокое убеждение, что сама общественная потребность государственного строительства на территории бывшего СССР довольно скоро приведет к осознанию необходимости перейти к более конструктивной и реализуемой доктрине.

Рассматриваемое издание имеет весьма обстоятельную источниковую и историографическую базу, положенную в основу разработки проблем. Значительная часть документального материала приводится впервые. В приложениях книги помещены такие ценные документы, как "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации" и "Закон Российской Федерации о национально-культурной автономии".

Для дальнейшей научной разработки истории национальных отношений большое значение имеют публикации документов. Среди появившихся изданий — "Документальная история образования многонационального государства Российского". Задуманное Институтом социально-политических исследований РАН и Академией социальных наук как многотомная публикация (в четырех томах), это издание уже обогатило историческую науку своим первым томом - "Документальная

история образования многонационального государства Российского. Книга первая. Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках" (16). Том состоит из двух частей: первую составляет историческое исследование профессора Г.Л.Бондаревского, вторую — архивные документы из многих архивохранилищ страны, часть которых была прежде опубликована в изданиях, давно ставших малодоступными и редкими, как, например, акты, собранные Кавказской археографической комиссией - "Архив Главного управления наместника Кавказского".

Опубликованные в издании документы сгруппированы по этническому, хронологическому и предметному признакам. Составители подразделяют комплекс опубликованных источников на два больших временных массива: XVI — середина XVIII в. и вторая половина XVIII — XIX в. Если первая часть документов показывает устойчивый интерес России и Северного Кавказа, в том числе чеченского и ингушского народов (вайнахов), к установлению торговых, экономических, политических связей и их стремление к прочному союзу, то документы второй половины XVIII в. свидетельствуют о том, что отношения между этими народами и Россией приобретают совсем другой характер. Это связано с военной и колонизаторской политикой царской России и борьбой народов за свою независимость. В документах воссоздана история кровопролитной Кавказской войны XIX в. и показаны последствия присоединения Северного Кавказа (который был яблоком раздора между Ираном и Турцией) к Российской империи.

Конкретно-исторических тем, получивших освещение в различных изданиях, немало. Прежде всего, следует отметить большую и плодотворную работу, которую ведет Центр по изучению межнациональных отношений РАН. Под редакцией М.Н.Губогло выходят десятки книг в серии "Национальные движения в СССР и постсоветском пространстве", посвященные сложившейся в стране этнополитической ситуации. В этой серии публикуются новые многотомные труды, сборники документов, хроники событий о возрождении казачества, о межнациональных конфликтах в России. Из них отметим те, которые выделяются на общем фоне отечественной историографии своей новизной.

В числе тем, получивших широкое распространение, - история депортированных и впоследствии реабилитированных народов. Изданная за рубежом книга А.Некрича "Наказанные народы" (14) была написана на основе довольно ограниченного круга источников и потому не могла

претендовать на полное освещение темы. К тому же она была недоступна широкой читательской аудитории, поскольку вышла в свет в Нью-Йорке. Между тем разработка проблематики о депортации народов в СССР имела большое научно-политическое значение. Ведь в Советском Союзе, как известно, депортация народов в 30-50-е годы приобрела внушительные размеры: поголовно высланными оказались 8 народов общей численностью 1,4 млн. человек. Кроме того, были выселены из мест проживания многие люди разных национальностей: корейцы, поляки, иранцы, финны, болгары, представители других народов — в целом свыше 3 млн. человек.

Возможность разрабатывать эту тему ученые получили после открытия для исследователей государственных и партийных архивов, а в них — документов с грифами "совершенно секретно", "разглашению не подлежит". Большую роль сыграл доступ ученых к фондам НКВД — МВД СССР, отдела спецпоселений, а также — к "Особым папкам" И.В.Сталина, в которых были собраны канцелярией НКВД СССР копии документов специально для "вождя народов". Часть этих материалов опубликована, в том числе и каталог документов, хранящихся в "Особой папке" И.В.Сталина в издании "Архив новейшей истории России" (1).

В 1990-е годы была издана серия документальных изданий "Народы и культура" (Вып. XII. Депортация народов СССР 19301950 гг.). В них освещено выселение людей из Коми АССР, Карелии, Калмыкии и других республик. Число опубликованных документов пополнилось в связи с выпуском Белых книг о депортации корейского населения (книги 2 и 3), а также "Истории российских немцев в документах (1763-1992)" и др.

Научные дискуссии и "круглые столы" конца 80-х — начала 90-х годов положили начало разработке многих направлений тематики о репрессированных народах. В статьях В.Н.Земскова, одним из первых получившего доступ к работе над фондами НКВД — МВД, были приведены статистические данные и отрывки из подлинных документов, раскрывающих географию расселения спецпоселенцев, их численный состав (9, 10). В 90-е годы вышло большое количество книг, брошюр о депортации поляков, немцев, корейцев, финнов, калмыков, ингушей и чеченцев, балкарцев, крымских татар, народов Прибалтики, украинцев, белорусов, молдаван, народов Закавказья, а также

евреев. Как обобщающую монографию по этой теме можно назвать коллективную работу "Репрессированные народы: история и современность" (Нальчик, 1994).

Среди историков, глубоко изучающих проблему депортированных народов, заметное место принадлежит Н.Ф.Бугаю. Своего рода обобщающей стала его работа "Л.Берия — И. Сталину: Согласно Вашему указанию" (2). В ней автор раскрывает сущность политики депортации, ход операций по принудительному переселению целых народов и значительных групп населения, а также последствия этих операций.

В этом же ряду стоит и двухтомная монография Ю.Стецовского "История советских репрессий" (18), вышедшая в Москве в 1997 г.

Рассматривая тему депортации народов, нельзя не отметить, что самое большое количество работ ученые посвятили репрессиям, которым подверглись народы Кавказа. В исследовании Н.Ф.Бугая и А.М.Гонова "Кавказ: народы в эшелонах" (3) излагается трагическое прошлое народов Кавказа в 20-60-е годы ХХ в. Отметив особенности социально-экономической и этнической ситуации на Кавказе, авторы исследуют историю депортации русских, украинцев (казаков) в 1918-1930 гг., курдов; иранцев, азербайджанцев в конце 30-х годов и затем полномасштабную операцию по принудительному выселению в ходе Великой Отечественной войны народов Кавказа. В книге получили освещение и вопросы депортации народов Закавказья, проживающих в землях, приграничных с Турцией (турков-месхетинцев, курдов, хемшинов и др.). Получили отражение проблема правового статуса, трудовое и общественное положение депортированных народов как спецпереселенцев на местах их нового расселения. Особое внимание уделено этапам реабилитации народов, восстановлению национально-государственных образований и административных районов проживания спецпереселенцев на Кавказе. Весьма ценным и работающим на перспективу оказался проведенный авторами анализ закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" 1991 г. Отметив положительные стороны закона, авторы отметили недостаточную продуманность отдельных важных положений Закона, которые не могли не привести к напряженности в регионе, поскольку в нем не решались вопросы территориальной реабилитации.

Среди многих конкретно-исторических исследований остановимся еще на нескольких, имеющих существенное значение для всей проблемы в целом. В их числе монографии о российской нации и "русском

вопросе": коллективная работа "Русский народ: историческая судьба в ХХ веке" и книга А.И.Вдовина, выдержавшая два издания, - "Российская нация. Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея" (4). В ней автор на основе широкого круга источников, историографического анализа различных трактовок национальной политики и особенностей ее осуществления на протяжении ХХ в. рассматривает сущность российской идеи в современных условиях как осознание российской идентичности во имя благополучия и процветания российской нации как согражданства. Взгляды на наднациональную общность российских народов излагаются в связи с "русским вопросом". Русскую идею нельзя, по мнению автора, отождествлять с российской, поскольку каждая из них имеет свое содержание. Русская идея — это осознание русскими людьми, народом в целом своей идентичности, общего пути, общих задач, общей ответственности и обязанности строить лучшее, гуманное и справедливое общество. У каждого из российских народов должна быть аналогичная своя идея. Делом всех народов России должна стать интегральная российская идея. В ее сердцевине — необходимость отыскания народами России, как отмечает автор, новой формулы российской государственности, способов преодоления кризиса, выживания, самоспасения, самопреобразования и сосуществования.

Тема этнических конфликтах стала предметом специальных исследований, авторами которых являются не только историки, но и социологи. В их числе А.Г.Здравомыслов, перу которого принадлежит ряд работ по конфликтологии и межнациональным конфликтам. Следует отметить серию книг, посвященных этническим, региональным и национальным конфликтам, - "Этнические и региональные конфликты в Евразии". Данное издание — результат осуществления коллективного научного проекта с участием 50 исследователей из Западной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. В первой книге "Центральная Азия и Кавказ" (20) помещены статьи о перспективах создания "Кавказского дома"; одна из них написана профессором Ереванского государственного университета Г. Аветисяном, дру-гая — директором Центра исламских исследований и заместителем директора по внешним связям Института востоковедения Академии наук Азербайджана Р. Алиевым. В них обосновывается мобилизующий потенциал идеи интеграции всех народов Кавказа, которая была выдвинута еще в начале ХХ в. и не потеряла своего значения до настоящего времени. И взгляд из

Азербайджана, и позиция Армении свидетельствуют о том, что эта идея единства кавказских народов может найти реализацию только на путях демократии и в устремлении к политической стабильности. При этом решение межнациональных вопросов на Кавказе должно исходить только из волеизъявления всех народов (20, с.158). Попытки ряда политиков использовать благородную идею общекавказской солидарности в целях отделения от России чреваты опасностью для кавказской цивилизации в целом, — таково суждение Г.Аветисяна.

Среди опубликованных в сборнике статей - исследование М.Базарова (Самаркандский университет им. А.Навои) "Советская религиозная политика в Средней Азии. 1918-1930 гг.". В ней автор впервые показывает привлечение духовенства органами советской власти к осуществлению социалистических преобразований в Средней Азии, подчеркивая, что период разумной политики в отношении к религии закончился на рубеже 20-30-х годов (20, с.15-34).

Из статей, вошедших во вторую книгу "Россия, Украина, Белоруссия", остановимся на публикации А. Малашенко — заведующего сектором исламоведения Института востоковедения РАН (21, С.8-22). Она посвящена проблеме взаимоотношений ислама и русского национализма. Автор на основе анализа современных программ и высказываний представителей ряда русских националистических партий и движений выявил основные тенденции и факторы, влияющие на их отношение к исламу. При этом он выделяет различия взглядов крайних националистов, полностью отторгающих ислам, и направлений, включающих и евразийцев, воспринимающих ислам как естественную часть российской субцивилизации. Однако, как подчеркнул автор, цель статьи состояла не в анализе отношения к исламу того или иного лидера, а в выявлении именно основных тенденций. Среди них, помимо упомянутого отторжения ислама как иной этноконфессиональной системы, названы: страх перед интеграционным потенциалом ислама, способным стать фактором сплочения пограничных с Россией мусульманских государств и содействовать политической активизации мусульман внутри самой России; желание лишний раз подчеркнуть поликонфессиональную основу России, сохранить в составе РФ "спокойных, законопослушных мусульман", что должно послужить подтверждением легитимности России как евразийской империи, а также ограниченности концепции евразийства. В числе других тенденцией определен взгляд на ислам как на объективного союзника в борьбе против экспансии Запада, которого националисты боятся больше, чем Востока.

К числу последних работ по национальным проблемам относится и статья Н.Ю.Лапиной "Региональные элиты России: кто правит на местах" (11), посвященная характеристике сложившихся в постсоветской России типов лидерства. Автор отмечает, что типы лидерства неразрывно связаны со спецификой регионов, структурой и особенностями электората. Вместе с тем отмечено, что на характер лидерства влияют задачи, выдвигаемые данным политиком, внутрирегиональная ситуация, политические перспективы и др. В статье рассмотрен вопрос о сложившемся политическом компромиссе с определенным разделением полномочий между элитой Центра и региональными элитами. Выделяя патерналистский, патриархальный и модернистский типы лидерства, автор указывает, что этническим республикам — Татарстан, Калмыкия, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Якутия и др. — присущ патриархальный тип лидерства. В них образ лидера-вождя окрашен национальным колоритом, сам лидер призван отстаивать этнокультурные и национальные ценности. Этот тип лидерства может быть в большей или меньшей степени модернистским или традиционалистским. Однако все руководители этого типа лидерства тяготеют, по мнению автора, к жестким методам управления экономикой, стремятся замкнуть на себе принятие основных решений, контроль над политической жизнью и СМИ.

В 1999 г. вышел сборник "Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений" (16), продолжающий фундаментальные исследования в рамках проекта "Россия в XXI веке", инициатором которого стал Институт российской истории РАН. В этой книге помещено значительное количество статей о развитии России как многонационального государства и перспективах добрососедского сосуществования различных народов. Среди авторов статей -А.Н.Сахаров, В.А.Тишков, В.Я.Гросул, Э.А.Баграмов и др. Следует отметить, что взгляды авторов во многом не совпадают, глубина разработки отдельных вопросов не одинакова, но в целом данная монография призвана содействовать глубокой научно-теоретической разработке современной национальной политики.

Список литературы

1. Архив новейшей истории России: Каталог документов / Гос. арх. служба Рос. Федерации; Под ред. Козлова В.А., Мироненко С.В. — М., 1994. — Т.1. - 216 с.

2. Бугай Н.Ф. Л.Берия - И.Сталину: "Согласно Вашему указанию..." / Ассоц. исследователей рос. о-ва ХХ в. - М., 1995. - 319 с.

3. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: Народы в эшелонах (20-60-е годы). -М.: ИНСАН, 1998. - 367 с.

4. Вдовин А.И. Российская нация: Нац.-полит. пробл. ХХ в. и общенац. рос. идея. - М.: Либрис, 1995. - 247 с.

5. Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. -СПб.: Кожанчиков, 1873. - VI, 309 с.

6. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У.; РАН. Ин-т этнологии и антропологии и др. - М., 1996. - 382 с.

7. Документальная история образования многонационального государства Российского: В 4 кн. / Ин-т социал.-полит. исслед. РАН и др. - М.: Норма, 1998; Кн. 1: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках / Осипов Г.В., Бондаревский Г.Л., Колбая Г.Н., Цвижба Л.И. -723 с.

8. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект-пресс, 1997. - 286 с.

9. Земсков В.Н. Политические репрессии в СССР (1917-1990) // Россия XXI век. - М., 1994. — № 1/2. - С.107-124.

10. Земсков В.Н. Спецпереселенцы (1930-1959 гг.) // Население России в 1920 -1950-х гг.: Численность, потери, миграция: Сб. науч. трудов. - М., 1994. - С.145-194.

11. Лапина Н.Ю. Региональные элиты России: кто правит на местах // Россия и современный мир. - М., 1998. — № 1. - С.98-120.

12. Малашенко А. Русский национализм и ислам // Этнические и региональные конфликты в Евразии. - М., 1997. — Кн.2. - С.8-22.

13. Национальная политика России: История и современность / Кулешов С.В. (рук.), Аманжолова Д.А., Волобуев О.В. и др.; Редсовет: Михайлов В.А. (отв. ред.) и др.; Науч. центр "Руссика". - М.: Рус. мир, 1997. - 679 с.

14. Некрич А. Наказанные народы. - Нью-Йорк, 1978. - 170 с.

15. Программа действий. / Регион. конф. по рассмотрению вопросов беженцев, недобровольно перемещ. лиц, др. форм недобровол. перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ и соответствующих сосед. государствах; Пер. с англ. - Б.м., [1996]. -42 с.

16. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений / РАН. Ин-т рос. истории; Под общ. ред. Сахарова А.Н., Михайлова В.А. - М.: Наука, 1999. - 451 с.

17. Русский народ: историческая судьба в ХХ веке / Редкол.: Кукушкин Ю.С. (гл. ред.) и др. - М.: ТОО "АНКО", 1993. - 352 с.

18. Стецовский Ю.И. История советских репрессий / Обществ. фонд "Гласность". - М., 1997. — Т.1. - 599 с.; Т.2. - 433 с.

19. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. - М.: Рус. мир, 1997. - 532 с.

20. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. - М.: Весь мир, 1997. — Кн.1: Центральная Азия и Кавказ / Общ. ред. Малашенко А. и др. - 208 с.

21. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. - М.: Весь мир, 1997. — Кн.2: Россия, Украина, Белоруссия / Общ. ред. Зверев А. и др. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.