2.2. ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Горбатова Марина Константиновна, к.ю.н. Должность: доцент. Место работы: кафедра конституционного и административного права, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Домнина Анастасия Валерьевна, аспирант. Место учебы: кафедра конституционного и административного права, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. E-mail: [email protected]
Аннотация: Анализируются современные тенденции формирования профессионального правосознания студентов юристов в России.
Ключевые слова: правосознание, юридическое образование, профессиональное правосознание студентов юристов.
TENDENCIES OF LEGAL PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS FORMATION FOR STUDENTS OF LAW IN TODAY’S RUSSIA
Gorbatova Marina Konstantinovna, PhD in Law. Position: associate professor. Place of employment: Constitutional and Administrative Law chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
Domnina Anastasia Valerievna, postgraduate studentt. Place of study: Constitutional and Administrative Law chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. E-mail: anas-tasiy-domnina@yandex. ru
Annotation: There have been analyzed current tendencies of the professional legal consciousness formation for students of law in Russia.
Keywords: legal consciousness, legal education, professional legal consciousness of students of law.
В условиях формирования в России демократического, правового, социального государства, реформирования правовой системы, укрепления законности и правопорядка особое значение приобретает, наряду с другими вопросами, исследование правового сознания юристов.
Специфика правосознания будущих специалистов-юристов обусловливает рассмотрение в правосознании пограничного уровня - правосознания студентов - юристов. Будущие юристы, а ныне студенты, которые изучают правовые дисциплины на юридических факультетах в университетах, институтах, академиях и других высших учебных заведениях, дающих юридическое образование, являются и достаточно большой группой носителей правосознания.
Особенность данной социальной группы выражается в том, что эта группа пограничная, которая состоит из носителей обыденного правосознания, переходит постепенно в ходе образовательного процесса в группу носителей профессионального сознания, а часть студентов наиболее склонная к исследовательской деятельности, - в группу представителей научного право-1
сознания .
1 Надыгина Е. В. Влияние информационных технологий на правосознание студентов-юристов // Юридическое образование, наука и практика: актуальные проблемы. Сборник науч-
Высшее профессиональное юридическое образование должно служить непременным источником формирования правовой культуры и профессионального правосознания юристов. Система высшего юридического образования в России продолжает функционировать во многом не эффективно, что негативно отражается на формировании профессионального правосознания студентов юристов. Наиболее острой проблемой современного юридического образования является обеспечение качества подготовки юристов.
Мы укажем на основные формы проявления кризиса в сфере высшего юридического образования в России, которые, в свою очередь, негативно влияют на формирование профессионального правосознания юристов.
Во-первых, выпуск юристов непрофильными вузами нашей страны. В отличие от многих специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, юридическое образование - это пропуск на государственные должности, обремененные властью и ответственностью. Поэтому подготовка юристов для таких должностей по природе не может быть организована на любительском уровне.
Во-вторых, происходит снижение морального статуса отечественной юридической корпорации это связано с тем, что, по распространенному мнению, наиболее важная задача юридических вузов, особенно негосударственных, заключается лишь в выполнении ими правопросветительских функций и общей социализации молодежи. Из юридического образования уходит моральная идея служения обществу, юристы начинают осознавать себя не столько профессионалами, сколько предпринимателями или чиновниками, где бы они ни находились2.
В-третьих, увеличение количества внебюджетных студентов обучающихся по юридической специальности, которые не имеют достаточный уровень знаний.
В-четвертых, увеличение контингента студентов юристов обучающихся по заочной форме обучения. Качественный анализ контингента данной формы обучения показывает, что студенты в очень незначительной части связаны с практической юридической деятельностью. В советское время считалось, что по заочной форме программы высшего юридического образования эффективно могут обучаться студенты, уже работающие в юридической сфере.
В-пятых, недостаточность практических навыков прививаемых юристам в процессе обучения. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки тесно связаны и переплетаются.
В-шестых, отсутствие комплексного законодательного регулирования механизма введения новых уровней высшего профессионального образования, обеспечивающего гармоничное внедрение инструментов Болонского процесса в практику российской высшей школы.
В частности, отсутствие законодательного закрепления квалификационных требований и перечня должностей, которые могут быть заняты выпускниками бакалавриата и магистратуры, порождает сомнения у вузовской общественности в приемлемости двухуровневой системы для системы высшего юриди-
ных статей. Выпуск 1. - Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета. - 2007. - С. 92-94.
2 Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права,-2009 . - № 7. -С. 31-44.
ческого образования, вызывает опасения, что данный процесс может негативно повлиять на процесс формирования профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях.
В-седьмых, проблема формирования личности в высших учебных заведениях способной быть юристом. Формирование в высшем учебном заведении личности устойчиво ориентированной на общечеловеческие ценности главная задача высшего юридического образования. Многие высшие учебные заведения недостаточно уделяют внимания воспитательной работе со студентами в процессе их обучения.
Стержнем профессионализма юристов является развитое профессиональное правосознание, что обусловливает повышенное значение его формирования в процессе подготовки юридических кадров.
В связи с этим на современном этапе преодоления негативных тенденций в высшем юридическом образовании приобретает достаточно актуальный характер. Преодоление данных тенденций будет служить одновременно и путями к повышению профессионального правосознания юристов.
Во-первых, в системе современного высшего юридического образования должен быть полностью восстановлен и развит контроль государства за его содержанием, формами и, главное, результатами.
Во-вторых, целесообразно резко ограничить возможности для предоставления некачественных юридических услуг, сделать этот вид «образовательного бизнеса» непривлекательным для непрофильных вузов. Ведь ни для кого не секрет, что непрофильные высшие учебные заведения, готовящие юристов, зачастую не обладают кадровой и материальной базой для подготовки юристов.
В данном плане заслуживают внимание рекомендации повышения качества юридического образования в России, подготовленные ассоциацией юристов России.
Ассоциация юристов предлагает произвести сокращение непрофильных государственных юридических вузов, осуществляющих выпуск юридических кадров в Российской Федерации с посредственными базовыми знаниями.
Для этого предлагается:
1) утвердить перечень профильных государственных и негосударственных вузов по подготовке кадров в области юриспруденции;
2) осуществить поэтапное сокращение объемов бюджетного финансирования на подготовку юридических кадров в непрофильных вузах;
3) разработать предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся отсрочек от призыва на военную службу для обучающихся на юридических отделениях и факультетах непрофильных государственных и негосударственных вузов.
Однако многие в юридическом сообществе считают, что к таким мерам следует относиться с большой осторожностью.
Декан юридического факультета Волжской государственной академии водного транспорта С. В. Крепак считает, что классическое юридическое образование должны давать мощные государственные профильные вузы, а непрофильные и коммерческие вузы должны сосредоточить свои силы на подготовке узко специализированных юристов.
А.В. Петров предлагает напрямую связать занятие ключевых должностей с определенным уровнем подготовки. Например, на должность судьи, адвоката, прокурора, нотариуса могут претендовать только лица, имеющие магистерский уровень образования. Необходимо определить, что подготовку по направлению «Юриспруденция», дающему возможность работать на юридических должностях широкого профиля, подготовку магистров могут вести только профильные (классические) высшие учебные заведения. Это позволит отсечь негативный элемент, т. е. массовую подготовку юристов в непрофильных вузах России.
В-третьих, обеспечить интеграцию национальной системы юридического образования в европейское и международное образовательное пространство, в частности:
1. Разработать и реализовать законодательные и организационные решения, необходимые для завершения перехода российского юридического образования на многоуровневую систему.
Для системы высшего юридического образования, целесообразным представляется:
а) введение обязательной двухуровневой системы подготовки юристов (бакалавр - магистр) с четким определением юридических должностей, на которые могут претендовать выпускники, имеющие тот или иной уровень высшего профессионального образования.
б) предусмотреть, что на должность судьи, прокурора, нотариуса, адвоката и некоторые другие могут претендовать только лица, имеющие магистерский уровень образования.
в) определить, что в филиалах подготовка юристов может осуществляться только на уровне бакалавриата, а подготовка на уровне магистратуры - только на базе стационарных форм обучения.
г) предусмотреть, что по направлению «Юриспруденция», дающему возможность работать на юридических должностях широкого профиля, подготовку бакалавров и магистров могут вести только классические университеты и специализированные институты и академии3.
д) разработка и реализация совместно с будущими работодателями специализированных магистерских программ, ориентированных на особенности деятельности соответствующих организаций.
2. Содействовать распространению опыта ведущих юридических вузов в области международного сотрудничества и расширению различных форм такого сотрудничества (программы «двойных дипломов» по бакалавриату и магистратуре, совместные аспирантуры, программы студенческого и преподавательского обмена и пр.).
В-четвертых, вернуться к положению, когда к приему на юридические специальности по заочной (вечерней) форме обучения допускались исключительно лица, уже работающие в юрисдикционных и правоохранительных органах или органах государственного и муниципального управления.
В-пятых, одним из направлений повышения качества высшего юридического образования можно считать интеграцию юридического образования и науки.
3 Петров, А. В., Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России / А. В. Петров, М. К. Горбатова. - Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - С. 71.
Интеграция высшего юридического образования и науки должна носить комплексный характер и осуществляться посредствам:
- повышения роли Российской академии наук в развитии вузовской науки и соответствующего ее влияния на качество юридического образования;
- стимулирования вузовских исследований в области юриспруденции путем расширения количества государственных грантов в этой области.
В-шестых, взаимодействие юридического образования и юридической практики как инструмент повышения качества юридического образования. Необходимо максимально использовать возможности практики как формы обучения. Усилить интеграцию юридического образования и практики, в частности путем:
1) увеличение сроков практической подготовки студентов;
2) обязательность для государственных юрисдикционных органов предоставления мест практики студентам специализированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;
3) совершенствование системы ознакомительных и учебных практик (исключение формализма в прохождении практики, возможность скользящих графиков, заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими трудности с кадрами);
4) внедрение инновационных форм практики (создание студенческих консультационных бюро, юридических клиник, выработка регламентов их деятельности, включение в учебные планы вузов).
В ряде юридических вузов функционируют юридические клиники как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Значение юридических клиник в формировании профессионального правосознания юристов очень велико. Студенты, участвующие в работе юридической клиники применяют на практике теоретических знаний, полученные за годы обучения в вузе, а также имеют возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов, участие в юридической клинике стимулирует студентов - юристов на занятие научной деятельностью.
В-седьмых, особую роль в процессе передачи правовой информации имеет неразрывная связь теории с практикой. Задача преподавателя - сформировать определенную информационную систему, которая будет обеспечивать трансляцию профессионально значимого знания в систему обучения. К таким способам можно отнести следующие активные образовательные методы: проведение ролевых, деловых игр; совместный обзор и анализ правоприменительной практики, изменений в законодательстве, моделирование проблемных ситуаций, возникающих в практической деятельности. Систематическое проведение ролевых и деловых игр способствуют выработке у студентов навыков саморегуляции психических состояний, повышению коммуникативной компетентности, в частности, отработке конкретных приемов разрешения конфликтов, установления психологического контакта, выбора способа психического воздействия, а также формировании личностной заинтересованности будущего работника в самопознании и развитии положительных качеств.
В-восьмых, воспитательная работа в высшей школе как критерий качества образования и как способ формирования профессионального правосознания юристов. По мнению А. В. Петрова основными направлениями воспитательной работы в вузе служат: граждан-
ско-патриотическое воспитание, духовно нравственное воспитание, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, противодействие коррупции.
В-девятых, одна из наиболее важных и необходимых мер в процессе преодоления негативных тенденций в процессе формирования профессионального правосознания юристов - это антикоррупционное воспитание студентов юристов.
Необходимо создавать у студентов юристов антикоррупционную мотивацию, антикоррупционную этику, антикоррупционный стереотип поведения. В рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации. А также целесообразно было бы внедрить в учебный процесс специальные курсы, посвященные антикоррупционной тематике (например, «Антикоррупционное право», «Противодействие коррупции» и др.).
Таким образом, можно сказать, что происходящие в российском высшем юридическом образовании преобразования выдвигают на первый план проблемы социально-правовой активности граждан, которая зависит не только от общества и государства, но в большой степени от самой личности, от степени развитости её правовой культуры и правосознания.
Список литературы:
1. Надыгина Е. В. Влияние информационных технологий на правосознание студентов-юристов // Юридическое образование, наука и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей. Выпуск 1. - Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверси-тета. - 2007. - С. 92-94.
2. Петров, А. В., Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России / А. В. Петров, М. К. Горбатова. -Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.
- С. 71.
3. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права.- 2009 . - № 7. - С. 31-44.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Горбатовой М.К. и Домниной А.В.
«Тенденции формирования профессионального правосознания студен-тов-юристов в современной России»
Научная статья посвящена исследованию тенденций формирования профессионального правосознания студентов-юристов в России на современном этапе.
Эффективность преобразований в правовой сфере, их соответствие задачам, стоящим перед российским обществом и государством непосредственно зависит от уровня правовой культуры современного российского общества, где ключевое значение всегда имела и имеет правовая культура страты юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Главным, основным, базовым источником профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе является высшее профессиональное юридическое образование.
Период реформ 90-х годов XX века и начала XXI века специфическим образом отразился на системе высшего профессионального, в том числе юридического образования. Она подверглась существенной трансформации и уже на эмпирическом уровне обнаруживает значительные количественные и качественные изменения. Эти изменения по большей части происходили и отчасти продолжают происходить не как результат целенаправленной политики, а стихийным, спонтанным путем. Сформировавшаяся таким образом система высшего юридического образования достаточно сильно отличается по основным параметрам от системы, действовавшей в советский период. Она, по мнению многих ученых юристов, менее эффективна и внутренне противоречива, что дает основания оценивать ее состояние как кризисное.
Актуальность тематики рецензируемой статьи определяется, прежде всего, потребностью в научном теоретическом осмыслении возможностей существующей системы высшего юридического образования эффективно выполнять свои основные функции, то есть обеспечивать воспроизводство профессиональной правовой культуры, необходимой для решения задач, стоящих перед российским обществом и государством.
С этой целью авторами исследованы особенности современного состояния системы факторов, условий и мер, влияющих на формирование профессионального правосознания студентов-юристов.
В качестве подведения итогов своего исследования авторы предлагают пути преодоления негативных тенденций в процессе формирования профессионального правосознания студентов-юристов.
Научная статья «Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России» М. К. Горбатовой и А. В. Домниной обладает актуальностью, новизной, теоретической и практической значимостью. Статья по содержанию и форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного
и административного права
НадыгинаЕ.В.