Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. С. 181-186.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
20 самых цитируемых и 20 самых свежих статей, посвящённых компетентностному подходу в организации
КЛИМОВ Алексей Александрович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Информация о 20 самыхцитируемых и 20самых свежих статьях, посвящённых компетентностному подходу, приводится на основе анализа англоязычных источников из базы данных Web of Science. Использовался набор Core Collection, включающий самые авторитетные журналы в различных отраслях знаний, из него было выбрано два индекса цитирования: Science Citation Index Expanded (SCI-EXPANDED) и Social Sciences Citation Index (SSCI). Все данные актуальны на момент 23 ноября 2014 года. При поиске был использован метод snowball sampling. Выбор этого метода связан с тем, что слово компетенция (competence) не являлось специфичным и применимым только в области организационной психологии, а является общеупотребительным словом английского языка. В результате фильтрации по названию статей было найдено около 12000 статей. Чтобы сузить выборку, не потеряв в качестве, для составления списков использовалось одновременно несколько методов, в частности, использовались уточняющие критерии, а также были просмотрены «исходящие» ссылки (forward references) двух первых статей по тематике компетентностного подхода (McClelland, 1973; White, 1959). Наибольшее количество статей было обнаружено в междисциплинарных отраслях психологии, менеджмента (в основном стратегического), медицины, исследований бизнеса, обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход; библиометрия; цитируемость.
Общие сведения
Анализ библиометрических показателей статей по компетентностному подходу выявил наличие сложившихся традиций изучения компетенций в социальной, организационной, клинической психологии. Интенсивное эмпирическое исследование компетенций ведется в рамках многих наук. В медицине и науках о здоровье остро стоит вопрос оценки компетенций медицинского персонала; в менеджменте и исследованиях в области бизнеса наличие способности к постоянному обучению работника, команды, организации, организационных сетей становится ключевым для их успешного старта, развития и выживания; компьютерные науки интересуют исследования овладения техникой (или диджитал компетенции). Психологическое изучение компетенций и компетентности, начавшееся в 60-х (McClelland,
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.
E-mail: [email protected]
181
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
1973; White, 1959), заняло прочные позиции в изучении различных видов деятельности. В статье представлены выходные данные новых и популярных статей по использованию компетентностного подхода в организации.
Информация приводится на основе анализа англоязычных источников из базы данных Web of Science. Использовался набор Core Collection, включающий самые авторитетные журналы в различных отраслях знаний, из него было выбрано два индекса цитирования: Science Citation Index Expanded (SCI-EXPANDED) и Social Sciences Citation Index (SSCI). В графе «количество цитирований» указано число входящих ссылок типа «Статья» (Article), исключая другие типы (такие, как тезисы конференций и ссылки из книг). Все данные актуальны на момент 23 ноября 2014 года.
При поиске был использован метод snowball sampling. Выбор этого метода связан с тем, что слово «компетенция» (competence) не являлось специфичным и применимым только в области организационной психологии, а является общеупотребительным словом английского языка. В результате фильтрации по названию статей было найдено около 12000 статей. Чтобы сузить выборку, не потеряв в качестве, для составления списков использовалось одновременно несколько методов. Во-первых, использовались уточняющие критерии1. Во-вторыъ, были просмотрены «исходящие» ссылки (forward references) двух первых статей по тематике компетентностного подхода (McClelland, 1973; White, 1959).
Междисциплинарный характер исследований по организационной психологии не позволил использовать автоматическую фильтрацию по области знаний. Поэтому в ходе составления списков были проанализированы данные цитирования статей, в каждом случае просматривалось по 100 аннотаций. Поиск по уточненным критериям выдал 2557 статей. Наибольшее количество статей было получено из междисциплинарных отраслей психологии, менеджмента (в основном стратегического), медицины, исследований бизнеса, обучения. Мы постарались исключить нерелевантные статьи, к которыми были отнесены статьи о: раннем развитии, образовательных компетенциях школьников и студентов; патологиях или выполненные в рамках клинической психологии; социальной психологии, психологии близких, дружеских или любовных отношений.
Количество статей по тематике оценки медицинского персонала, оперативного и стратегического менеджмента было сознательно сокращено (зачастую импакт-фактор медицинских журналов значительно выше), чтобы в итоговом варианте были представлены статьи, полезные организационным психологам. Нужно отметить, что это сокращение коснулось только списка популярных публикаций. Несколько статей, удовлетворивших описанным выше критериям, в названии которых встретилось слово «competency», но показавшиеся нам не достаточно близкими тематике профессиональных, трудовых компетенций или компетентностному подходу в организации были также исключены, их список приводится в приложении.
Таблица 1. 20 самых популярных статей по компетентностному подходу в организации
№ Название статьи и ее выходные данные
1. White, R. W. (1959). Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 66(5), 297-333. doi:10.1037/h0040934
2. Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79-91.
Количество
цитирований
2176
2091
1 Финальный вариант запроса выглядел так: TI=(competenc* NEAR (model* OR framework* OR benchmark* OR assess* OR
profession* OR occupation*))
182
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4..
www.orgpsyjournal.hse.ru
№
17"
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12. 13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Название статьи и ее выходные данные
Hamel, G. (1991). Competition for Competence and Inter-Partner Learning Within International Strategic Alliances. Strategic Management Journal, 12, 83-103. doi:10.1002/smj.4250120908 Epstein, R. M., & Hundert, E. M. (2002). Defining and assessing professional competence. Jama-Journal of the American Medical Association, 287(2), 226-235. doi:10.1001/jama.287.2.226 Henderson, R., & Cockburn, I. (1994). Measuring Competence? Exploring Firm Effects in Pharmaceutical Research. Strategic Management Journal, 15(S1), 63-84. doi:10.1002/ smj.4250150906
Sue, D., Arredondo, P, & Mcdavis, R. (1992). Multicultural Counseling Competences and Standards - a Call to the Profession. Journal of Counseling and Development, 70(4), 477-486.
Snow, C., & Hrebiniak, L. (1980). Strategy, Distinctive Competence, and Organizational Performance. Administrative Science Quarterly, 25(2), 317-336. doi:10.2307/2392457 McClelland, D. C. (1973). Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist, 28(1), 1-14. doi:10.1037/h0034092
Prahalad, C. K., & Ramaswamy, V (2000). Co-opting customer competence. Harvard Business Review, 78(1), 79-88.
Shanteau, J. (1992). Competence in Experts — the Role of Task Characteristics. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 53(2), 252-266. doi:10.1016/0749-5978(92)90064-E Defillippi, R., & Arthur, M. (1994). The Boundaryless Career — a Competence-Based Perspective. Journal of Organizational Behavior, 15(4), 307-324. doi:10.1002/job.4030150403 Sandberg, J. (2000). Understanding human competence at work: An interpretative approach. Academy of Management Journal, 43(1), 9-25. doi:10.2307/1556383
Fouad, N. A., Grus, C. L., Hatcher, R. L., Kaslow, N. J., Hutchings, P S., Madson, M. B., Crossman,
R. E. (2009). Competency Benchmarks: A Model for Understanding and Measuring Competence in Professional Psychology Across Training Levels. Training and Education in Professional Psychology, 3(4), S5-S26. doi:10.1037/a0015832
Chandler, G., & Jansen, E. (1992). The Founders Self-Assessed Competence and Venture Performance. Journal of Business Venturing, 7(3), 223-236. doi:10.1016/0883-9026(92)90028-P Kaslow, N. J. (2004). Competencies in professional psychology. American Psychologist, 59(8), 774-781. doi:10.1037/0003-066X.59.8.774
Lado, A., Boyd, N., & Wright, P (1992). A Competence-Based Model of Sustainable Competitive Advantage — Toward a Conceptual Integration. Journal of Management, 18(1), 77-91. doi:10.1177/014920639201800106
Lawler, E. (1994). From Job-Based to Competence-Based Organizations. Journal of Organizational Behavior, 15(1), 3-15. doi:10.1002/job.4030150103
Fisher, C. (1978). Effects of Personal Control, Competence, and Extrinsic Reward Systems on Intrinsic Motivation. Organizational Behavior and Human Performance, 21(3), 273-288. doi:10.1016/0030-5073(78)90054-5
Johnson, J. P, Lenartowicz, T., & Apud, S. (2006). Cross-cultural competence in international business: toward a definition and a model. Journal of International Business Studies, 37(4), 525-543. doi:10.1057/palgrave.jibs.8400205
Kaslow, N. J., Grus, C. L., Campbell, L. F., Fouad, N. A., Hatcher, R. L., & Rodolfa, E. R. (2009). Competency Assessment Toolkit for Professional Psychology. Training and Education in Professional Psychology, 3(4), 27-S45. doi:10.1037/a0015833______________________________________________
Количество
цитирований
969
594
588
364
349
330
240
160
152
134
118
100
98
85
83
83
62
58
Таблица 2. 20 самых новых статей по компетентностному подходу в организации
№
17
2.
3.
4.
Название статьи и её выходные данные
Heracleous, L., & Klaering, L. A. (2014). Charismatic Leadership and Rhetorical Competence An Analysis of Steve Jobs’s Rhetoric. Group & Organization Management, 39(2), 131-161. doi:10.1177/1059601114525436
Lu, A., Yu, Y., Zhang, M., Chang, L., & Liang, B. (2014). Occupational Stereotype: Up-down Spatial Embodiment of the Competence Content. Psychologia, 57(1), 1-11.
Johnson, W. B., Barnett, J. E., Elman, N. S., Forrest, L., & Kaslow, N. J. (2013). The Competence Constellation Model: A Communitarian Approach to Support Professional Competence. Professional Psychology — Research and Practice, 44(5), 343-354. doi:10.1037/a0033131 Kunter, M., Klusmann, U., Baumert, J., Richter, D., Voss, T., & Hachfeld, A. (2013). Professional Competence of Teachers: Effects on Instructional Quality and Student Development. Journal of Educational Psychology, 105(3), 805-820. doi:10.1037/a0032583
Количество
цитирований
0
0
0
7
183
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. www.orgpsyjournal.hse.ru
№ Название статьи и её выходные данные Количество цитирований
5. Van Driel, M., & Gabrenya, W. K. (2013). Organizational Cross-Cultural Competence:
Approaches to Measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44(6), 874-899. 1
doi:10.1177/0022022112466944
6. Hatcher, R. L., Fouad, N. A., Grus, C. L., Campbell, L. F., McCutcheon, S. R., & Leahy, K. L.
(2013). Competency Benchmarks: Practical Steps Toward a Culture of Competence. Training and 9
Education in Professional Psychology, 7(2), 84-91. doi:10.1037/a0029401
7. Fernet, C., Austin, S., Trepanier, S.-G., & Dussault, M. (2013). How do job characteristics contribute to burnout? Exploring the distinct mediating roles of perceived autonomy, competence, and 3
relatedness. European Journal of Work and Organizational Psychology, 22(2), 123-137. doi:10.1080
/1359432X.2011.632161
8. Rollero, C., & Tartaglia, S. (2013). Men and Women at Work: The Effects of Objectification on Competence, Pay, and Fit for the Job. Studia Psychologica, 55(2), 139-152.
9. Neimeyer, G. J., Taylor, J. M., & Cox, D. R. (2012). On Hope and Possibility: Does Continuing Professional Development Contribute to Ongoing Professional Competence? Professional Psychology-Research and Practice, 43(5), 476-486. doi:10.1037/a0029613
10. Veilleux, J. C., January, A. M., Van der Veen, J. W, Reddy, L. F., & Klonoff, E. A. (2012). Differentiating Amongst Characteristics Associated With Problems of Professional Competence: Perceptions of Graduate Student Peers. Training and Education in Professional Psychology, 6(2), 113-121. doi:10.1037/a0028337
11. Johnson, W. B., & Barnett, J. E. (2011). Preventing Problems of Professional Competence in the Face of Life-Threatening Illness. Professional Psychology-Research and Practice, 42(4), 285-293. doi:10.1037/a0024433
12. Ridley, C. R., Mollen, D., & Kelly, S. M. (2011). Beyond Microskills: Toward a Model of Counseling Competence. Counseling Psychologist, 39(6), 825-864. doi:10.1177/0011000010378440
13. Johnson, W. B., Johnson, S. J., Sullivan, G. R., Bongar, B., Miller, L., & Sammons, M. T. (2011). Psychology in Extremis: Preventing Problems of Professional Competence in Dangerous Practice Settings. Professional Psychology-Research and Practice, 42(1), 94-98. doi:10.1037/a0022365
14. Pinnington, A. H. (2011). Competence development and career advancement in professional service firms. Personnel Review, 40(4), 443-465. doi:10.1108/00483481111133336
15. Babione, J. M. (2010). Evidence-Based Practice in Psychology: An Ethical Framework for Graduate Education, Clinical Training, and Maintaining Professional Competence. Ethics & Behavior, 20(6), 443-453. doi:10.1080/10508422.2010.521446
16. Fouad, N. A., Grus, C. L., Hatcher, R. L., Kaslow, N. J., Hutchings, P. S., Madson, M. B., Crossman, R.E. (2009). Competency Benchmarks: A Model for Understanding and Measuring Competence in Professional Psychology Across Training Levels. Training and Education in Professional Psychology, 3(4), S5-S26. doi:10.1037/a0015832
17. Kim, T.-Y., Cable, D. M., Kim, S.-P., & Wang, J. (2009). Emotional competence and work performance: The mediating effect of proactivity and the moderating effect of job autonomy. Journal of Organizational Behavior, 30(7), 983-1000. doi:10.1002/job.610
18. DeJaeghere, J. G., & Cao, Y. (2009). Developing US teachers’ intercultural competence: Does professional development matter? International Journal of Intercultural Relations, 33(5), 437-447. doi:10.1016/j.ijintrel.2009.06.004
19. Johnson, W. B., Elman, N. S., Forrest, L., Robiner, W. N., Rodolfa, E., & Schaffer, J. B. (2008). Addressing Professional Competence Problems in Trainees: Some Ethical Considerations. Professional Psychology-Research and Practice, 39(6), 589-593. doi:10.1037/a0014264
20. Robiner, W. N. (2008). Addressing Professional Competence Problems in Trainees: Managing Hot
Potatoes With Heightened Ethical Awareness. Professional Psychology — Research and Practice, 39(6), 594-597._____________________________________________________________________________
1
1
3
3
5
2
0
2
118
9
5
13
1
Список литературы
McClelland, D. C. (1973). Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist, 28(1), 1-14. doi:10.1037/h0034092
White, R. W. (1959). Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 66(5), 297-333. doi:10.1037/h0040934
184
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Приложение
Исключенные из списков популярных и новых статей
Статьи, не вошедшие в Таблицу 1. "20 самых популярных статей по компетентностному подходу в организации":
Bandura, A., & Schunk, D. (1981). Cultivating Competence, Self-Efficacy, and Intrinsic Interest Through Proximal Self-Motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 41(3), 586-598. doi:10.1037/0022-3514.41.3.586
Статьи, не вошедшие в Таблицу 2. "20 самых новых статей по компетентностному подходу в организации":
Kuittinen, M., Merilainen, M., & Raty, H. (2014). Professional competences of young psychologists: the dimensions of self-rated competence domains and their variation in the early years of the psychologist's career. European Journal of Psychology of Education, 29(1), 63-80. doi:10.1007/ s10212-013-0187-0
Gonzalez-Gonzalez, I., Gallardo-Gallardo, E., & Isabel Jimenez-Zarco, A. (2014). Using films to develop the critical thinking competence of the students at the Open University of Catalonia (UOC): Testing an audiovisual case methodology in a distance e-learning environment. Computers in Human Behavior, 30, 739-744. doi:10.1016/j.chb.2013.09.013 Whaley, A. L. (2011). Clinicians’ Competence in Assessing Cultural Mistrust Among African American Psychiatric Patients. JournalofBlackPsychology,37(4),387-406. doi:10.1177/0095798410387133
185
Organizational Psychology. 2014. Vol. 4. No 4.
www.orgpsyjournal.hse.ru
20 most cited and 20 most recent articles on competence-based approach
Alexey KLIMOV
National research university 'Higher school of economics', Moscow, Russia
Abstract. Information about the 20 most cited and 20 most recent articles on competent-ference approach provides the analysis of English sources from the database Web of Science. Use a set of Core Collection, which includes the most authoritative journals in various fields of knowledge, he was selected from two citation index: Science Citation Index Expanded (SCI-EXPANDED) and the Social Sciences Citation Index (SSCI). All data-act-trivial at the time November 23, 2014. When searching method was used snowball sampling. The choice of this method stems from the fact that the word competence (competence) was not the specificity nym and applicable only in the field of organizational psychology, and is a common word in English. As a result of filtering by name articles were found about 12,000 articles. To narrow your selection without losing quality, to compile lists used multiple techniques, in particular, clarifying the criteria used and were viewed “outbound” links (forward references) the first two articles on the competence-based approach (McClelland, 1973; White, 1959). The largest number of articles have been found in the interdisciplinary fields of psychology, management (mainly strategic), medicine, research, business, education.
Keywords: competence-based approach; bibliometrics; citation.
References
McClelland, D. C. (1973). Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist, 28(1), 1-14. doi:10.1037/h0034092
White, R. W. (1959). Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 66(5), 297-333. doi:10.1037/h0040934
Address: 20, Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
186